«В России достаточно студий и онлайн-магазинов, в которых можно выбрать подходящий шрифт»
Директор компании «Паратайп» Анна Якупова — о кириллических шрифтах, пиратстве и лицензировании.
Иллюстрация: Teddy / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Анна Якупова
директор компании «Паратайп»
Во многих отраслях сейчас непростое время, дизайн — не исключение. Когда появилась новость о том, что Monotype перекрыла россиянам доступ к своей библиотеке, мы решили поговорить с главой «Паратайпа» Анной Якуповой о том, что сейчас происходит у шрифтовиков и есть ли надежда на кириллицу.
Анна рассказала:
- что на самом деле означают новости о Times New Roman и Arial;
- насколько популярны сейчас кириллические шрифты;
- о том, станет ли больше пиратства;
- какой сервис может упростить дизайнерам жизнь.
О ситуации в отрасли и кириллических шрифтах
— Что сейчас происходит у вас и ваших коллег-шрифтовиков?
— Мне кажется, что по многим отраслям сейчас ударило. Дизайн-агентства пострадали — все начинают экономить деньги, опасаются инфляции. У нас то же самое — стало меньше покупок, но мы надеемся, что ситуация выправится.
— Новости «извне» не заставили себя ждать: Monotype перекрыла российским пользователям доступ к своей библиотеке.
— Но ничего толком не изменилось. Они закрыли доступ для IP-адресов из России. В других зарубежных магазинах с нашими карточками сейчас тоже ничего не купишь, но используя карту иностранного банка, можно. Так же и с MyFonts.
Юридическим лицам у Monotype и так было сложно приобретать шрифты из-за нашей бюрократии — бывали случаи, когда нас просили сделать заказ, потому что компании сами не могли оформить необходимые документы.
Что касается системных шрифтов, Times New Roman, Arial и других, то для установки в операционную систему их у Monotype лицензируют Microsoft и Apple. Этими шрифтами можно продолжать пользоваться.
Если что, наши люди найдут как купить. Но зачем? В России достаточно студий и онлайн-магазинов, в которых можно выбрать подходящий шрифт.
— Как вы думаете, произошедшее повлияет на развитие кириллических шрифтов?
— Индустрия и до произошедшего хорошо развивалась: количество качественных кириллических шрифтов с каждым годом увеличивается. Мы раньше проводили конкурс «Современная кириллица» раз в пять лет, потому что нужно было время, чтобы появилось достаточное количество новых шрифтов, а сейчас — раз в два года. По‑моему, на последний конкурс подано около 400 заявок. Это только то, что было сделано за последние два года, и нам ещё не все прислали. Конечно, есть студенческие, экспериментальные работы, но достаточно шрифтов отличного качества.
Я замечаю, что у молодых дизайнеров растёт интерес к разработке шрифтов. Например, в школу BoldItalic Димы Голуба очень быстро набираются студенты.
О пиратстве и бесплатных шрифтах
— Как вы считаете, будет ли усиливаться пиратство?
— Мне кажется, что нашей отрасли это не должно сильно коснуться. Если бы в России не было своих шрифтов, а были бы только зарубежные, то люди пошли бы тырить от безысходности. Однако на нашем рынке ничего не поменялось. Многие уже привыкли к тому, что интеллектуальная собственность стоит денег, люди слушают музыку и смотрят фильмы через стриминговые сервисы, покупают лицензии на использование иллюстраций/фотографий/шрифтов.
— А как вы отслеживаете незаконное использование шрифтов?
— На вывесках и в печатных материалах — глазами, на веб-сайтах — с помощью скриптов.
Все стараются решить этот вопрос полюбовно, потому что много людей и компаний используют нелицензионные шрифты просто по незнанию. Особенно мелкие бренды — им дизайнер сделал проект, ничего не сказал, а они понятия не имеют, что для использования шрифтов нужно покупать лицензии.
— Можно пользоваться и бесплатными шрифтами.
— Да, есть довольно много условно бесплатных шрифтов, как зарубежных, так и отечественных. У «Паратайпа» есть несколько гарнитур с открытой лицензией, у других компаний тоже. Если государство озаботится тем, что России нужна своя библиотека шрифтов для общего пользования, это и будет импортозамещение.
— А чем рискует дизайнер, если использует бесплатные шрифты?
— Минус в том, что бесплатные качественные шрифты быстро становятся популярными и появляются на каждом углу. Бизнес, как правило, хочет отличаться от конкурентов визуально, поэтому некоторые крупные компании заказывают собственный кастомный шрифт. Шрифт подчёркивает индивидуальность, узнаваемость. В остальном подводных камней нет (кроме качества шрифта и кириллицы в частности), поэтому для стандартных задач можно пользоваться бесплатными.
О лицензировании
— Мы немного коснулись темы лицензий. Верно ли, что сейчас ситуация обстоит так: дизайнер создаёт проект, покупает шрифт, передаёт работу заказчику, и клиент тоже должен купить права?
— Верно. В России шрифт по закону защищается и как графика, и как программное обеспечение. Так что всем, кто использует шрифт, независимо от того, устанавливает ли он файл к себе на компьютер или делает вывеску для магазина, нужно собственное разрешение, то есть лицензия.
— А это правильно, что и дизайнер, и заказчик платит? Может, для дизайнеров надо создать какую-то другую систему?
— «Паратайп» сейчас как раз этим занимается. Мы хотели бы, чтобы у дизайнера была библиотека шрифтов с доступом по подписке. Это самый удобный вариант, потому что можно «примерять» в макете любые шрифты. Заказчик же потом должен будет купить лицензию для того, чтобы использовать шрифт в конкретном проекте. Наше приложение «Фонтоскоп» позволяет это делать, версия для Windows уже существует, а для macOS мы его сейчас допиливаем.
— Получается, лицензия станет проблемой заказчика.
— Да, но клиентов надо ставить в известность, что на шрифты нужно покупать лицензии, многие об этом и не догадываются. В противном случае, если возникнут проблемы с правообладателем, заказчик сможет «перевести стрелки» на дизайнера. Предупреждать желательно не устно, а при помощи электронной почты либо прописывать в договоре.
— Понятно, почему пользователям сложно: нет единой лицензии, требования могут казаться непонятными.
— Единую систему лицензий сделать довольно сложно. У всех правообладателей разные взгляды. К тому же лицензирование шрифтов со временем меняется — развиваются технологии, а с ними и варианты использования.
Если вы заглянете, например, на сайт словолитни Brownfox, то увидите, что там много разных лицензий — Гаянэ Багдасарян вместе с юристом долго работала над ними. Их сейчас гораздо больше, чем у нас, — только для видео, по-моему, три варианта. Однако там настолько всё понятно описано, что у пользователей теперь гораздо меньше вопросов о том, что им надо покупать: они сами понимают, какая лицензия и для чего нужна.
Мы хотели сократить количество лицензий, но, может быть, это не совсем правильно: надо, наоборот, увеличить — и сделать их более понятными.