«Интерьер квартиры — это отражение её хозяина»: студентка Skillbox об умном дизайне
Яна много лет искала творческую профессию. Хотела стать актрисой, пробовала себя в рекламе и психологии, а в итоге пришла к дизайну интерьера.
vlada_maestro / shutterstock
Яна Волкова
Россия, г. Москва
Пройденные курсы
Достижения
за последний год
Устроилась дизайнером в агентство ReRooms.
В интервью Яна рассказывает:
- почему авторский стиль может быть не у каждого,
- какие программы дизайнеру интерьера нужно осваивать в первую очередь;
- почему не всегда стоит стремиться в высокооплачиваемые студии;
- кто такие «трудные клиенты» и как с ними договориться;
- дизайнер интерьера — это больше мужская или женская профессия?
— Почему ты решила заняться дизайном интерьера?
— Я познакомилась с девушкой, которая работала дизайнером интерьера, когда мы обе ждали детей с занятий: я просто сидела, а она — работала. Мне показалось, что работать в таком свободном формате — это очень круто. Чуть позже мы с мужем купили квартиру, в которой надо было делать ремонт. Тогда я и подумала, что услуги дизайнера обойдутся примерно во столько же, во сколько курс. Но если я выберу обучение, то у меня появится новая профессия!
— Как так вышло, что ты выбрала именно Skillbox? Всё-таки на рынке много предложений для дизайнеров.
— Я доверилась опыту мужа. К тому моменту он уже проходил курс «Веб-вёрстка с нуля» и был им доволен. Потом я посмотрела программу курса по дизайну интерьеров, мне там всё понравилось, и я решила его купить.
Сейчас я уже закончила первый блок курса и защитила дипломную работу — дизайн-проект трёхкомнатной квартиры. Кстати, это реальный заказ от моей подруги детства, так что диплом будет реализован на деле.
— Есть ли в работе дизайнера вещи, которым нельзя научиться на курсах?
— Определённо. Я думаю, что, как и в любой творческой профессии, здесь важны талант и чувство стиля. Например, человек может научиться технологии, прочитать множество книг, но все его работы останутся шаблонными, потому что он сам не чувствует материалы и не умеет их интуитивно подбирать. В его интерьерах не будет ни души, ни авторского стиля.
— Посоветуй студентам, которые учатся на дизайне интерьера: на что обратить внимание, чтобы им было легче «в бою»?
— Стоит обратить внимание на историю дизайна и разнообразие стилей. Обязательно нужно освоить программы: ArchiCad, 3dsMax или SketchUp, чтобы говорить на одном языке с визуализатором и специалистом по чертежам. Разумеется, надо знать юридические основы: например, как легализовать перепланировку, и ещё различные нормы, правила, СанПиН. Всё это проходят на курсе.
Как зарабатывать деньги, пока дети смотрят мультфильмы
— Яна, ты работаешь дизайнером аккаунта в агентстве ReRooms. Как это связано с дизайном интерьера?
— Дизайнер аккаунта — это и есть дизайнер интерьера в ReRooms. Я общаюсь с клиентами и с другими специалистами, готовлю варианты планировки, делаю коллажи, передаю заготовки комплектатору — то есть беру на себя всё общение с заказчиком и подрядчиками.
— Ага, то есть это просто вопрос формулировки, а профессия одна и та же?
— Именно, это одно и то же. Кстати, многие путают дизайнера интерьера и декоратора, но вот это как раз разные специалисты, хоть они и работают в смежных областях. Дизайнер может сделать проект вплоть до подбора черновых материалов, а у декоратора более широкие знания именно по части украшения помещений. Эти специалисты, конечно, могут выполнять работу друг друга, но только если пройдут дополнительное обучение.
— ReRooms позиционирует себя как студию с демократическими ценами. Значит ли это, что дизайнеры там мало зарабатывают?
— Скажу честно, при желании можно найти студию с большей зарплатой, но на сегодня это идеальная для меня работа. Я пришла в ReRooms совсем без опыта, в портфолио не было реальных кейсов, кроме дипломной работы, а здесь меня учат, коллеги помогают, плюс я в декрете, поэтому работаю из дома и могу брать столько проектов, сколько я захочу.
— То есть у тебя нет фиксированной ставки?
— Всё верно. ReRooms — это агентство с онлайн-поддержкой клиентов. Заказчик обращается к менеджеру, тот формирует бриф, затем старший дизайнер распределяет проекты между свободными дизайнерами. С одной стороны, это плохо, что нет стабильной ставки, но с другой — я могу вести сразу несколько разных проектов или работать только с одним, если приболел ребёнок или я вдруг хочу отдохнуть.
— Ты ещё не устала от дома в декрете? Не хочется уже выйти в офис?
— Нет. Я могу работать тогда, когда есть свободное время: пока жду ребёнка с тренировки, пока готовится обед или пока дети смотрят мультики. Я вообще считаю, что за удалёнкой будущее, потому что она экономит время и деньги как работодателя, так и работника. Каждый выполняет задачи в своём ритме, и главное, чтобы результат устраивал всех.
— Тем более это важно, когда ты работаешь с интерьером, в котором человек будет жить…
— Именно! Это требует ответственности, поэтому я стараюсь представить, будто сама живу в квартире, над которой работаю. Думаю: а как бы мне было удобнее в неё заходить, где лучше поставить столик, что должно быть слева от кресла, что справа и на каком расстоянии. Я всегда всё продумываю как для себя.
— С каким интерьером ты мечтала бы поработать?
— Квартира с высокими потолками — около пяти метров. Мой любимый стиль в дизайне — это mid-century. Очень хочу поработать в этом стиле и обязательно использую его в дизайне своей квартиры. Но самый востребованный стиль у моих клиентов — это современный, или контемпорари.
Общение с трудными клиентами
— Многие дизайнеры жалуются на капризы заказчиков. Яна, а у тебя бывают трудные клиенты? Как разрешать конфликты с такими людьми?
— Трудный клиент, приходя к дизайнеру, уже знает, какой дизайн-проект он хочет. Такой человек не оставляет никакого простора для фантазии, а прописывает каждый шаг: «Здесь поставьте вот этот розовый стул, а вон там — белую столешницу». Не понимаю, зачем такие клиенты тратят деньги на дизайнера, а не идут напрямую к визуализатору — так было бы проще и лучше для всех.
Дам совет начинающим дизайнерам: если вы столкнулись с подобным заказчиком, то не пытайтесь убеждать его в преимуществах своего дизайна и что-то придумывать — всё равно не переубедите.
— Разве клиент неправильно поступает, что готовится? Это же его дом, он должен ему нравиться, соотноситься с ним.
— Одно дело готовиться, определяться с цветом, стилем, и совсем другое — чётко представлять самые мелкие детали. Замечательно, если он решил всё сам — тогда ему не нужен дизайнер. А по поводу отношений хозяина со своим домом — это и правда важно. Интерьер квартиры, как и домашний питомец, отражает внутренний мир владельца. Дизайнер только помогает подобрать визуальные и технические решения, чтобы у квартиры был «хозяин», была душа.
— И как же добраться до внутреннего мира клиента?
— В первую очередь поинтересоваться, чем он живёт! Чтобы понять человека и сделать для него хороший интерьер, нужно узнать о нём как можно больше: во сколько заказчик встаёт, как проходит его утро, чем завтракает, ест дома или на работе, правша он или левша, какой у него рост, какие хобби, как добирается на работу, во сколько возвращается и так далее.
Дизайнер интерьера — это больше мужская или женская профессия?
— Яна, возвращаясь к твоей юности: кем ты хотела стать тогда?
— Сначала меня занесло в таможенники. На этой профессии настоял папа. Он хотел, чтобы у меня была стабильная работа. А я мечтала стать актрисой, но мне не разрешили. Потом думала про рекламу и PR, но папа и туда не пустил, поэтому пошла на компромисс и поступила на таможенное дело.
— Так романтично… «мечтала стать актрисой». Ты занималась в театральном кружке?
— Да. Меня с детства тянуло выступать на сцене. Я была очень творческим ребёнком: рисовала, ходила в художественную школу. А в старших классах пошла в театральное училище, но занималась там недолго, потому что мне не хватало времени: на носу экзамены, а здесь занятия три раза в неделю.
Потом я поняла, что мне нужно кое-что другое. Я искала профессию, которая будет актуальна везде: вне зависимости от времени и места, в котором я живу. Актёр нужен только в театре, да и не каждый актёр найдёт себе место в театре — и что ему тогда делать? Поэтому я выбрала профессию педагога-психолога. Мне казалось, что двойная специальность даст мне более широкий выбор вакансий, но сейчас я понимаю, что педагогу-психологу тоже непросто найти работу. Они требуются не в каждой школе, да и квалифицированных специалистов достаточно много. Так что даже дизайнеру интерьера пробиться проще.
— А сейчас ты планируешь развиваться как «свободный художник» или работать в студии?
— Я хочу получить опыт в команде, а потом поработать на себя. Пока это невозможно, потому что где-то не хватает знаний, где-то времени, и курс нужно закончить. А потом уже супруг сделает мне сайт, и можно будет проверить свои силы.
— Ну и напоследок спрошу. Дизайнер интерьера — это больше мужская или женская профессия?
— Я думаю, что профессии не стоит делить на мужские и женские. Подойдём к этому вопросу с другой стороны. Может ли мужчина выбирать текстиль, а женщина — строительные материалы? Если хочет, то почему бы нет. Женщина вполне способна подобрать плитку, даже сама положить её, посмотрев несколько уроков на YouTube. В то же время я знаю талантливых мужчин-дизайнеров, которые переплюнут в этом деле любых женщин.