От джуниора в маленькой студии до дизайнера в Альфа-банке
Как не опустить руки от неудач, почему важно отделять себя от своих макетов и как одно мероприятие может изменить профессиональную судьбу.
vlada_maestro / shutterstock
Наталья Шинтякова
Россия, г. Москва
Пройденный курс
Достижения за последний год
Выросла с Junior до Middle, подтянула soft skills в работе и устроилась дизайнером в Альфа-банк.
Рост дохода
+70%
В интервью Наталья рассказывает:
- чем отличается работа в маленькой студии и в Альфа-банке;
- как в школе начала зарабатывать дизайном на фрилансе;
- чему её научили неудачи в работе;
- почему после увольнения пошла к психологу;
- как нашла вакансию благодаря знакомствам в профессиональной среде;
- почему, несмотря на успехи, считает, что дизайн — не её призвание.
— Сейчас ты работаешь в Альфа-банке. На какой позиции?
— Я дизайнер в команде, которая развивает корпоративный портал. У меня нет арт-директора или дизайн-директора, есть только product owner и ребята-разработчики.
— Раньше ты работала в маленькой студии, теперь — в команде внутри большого банка. Чувствуются различия? :)
— Это совсем разный опыт. В студии я была еще Junior, а в Альфа-банке — Middle. Задачи отличаются, потому что в студии был коллектив дизайнеров, который работал над заказами клиентов, а сейчас я делаю продукт для компании, в которой сама тружусь.
Поначалу в студии был очень высокий энтузиазм, мы постоянно проводили мозговые штурмы, обсуждали идеи — эта атмосфера заряжала. Но постепенно вовлечённость стала сменяться сильной усталостью. Наши суперидеи, рождавшиеся в переговорной, было просто невозможно воплотить в жизнь — и ценность этих обсуждений стала падать.
Если говорить об отношении к проектам, то в студии ты к ним не так привязан. Задача живёт с тобой только до определённого момента, а дальше её уже внедряют клиенты. В Альфа-банке всё иначе: я постоянно общаюсь с людьми, которые делают продукт по моему дизайну, пользуются сайтом.
Чему учат неудачи
— А с чего началась твоя дизайнерская работа?
— Мне было 15 лет. Я, как и все мои одноклассники, задумалась о подработке на каникулах, выписывала возможные варианты. Мне попалось видео на YouTube, где говорили, что можно брать заказы на фрилансе по Photoshop. Я как раз увлекалась фотографией и неплохо владела этой программой. Честно сказать, обрабатывать фото мне нравилось даже больше, чем их делать.
И я стала брать заказы по ретуши, логотипам, оформлению групп «ВКонтакте». Работы хватало, так что я не ограничилась каникулами, а продолжила этим заниматься почти до конца школы.
— Почему бросила?
— Новичку на фрилансе сложно. Я не умела общаться с заказчиками, выстраивать процессы, даже толком не могла рассчитать стоимость работы и сроки. Из-за этого часто попадала в неприятные ситуации. Например, месяц пришлось делать заказ бесплатно, потому что я поставила слишком низкую цену за большую задачу. В конце концов я устала и разочаровалась. Подумала, что не смогу зарабатывать на этом хорошие деньги, и решила закрыть вопрос с дизайном.
— А потом вернулась?
— Честно говоря, не думала, что снова буду этим заниматься. Прошло несколько лет, я переехала в Москву, сначала работала кассиром в Цветном универмаге, потом стилистом в Gate31. Меня туда взяли благодаря опыту в Цветном и хорошим показателям на стажировке.
На какое-то время я увлеклась этой профессией, даже мечтала стать стилистом в журнале, но потом осознала, насколько это жёсткая сфера. Там высокая конкуренция и не так много творчества, как мне хотелось бы. К тому же я не чувствовала, что моё мнение имеет вес, скорее я была просто обслуживающим персоналом. Вот тогда-то и вспомнила про дизайн, нашла курсы и устроилась на первую работу уже как начинающий специалист.
— Ты сказала, что проработала в веб-студии недолго. Что-то пошло не так?
— Это была маленькая студия. Когда я туда пришла, там работало ещё три человека. Мне было довольно непросто. Я быстро поняла, что мне не хватает soft skills: не умею уверенно отстаивать свое мнение, доносить до коллег актуальность и крутость моего дизайна. К тому же первые месяцы я работала удалённо, и возникали проблемы с пониманием процесса — как его выстраивать, как подключать коллег. Но, видимо, не у меня одной, а у всей студии были проблемы, потому что через полгода она закрылась.
— Помнишь ощущения, когда поняла, что остаёшься без работы?
— Я была подавлена. Чувствовала свою вину за то, что так произошло; даже пошла к психологу, чтобы в этом разобраться. У меня было настоящее выгорание. Моё руководство всё так выставило, что проблема во мне, это я что-то не так делала. К тому же они не соблюли договоренности, не заплатили мне за последний месяц работы. Я была в ужасном состоянии, не могла искать работу, потому что чувствовала неуверенность: ну кто меня возьмёт?!
— Хотелось снова всё бросить?
— Конечно. Но мне помогло общение со знакомыми дизайнерами. Они меня успокоили, сказали, что многим бывает сложно в начале карьеры. Что страх и разочарования случаются, но это не повод сдаваться. Наоборот, нужно больше трудиться, набираться опыта, чтобы в другой раз не дать себя в обиду и не позволить обмануть.
— О каком обмане речь?
— О невыполненных договорённостях. За полгода работы в студии со мной так и не заключили договор, так что, когда мне не заплатили после закрытия компании, я даже не смогла ничего предъявить.
— Эта история тебя чему-то научила?
— Во-первых, теперь я знаю, как выстраивать рабочие взаимоотношения с самого начала, понимаю, какие могут быть ситуации. Это относится и к наёмному труду, и к фрилансу. В любом случае должны быть чёткие рамки, договор, где прописаны все обязанности и права сторон.
Если работодатель отказывается подписывать договор или не идёт навстречу сотруднику, когда тот хочет изменить какие-то аспекты, то это говорит о неуважении. Ведь трудовой договор — единственная гарантия безопасности специалиста. Я думаю, что ответственный работодатель это понимает.
Во-вторых, очень важно отделять себя как личность от своих же макетов. Один неудачный проект не говорит о том, что я плохой дизайнер, и уж тем более — что я нехороший человек.
С дизайнерами надо дружить!
— Ты сказала, что в трудный момент тебе поддержали знакомые дизайнеры. Откуда эти знакомства?
— Когда я работала стилистом и задумалась над возвращением к дизайну, то первым шагом, который предприняла, был поход на профильное мероприятие, Design Prosmotr. Я подумала, что это поможет мне понять среду, атмосферу и окончательно решить, хочу я возвращаться или нет.
Там я познакомилась с людьми из таких компаний, как Яндекс, «Авито», АИС. Потом мы уже вместе ходили на менее крупные форумы. Кто-то из ребят позвал меня на мероприятие Skillbox, где я и узнала об этом онлайн-университете. Потом ещё товарищи из АИС рассказали, что есть курс, который сделан в партнёрстве с их студией. Я подумала, что это круто, — и вот так нашла место, где захотела учиться дизайну.
— А были ещё какие-то бонусы от дизайн-знакомств?
— Да. Например, я устроилась в Альфа-банк потому, что знакомый знакомого увидел мой пост в соцсетях о поиске работы. Он написал мне, что собирается уходить, и предложил попробоваться на его место. Я прошла собеседование, сделала тестовое и получила эту должность.
— Круто! Полезно быть включённым в профессиональную тусовку, да?
— Очень. Это невероятная поддержка. Думаю, что если бы не ребята, то я сдалась бы очень быстро, потому что трудностей и грустных моментов было достаточно. А знакомые дизайнеры делились опытом, давали советы. Благодаря им я чувствовала, что тоже смогу чего-то достичь в профессии.
— А что тебе дало обучение на курсах Skillbox?
— Во-первых, я ещё до практики увидела изнутри работу большой студии на примере АИС. Поняла, как там строятся процессы. Мне понравились эта открытость и то, что люди делятся своими наработками и опытом.
Во-вторых, до курсов я скорее занималась графическим дизайном, а вот про UX и аналитику узнала только в Skillbox. Это направление оказалось мне ближе, потому что графический дизайн — это почти искусство. Там сложно следовать каким-то правилам, структурировать работу, а в UX — можно. И меня это цепляет.
В-третьих, моя дипломная работа. Она стала для меня волшебным пинком, неким забросом в реальность дизайнера. У нас была живая встреча с заказчиком, я делала приложение для охотников по задаче от Kalashnikov Group, старалась сама во всём разобраться, грамотно выстроить работу, то есть сделать то, что когда-то на фрилансе мне не давалось.
— Какой самый интересный твой проект?
— Думаю, что я как раз сейчас им занимаюсь. Мы создаём сервис «Альфа-переговорка». Мне дико нравится наблюдать за тем, как пользователи реагируют на готовый продукт: дают обратную связь, что-то рекомендуют, благодарят.
Наверное, в студии мне именно этого не хватало — наша работа ограничивалась сдачей заказа клиенту. Сейчас меня заряжает общение с пользователями, я своими глазами вижу, что делаю что-то полезное.
— Как считаешь, ты уже добилась успеха?
— Сложный вопрос. Я точно знаю, что достигла определённой планки, которую задавала себе: стала middle-дизайнером, работаю в крупной компании. Но постоянно думаю, куда и как развиваться дальше, потому что дальше это делать уже труднее.
Здесь как в английском: до среднего уровня легко дойти — есть много видеоуроков, материалов, всё понятно: только учи. А вот движение в сторону Senior или Advanced — это тернистый путь, потому что учиться нужно уже у мастеров, причем точечно собирая нужные навыки у каждого.
— А какие планы дальше?
— Я хочу двигаться в сторону арт-дирекшна, чтобы управлять несколькими продуктами внутри одной компании. Хочу продолжить свое обучение, в том числе рассматриваю курсы Skillbox по этому направлению.
— Дизайн — призвание? Или нет?
— Наверное, я яркий представитель своего поколения: у нас много разных интересов и увлечений. Совсем не хочется останавливаться на чём-то одном надолго, как это было принято раньше — всю жизнь проработать на одном заводе.
Поэтому думаю, что мое призвание не может находиться в какой-то одной плоскости. Я не могу сказать, что это именно дизайн. Мне сейчас очень интересна музыка, кино. Я искренне хотела бы попробовать себя в этом, но дизайн в любом случае остаётся пристанищем, в которое я всегда смогу вернуться.
Кроме того, в нём есть всё, что я люблю: фото, картинки, 3D, анимация. А главное — возможность заниматься разными задачами, менять направления, миксовать их между собой.
Блиц
— Как понять, что пора менять работу?
— Если ты не хочешь утром вставать с кровати только потому, что нужно идти в офис, — то уже пора задуматься, почему тебя туда не тянет. И если дело не в усталости, то, наверное, стоит что-то изменить.
— Что тебя мотивирует в работе?
— Довольные пользователи, чувство, что я решила проблему, которая была поставлена в начале проекта.
— Дизайнер больше художник или аналитик?
— Аналитик.
— Как проводишь свободное время?
— Чаще всего трачу его на обучение: что-то читаю про дизайн, прохожу короткие курсы, вебинары, размышляю о будущем.