История Золушки: как деревенская девушка стала моделью и fashion-дизайнером
Вика родилась в сельской местности, но передумала копать огороды. Она открыла модельное агентство и разрабатывает собственную коллекцию одежды.
Фото: личный архив Виктории Гутниковой
Виктория Гутникова
Россия, г. Тверь
Пройденные курсы
Планы
Закончить свою первую коллекцию одежды и отправиться учиться в Бельгию.
В интервью Виктория рассказала:
- как телевизионный сюжет стал реальностью;
- что должен уметь fashion-дизайнер;
- как начинающему дизайнеру раскрутить свой бренд;
- почему считает, что успех — синоним постоянства.
«В деревне модных журналов не было, поэтому родители привозили их из города»
— Вика, ты напоминаешь мне Золушку: ты родилась в небольшой деревне, но смогла попасть в fashion-индустрию. С чего всё началось?
— В детстве я очень любила передачи про моду, у меня даже была тетрадка с длинным списком модных домов и дизайнеров. Особенно я гордилась теми именами, о которых в России мало кто знал. Тогда я постоянно просила родителей привозить журналы о моде из города, так как в деревне их не было. Позже я уже сама пыталась шить по выкройкам из газет, но не хватало терпения.
В общем, мне нравилась мода, но она была чем-то недосягаемым. Какая из меня модель? Они все очень красивые и стройные — я себя такой не считала. Да и негде было учиться даже на дизайнера, максимум — в техникум на швею пойти. Поэтому fashion как профессию даже не воспринимала.
— И как тебе с твоим бэкграундом удалось попасть в профессию?
— Всё изменили танцы. В шесть лет, живя в деревне, я начала ходить в кружок, но тогда это были танцы в духе «два притопа, три прихлопа». А когда мне было 25, мы уже с танцевальной командой решили устроить себе фотосессию — с неё и началась моя карьера.
Я выложила фотографии в соцсети, и друзья написали мне: «Ты так хороша! Собери фотки, отправь букерам. Тебе надо в модели». А я тогда даже не знала, с чего начать и к кому обращаться. Это было из разряда «увидеть по телевизору», что-то очень необычное. Но в итоге у меня получилось собраться, сделать фотографии и начать карьеру модели.
О модельном бизнесе, карьере и трендах
— Сейчас у тебя есть своё модельное агентство. Как оно работает?
— У меня есть школа моделей и модельное агентство в Твери. В школу мы набираем всех желающих девочек до 15 лет. Обучаем их позингу, работе на камеру, подиумной походке, даём уроки истории моды и лайфхаки из своего опыта. Сейчас я делюсь ещё и тем, что узнаю в Skillbox. Например, мы подробно разбираем модные течения в разные эпохи, обсуждаем то, как развивалась мода. Это важно для того, чтобы у них было представление, насколько у fashion-индустрии широкий диапазон.
После обучения я обсуждаю с девочками, чем они хотят заниматься дальше, интересно им развиваться в моделинге или нет. Если да, то говорим о том, какие направления подойдут, что нужно изменить и поправить. Некоторые девочки сразу после школы попадают в модельную базу нашего агентства: я получаю запросы от букеров и предлагаю им кандидатуры моих учениц.
— Расскажи, кого точно возьмут в модели?
— Сперва нужно сказать, что агентства ориентируются на конкретную аудиторию и стиль съёмки, а значит, и модели нужны разные: с красивым лицом, с какими-то необычными чертами, с определёнными параметрами (рост, вес) — последнее чаще всего важно для подиумных моделей.
Я, кстати, в начале карьеры думала, что только у девочек с красивым лицом может быть коммерческий успех, но оказалось, что есть fashion-съёмка, ugly-fashion, plus-size и другие направления, где модели тоже могут хорошо зарабатывать. Я это и своим ученицам говорю: старайтесь отделять красивую внешность от fashion.
Fashion-внешность — это не всегда красота в классическом понимании.
— С чего молодой модели стоит начать карьеру?
— Если опустить обучение, то первым делом нужно сделать снэп — все букеры требуют его, чтобы оценить типаж модели. Когда подготовили снэп и сделали замеры, то отправляете всё это букерам — или иногда напрямую в агентства, если вы считаете, что оно работает именно с вашим типажом. Далее будут небольшие контракты с низкой оплатой, но постепенно вы наращиваете портфолио и увеличиваете ценник.
— Звучит вполне реально, а как насчёт работы за границей?
— Я участвовала в фотосессиях и за рубежом, и туда пробиться проще, чем кажется. В Европе много крутых и востребованных русских фотографов. Они работают и в России, и за границей. Так что если ты много снимаешься для журналов или крупных агентств здесь, то у тебя есть все шансы познакомиться с одним из популярных на Западе фотографов и получить приглашение на работу.
— Ещё в 90-е годы моделью могла стать исключительно высокая и очень худая девушка. Сегодняшние модели могут быть абсолютно разными. Как ты к этому относишься?
— Хорошо, что представление о моделях расширяется. В какой-то степени такое поведение модных домов — попытка угодить всем и никого не обидеть, но, с другой стороны, — это помогает добиться коммерческого успеха. Модели разных типажей увеличивают fashion-рынок. Покупатели видят одежду «на себя», а не исключительно на очень худых людей — соответственно, они понимают, как это можно носить, и больше покупают. Ещё один пример: на подиумы стали чаще выходить модели азиатской внешности, потому что Китай — это огромный рынок потребления не только своих товаров, но и предметов категории «люкс».
— А как же идея «модель — это некий образец красоты, к которому надо стремиться»?
— Действительно, раньше профессия модели предполагала некий пьедестал. Сейчас общество говорит о том, что бедные зрители истязали себя, чтобы быть похожими на «идеал», и о том, как это плохо. Но нужно понимать, что и моделям непросто удержаться на пьедестале. В контрактах прописывались определённые требования к параметрам, весу, причёске. Модель была обязана следить за этим, и не дай бог что-то изменит — по контракту она сразу получила бы большой штраф. Так что смена течений моды — это перемены к лучшему как для покупателей, так и для самих моделей.
Из модельного бизнеса в fashion-дизайн
— У тебя успешная карьера модели. Зачем ты пошла учиться на дизайнера? Это просто хобби?
— Я и правда хочу стать fashion-дизайнером. Моделинг — это круто и интересно, и ты правильно сказала, что здесь у меня всё хорошо, но всё-таки дизайн — мечта детства. После того как окончу обучение, хочу поехать в Бельгию, чтобы изучать fashion-дизайн в Академии искусств Антверпена. А потом переехать в Париж и расти как дизайнер уже в столице мировой моды.
— Вика, а о своей дизайн-мечте ты вспомнила на карантине, когда появилось много свободного времени?
— Нет, я давно искала курсы и сразу отказалась от очных — слишком неудобно и дорого несколько раз в неделю ездить в Москву. Не думаю, что карантин как-то повлиял, хотя именно в это время я увидела рекламу Skillbox.
Меня впечатлил список преподавателей курса — это были те люди, за которыми я давно наблюдала. Понравилась программа обучения и удобный формат: освоил тему — идёшь дальше. Здорово, что есть персональный ритм. Для меня это очень важно, потому что я работаю моделью, директором модельного агентства и студии танцев. Всё это помогло мне основательно взяться за учёбу.
— Не будет перегруза, если добавишь к этому дизайн?
— Нет, потому что в модельном агентстве и в школе танцев я могу положиться на команду. Уверена на 100%, что они прекрасно справятся. Если я физически не смогу преподавать, то буду знать, что вырастила много хороших танцоров, которые смогут учить вместо меня. Хотя я ничего не планирую бросать, но допускаю, что приоритеты могут меняться.
Как разработать и продать свою первую коллекцию одежды
— Как ты считаешь, должен ли дизайнер уметь рисовать и шить, чтобы выражать свои мысли и при этом понимать, какую вещь реально можно отдать на пошив?
— Не думаю, что дизайнер обязательно должен уметь шить, но это приветствуется, чтобы он и правда понимал, как что устроено. Например, этот навык поможет при выборе ткани. А если у дизайнера нет швейного образования или хотя бы минимальных навыков, то сам он в этом не разберётся. Рисовать, конечно, должен уметь, чтобы делать те же наброски и выражать образы из своей головы.
Кстати, на курсе я наконец-то начала двигаться к своей мечте и уже работаю над собственной коллекцией одежды.
— Давай поговорим о твоей коллекции. Как ты её придумала?
— Начнём с того, что это мой первый опыт. До курса я на такое не решалась, потому что не знала, как сделать гармоничную коллекцию, чтобы это были не просто вещи в одной цветовой гамме. И так как это первая работа, то мне хотелось наполнить её всем, чем только можно. Всем, что мне когда-либо нравилось. Но спасибо преподавателям, которые помогли изменить моё видение, отсечь устаревшие идеи, убрать всю банальщину.
— На какие идеи ты опираешься?
— Я остановилась на тематике славянской культуры и дворянских традиций. Особенно мне нравятся аксессуары, вышивка и узоры в этих стилях. Я хочу внедрить их в современную одежду, сделать её стильной, удобной и футуристичной. Например, вижу такой образ в лукбуке: девушки сидят в поле и плетут венки, но не из одуванчиков, а из металлических прутьев. Мне кажется, что это будет круто.
— Ты планируешь запустить коллекцию до конца курса? Или тебе достаточно эскизов, чтобы учиться в Бельгии?
— Идеально будет всё-таки отшить коллекцию до конца учёбы, ну или хотя бы разработать все модели. Естественно, законченная и продаваемая коллекция — это бонус при поступлении, поэтому я ставлю себе именно такую цель. На самом деле дизайнеру достаточно трудно стать популярным, потому что он должен предложить что-то одновременно новаторское и носибельное.
— Как будешь пиарить и продавать?
— Я не планирую разворачивать большую рекламную кампанию. В fashion-индустрии есть такой метод: модель носит свои вещи и таким образом их продвигает. Или есть вариант, когда жена модельера надевает его одежду на разные светские мероприятия, — спросят, кто это сшил, потом посоветуют другим, и так постепенно можно собрать аудиторию.
Блиц
— Модели, которые тебя вдохновляют.
— Верушка и Сара Сьюзи Паркер.
— Чем бы ты занималась вне fashion-индустрии?
— Я была бы танцором.
— Одним словом — что для тебя танцы?
— Свобода.
— С какими домами моды и дизайнерами ты хотела бы поработать?
— Из домов моды выделю Charlotte Knowles, Schiaparelli и Maison Margiela. Хотела бы поработать с дизайнером-авангардистом Craig Green и Демной Гвасалией. А ещё я настолько люблю Эльзу Скиапарелли, что у меня даже на рабочем месте висит её высказывание из её мастерской: «Забыть о слове „творчество“ — здесь только труд».
— Что для тебя успех?
— Есть известная и, наверное, даже банальная фраза, что успех — это 1% таланта и 99% труда. Я с этим согласна. А ещё мне кажется, что успех — это постоянство. Постоянное следование своим идеалам, целям, своему характеру.