Дизайн
#кейсы

Традиции и эксперименты: GRUPPA о русском дизайне

Как придумать коллекцию одежды, сохраняя локальное наследие и думая о будущем.

Фото: Gruppa

GRUPPA — творческая студия из Москвы. Основана в 2015 году дизайнерами Дашей Аникеевой и Кириллом Борисовым. Им близки локальное наследие и народные мотивы. Мы поговорили с ними об источниках вдохновения и совместной коллекции одежды с проектом FRONT.

Даша
Аникеева

графический дизайнер и художница по тканям.

Кирилл
Борисов

графический дизайнер, арт-директор.

О команде

«Мы работаем вдвоём — Даша и Кирилл. В 2015 мы создали бюро графического дизайна. В каком-то смысле мы до сих пор им остаёмся.

Мы делали конкурсную айдентику для парка «‎Зарядье», для важной российской туристической точки. Конкурс мы не выиграли. Но в процессе мы сделали несколько набросков, перед которыми сели и сказали: «‎Вот это — то, каким путём может пойти русский дизайн». Сейчас эти эскизы кажутся нам довольно наивными, но тогда это было откровение.

Мы сделали что-то такое, что не подсмотрели в пинтересте, что-то, что было в нас самих, искреннее и просто красивое.

Фото: Front

С этого момента у нас появилась идея, на основе которой мы развили свой подход к работе: что красота должна быть проектируемым свойством дизайна. Тут очень кстати оказалось то, что Даша окончила университет по специальности «‎Художник по тканям». А узоры на тканях зачастую построены вокруг того, что мы естественным, биологическим образом считаем красивым — растительных мотивов.

Это широкая тема, которую мы до сих пор исследуем. Наш подход больше исследовательский, чем дизайнерский. У нас есть гипотеза, что русский дизайн может строиться вокруг декоративной практики.

Декоративность неотделима от дизайна. Дизайнеры называют её завершённостью композиции, красотой, выразительностью формы, однако корни этих устремлений лежат в декоративности».

Фото: Front

О русском дизайне

«Для нас русский дизайн равен русским дизайнерам. Мы — то, что мы делаем. Дизайн-традиции как таковой в России нет. Многие задачи просто невозможно решить, обратившись к архивам. Иногда мы встречаем работы, авторы которых идут глубже, используя опыт прошлых поколений дизайнеров. Это лучше, это дальновиднее, но к сожалению этого недостаточно. И здесь, как нам кажется, кроется основная проблема русского дизайна — тотальное заимствование смыслов и образов. Очень хочется быть понятыми правильно, особенно — в текущей сложной ситуации. Мы не за импортозамещение, не за лапти, клюкву и скрепы. Мы говорим об эксперименте, который в русских дизайнерах просто выродился.

Очень легко воспроизводить успешные практики из других стран, вся индустрия этим активно пользуется. Для определённого этапа это нормально. Но нам хочется большего. Нам интересно, куда мы идём как визуальная культура и как культура вообще. Способны ли мы на что-то большее? Можем ли мы обрести идентичность и интегрироваться в мировую культуру, проектируя новые смыслы и образы?»

О локальном наследии

«Когда ты начинаешь работать в коммерческом дизайне, сначала появляется стойкое неприятие к любым локальным или народным символам и образам. Начинает казаться, что всё это очень наивно и бесполезно. Ты не понимаешь, как это использовать, пока не поймёшь, что за этим стояли обычные люди, такие же дизайнеры и художники, как ты.

В какой-то момент ты задаёшься вопросом: «Почему люди делали так?». Ответ предельно прост: потому что они это видели вокруг себя и им казалось это красивым.

Фото: Front

Любой образ, который можно назвать локальным наследием, — это переработанное впечатление авторов, сумевших превратить его в стиль и подход. Дальше вопрос скорее промысла, промышленности или индустрии.

Поэтому мы не смотрим слишком внимательно на детали того или иного орнамента. Нам важно, с какими образами работали авторы. Цветы это или животные? Если цветы, то они живые или их превратили в букет и он скоро завянет? Мы стараемся задаваться широкими вопросами. Нам важна не научная сторона локального наследия, а человеческая.

Мы вдохновляемся городецкой и хохломской росписью, дымковской и абашевской игрушкой, гжелью, орловским списом, павловопосадским платком — но не останавливаемся на этом. Мы считаем, что имеем право работать с мотивами настолько свободно, насколько того требует наша задача. А наша задача сейчас — это попробовать понять, как эти мотивы могут жить в современном мире и как они должны для этого трансформироваться».

Фото: Front

О сотрудничестве с FRONT

«FRONT — это проект Ольги Михайловской и Евгении Филипповой, объединяющий дизайнеров, которые умеют работать с традициями и создают на их основе современные вещи. Когда в конце 2020 года мы начали публиковать работы в социальных сетях, они нас заметили и предложили сотрудничество. Совпали наша общая любовь к наследию и стремление использовать его в современном мире.

Один из наших проектов назывался FIGURE. Это первая коллекция одежды, которую мы делали, как графическое исследование образа человека. Мы шили её, не задумываясь об удобстве, качестве и других важных аспектах. Поэтому она не попала в магазин. И мы сделали две других коллекции вместе с FRONT.

Каждая из них является продолжением исследования образа человека. В первой коллекции нам хотелось создать яркий и вызывающий образ. Графика для коллекции вдохновлена дымковской игрушкой и русским авангардным текстилем. Образы получились геометричными и разными по настроению.

Вторая коллекция — это некий манифест про то, каким мы хотели бы видеть человека. Формы в этой работе являются метафорой эволюционного союза растений и солнца, а мотивы вдохновлены абашевской и дымковской игрушками».

Фото: Front

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована