Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Образование Корп. обучение
#статьи

5 способов привлечь внимание учащихся и сделать учебный контент более запоминающимся

Эти принципы из когнитивной психологии облегчат восприятие и запоминание новой информации.

Фото: Ivan Pantic / Getty Images

Не все курсы и программы одинаково увлекательны — особенно это касается обязательного обучения, например по технике безопасности и охране труда на производстве. Однако, чтобы вовлечь заскучавших сотрудников и сфокусировать их внимание на учёбе, чаще всего не нужно изобретать сложные стратегии — достаточно задействовать базовые принципы работы человеческого мозга.

Такими приёмами, основанными на научных знаниях о когнитивистике — то есть о том, как люди воспринимают, обрабатывают и запоминают информацию, поделились на своём сайте Train like a marketer американские маркетологи и L&D-специалисты Бьянка Бауманн и Майк Тейлор.

Совет 1


Усилить личную значимость

Когда человек чувствует, что новая информация касается его лично, способна как-то повлиять на его благополучие, статус или успех, он начинает уделять ей больше внимания — а это первый шаг к вовлечению в учёбу и запоминанию материала. Неспроста личная значимость — важный компонент некоторых теорий учебной мотивации и студентоориентированных подходов к педагогическому дизайну.

Как реализовать:

  • Начинать с обозначения проблемы, актуальной для учащихся, а не с темы обучения.
  • Напрямую обращаться к учащимся в тексте курса и других материалах.
  • Чётко обозначить, как учебный контент связан с их профессиональными задачами.
  • Использовать для примеров контекст, в котором находится аудитория.
  • Если вы применяете сторителлинг, герои историй должны быть похожи на учащихся, находиться в тех же или похожих ролях, сталкиваться с теми же трудностями.

Например, если начать вебинар по кибербезопасности с фразы: «Пароли, которые вы придумываете, могут защитить вашу конфиденциальную информацию — но могут и подвергнуть её риску утечки», это привлечёт больше внимания, чем абстрактное начало в духе: «Сегодня мы с вами узнаем больше о кибербезопасности».

Совет 2


Использовать контрастные различия

Человеческий мозг склонен оценивать конкретный стимул не отдельно, а в сравнении с другими стимулами. На этом принципе работают, например, распространённые маркетинговые приёмы, когда новая цена со скидкой указывается рядом со старой ценой или премиальные функции продукта сопоставляются с базовыми.

Этот же эффект можно использовать и в обучении — выделять самую важную информацию относительно остальной, использовать сравнения и контрастные примеры. Это поможет учащемуся понять, в чём сходства и различия разных предметов и явлений, структурировать новую информацию и запомнить главное.

Как реализовать:

  • Визуально выделять ключевые мысли (типографикой, иконками, цветными вставками) на фоне обычного текста.
  • Демонстрировать примеры вида «Правильно»/«Неправильно» или «До»/«После».
  • Если в учебном материале речь идёт о нескольких опциях, объектах, вариантах действий и так далее, то нужно чётко отделить их друг от друга, продемонстрировать их различия.
  • Если рассказывается о каком-либо процессе, важно показать, как меняется ситуация, явление или объект по сравнению с прежним состоянием.

Совет 3


Добавить больше конкретики и осязаемости

О важности наглядного и осязаемого в обучении ещё в XVII веке писал родоначальник классической дидактики Ян Амос Коменский: «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путём осязания». А уже в наше время когнитивная психология доказала, что конкретные понятия, такие как «ученик» и «книга», тесно связанные с невербальными образами, запоминаются быстрее, чем абстракции вроде «успеваемости» или «мотивации».

Обойтись без абстрактных понятий и концепций в обучении, конечно, получится далеко не всегда. Но имеет смысл как можно чаще подкреплять их конкретикой.

Как реализовать:

  • Иллюстрировать общие понятия конкретными примерами.
  • Рассказывать, как изученное применяется (или проявляется) в реальном мире.
  • Сопровождать все выдвинутые тезисы доказательствами.
  • Добавлять в обучение практические упражнения, задания и демонстрации.
  • Делиться с учащимися реальными кейсами.

Совет 4


Визуализировать материал

Грамотно подобранные визуальные материалы, сопровождающие текст или устные объяснения, помогают понять и запомнить новую информацию. Об этом говорят теория двойного кодирования и основанная на ней теория мультимедийного обучения. Стоит подчеркнуть, что, визуализируя учебный контент, всегда важно понимать, для чего это делается. Если использовать изображения просто «для красоты», это скорее отвлечёт учащихся и вызовет когнитивную перегрузку, чем поможет достичь учебных целей.

Как реализовать:

  • Добавлять релевантные, полезные иллюстрации, схемы и инфографики.
  • Использовать анимированные изображения, если они облегчат понимание (например, для иллюстрации работы механизмов, протекания физических процессов, природных явлений и так далее).
  • Использовать графики и таблицы для удобного представления данных.
  • Выстроить иерархию заголовков и подзаголовков, чтобы структура материала была понятна учащимся.
  • Уменьшить плотность текста, чтобы читать его было удобнее.

Совет 5


Включить эмоции

Об эмоциях в обучении много пишут и говорят. С одной стороны, они связаны с личной значимостью: если человека что-то искренне тронуло, это запомнится лучше, чем нейтральная информация. С другой — позитивные эмоции в целом способствуют учебной вовлечённости (а значит, и достижению результатов), а негативные, такие как скука или страх, способны сильно навредить и даже побудить бросить обучение.

Как реализовать:

  • Показать учащимся, что вам понятны их сложности и тревоги.
  • Делиться с аудиторией реальным опытом, а не приукрашенной картинкой.
  • Проектировать обучение так, чтобы студенты могли совершать собственные открытия.
  • Не оставлять без внимания прогресс и достижения учащихся.
  • Использовать юмор (но только если это уместно).

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована