Исследовательская компания HolonIQ, которая с октября 2024 года принадлежит компании — разработчику образовательных рейтингов Quacquarelli Symonds, представила ежегодный анализ 1000 самых перспективных стартапов в EdTech. Чтобы участвовать в рейтинге, компаниям должны быть меньше 10 лет, не являться дочерними проектами более крупных компаний и не контролироваться группой инвесторов.
Становится меньше стартапов на ранней стадии
Один из заметных трендов, выявленных аналитиками HolonIQ, — это сокращение количества стартапов, основанных за последние три года. В 2024 году их доля составила 17% от общего числа, тогда как в 2023-м таких стартапов было 23%. Это объясняется ужесточением условий финансирования: венчурные инвесторы всё чаще отдают предпочтение компаниям, которые уже демонстрируют прибыль и устойчивый рост, а не проектам на ранних этапах развития.
Но региональная специфика играет важную роль: например, в Северной Европе, Австралии, Восточной и Южной Азии выстроены более проработанные EdTech-экосистемы с уже устоявшимися стартапами.
Больше всего стартапов — в школьном сегменте и ДПО
Развивающиеся рынки, такие как Ближний Восток, Африка и некоторые части Азии, склоняются к моделям B2C, то есть стартапы там разрабатывают образовательные продукты для частных пользователей. В этих частях света высокая доля детей и молодёжи в населении, там активно развивается техническая инфраструктура, а также характерна жёсткая конкуренция за поступление в элитные школы, международные университеты или на государственные должности. Такая ситуация приводит к появлению множества цифровых решений для репетиторства, подготовки к тестам и изучения английского языка. Например, на индийском рынке вновь — после краха знаменитого стартапа-«единорога» Byju’s — закрепился лидер, чьи продукты ориентированы на подготовку к школьным и другим экзаменам.
В то же время в условиях развитой экономики, в частности в Европе, почти половина стартапов нацелена на корпоративные потребности в повышении квалификации, то есть ориентирована на модель B2B. Например, образовательная компания Storayls в странах Северной Европы и Балтии предлагает краткосрочные программы повышения квалификации. Этот стартап занимается разработкой курсов и инструментов обучения сотрудников непосредственно в корпоративных системах Microsoft Teams и Learn 365.
Вот так распределяются стартапы по уровням образования в глобальном масштабе:
- школьное образование — 40%;
- обучение и развитие рабочей силы — 36%;
- высшее образование — 20%;
- дошкольное образование — 4%.
В российском EdTech ключевыми драйверами роста в уходящем году, стали программы по подготовке к ЕГЭ или ОГЭ, программы СПО и высшего образования онлайн, а также распространение инструментов на основе ИИ.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Какие стратегии роста выбирают на российском рынке EdTech
- Стало известно, какие доли рынка занимают пять крупнейших экосистем российского EdTech
- Что происходит на российском EdTech-рынке: итоги 2024-го и ожидания от 2025-го
- Перечислены основные тренды рынка EdTech, которые, вероятно, продолжатся в 2025-м