18 декабря состоялась онлайн-встреча сообщества Digital Learning «Главные итоги года и тренды на 2026», на которой приглашённые эксперты поделились выводами о трендах в обучении в 2025 году и прогнозами на 2026-й.
В рамках встречи CEO компании Courseditor, предлагающей конструктор онлайн-курсов и платформу для обучения, Сергей Замараев поделился данными, полученными на основе более 10 миллионов запросов пользователей к ИИ в конструкторе Courseditor. Кроме этого, эксперт озвучил свои наблюдения относительно разработки учебного контента в уходящем году.
С какими задачами разработчики курсов обращались к ИИ
ИИ-инструменты в Courseditor появились ещё в 2023 году. Сейчас, по словам Сергея, конструктор по запросу пользователя задействует ИИ для генерации и редактирования текстов, транскрибации видео и превращения контента из видео в статью, генерации тестовых вопросов и вариантов ответа. А ещё доступен ИИ-помощник, готовый ответить на возникшие вопросы.
Статистика использования этих функций в 2025 году показала следующее:
- 93% запросов относятся к генерации тестовых вопросов с нуля.
- 4% запросов связаны с редактированием текста — например, чтобы сделать его короче или длиннее, переписать в нужном стиле, проверить на орфографические ошибки, сформулировать саммари для стартовой страницы. Как заметил Сергей, судя по всему, чаще всего разработчики курсов загружали в конструктор ранее подготовленный текстовый контент, дорабатывая его при необходимости, а не генерировали новые материалы.
- 2% запросов были обращены к боту-помощнику — как правило, пользователи задавали вопросы, как сделать в конструкторе то или другое, консультировались в случае затруднений.
- 1% запросов — на транскрибацию видео, то есть преобразование речи спикера в текст.
Какие тренды в разработке курсов наблюдались в 2025 году
По наблюдениям Сергея Замараева, в 2025 году заметна потребность компаний в том, чтобы с помощью ИИ создавать готовые курсы из исходных материалов. Это бы значительно упростило и ускорило сборку курсов, что очень важно для бизнеса. Но, как заметил Сергей, несмотря на то, что в 2024–2025 году появилось много конструкторов, которые это предлагают, профессионалы доверяют им неохотно. Во-первых, использование внешних ИИ-платформ означает, что материалы нужно загрузить на сторонние серверы, а это небезопасно.
Во-вторых, пользователи пока ещё с сомнением относятся к способности ИИ создать качественный курс, пусть даже на основе человеческих наработок. По словам Сергея Замараева, разработчикам конструкторов курсов стоит взять на заметку подход, который уже внедряют в ИИ-инструменты для программистов. Они не выдают сразу готовый результат, а показывают процесс и на каждом промежуточном этапе ждут одобрения от человека: «Предлагаю вот здесь сделать так, подойдёт ли это?» Как считает Сергей, этот подход сработает и в создании курсов, повысив доверие пользователей к инструменту.
Эксперт отметил, что в этом году решилась давняя проблема с генерацией изображений. До 2025-го нейросети не могли по запросу создать набор картинок в едином стиле или в одной цветовой гамме, и у разработчиков курсов, которые пытались с помощью ИИ проиллюстрировать свои материалы, это вызывало сложности. Современные генеративные модели наконец-то научились придерживаться визуального единообразия в выдаче, и это расширило область их использования в разработке учебного контента.
В качестве третьего ИИ-тренда Сергей Замараев назвал применение ИИ для работы с ответами учащихся — например, в диалоговых тренажёрах и для проверки ответов в свободной форме на открытые вопросы. Обычно такие функции внедряют в LMS.
Помимо трендов, связанных с внедрением ИИ в разработку учебного контента, Сергей отметил развитие тренажёров-симуляторов. По его словам, это не новое изобретение, но в уходящем году к ним вернулось внимание. Раньше это в основном были программы, которые нужно устанавливать на компьютер, теперь же тренажёры работают прямо в браузерах. Помимо симуляторов, имитирующих работу в каком-либо ПО, значительно развились диалоговые тренажёры. Для создания таких симуляторов есть отечественные конструкторы, такие как Scroll, «ДелайКурс» и Simulator от Courseditor.
Кроме этого, по наблюдению Сергея, среди клиентов Courseditor по-прежнему популярны микроформаты, особенно среди небольших компаний, которые только начинают обучать персонал.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Как генерировать учебные материалы с помощью ИИ: пошаговая инструкция
- Как создавать онлайн-курсы с помощью нейросетей: реальные кейсы
- Как меняется рынок профессионального обучения и чего ожидать в 2026 году
- ИИ «отменяет» традиционное корпоративное обучение
- Обучать сотрудников работе с ИИ в 2026 году планирует треть российских компаний