Дизайн
#новости

«Вся наша жизнь — дизайн». Что мы узнали на конференции «Дизайн-выходные»

Саша Ермоленко, Юрий Гордон, Александр Загорский и другие спикеры рассказывают о конференции, о будущем дизайна и о своём отношении к кумирам.

10 и 11 апреля в Суздале прошли «Дизайн-выходные» — образовательная миссия собрала на одной площадке больше сотни профессионалов в области дизайна и около двух тысяч зрителей. Мы задали спикерам три похожих вопроса и получили очень разные ответы.

Дима Родионов

креативный директор Bang Bang Education

Тема лекции: «CG: Постреализм, цифровые аватары и саморефлексия».

— Что для тебя «Дизайн-выходные»?

— В этот раз это в первую очередь глоток свежего посткарантинного воздуха, когда все наконец смогли выбраться и пообщаться. Потому что дизайнеры — это не какая-то цифровая сущность, а реальные, живые люди.

В этом году всё больше лекций про коммуникацию и про обмен личными соображениями. Кажется, что именно такие темы пользуются самым большим успехом. Интереснее всего, когда они построены на преломлении личного опыта и когда в них отражается не просто прикладное отношение к профессии, а что-то более обобщённое и человечное.

— На лекции ты говорил, что всем нужно изучать 3D. Как тебе кажется, в чём будущее дизайна? Есть ли оно в 3D?

— Немного не так. Я говорил не о том, что каждый обязан изучать эту тему. Но 3D — это мощный инструмент, который позволяет сделать что-то совершенно новым способом. К тому же софт сейчас настолько легко изучать, что практически любой графический дизайнер может без особого труда погрузиться в тему, получить интересные результаты, найти новые ходы, которые по-другому он просто не нашёл бы. Как минимум стоит попробовать. Вдруг понравится.

Если ты мог бы задать один вопрос своему кумиру, то кому и о чём?

— Можно было бы продолжить тему моей лекции — соотношение дизайна и искусства. Я мог бы, например, спросить Гутова о том, куда мы можем пойти дальше. Было бы интересно провести параллели с дизайном, потому что их достаточно много. Может быть, какие-то из них я в своей лекции упустил. Есть шанс, что он озвучил бы какой-то очевидный способ, который помог бы нам вывести всё на новый уровень.

Саша Ермоленко

руководитель департамента дизайна сервисов Mail.Ru Group

Тема лекции: «Дизайн со смыслом».

Что для тебя «Дизайн-выходные»?

— Это возможность съездить в красивый город, послушать интересных мне людей и поделиться чем-то самой. Я приезжаю в Суздаль, чтобы узнавать новое, выступать и путешествовать.

— Возвращаясь к твоей лекции об инклюзии: каким ты видишь будущее дизайна? И какой главный тренд в 2021 году?

— Трендов много. Я не представляю, что будущее дизайна может ограничиться каким-то конкретным из них. Я считаю, что это сознательное ограничение собственных возможностей — «должно быть так». Но всегда будет что-то новое и удивительное, и я с предвкушением жду этого.

Главное, чтобы сохранялась функция дизайна — создавать комфортную среду и условия для более осознанной жизни и безопасного мира. Для меня созидательная функция дизайна будет всегда ключевой. Каким он станет и как будет меняться? Мне самой интересно, если честно. Я не строю каких-то конкретных догадок о будущем.

— Если бы ты могла задать один вопрос своему кумиру, то кому и о чём?

Так получилось, что иметь кумиров — не про меня. Я считаю, что люди — это люди. Они могут быть очень разными. У них есть слабые и сильные стороны. У меня нет мыслей вроде «этот человек великолепен во всём, я его почитаю». Я считаю, что вдохновение можно найти в любом человеке и что классные качества есть практически у каждого. Очень многие могут вызвать у меня яркие переживания или заставить меня мыслить иначе, но какого-то конкретного кумира у меня нет.

Александр Загорский

креативный директор BBDO Branding

Тема лекции: «Изобретение традиций. Русская эстетика».

— Что для вас «Дизайн-выходные»?

— Я был на «Дизайн-выходных» пять или шесть раз за девять лет со старта проекта. Но потом у меня случился перерыв. В прошлом году я приехал с лекцией про русскую красоту — её и продолжил в этот раз. Я тогда разрабатывал эту тему, и мне было очень важно поделиться. Тем более что я писал большие статьи, которые, как я понял, мало кто читал. В этом плане выступление на «Дизайн-выходных» стало для меня формой художественного высказывания. Кроме того, мне важно общение с людьми, которых я уважаю, ценю как художников и дизайнеров. Потому что мы на самом деле не видимся, даже живя и работая в Москве.

— Как вам кажется, что является главным трендом в дизайне в этом году?

— Если открыть программу выступлений, то можно увидеть паттерны: основная тема — управление в дизайне. Сейчас в каждом агентстве появилась пиар-служба, и если раньше ты мог чего-то не видеть и посмотреть здесь что-то свеженькое, то теперь ты стопудово видишь это в Facebook*. Реклама тебя догоняет. Ты точно знаешь, что делают коллеги. Все те ребята, которые раньше были практикующими чуваками, сейчас подросли, стали арт-директорами. Теперь главная тема — как управлять ресурсами, дизайнерами, как нанимать дизайнеров, как не выгорать, а усреднённый дизайнер — это такой арт-директор, который работает с ресурсами.

— Если бы вы могли задать один вопрос вашему кумиру, то кому и о чём?

— Это даже не гипотетический вопрос, потому что сейчас можно спросить у кого угодно что угодно. Если тебе нравится Стефан Загмайстер, ты всегда можешь написать ему в Instagram*. У него есть рубрика: подписчики присылают свои работы, он выбирает одну из них, постит у себя и комментирует её. Наверное, такая доступность и снимает актуальность этого вопроса. А с рождением Clubhouse ты стал знать, что дискурсов, принципов общения и коммуникации настолько много, что на самом деле уже не хочется ни у кого ничего спрашивать. Хочется, чтобы все помолчали или занялись делом, в конце концов.

Светлана Липкина

основательница проекта Low-Tech Design

Тема лекции: «Российский предметный дизайн на стыке традиции и глобальных трендов».

— Что для вас «Дизайн-выходные»?

— Я здесь впервые, и мне нравится, что разные индустрии начинают взаимодействовать. Графика — это круто и важно, но когда вы увидите всю картину, то поймёте, что на многие риторические вопросы на самом деле уже есть ответы, просто в других индустриях. При этом архитекторы и промышленные дизайнеры могут быть не очень хороши в графическом дизайне, поэтому их продукты часто не успешны только потому, что они не могут их нормально оформить и сверстать.

Нужно, чтобы эти связи стали результатом таких масштабных выездных сессий — именно выездных, это очень важно. Потому что, когда мы в Москве, нам тяжело найти время. Есть такое понятие, как клаузура — это когда студентов «закрывают» в одной комнате и не выпускают, пока они не придумают новую идею. Здесь то же самое: нас всех здесь закрыли — и всё, никуда не денешься. Ты ешь, выпиваешь и общаешься. Это очень круто. И если есть возможность не на самолёте лететь, а приехать на своей машине, да ещё с детьми, то это вообще «пятёрка».

— В чём будущее дизайна и какие главные тренды вы видите в 2021 году?

— Будущее за локальными производствами, основанных на локальных материалах, которые в конкретной местности являются природными. В Москве, например, нет дерева, но оно есть в Нижнем Новгороде — я имею в виду реальные лесозаготовки. В Москве, возможно, проще перерабатывать пластик в силу индустриальности региона. Это касается не только промышленного, но и графического дизайна. Например, если мы научимся хотя бы минимально использовать элементы идентичности региона в брендинге городов, то это будет успех. Мы увидим многообразие российских историй, тогда это будет уже федерация.

Потому что пока Москва — это очевидный центр, и там очень много глобального дизайна. Его так много, что город не переваривает локальный дизайн, тот как бы не вмещается. Как только мы сможем перенаправить вектор на внутреннюю часть страны, мы увидим, что локальных дизайнов очень много, они невероятно классные и уникальные. Люди там с любовью относятся к тому, что они делают, потому что они живут и не отвлекаются. А в Москве отвлекаются.

— Если бы у вас была возможность задать один вопрос вашему кумиру, то кому и о чём?

— У меня нет кумира. Я не верю, что один человек может иметь ответы на все вопросы. Для меня кумир — это человек как таковой. Он живёт, дышит, создаёт вокруг себя биополе. Мне это очень интересно. Не всегда у меня получается всем уделить достаточно времени и энергии, но я кайфую от изучения каждого конкретного человека.

Владислав Деревянных

бренд-дизайн директор Voskhod Branding

Тема лекции: «Я — постцифровой. Дизайн в эпоху постдиджитал».

Что для вас «Дизайн-выходные»?

— Я на «Дизайн-выходных» второй раз. Первый раз я был в Курске, но там немного другой формат, достаточно закрытый. А на полноценном мероприятии я впервые — и нахожусь в небольшом шоке. Столько дизайнеров на квадратный метр я никогда не встречал. В первую очередь важно понять, что нас много. Потому что ты в основном видишь своих коллег, всё это довольно разрозненно, а тут — комьюнити. Это целая армия. Всё у нас с дизайном в стране должно быть прекрасно, если есть столько людей.

— Как вам кажется, в чём будущее дизайна? Какие сейчас главные тренды в дизайне?

— Сейчас главное — это человечность. Несмотря на то, что дизайн делается в любом случае для человека, раньше он был направлен на механизированные аспекты: чем больше станок, тем больше производительность. То есть человек находился за рамками этого — он был как обслуживающий персонал конструкций. Сейчас всё идёт в обратную сторону, и нейросети в этом плане только инструмент — человека ничто не заменит. Конечно, в какой-то сфере произойдут изменения, но именно человек определяет, что хорошо и что плохо, а нейросеть может только генерировать.

Если бы вы могли задать один вопрос вашему кумиру, то кому и о чём?

— Это был бы Мэрилин Мэнсон, и я бы его спросил, приедет он ещё раз в Екатеринбург или нет. Шесть лет назад он отыграл два концерта. Я был на Ледовой арене оба дня.

Юрий Гордон

совладелец студии Letterhead

Тема лекции: «Арт-картография — растить свой сад».

— Что для вас «Дизайн-выходные»?

— Это общение. Вообще, мы все сидим каждый в своей коробочке. А тут отличная возможность вылезти из неё, пообщаться, повидаться. Идеи для сотрудничества здесь рождаются прямо на лету.

— Каким вы видите будущее дизайна?

— Солнечным. Вся наша жизнь — дизайн. Я себя не позиционирую как дизайнера, я художник. Но поскольку я ещё заодно и дизайнер, я понимаю, что любой горожанин общается с дизайном 24 часа в сутки. Он начинает свой день с брендов еды, которой питается, и заканчивает свой день на кровати, которая тоже как-то брендирована. Кроме того, тот городской стиль жизни, который удобен, устроен, уютен, — это всё дизайн. Он сопровождает нас всё время. Соответственно, его не может быть меньше. Чем больше развивается цивилизация, тем больше в ней дизайна.

— Если вы могли бы задать один вопрос вашему кумиру, то кому и о чём?

— Знаете, мой кумир — Осип Мандельштам. Я не знаю, задал бы я ему какие-нибудь вопросы… Я, наверное, сделал бы то же, о чём он написал в стихотворении, посвящённом Батюшкову:

«Ни на минуту не веря в разлуку,

Кажется, я поклонился ему:

В светлой перчатке холодную руку

Я с лихорадочной завистью жму».

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована