Дизайн
#истории

«Я был стропальщиком и медиабайером»: путь веб-дизайнера из Украины

На защите дипломов Skillbox Дмитрий получил приглашение от AIC, переехал в Москву и уже полгода создает сервисы для бизнеса.

 vlada_maestro / shutterstock

Дмитрий Щербина

Россия, г. Москва


Пройденный курс


Достижения

Переехал в Москву и устроился в AIC


Дипломная работа

Разработка посадочной страницы для Ticketland


Рост дохода

+100%

Ссылки


В интервью Дмитрий рассказывает:

Сканеры и бесконечный поиск себя

— После обучения тебя пригласили работать дизайнером в AIC, но до того ты сменил много разных профессий. Кем успел поработать?

— Моя первая работа, ещё в школе, — экспедитор на хлебозаводе №3. Потом, в студенческие годы я устроился бариста в кофейню Lavazza. Мне нравилось варить кофе — это был своеобразный ритуал, таинство. Но как раз к концу моей учёбы филиал кофейни закрылся, а других заведений такого же уровня в городе не было. Я решил не идти на компромиссы, а попробовать что-нибудь новое.

У меня был знакомый маркетолог в строительной компании. Он спросил, не хочу ли я поработать у них стропальщиком. И я согласился: переехал из Запорожья в Кировоград. Это была абсолютно чужая для меня среда: изматывающая физическая работа, другой город. Но это помогло мне утрясти в голове свои желания, представления о том, что я хочу делать в будущем.

Фото из личного архива Дмитрия

После стройки я ушел в маркетинг: был менеджером в British American Tobacco, составлял брифы по продукции для промоутеров, работал на выставках, ивентах, в партнёрских точках во время проведения маркетинговых акций. Это было увлекательно, но примерно через год я почувствовал, что мне неприятно работать именно на табачную компанию, потому что это всё-таки вредные для человека товары.

После этого я устроился медиабайером в Together Networks. Мы запускали баннеры, занимались трафиком, время от времени я ставил задачи дизайнерскому промоотделу. Ребята были сильно загружены, поэтому для некоторых проектов я сам искал референсы (исходные изображения, образцы). Тогда я впервые понял, что мне визуальная составляющая намного ближе, чем статистика, и постепенно начал двигаться в сторону дизайна.

На мероприятии в компании Together Networks

— Как тебя без знаний и опыта брали на работу?

— Как и всех: просто приходил на самые младшие позиции, учился и постепенно рос в компании.

— Ты поднимался по карьерной лестнице, а потом уходил? Не жалко потраченного времени?

— Нет, мне же тогда нравилось то, что я делаю.


Самое главное — не циклиться на том, кем ты будешь через 5 лет, а получать удовольствие от работы сейчас.


У тебя есть определённый период времени, когда ты погружаешься в профессию, знакомишься с ее внутренней кухней. После этого понимаешь, подходит тебе эта деятельность или нет. Если я чувствовал, что это не моё, то отпускал, потому что я не хочу ездить на работу с ощущением «О боже, я опять еду на работу!». Так ведь не должно быть: надо делать только то, что любишь, что вставляет.

— Это какая-то философия?

— Можно и так сказать. Есть такие люди — сканеры. Они не боятся искать себя и пробовать новое. Те, кто предпочитает классический путь, сканеров часто критикуют: мол, возьмись за голову, выучись на юриста, получи серьёзную работу, стабильную зарплату… Но в каждой позиции свои плюсы и минусы.

Например, у сканеров есть шанс всю жизнь пробовать, но так ничего и не распробовать — не найти себя. Потому что нет никаких гарантий, как всё сложится.

— Разве не страшно быть сканером?

— Страх есть всегда. Кто не боится, тот просто не осознаёт, какие трудности его поджидают. Естественно, есть чего бояться: ты уходишь, по сути, в никуда. Когда я приходил в дизайн, у меня даже дизайнеров знакомых не было, не с кем было посоветоваться. Это однозначно стресс — быть сканером. Но не думаю, что люди, которые всю жизнь занимаются одним делом, никогда не сталкиваются со стрессом. Просто у них и сканеров проблемы разные. Возможно, что человек, который не менял профессию, большего добивается, чем те, кто пробует то одно, то другое.


Но кто определяет, добился ты чего-то или нет? Я думаю, здесь стоит ориентироваться не на нормы, а на себя. Потому что цели и понимание призвания у всех разные.


— А твоих работодателей никогда не смущало, что ты так много профессий сменил?

— Может быть, и смущало — мы это не обсуждали. На самом деле клиент в первую очередь смотрит на то, сможешь ли ты решить конкретную задачу, которая его беспокоит. Если я мог ему помочь, обладая какими-то знаниями и опытом, то какая разница, что за пару лет до этого я варил кофе?

Учёба на любой вкус: от «Хабра» до онлайн-курсов

— Чтобы быть сканером, нужно постоянно учиться? У тебя какие отношения с образованием?

— Хорошие.

— Ты окончил университет?

— Да. Моя специализация — напыление и наплавка деталей на технические конструкции.

— Сам выбирал направление?

— Конечно! Я написал итоговый экзамен в школе и разослал результаты в разные вузы. По баллам прошел на эту специальность — мне показалось, что это очень интересно.


Университет стал для меня школой жизни: там были крутые преподаватели, они давали хорошие советы, которые, в отличие от их лекций, пригодились.


— Почему не пошёл работать по специальности?

— Я ещё на первой заводской практике понял, что не хочу там работать. К тому же это узкая специализация: я мог бы жить только в том городе, где есть завод, использующий микроплазменную наплавку в вакууме. Или как вариант — я мог пойти в науку, в НИИ, но в то время мне хотелось активности, поэтому я начал искать другую профессию, которая смогла бы мне это дать.

— А другие свои профессии как осваивал? Самостоятельно?

— Да, читал, смотрел в интернете лекции — на практике учился.

— Перед интервью ты сказал, что веб-дизайн тоже сначала изучал самостоятельно. Почему позже решил пойти на курсы?

— Я учился месяца три, потом начал брать небольшие заказы на фрилансе: лендинги, промо, баннеры. Прошло чуть больше года, и я понял, что хочу намного глубже понимать профессию, которой уже занимаюсь. Потому что мне интересно в этом развиваться и хотелось уйти от перекрашивания кнопок в разный цвет к чему-то большему.

Я увидел годичный курс от Skillbox, узнал, что он сделан совместно с AIC (одна из ведущих российских компаний, специализирующаяся на сервисном дизайне. — Ред.). Они были для меня теми ребятами, на работы которых смотришь и думаешь: да как вы это сделали?! Мне понравилась программа курса, а ещё то, что он заканчивался очной защитой перед заказчиком — я такого формата не видел. Так что решил пойти учиться.

Одна из домашних работ Дмитрия в Skillbox

— Дали ли тебе курсы что-то, с чем не справилось самообразование?

— Да. Во-первых, это структура. Когда ты ищешь что-то в интернете для работы — это хаос. Какие-то посторонние ссылки, статьи, противоречащие друг другу… Не знаешь, кому верить. А на курсах нам давали проверенную и очищенную от любого лишнего контента информацию.

Во-вторых, я смог закрыть некоторые пробелы. Когда занимаешься самообучением, слепые зоны не редкость. Не с кем посоветоваться, не у кого спросить, поэтому как понял, так и делаешь.

В-третьих, фидбек. На курсах ты всегда можешь обратиться к человеку, который уже давно в профессии, и он может дать тебе дельный совет, помочь и направить.


Ты никак не разберёшься в большой теме, просто штудируя Telegram-каналы или «Хабр».


«Выпросил две недели, взял чемодан и уехал в Москву»

— Сейчас ты работаешь в AIC. Как ты туда попал?

— Приехал на защиту! А если серьёзно, я тогда долго думал: защищать диплом очно или нет. В итоге решил, что съезжу: на людей посмотрю, себя покажу. Если что-то не получится, то в следующий раз прям отлично выступлю. У меня просто есть ещё один курс от Skillbox по UX-дизайну, но его я ещё не прошёл. А получилось так, что я презентовал свой проект, и в этот же вечер меня пригласили на стажировку в AIC.

— Твой диплом всех покорил?

— Всё вместе, наверное. У меня был диплом для Ticketland. Это сервис, который вырос из просто театральных касс в крупного билетного оператора. А я сам очень люблю театр, выставки, поэтому сразу понял: это 100% мой проект, я не смогу сделать его плохо. Я реально постарался, даже учёл в концепции текущую сетку сайта, чтобы они могли этот кейс применить. Сделал презентацию с анимацией. Анимацию я тоже в Skillbox изучал, специально старался параллельно больше инструментов освоить, чтобы всё красиво собрать.

Скрин части дипломной работы для Ticketland

— Волновался на защите?

— До самой защиты я не очень переживал за выступление. Вспомнил, что когда-то для творческих мероприятий в вузе писал сценарии, читал их — был уверен, что справлюсь. Но уже на защите осознал, какой это ответственный момент. Понял, что нужно собраться и хорошо выступить, и от этих мыслей порядочно разнервничался. Хотя в итоге смог взять себя в руки.

— Стажировка у тебя сразу после защиты началась?

— Я выпросил две недели, чтобы завершить все дела дома, осознать, что вообще происходит, взять чемодан и уехать в Москву.

— Уже успел поучаствовать в каких-то крутых проектах в AIC?

— Да, например, сейчас мы делаем редизайн сайта банка — и это круто: продумывать каждую мелочь, чтобы пользователю было комфортнее. Не просто какой-то визуал и фишки на фронтенде, а когда ты стараешься сделать лучше для другого человека.

Раньше мне казалось, что крупные заказчики — вот где жизнь, а всякие лендосы — это не моё. Но сейчас я понимаю, что дело не только в величине заказа. Ещё влияют команда, увлечённость проектом и умение находить что-то прикольное даже в рутине.

Обсуждение проекта в AIC

— Может быть такое, что ты уйдёшь из дизайна и снова резко сменишь профессию?

— Я не могу утверждать на 100%, что «нет, никогда». Но я скажу так: сейчас я точно нашёл то направление, в котором мне интересно развиваться. Я ощущаю себя на своём месте, и это ценно.

Первый раз в Москве

— До переезда ты бывал в Москве?

— Первый раз приехал на защиту, до этого не был.

— Как прошёл переезд?

— Достаточно стрессово. У меня в Москве не было ни знакомых, ни друзей. Я плохо себе представлял, как всё будет происходить. Но для меня это был эксперимент: если что-то пошло не так — я ведь всегда смог бы вернуться. Я знаю многих людей, которые не решаются переезжать, потому что «а вдруг придётся возвращаться, что люди скажут? Не справился, прибежал обратно». Меня это никогда не останавливало: главное, чтобы я сам себя не винил в том, что чего-то не попробовал, когда у меня был шанс.

— Как родители отреагировали на новость о переезде?

— Как и все родители, они хотели бы, чтобы я жил с ними в одном подъезде, а работал в двух остановках от дома. Понятно, что им сложно было это всё принять, но я не встретил никакого сопротивления. Они большие умнички, я ими горжусь. Мне сказали: если ты чувствуешь, что это твоё, и видишь смысл в переезде, мы не против.

— Чем привлекает Москва?

— В первую очередь — культурная жизнь: театры, выставки, тусовки. Меня это вдохновляет. Я считаю, что дизайнер не может знать только паттерны, он должен быть ещё и про креатив и искусство. Мне нравятся московские парки, молодёжные пространства, городские open air. Может быть, немного банально, но мне нравится Москва за тот спектр возможностей, который она даёт своим жителям.

— На какой последней постановке был в театре?

— Я ходил в «Гоголь-центр» на «Зеркало».

— Что в Москве тебе не нравится?

— Думаю, это свойственно всем мегаполисам: суета, очень быстрый ритм жизни. А ещё я иногда вижу людей, таких замкнутых и потерянных… Про них можно сказать «одинокие в толпе». Это так странно: вокруг много людей — казалось бы, можно познакомиться с сотней талантливых ребят, подружиться. Но чувствуется некая изоляция: люди настолько устают от ритма и вымотаны, что не хотят общаться, — они хотят поскорее оказаться дома, наедине с собой.

— А у тебя здесь появились друзья?

— Да, причём это не только коллеги. Хотя мне с ними очень повезло. Есть несколько ребят с курсов Skillbox, с которыми мы с защиты поддерживаем связь и иногда видимся.

Блиц

— Сайты с хорошим веб-дизайном?

— «Киноарт» и всё, что делают Саша Гладких и его команда из Charmer. Balenciaga, работы ребят из White Russian.

— Книги, которые пригодились в профессии?

— Роберт Пёрсиг «Дзен и искусство ухода за мотоциклом», Виктор Папанек «Дизайн для реального мира», Максим Ильяхов «Информационный стиль».

— Telegram-каналы для насмотренности и вдохновения?

— Are you eve, Just leave it here, UX live.

— Над каким кейсом хотел бы поработать?

— Я хотел бы сделать социальный проект. Это когда дизайнер не берет деньги за работу: просто помогает и делает что-то полезное для каких-нибудь хороших людей. У меня пока вопрос только во времени: надо разобраться с графиком, чтобы какую-то часть выделять на такие инициативы.

— Навык, которого не хватает?

— Хочу научиться высыпаться за 5 часов, а если серьёзно — над тайм-менеджментом поработал бы.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована