Заха Хадид: авангардная архитектура и космические корабли из бетона
В годовщину смерти легендарной женщины-архитектора рассказываем о её авторском стиле и необыкновенных работах.
Фото: Franco Origlia / Getty Images
Заха Хадид ― ирако-британский архитектор, которая никогда не шла на компромиссы. Известность ей принесли нестандартные проекты: стеклянная башня с дырой посередине, офисный центр с космическими лестницами на московской Дубровке, здание-волна в постсоветском Баку. О том, насколько смелыми могут быть архитектурные решения, ― читайте в нашей статье.
Планета на собственной орбите
Заха Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде в довольно обеспеченной и прогрессивной семье. Отец был политиком либеральных взглядов, а мать ― художницей. Именно она познакомила дочь с изобразительным искусством и пробудила в ней первый интерес к творчеству. Кроме того, семья много путешествовала, и в этих поездках Заха знакомилась с культурой разных стран ― в том числе с архитектурой.
В 22 года Заха окончила математический факультет Американского университета в Бейруте, затем поступила в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. И именно здесь начал формироваться неповторимый авторский стиль Захи Хадид.
В архитектурной школе Заха училась у голландца Рема Колхаса, известного представителя деконструктивизма. Характерные черты этого стиля отражались в первых проектах Захи ― сложные конструкции, асимметричные, зачастую нерациональные формы, ломаные линии. Также её вдохновлял русский авангард, в частности работы Малевича и Кандинского. Её привлекал в них дух новаторства, риска, уход от привычных форм. К этому стремилась и сама Хадид.
[Самое сложное] — объяснить другим людям, что, хотя они и привыкли к прямоугольным зданиям, это далеко не единственный способ освоения пространства.
Заха Хадид,
фрагмент интервью The Guardian
«Планета на собственной орбите», ― так говорил о Захе Хадид Рем Колхас. В 1978 году он предложил своей талантливой ученице работу в его бюро OMA. А уже спустя два года она открыла собственное агентство ― Zaha Hadid Architects (ZHA). Хотелось бы сказать, что с этого и началась легендарная карьера Захи Хадид, но нет ― ещё долгие годы её идеи существовали лишь на бумаге.
Проекты Хадид вызывали неоднозначную реакцию. Они побеждали во всевозможных конкурсах, но никто не решался воплотить в их жизнь, так как стоили они очень дорого. Кроме того, свою роль играла и бескомпромиссность Захи Хадид, не желающей отступать от своих замыслов. И более десяти лет её агентство занималось дизайном мебели, предметов интерьера и ― внезапно ― обуви.
Первый заметный успех пришёл к Хадид в 1993 году, когда в Германии завершилось строительство здания пожарной станции компании Vitra по её проекту. Необычная конструкция из остроугольных бетонных плит произвела впечатление на критиков и заказчиков, которые решились работать с самобытным архитектором. Агентство Хадид стало получать новые заказы ― всё более масштабные.
Мягкие линии и строгие расчёты
Со временем архитектурный стиль Захи Хадид стал меняться. На смену характерной резкости деконструктивизма пришли новые, более мягкие формы. В работах появилось что-то космически-футуристическое, многие из них легко представить в качестве декораций к фильмам о далёком технологичном будущем ― к «Гаттаке» или «Дивному новому миру».
Архитектура Хадид чаще в движении ― плавном, тягучем, порывистом. В большинстве проектов присутствуют гибкие линии, гладкие текстуры, зеркальные поверхности, в них много воздуха. Благодаря этому здания, несмотря на всю монументальность, не «утяжеляют» окружающее пространство, а гармонично вписываются в него.
Проекты Хадид удивляют масштабом и сложностью конструкций ― некоторые из них, кажется, просто противоречат законам гравитации. Сначала все сложные расчёты при проектировании сотрудники агентства Хадид производили сами, но в начале нулевых на помощь пришли технологии. ZHA переходит на параметрическую архитектуру: новые проекты создаются с помощью компьютерного моделирования, сложные технические решения берут на себя алгоритмы. Реализовать смелые замыслы Захи Хадид становится намного легче, быстрее и точнее.
С каждым возведённым зданием по проектам Хадид её авторитет в профессиональной среде возрастал, а в 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию.
31 марта 2016 года Заха Хадид скоропостижно скончалась от сердечного приступа. Остались незавершёнными 36 проектов, над которыми работала Заха, ― сейчас их реализацией занимается агентство ZHA, продолжающее традиции своей основательницы. У Захи Хадид не было семьи, её наследием стала необыкновенная архитектура в разных точках нашей планеты.
Культурный центр Гейдара Алиева, Азербайджан
В этом проекте Заха Хадид стремилась совместить формы, свойственные исламской архитектуре, с современным видением и гармонично вписать получившуюся конструкцию в серое постсоветское пространство. Снаружи ― волнообразный корпус с облицовкой из белого армированного стекловолокном пластика, застеклённый фасад, внутри ― рельефные поверхности, отделка с использованием дуба, наполненный светом атриум. Архитектор считала Культурный центр одним из главных своих проектов.
Башня Morpheus, Китай
Morpheus ― один из проектов Захи Хадид, завершённых уже после её смерти. Это часть игорно-гостиничного комплекса City of Dreams в Макао. Она состоит из двух башен, соединённых тремя мостами. Особенность этого здания в том, что оно, по словам архитекторов, «свободной формы»: в нём минимум несущих конструкций, а устойчивость достигается благодаря сетчатой структуре, которая оплетает всё сооружение и поддерживает его, как экзоскелет. С помощью этого решения внутри здания также создаётся естественное затемнение.
Dominion Tower, Россия
Бизнес-центр премиум-класса Dominion Tower находится в Москве на Шарикоподшипниковской улице. История у этого проекта не самая простая ― строительство начали в 2008 году, вскоре работы приостановили из-за кризиса. В 2012-м при участии российского архитектора Николая Лютомского проект немного «удешевили», и в 2015 году готовое здание открыло двери для арендаторов.
Внешне Dominion Tower по сравнению со многими проектами Захи Хадид кажется почти скучным ― никаких волн и неожиданных метафор. Главный отступ от строгих форм заключается в некотором смещении этажей относительно друг друга — это должно напоминать сдвиг тектонических плит. Фасад оформлен белым камнем и стеклом.
Гораздо эффектнее здание выглядит изнутри: просторный атриум выполнен преимущественно в белом цвете с точными чёрными акцентами, обширное пространство разделяют многочисленные лестницы, которые задают динамику всему интерьеру. В оформлении использован один из любимых материалов Хадид ― кориан.
Футбольный стадион «Аль Джануб», Катар
Стадион готовили к чемпионату мира по футболу 2022 года, а в эксплуатацию его ввели в 2019-м. «Аль Джануб» сочетает отсылки к местной культуре, функциональность и экологичность. Мягкие линии корпуса напоминают паруса традиционных катарских лодок доу ― своего рода дань уважения морскому промыслу, развитому в регионе.
Обтекаемая форма имеет практическое значение: в Катаре часто бывают песчаные бури, и такая конструкция должна выдержать ветровую нагрузку. В здании установлена инновационная система охлаждения и выдвижная крыша, что позволяет использовать стадион круглый год.
Дом 520 West 28th Street, США
Элитный 11-этажный жилой дом в Нью-Йорке стал одним из последних проектов Захи Хадид. Многие здания, созданные по её дизайну, кажутся инопланетными кораблями, временно приземлившимися в привычных локациях (тот же Культурный центр Гейдара Алиева в Баку). Но этот проект органично вписался в нью-йоркскую действительность, во многом потому, что архитектор учла материалы и детали, характерные для этого района.
Рядом с домом находится железная дорога ― гибкие линии и скруглённые углы строения напоминают о железнодорожных путях. По соседству сохранилось много зданий, облицованных чугунными панелями, ― и именно к ним отсылают элементы фасада из нержавеющей стали в проекте Хадид, обработанные вручную для получения матовой поверхности и нужного тёмного оттенка. А внутри здания ― привычная роскошь от Захи Хадид: белоснежные вестибюли, панорамные окна, индивидуальные интерьеры и неизменный авторский стиль.