С тем, что отчислять неуспевающих студентов из вузов сложно, согласились 52% опрошенных преподавателей. Не видят в этом трудностей лишь 27%. Оставшиеся 21% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Результаты исследования приводят «Ведомости» со ссылкой на отчёт Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).
В опросе, который проводили исследователи из РАНХиГС с помощью онлайн-анкетирования в мае — июне 2024 года, участвовали 21 164 преподавателя вузов из 87 регионов России (кроме Чукотского и Ненецкого автономных округов).
Респонденты связывают сложности с отчислением студентов с негативным эффектом подушевого финансирования, говорится в исследовании. Суть в том, что по закону об образовании финансовое обеспечение реализации образовательной программы выделяется по установленным нормативам с учётом количества учащихся. И если студента, который не справляется с программой вуза, отчислить, то государственное финансирование уменьшится. Вузы таких рисков избегают.
В большинстве вузов преподаватели сообщали, что отчислить студентов сложно. Судя по данным, которые приводит издание, из общей статистики выбиваются лишь НИУ ВШЭ и Российский государственный социальный университет. В них большинство опрошенных преподавателей не согласились с тем, что им сложно отчислить недобросовестных студентов.
Наибольшая доля преподавателей, которым сложно отчислять неуспевающих студентов, в следующих вузах:
- Новосибирский государственный технический университет — 78,63%;
- РГПУ имени А. И. Герцена — 68,15%;
- Омский государственный технический университет — 65,08%;
- Казанский государственный энергетический университет — 64,83%;
- Пензенский государственный университет — 63,83%.
Преподаватели 55 лет и старше говорят о трудностях с тем, чтобы исключить недобросовестных студентов, чаще, чем сотрудники в возрасте от 18 до 34 лет (58 и 47% соответственно). Исследователи объясняют это тем, что поколение преподавателей самой молодой возрастной группы начало работать, когда подушевая система финансирования вузов уже действовала. То есть им просто не с чем сравнивать то, как устроены процессы отчисления студентов сейчас.
О том, что привязка финансирования к числу студентов — проблема для качества высшего образования, говорят давно. Например, в 2021 году ректор Челябинского госуниверситета Сергей Таскаев связал «вынужденный» выпуск неквалифицированных специалистов из вузов с этой системой. Как альтернативу в Минобрнауки рассматривают финансирование вуза по количеству принятых студентов — независимо от того, сколько из них впоследствии остались учиться. Об этом говорил глава ведомства Валерий Фальков на пленарном заседании Совета Федерации в июне 2024 года.
Ранее мы рассказывали о том, что прогнозировать риск отчислений можно с помощью анализа стратегий саморегулирования мотивации, которые используют студенты.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!