Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#кейсы

Иисус на единороге — это не богохульство: как создавали афишу выставки «Апокалипсис»

И Откровение, и Midjourney, и джаз.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Летом 2023 года в культурном квартале «Брусницын» в Санкт-Петербурге открылась выставка с эффектным названием «Апокалипсис». Создатели выставки — арт-группа «Зерно», христианский творческий коллектив, который сложился при лютеранской церкви Анненкирхе. Группа создаёт иммерсивные инсталляции в религиозных и общественных пространствах уже более пяти лет.

Участники арт-группы «Зерно» Кристина Шилова и Пётр Бабурин рассказали, как возникли визуальные решения, позволившие по-новому взглянуть на вечные ценности Библии.

Пётр Бабурин

Дизайнер-богослов арт-группы «Зерно». В графическом дизайне с 2006 года.

Кристина Шилова

Маркетолог арт-группы «Зерно».

Задача: нестрашный конец света

Для арт-группы это был первый опыт открытия такого масштабного проекта не в стенах родной Анненкирхе, а на другой площадке — в петербургском культурном кластере. Кроме того, темой выставки был один из самых сложных и будоражащих библейских сюжетов — события последней книги Библии «Откровение Иоанна Богослова» (иначе её называют «Апокалипсис»), которая повествует о конце света.

Витраж об апокалипсисе в миланском Дуомо
Фото: Veneranda Fabbrica del Duomo di Milano / Google Arts and Culture

— Нужно было создать афишу выставки о конце света, но при этом не делать её страшной или отталкивающей, ведь главный смысл выставки в том, что на самом деле апокалипсис в христианском понимании — это радостное событие, окончание грешной земной жизни и вечная жизнь в Царствии Небесном рядом с Богом. Также было важно отстроиться от «классического» церковного дизайна и показать, что это современное мероприятие, рассчитанное на самую широкую аудиторию.

Кристина Шилова

— Мы пришли к мысли, что незачем что-то выдумывать, ведь в Библии уже рассказано, как именно будет происходить конец света.

Решено было взять буквальные образы, описанные в ней, и оформить их современно — с отсылками к образам героев и злодеев из поп-культуры.

Пётр Бабурин

У самой Анненкирхе яркий, актуальный визуальный стиль — и в оформлении пространства, и на сайте
Скриншот: сайт Анненкирхе / Skillbox Media

Что может нейросеть

Изначально для отрисовки персонажей мы хотели воспользоваться услугами художника. Но, к сожалению, тот, к кому мы обратились, в последний момент подвёл, и пришлось искать новые способы, чтобы быстро создать сложную афишу.

Пришла идея обратиться к новому на тот момент инструменту — Midjourney. Напомним, речь про лето 2023 года: работа с ИИ в дизайне ещё не особо распространена, а Midjourney только появился.

Вопреки распространённому стереотипу, нейросеть не может быстро по заказу создать любую картинку. Это зависит от того, есть ли нужные примеры изображений в интернете, способна ли ИИ увидеть необходимые ассоциации и взаимосвязи.

Например, у нас возникли проблемы с генерацией единорога, потому что хороших изображений этого сказочного создания слишком мало. В итоге пришлось отдельно создавать голову единорога, отдельно — Иисуса на лошади и потом производить операцию по пересаживанию головы.

Единороги — это всегда было сложно. На развороте книги пять видов единорогов согласно видению парижского фармацевта XVI века
Фото: The British Library / Google Arts and Culture

Сейчас, спустя полтора года, нейросети уже стали привычным инструментом, без которого сложно представить работу дизайн-отдела и отдела маркетинга. Хотя управление Midjourney — это всё ещё сложный процесс, где нужно знать команды и особенности работы с инструментом. Вполне возможно, что скоро появится отдельная специальность — «оператор Midjourney» 🙂

Так дизайнер Анненкирхе Пётр Бабурин буквально за три дня освоил Midjourney и создал афишу выставки.

Изображение: Midjourney / Пётр Бабурин / Анненкирхе

— При взгляде на эту афишу у зрителя возникают ассоциации с фэнтезийным кино с жаркими битвами, неожиданными сюжетными поворотами и обязательной победой добра в конце. Всё это правда, но это не про «Игру престолов» и не про «Властелина колец». Это про Библию.

Каждый образ на афише продуман до мелочей, а сама она, на наш скромный взгляд, — самостоятельное произведение искусства. Далее мы расскажем, почему она получилась именно такой, и почему здесь нет оскорбления чувств верующих.

Кристина Шилова

Откуда супергеройский образ Иисуса и почему это не богохульство

Образ Иисуса-победителя на белом коне взят из 19-й главы Апокалипсиса.

И увидел я открытое небо, и вот, конь белый и Всадник на нём. Зовётся Он — «Верный и Истинный», Он праведно судит и воюет. Глаза Его — как пламя огня, на голове Его много диадем, и начертано на Нём имя, которого никто, кроме Всадника Самого, не знает. Кровью было обагрено одеяние Его и дано было имя Ему: «Слово Божие». За Ним на белых конях тоже следовали воинства небесные, в тончайший лён, чистый и белый, одетые. В устах Всадника был меч острый, чтобы карать им народы. Железным будет пасти Он их посохом. В давильне давит Он из винограда вино сурового возмездия Бога Вседержителя.

На одежде Его, понизу, начертано имя: Царь царей, Господь господствующих.

Откровение 19:11–16

Иисус-Победитель — главный герой афиши и главный герой выставки «Апокалипсис»
Изображение: Midjourney / Пётр Бабурин / Анненкирхе

«Зерно» — совсем не первые, кто иллюстрировал эти строки Откровения: образ встречается и в классическом церковном искусстве.

Фреска Собора Святой Софии в Новгороде Великом (фрагмент). Апокалипсис. Иллюстрация 19-й главы, стихи с 11-го по 15-й. XIX век
Фото: Messir / Wikimedia Commons
Праведный Судия на белом коне поражает мечом нечестивые народы. Роспись Троицкого собора Даниилова монастыря в Переславле-Залесском. 1662–1668 гг.
Изображение: Свято-Троицкий Данилов монастырь / «Православная энциклопедия»
Второе пришествие
Изображение: Public Domain

— Мы немного отступили от буквальной визуализации текста: у нашего Иисуса меч в руке, а не исходит изо рта, на голове нет большого количества всевозможных корон, глаза не горят как пламя, а Его одежда не в крови.

Пётр Бабурин

Буквальная иллюстрация текста Откровения выглядела бы как-то так. Ольга Пташко, «Сидящий на белом коне», цифровое изображение
Изображение: Olga Ptashko / Shutterstock

Образ второго пришествия Христа как Победителя важен для всех христиан: Иисус побеждает зло собственной Кровью, а его Слово остро как меч. Но меч этот не убивает, а отделяет добро от зла.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные».

Послание к евреям 4:12

Почему Иисус на единороге

Единорог, Пеликан и Феникс — древние символы Иисуса. Например, они перечислены в гимне Unicornis Captivatur, где в каждом из куплетов Иисус сравнивается с одним из этих животных:

Единорог — редкое царственное животное.

Пеликан, согласно средневековым поверьям, кормит детей собственной кровью.

Феникс — тот, кто возрождается вновь, побеждая смерть.

Церковный гобелен Hortus Conclusus (фрагмент), 1480 г., шерсть, шёлк, золотая и серебряная нить, с орнаментом. Мария держит единорога за рог, Адам пронзает его, а Ева собирает его кровь в чашу. Адам также произносит слова: «Он изъязвлён был за грехи наши» (Исаия 53:5). Очевидно, что это Иисус представлен в виде единорога.

Изображение: Swiss National Museum

Кроме того, единорог — самая благородная версия коня, потому что рог — это символ власти.

См. Значение слова «Рог» в библейской метафоре в православной энциклопедии «Азбука веры».

Таким образом, единорог — идеальная версия коня для второго пришествия.

Почему Сатана держит меч неправильно

Сатана изображён под копытами коня Иисуса и держит меч не за рукоять (в боевой позиции), но за основание лезвия. Он передаёт меч как побеждённый победителю, что иллюстрирует описанную в Откровении окончательную победу Иисуса над злом.

Изображение: Midjourney / Пётр Бабурин / Анненкирхе

Что за тёмный город на заднем плане

Конечно же, это Вавилон — в Библии это не просто исторический город, но символ человеческой гордыни и культа насилия. К тому же одна из локаций выставки посвящена ему.

Изображение: Midjourney / Пётр Бабурин / Анненкирхе

Почему Иерусалим Небесный, но на земле

Описанный в последних главах Откровения Новый Иерусалим назван небесным не потому, что находится на небе, а потому, что жизнь в нём организована в согласии с Божией волей. Для автора Откровения важно, что полноценное Царство Божие наступит на Земле и жить в нём будут люди, воскрешённые в новых и преображённых телах, а не какие-то бесплотные души в небесном замке на облаках.

Изображение: Midjourney / Пётр Бабурин / Анненкирхе

Почему ангел играет джаз

В Откровении всего по семь. Семь ангелов, семь труб, семь чаш гнева, семь светильников, семь печатей и семь знаков.

— Про каждого из семи ангелов написано просто, что он «вострубил», но не описано, как именно. Человек может представить себе грозную и страшную боевую трубу, сигналящую об опасности. И действительно, после каждой из семи трубных мелодий случается что-то катастрофическое.

Но если знать о доброте Бога и посмотреть на общий замысел книги Апокалипсис, то становится ясным: описанные катастрофические события — это как ремонт в квартире. Сначала становится хуже — пыль и грязь, что-то отламывают и сносят, но потом ведь можно наслаждаться жизнью в квартире со свежим ремонтом. Так и в конце времён: для зла это катастрофично, для остальных — радостно.

А ремонт всегда лучше делать под хороший джаз.

Пётр Бабурин

Изображение: Midjourney / Пётр Бабурин / Анненкирхе

Дева, которой были даны крылья

Последняя деталь, которую мы разберём, — парящая на крыльях девушка. Этот образ имеет различные богословские толкования, среди которых доминирует понимание его как христианской церкви в период гонений. Также здесь можно увидеть отсылки к Богородице, двенадцати апостолам и другим библейским сюжетам.

И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней.

И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Откровение 12:1–9

Изображение: Midjourney / Пётр Бабурин / Анненкирхе

— Афиша и её отдельные элементы стали официальным брендингом выставки: на её основе оформили лендинг, билеты, информационные таблички внутри пространства и многое другое.

За время работы выставки мы столкнулись с разной реакцией и не спорим, что это весьма провокационный кейс. Но кажется, что мы успешно справились с главной целью — зародить в людях интерес к христианской вере.

Надеемся, что им захочется открыть Библию и почитать поподробнее, что же там написано.

Кристина Шилова

Выставка «Апокалипсис» работает в Санкт-Петербурге до 9 марта 2025 года.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована