Нейронаука и UX-дизайн: как выпускница Skillbox создала свой отдел в Иннополисе
После курса по UX-дизайну Соня устроилась на работу в Университет Иннополис и теперь развивает продукты одного из самых трендовых вузов страны.
vlada_maestro / shutterstock
Соня Яковчук
Россия, г. Казань
Пройденный курс
Достижения
Сформировала отдел развития продуктов и маркетинга в Университете Иннополис.
Дипломная работа
Бизнес-портал для «Промсвязьбанка»
Рост дохода
+40%
В интервью Соня рассказывает:
- как создала новый отдел в Иннополисе;
- по каким критериям набирала команду;
- как курс по UX-дизайну помог ей в карьере;
- почему не хочет быть фрилансером;
- что ее привлекает в нейронауке.
Борьба за отдел
— Как получилось, что ты сама создала целый отдел в Университете Иннополис?
— Вообще, я устраивалась в университет как проектный менеджер и первые
4-5 месяцев занималась реализацией цифровой 4D-модели Республики Татарстан c детализированным изображением городов и отдельных объектов в масштабе 1:500.
После этого мы с командой постепенно перешли в продуктовое направление, то есть сфокусировались на развитии решений в области геоинформационных технологий, робототехники и образования. Я стала инициатором создания нового отдела. Позже начала приглашать к себе сотрудников: кого-то привлекала из коллектива университета, а кого-то нашла через HeadHunter.
Сейчас у меня работает десять человек. Первый проект, который мы вместе реализовали, — это экосистема для работы с геоданными Geocode. Она представляет собой площадку, на которой разработчики приложений в сфере геоинформационных технологий могут покупать геоданные, хранить их, обрабатывать, тестировать готовый продукт и собирать по нему аналитику.
— Трудно было убедить начальство, что нужно собрать целую команду?
— Конечно, я до сих пор воюю. Отдел был создан в мае прошлого года, и первые пять-шесть месяцев я, по сути, занималась тем, что лоббировала все эти идеи, параллельно объясняя, что такое продуктовый менеджмент, что такое UX-дизайн и почему мы не просто рисуем картинки, а делаем нечто полезное для всего университета.
— Если это такое важное дело, то почему никто не собрал команду до тебя?
— Дело в том, что университет еще достаточно молодой, Университету Иннополис нет и семи лет. Здесь пока не все бизнес-процессы налажены. Но у этого есть свои плюсы: перед тобой невероятный простор для действий, ты сам выбираешь пути реализации проекта. Так и мы решили продвигать перспективные продукты университета, не ограничиваясь сроками грантов.
— А какие в принципе продукты есть у университета?
— Глобально сам университет можно рассматривать как продукт. У него несколько ключевых направлений, и в первую очередь образовательное: бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование и научные мероприятия. Сейчас мы работаем с представителями довузовского обучения. Делаем полноценный анализ их продуктов, проектируем информационный портал, на котором они смогут все свои услуги представить.
— Какие основные задачи у вашего сектора?
— Непосредственно развитие образовательных предложений университета, маркетинг, в том числе дизайн. Часть команды ответственна за визуальные коммуникации, часть — за проектирование и UX/UI-дизайн. Мы комплексно, начиная с постановки задачи до реализации, прорабатываем перспективные проекты вуза.
Многопрофильный специалист
— Как ты сейчас себя профессионально идентифицируешь?
— Сложный вопрос, наверное, по большей части как product-менеджер. Но если разбирать задачи, с которыми я сталкиваюсь в нашей работе, — они бывают очень разные, вплоть до исследования того, как люди воспринимают ту или иную фразу, предложение. В каких-то случаях я занимаюсь проектированием процесса, где-то решаю маркетинговые задачи. В общем, у меня жуткий микс, и я даже не знаю, как называется такая должность, когда делаешь всё и сразу.
— В чем специфика работы в научном городке?
— Там всё очень трендовое. Тебя постоянно окружают инновационные идеи, инженеры, которые занимаются передовыми исследованиями. Ты находишься в тусовке, где по одну сторону от тебя сидит человек, который заставляет роботов ходить, а по другую — кто-то, кто классно пишет код.
— До Иннополиса ты работала в IT-компании project-менеджером, там ты руководила командой, которую тебе назначали, а отдел в Иннополисе собирала сама. На какие критерии ориентировалась?
— Я побеседовала примерно с 40–50 дизайнерами. Если отбросить
hard-скиллы, то в первую очередь я смотрела на умение человека формулировать свои мысли. В дизайне это особенно показательно: люди, которые умеют упорядочивать сложную систему и большое количество элементов, очень грамотно выстраивают речь.
Дизайнеру крайне важно уметь объяснять свои решения, обосновывать их, поэтому с речью и логикой всё должно быть хорошо. Сейчас у меня в команде дизайнеры из разных регионов России: Свердловской, Кировской областей, Омска, Уфы. Теперь они все живут и работают в Иннополисе.
— Насколько сложно управлять командой разных специалистов?
— Мой опыт в project-менеджменте однозначно помогает. Но трудности возникают, когда в прямом подчинении появляются дизайнеры. Им нельзя просто раздать задачи, как это обычно делает project-менеджер, — нужно именно прорабатывать каждый шаг, потому что от них зависит продукт.
Надо объяснять, если у них что-то идет не так, где-то настаивать на изменениях, где-то хвалить. Для меня всё это до сих пор серьезный вызов. Но вот благодаря теоретической базе по дизайну, которую я на курсах получила, мне в разы проще.
Через дизайн — в product-менеджмент
— Почему ты пришла на курсы?
— Я начала учиться еще до перехода в Иннополис, тогда у меня возникла задачка по изучению финансовых сервисов: как это всё происходит и как создается логика. На курсах я с этим разобралась.
— Как тебе помогло обучение UX-дизайну в карьере?
— Благодаря ему мне сейчас проще взаимодействовать с командой, я сама понимаю, как это работает. В силу того, что у меня профильное образование в сфере управления, расширять знания надо было не в сторону менеджмента, а в сторону смежных областей.
Не бывает так, что ты знаешь только UX-дизайн, а остальное тебя не волнует. Если ты отвечаешь за продукт, то тебе надо уметь и с потенциальными клиентами общаться, и знать, как ты будешь маркетинговую стратегию вывода строить, и как у тебя внутри это будет работать. Так что курс закрыл пробел в сфере дизайна.
— Такой разброс интересов от маркетинга до IT, как поддерживаешь компетенции?
— Я разделяю подход, что в каждой профессиональной сфере, с которой взаимодействую, мне достаточно погружения на 30–40%. Так я могу понимать весь процесс, а если мне попадается вопрос, который выходит за рамки моих компетенций, то я доверяюсь специалистам узкой области.
— Что на обучении понравилось?
— Во-первых, объем теоретического материала. После него я смогла понять, куда дальше копать и как развиваться в том, что мне интересно. Во-вторых, практический кейс, который возвращает к реальности. Пока ты эфемерно размышляешь о дизайне — это одно, а когда у тебя есть реальный пример, дипломная работа, то ты на деле понимаешь, как там всё устроено и как это работает.
— После курса не было желания заняться фрилансом?
— С моей спецификой очень сложно быть фрилансером. Я так или иначе всегда зависима от команды. Тут два варианта: либо собирать коллектив удаленно, либо становиться специалистом в какой-то конкретной отрасли. Но несмотря на курсы и двухлетнюю практику, я не дизайнер, то есть я до определенного уровня могу, но всё, что связано с UI, — это уже не ко мне.
Конечно, я могла бы доучиться, но это не совсем то, чего я хочу. Все-таки мне ближе product-менеджмент, а он подразумевает постоянную коммуникацию, которую в офисе проще выстроить.
Планы высокого полета
— Как видишь свое профессиональное развитие в будущем?
— Я сейчас ухожу в изучение поведенческой экономики, нейронауки именно в части того, как люди что-либо покупают. Пока ищу информацию сама, потому что трудно подобрать готовые курсы в этой области. Частично то, что я узнаю, стараюсь внедрять в проекты, которыми мы уже занимаемся.
— Над каким проектом ты хотела бы поработать?
— В последнее время меня привлекает всё, что связано с авиакомпаниями. Это очень показательная отрасль в плане сведения всего профессионального опыта, большой фронт работы: начиная с сайта и покупки билетов и заканчивая мобильным приложением, регистрацией, непосредственно перелетом.
— А каковы ближайшие приоритеты в развитии отдела?
— Сейчас самое главное — выстроить и наладить внутренние процессы, потому что мы все-таки молодая команда. Но я думаю, что когда сделаем еще несколько кейсов, то прибавится опыта, и мы сможем выйти на стабильную работу сектора.
Блиц
— В каких странах хотела бы поработать?
— Неважно, главное — интересный проект. В Иннополисе большинство преподавателей — иностранцы, я с ними общаюсь и понимаю, что специфика везде своя, но в целом сработаться можно.
— Сколково или Иннополис?
— Иннополис, потому что он более доступный для внешнего мира, чем Сколково. Понятно, что везде своя кухня, но все-таки в Сколково закрытое сообщество: туда трудно попасть, и люди там немного отличаются.
— Книга, которую ты могла бы посоветовать?
— «Искусство системного мышления» Иана Макдермотта и Джозефа О’Коннора.