Дополнительное время, которое старшеклассники тратят на занятия вне школы, в том числе выполнение домашних заданий, уроки с репетиторами, спорт и кружки, может отрицательно влиять на их навыки, психологическое состояние и даже ментальное здоровье. Это подтвердило исследование учёных из Университета Джорджии, опубликованное в Economics of Education Review.
В работе использовали данные об активности 4300 учащихся начальной, средней и старшей школы, собранные в рамках регулярного опроса американских семей. Информация о детях включала записи о полной 24-часовой разбивке одного случайного буднего дня и одного случайного выходного. Кроме того, исследователям были доступны результаты тестов на когнитивные способности, пройденных участниками, и ответы их родителей в опросе о поведении детей. Их использовали для оценки когнитивных и некогнитивных навыков школьников.
Оказалось, что в среднем школьники проводили около 45 минут в день, то есть более пяти часов в неделю, за какими-либо дополнительными обучающими занятиями. И это не так уж мало — с учётом школы, сна и различных обязанностей у них оставалось в среднем менее семи свободных часов в сутки. Причём исследователи выяснили, что больше всего времени из этих 45 минут уходило на выполнение домашних заданий.
Ключевой вывод исследователей связан с тем, как меняется распределение времени с годами. В старшей школе подростки существенно меньше времени, чем дети помладше, проводили за занятиями, не связанными напрямую с развитием академических навыков. Они реже читали или посещали какие-либо организованные внешкольные программы, зато больше времени уделяли домашним заданиям.
Большинство старшеклассников при этом находились на пределе возможностей. Анализ связей между нагрузкой и навыками показал, что с определённого предела дополнительные активности перестают улучшать когнитивные навыки (на развитие которых они направлены), при этом вредят навыкам эмоциональной регуляции и социального взаимодействия.
Авторы не указывают, какому именно количеству часов соответствует этот предел, — норма варьируется для детей разного возраста в зависимости от их интересов и семейных условий. Но исследование даёт объяснение механизму, из-за которого дополнительная внешкольная нагрузка может вредить психологическому состоянию и некогнитивным навыкам.
Отсутствие пользы для когнитивного развития можно объяснить переутомлением — если школьник не отдыхает достаточно, он просто не может запомнить то, чему научился. А социально-эмоциональные навыки снижаются, вероятно, потому, что дополнительными учебными активностями заменяют свободное времяпрепровождение, которое на самом деле тоже важно для развития подростков. Без него школьникам просто некогда практиковать навыки общения и саморегуляции. Кроме того, из-за перегрузки они испытывают стресс, что тоже не способствует психологическому здоровью.
Российская статистика также показывает большой вес домашнего задания во внешкольном времени детей. Согласно социологическому исследованию РАНХиГС, 41% российских детей в обычных школах и 46,7% в лицеях и гимназиях тратят на выполнение домашних заданий более двух часов в день. Больше всего таких трудозатрат — у учеников 9–11-х классов.
Ранее более 87% родителей в опросе Skillbox Media и «Профилум» заявили, что хотели бы, чтобы их дети посещали большее количество кружков и дополнительных занятий. Среди причин половина опрошенных назвали необходимость формирования навыков для будущей профессии. Согласно другому опросу, который провела Российская академия образования, у 21% мальчиков и 39% девочек школьного возраста наблюдается выраженная дневная сонливость. По словам экспертов, она вызвана перегрузом на фоне домашних заданий, компьютерных игр и дополнительных занятий.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!