Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Три столицы и один Карл Брюллов: обзор выставки в Третьяковской галерее

Рассказываем, какой получилась экспозиция и что ценного может в ней найти зритель.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Новой Третьяковке — последняя крупная экспозиция перед тем, как музей закроют на реконструкцию.

Даты проведения: 10 июня 2025 года — 18 января 2026 года

Входной билет: 450–900 рублей

Дни работы: вторник — воскресенье

Часы работы: 10:00–21:00

Адрес: Новая Третьяковка, г. Москва, Крымский Вал, 10

О чём говорит выставка в Новой Третьяковке

В этом году 225 лет со дня рождения Карла Брюллова, в честь чего крупнейшие музеи России представили свои экспозиции. Первым был Русский музей и «Великий Карл». Эти же картины через месяц отправились на новую выставку — в Москву.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковской галерее нужно было придумать другой фокус взгляда на творчество мастера: здесь в основе концепта три города, которые сыграли большую роль в его жизни и работах.

Важная интрига нашего проекта — поиски «места силы» Брюллова. Связь человека, а тем более художника с местом его рождения и обитания загадочна, но очевидна. Исследуя различные места, их уникальный дух, творческая личность обогащает свой внутренний мир, получает новые знания и опыт.

Из буклета Третьяковки, посвящённого выставке

Фото: Ирина Анисина / dk-community

Главное, что демонстрирует экспозиция, — великий талант художника.

Насыщенные живые краски привлекают взгляды — но одновременно работы, созданные углём и карандашом с растушёвкой, не менее выразительны. Герои, особенно «итальянской серии», настолько пропитаны жизнью, что вот-вот выйдут из рам: мы будто видим стоп-кадр, который на долю секунду прерывает действия героя. И даже с парадных портретов аристократов в дорогих костюмах и платьях на зрителя смотрят живые люди.

«Roma, и я дома»

Так писал о вечном городе Брюллов в 1850 году, вернувшись в Италию во второй раз и уже — навсегда.

Жизнь в Италии стала одной из главных вех в жизни художника: именно там он написал полотна, которые принесли ему славу.

Родной Петербург, где он прожил с рождения до 24 лет, держал художника в строгих рамках, заставляя подчиняться правилам и нормам. Сперва Карла муштровал отец (есть версия, что художник был глух на одно ухо из-за того, что отец жестоко ударил его в детстве), который заставлял ребёнка рисовать в буквальном смысле за еду. Затем — Императорская академия художеств, где нужно было писать «как принято».

Неудивительно, что художник чувствовал себя запертым, а его страстный нрав и талант искали выход.

Изображение: Карл Брюллов, «Нарцисс», 1819 г. / Государственный Русский музей

Впервые в Риме Брюллов оказался вместе со старшим братом Александром в 1823 году благодаря Обществу поощрения художников, которые проспонсировали поездку в обмен на написание картин. Этому предшествовала драма: благодаря дипломной работе Карл получил право на финансируемую поездку от Академии, но президент хотел оставить Брюллова ещё на три года, да к тому же в подчинении у художника, который не обладал талантом и не пользовался авторитетом.

Брюллов попросил заменить наставника, а когда просьба была отклонена, отказался от поездки и вышел из-под крыла Академии.

В Италии художник путешествовал во Флоренцию, Неаполь, Венецию. Там же состоялось его судьбоносное знакомство с музой и возлюбленной — весьма одиозной богатой вдовой Юлией Самойловой. Графиня не только спонсировала работы художника, но и однажды спасла его от светской «отмены». В Италии он много времени проводил на её вилле у озера Комо.

Изображение: Карл Брюллов, «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком», 1834 г. / Музей Хиллвуд

Зритель в зале видит слева и справа знаменитые работы «итальянского жанра», как их называл сам художник. Это солнечные, тёплые, яркие картины небольших размеров, на которых образы типичной итальянской жизни XIX века: сбор урожая, отдых, молитва, танцы.

Изображение: Карл Брюллов, «Итальянское утро», 1823 г. / Кунстхалле Киля
Изображение: Карл Брюллов, «Итальянский полдень», 1827 г. / Государственный Русский музей
Изображение: Карл Брюллов, «Семейная сцена в Италии», 1830 г. / Государственная Третьяковская галерея

С Вечным городом у Брюллова связана, пожалуй, самая счастливая пора жизни, яркая молодость. Художник не просто в нём побывал, но жил, и жил подолгу. Главное, он стал здесь творцом нескольких шедевров, среди которых «Последний день Помпеи».

Только в великом Риме мог сформироваться великий Карл.

Куратор выставки Людмила Маркина

Завершает римский период «Последний день Помпеи», который выставляют в Москве впервые за 25 лет.

Фото: страница Государственной Третьяковской галереи во «ВКонтакте»

Москва: отсрочка перед Петербургом

До 1835 года (целых 12 лет!) художник жил в Италии и вряд ли бы собрался возвращаться в Россию, если бы не указ императора, который потребовал громкий талант обратно: «Помпея» гремела на всю Европу, про Карла писали все газеты. Пять иностранных академий сделали Брюллова своим почётным членом, а Французская академия искусств присудила Брюллову золотую медаль.

В Москве Брюллов провёл несколько месяцев, успев познакомиться с Пушкиным, нарисовать много парадных портретов и романтический шедевр «Гадающая Светлана».

«Я успел уже посетить Брюллова. Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен», — писал Пушкин о встрече с художником.

Изображение: Карл Брюллов, «Гадающая Светлана», 1836 г. / Нижегородский государственный художественный музей

«Здесь я ничего не напишу, я охладел в этом климате»

Лучше всего нежелание мастера возвращаться ко двору описал Пушкин.

«Брюллов сейчас от меня. Едет в Петербург скрепя сердце; боится климата и неволи. Я стараюсь его утешить и ободрить; а между тем у меня самого душа в пятки уходит, как вспомню, что я журналист. Что же теперь со мною будет?.. Чёрт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!»

Из письма жене, 18 мая 1836 года

Впрочем, в Петербурге, городе детства и юности Брюллова, поначалу всё было отлично. В Рафаэлевском зале Императорской академии художеств прошло официальное чествование Брюллова. Художника встречали как национального героя. Все хотели с ним дружить, живописец был буквально завален заказами.

Николай I настоятельно рекомендовал написать новое историческое полотно. Художник выбрал «Осаду Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году», но так и не завершил её. Да, это не Помпеи, «гений места» здесь не явился. Климат Петербурга, отсутствие родных и близких друзей заставили впасть художника в меланхолию.

Куратор выставки Людмила Маркина

К. П. Брюллов, «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». 1839–1843 гг. Мастер считал её крайне неудачной, а потому не закончил
Фото: Ирина Анисина / dk-community

В столице Брюллов продолжил писать парадные портреты. Любопытный факт: он создал несколько портретов Романовых (их можно увидеть на выставке), но — ни одного портрета императора или семейного портрета монаршей семьи.

Причиной был характер Брюллова: он не любил писать тех, кто ему не симпатичен, и не хотел браться за официальные заказы.

Изображение: Карл Брюлов, «Портрет великой княжны Марии Николаевны», 1837 г. / Государственная Третьяковская галерея / «Портрет великой княжны Ольги Николаевны», 1841 г. / Самарский областной художественный музей
Изображение: Карл Брюллов, «Портрет детей Волконских с арапом», 1843 г. / Государственная Третьяковская галерея

Есть несколько разных историй о том, что необязательность Романовых так надоела художнику, что он несколько раз демонстративно уходил с красками. В итоге император рассердился и вообще отказался принимать Брюллова.

Один из портретов в «Петербурге» остался без подробного пояснения в аннотации. «Портрет Эмилии Тимм у рояля»: это женщина, с которой Брюллов был 41 день в браке. Скоропалительный союз, а потом и развод, стали главным светским скандалом в 1839 году.

К. П. Брюллов, «Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилии Тимм)» и эскиз, 1838 год
Фото: страница Государственной Третьяковской галереи во «ВКонтакте»

Причина разлада неизвестна до сих пор. И несмотря на славу, от художника в тот момент отвернулись многие клиенты, и он устремился покинуть Петербург. Спасти от отмены художника смогла графиня Юлия Самойлова, которая приехала в это время из Италии в Петербург, задействовала все свои связи и выставляла картины опального мастера.

Брюллов не стал счастлив в Петербурге. Город в конце концов убил художника: в 1843 году Карл получил заказ на росписи в Исаакиевском соборе.

«Я вообразил себе, что я второй Микеланджело, что я воздвигну над собою бессмертный памятник», — пророчески заметил он.

В одном из залов галереи собраны эскизы и рисунки купола, который мастер не успел закончить. Росписью собора он занимался пять лет. Были и конфликты с заказчиком, и творческие разногласия. Закончилось всё тяжёлой простудой из-за сырости и холодов: Брюллов пролежал в кровати семь месяцев и по совету врачей отбыл в Италию.

Роспись заканчивал уже другой художник.
Изображение: Карл Брюллов, «Автопортрет», 1848 г. / Государственная Третьяковская галерея

После многолетней разлуки [с Римом] ему казалось, что здесь он вновь напитается особой энергией, окрепнет физически и снова сможет работать. Несмотря на прогрессирующую болезнь сердца, Брюллов продолжал писать: портреты, жанровые сценки. Жизнелюбивая натура художника не давала предаваться пессимизму.

Куратор выставки Людмила Маркина

«Никуда я больше не поеду, нигде не хочу я больше быть и не тронусь я больше из моего Рима». В 1852 году Брюллов умер.

Как оформлена выставка Брюллова

Основное визуальное решение экспозиции — очень глубокий чёрный цвет, который подчёркивает контраст с цветовой гаммой картин и выводит их на первый план для зрителя, как бы подсказывая, что главное здесь — это холсты. Картины будто бы появляются из ничего и сияют в темноте.

​Оформлением выставки занимался коллектив DK-community: архитекторы Светлана Зезюкина, Трифон Миляев, Никита Моренов и Наталья Крымская.

Фото: dk-community

— Чёрный цвет в пространстве возник потому, что мы отталкивались от самой живописи. В картинах Брюллова, как в искусстве Возрождения, — например, у Караваджо, — чёрный фон и живопись светом.

Погасив фон, мы сконцентрировали внимание на полотнах.

Вертикальные ряды пилонов, на которых висят картины, отсылают к классицистическим пилястрам. Они выполнены из профилированного металлического листа — выбор именно этого материала неслучаен. Мы долго думали, что сможет объединить картину и фон: рефлексы света отражённого металла стали ответом и дали это объединение.

Вдоль рядов внизу, под картинами, проложен светящийся горизонтальный лайтбокс. Эти светлые линии утилитарны: служат сигналом для зрителей, чтобы они не подходили вплотную к картинам, и на них же расположен тикетаж.

Светлана Зезюкина, архитектор, сооснователь DK-community, преподаватель архитектурной школы «МАРШ»

Фото: DK-community

Архитекторы и дизайнеры выставочного пространства нашли простое решение, чтобы визуально разделить темы: каждому городу — свой цвет и своя «улица». Рим — жёлтый, Москва — красный, Петербург — синий. В начале каждой «улицы» — краткая информация, почему художник оказался в каждом городе, чем занимался.

Фото: Ирина Анисина / DK-community
Фото: Ирина Анисина / DK-community

В деталях помогают разобраться карты с датами и событиями. «Дорога» ведёт посетителя сквозь картины, завершая всё главным произведением.

Фото: olga kiseleva / Behance

— Выстроить связь между архитектурой зала и произведениями художника, чтобы сама выставка стала цельным впечатлением, — это была наша главная задача. Архитектура выставки является продолжением творчества автора, при этом и местом экспонирования.

Здесь есть классицизм — это равномерный строй и поверхность пилонов. Романтизм — это общая нуарная атмосфера, напоминающая нам о руинах Античности. Одновременно с этим выставка находится в модернистском зале, с золотой сеткой стеклянного потолка, которая дополнена колоннами и так становится кессонированным потолком Возрождения.

Светлана Зезюкина

Выставка получилась основательным высказыванием о творчестве мастера. Гости видят и знаменитые работы, включая незаконченные портреты, и эскизы, и графику. Часть полотен сопровождается интерактивом для детей: в них тесты, вопросы, квест.

Фото: Ирина Анисина / DK-community

На наш взгляд, гостям экспозиции не стоит рассчитывать на полное погружение в биографию Брюллова: информация на табличках не даёт достаточно фактов, которые объяснят истинные причины перемещений художника. Мы рекомендуем прочитать перед посещением один или два обзорных текста о художнике, чтобы лучше прочувствовать, где Брюллову было хорошо, а где он рисовал портреты из-под палки. Например, материал на сайте культура.рф или статью в журнале Третьяковки «Лаврус».

Фото: страница Государственной Третьяковской галереи во «ВКонтакте»

Экспозиция заканчивается второй самой известной картиной Брюллова — «Всадницей», которая в реальности имеет гигантские размеры — 291,5×206 см. Картина стоит несколько отдельно от всех: с неё можно начинать или завершать осмотр.

Фото: Ирина Анисина / DK-community

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!





Учитесь 3D-моделированию бесплатно

Пройдите курс «3D-моделирование в Blender с нуля». Изучите основы 3D-моделирования для игр, рекламы и визуализации интерьеров. Создайте первые проекты в Blender для своего портфолио.

Пройти курс→
Попробуйте себя в 3D-дизайне
Пройдите бесплатный курс по 3D-моделированию в Blender для новичков. Создайте свои первые проекты для портфолио и получите полезные подарки.
Пройти курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована