На пресс-конференции, которая состоялась 27 апреля в пресс-центре «Россия сегодня», руководителю Рособрнадзора Анзору Музаеву задали такой вопрос: поскольку в этом году в России не будет проводиться международное исследование по оценке образовательных достижений PISA, разрабатываются ли у нас какие-то альтернативы? И не изменился ли ориентир на вхождение России в топ-10 стран по качеству образования?
Что такое PISA
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международное мониторинговое тестирование, которое проходит под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Начиная с 2000-го его проводят раз в три года. В 2015 году в исследовании приняли участие 70 стран, в 2018-м — 79.
Это тестирование позволяет определить уровень читательской грамотности (в том числе способность к пониманию и критической оценке сложных текстов), математической и естественно-научной грамотности 15‑летних подростков. То есть в целом это проверка на функциональную грамотность. Основной вопрос исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получающие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе: решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Каждый раз по итогам PISA выстраивается рейтинг стран, то есть тестирование позволяет отслеживать, где наиболее сильные системы школьного образования, а где они слабее и как в каждой стране постепенно меняется уровень образовательных достижений.
Итоги PISA используются для расчёта «средневзвешенного места России» — показателя, который отражает положение государства относительно других стран по качеству школьного образования. Напомним, в последние годы планировалось, что к 2030 году Россия должна войти в топ‑10 стран по этому показателю.
В 2022-м состоится очередное исследование PISA. Но недавно стало известно, что по политическим причинам ОЭСР исключила Россию из числа стран-участниц.
Что ответил глава Рособрнадзора
«Наверно, слишком хорошие результаты начали показывать и спортсмены, и культурные деятели нашей страны, и ребята, которые представляли нас на международных олимпиадах школьников (столько медалей никогда Российская Федерация и Советский Союз даже не завоёвывали, по всем предметам)», — прокомментировал Анзор Музаев отмену PISA в России. Он также отметил, что в таких исследованиях, как PIRLS и TIMSS, Россия является многолетним лидером. Первое оценивает чтение, освоение и использование прочитанной информации четвероклассниками, второе — математические и общеобразовательные знания у учащихся 4–8-х классов. Кстати, эти исследования в России не отменены.
«Вот исследование PISA, о котором вы сказали, оно было для нас новое, но ничего невозможного для системы образования для Российской Федерации нет, — сказал глава Рособрнадзора. — Мы сначала внимательно присматривались, учились, а дальше мы ежегодно начали показывать очень серьёзный рост. Очень серьёзный рост. Такого роста ни у одной страны фактически не было».
«Наверно, у нас слишком хорошо получалось, и нас решили с этой эстафеты тоже снять, как и вышеперечисленных наших победителей во всех сферах», — заключил он.
Говоря о планах, Анзор Музаев пообещал, что осенью будет проведена общероссийская оценка, аналогичная PISA. Её проведут уже не в рамках международного исследования, но по тем же моделям, поскольку у России есть банки заданий и свои опытные эксперты, методисты. «В течение ещё двух лет мы спокойно можем этот формат у себя проводить, — заверил спикер. — И с миром мы тут тоже себя сами сравним без их участия. Тоже проблем нет».
На вопрос о судьбе планов России по вхождению в топ-10 стран по качеству образования он напрямую не ответил, зато упомянул, что «у нас в стране есть свои богатые традиции, на которые можно опираться и по отношению к которым самих себя тоже в том числе оценивать».
Какие результаты были у России в PISA
В 2018 году результаты российских обучающихся 15-летнего возраста по читательской грамотности оказались на 16 баллов ниже, чем в 2015 году.
Итоги PISA 2018 года для российских школьников получились несколько хуже предыдущих: в списке из 79 стран Россия оказалась на 26–36-м месте по читательской грамотности, на 27–35-м месте — по математической грамотности и на 30–37-м — по естественно-научной. Для сравнения: в исследовании PISA за 2015 год, в котором участвовало меньше стран (70), Россия была на 19–30-м, 22–30-м и 30–34-м месте соответственно.
В 2018 году на 6% увеличилось количество российских подростков, не достигших порогового уровня читательской грамотности, а число тех, кто достиг наивысших уровней (всего уровней шесть), немного уменьшилось.
Однако у московских школьников результаты читательской грамотности получились значительно выше — на уровне стран, которые попали в топ-3.
Как разъяснял Федеральный институт оценки качества образования, проследив динамику среднего балла по читательской грамотности у разных стран-участниц исследования от года к году, результаты России росли на протяжении с 2006 по 2015 год, а в 2018-м они снизились, но и результаты других стран ОЭСР снижались с 2012 года, а в 2018 году продолжили ухудшаться.
Результаты России по математической грамотности с 2009 по 2015 год росли, а в 2018-м тоже продемонстрировали снижение.
По естественно-научной грамотности в 2012 году в России произошёл прирост, итоги 2015 года были такими же, а в 2018 году средний балл снизился и оказался даже меньше, чем в 2006-м.
Динамика изменений результатов по читательской грамотности России, у стран ОЭСР (в среднем) и в среднем у стран — постоянных участниц PISA:
Динамика изменений результатов по математической грамотности России, у стран ОЭСР (в среднем) и в среднем у стран — постоянных участниц PISA:
Динамика изменений результатов по естественно-научной грамотности России, у стран ОЭСР (в среднем) и в среднем у стран — постоянных участниц PISA:
Кстати, не так давно Виктор Садовничий, ректор МГУ и глава Российского союза ректоров, на фоне новостей о том, что российские вузы исключили из международных рейтингов QS, сказал, что значение международных рейтингов переоценено, так как они строятся на критериях, которые для России не так уж важны.