Налоги большие, зато нет хаоса — русский UX-дизайнер о жизни во Вьетнаме
За четыре года во Вьетнаме Игорь успел поработать над аналогом «Яндекс.Советника» и сменить позицию менеджера на пост тимлида в команде UX-дизайнеров.
vlada_maestro / shutterstock
Игорь Бабичев
Вьетнам, город Ханой
Пройденные курсы
«UX-дизайн» — 86%,
«UX-аналитик» — 33%,
«Анимация интерфейсов» — 39%.
Достижения
Переход с позиции руководителя отдела дизайна вьетнамского стартапа Cốc Cốc на позицию UX and Service Design Expert в B2B во вьетнамский стартап Tripi.
Рост дохода
+100%
В интервью Игорь рассказывает:
- чем отличаются друг от друга российские и азиатские работодатели;
- сколько нужно денег, чтобы переехать во Азию;
- как с опытом менеджера проектов он стал тимлидом команды по UX-дизайну;
- почему он не торопится завершать курсы;
- зачем планирует из UX-дизайна вернуться в менеджмент.
Экзотические условия труда
— Ты уже четыре года работаешь во Вьетнаме. Почему именно Вьетнам, как это вообще получилось?
— Меня пригласил мой бывший работодатель. Мы удаленно сотрудничали примерно с 2009 года, я из Ульяновска занимался техподдержкой, писал инструкции, успел проявить себя как менеджер. Так что когда компания запустила новый проект Cốc Cốc во Вьетнаме, то меня пригласили — и я поехал.
— Не смутила перспектива работать в Азии?
— Абсолютно нет. Мне выслали договор, в нем была заранее оговоренная зарплата. Плюс там было зафиксировано, что компания поможет мне при релокации, будет оплачивать съемную квартиру и четыре перелета в год домой. Так что социально я был полностью защищен. Да и вообще, я не ехал в никуда, уже знал многих коллег по прошлому проекту, знал работодателя.
— Сейчас ты продолжаешь там работать?
— Нет. С декабря я тимлид дизайнерской команды в компании Tripi. Это сервис по бронированию в сегменте B2B, B2C, аналог Airbnb, Booking, но с местными фишками.
— Ты в новую команду сразу тимлидом пришел? Их отсутствие аналогичного опыта не смутило?
— Нет. Во-первых, уровень моих навыков объективно выше, чем у коллег. А во-вторых, нельзя сказать, что я пришел совсем без опыта. У меня было портфолио по сервисам, по прототипам. Последние 1,5 года в прошлой фирме я так или иначе соприкасался с дизайном, есть сервисы, которые я проектировал.
— Твоя новая работа — это полностью вьетнамский проект. Почувствовал разницу между российскими и азиатскими компаниями?
— Основное отличие — это отсутствие спешки в Азии. Когда ты работаешь с русским заказчиком или в русской команде, то вокруг всегда какой-то хаос, какой задачи ни коснись, она обязательно срочная, а дедлайн по ней горит. В Азии такого нет. Чаще всего местные стейкхолдеры имеют какой-то западный опыт: образование или работу. Так что возвращаются они во Вьетнам уже с другим мировоззрением, они хорошо понимают, что задача бизнеса — зарабатывать деньги, но при этом умеют выстраивать менеджмент и общаться с командой.
— У тебя интернациональная команда или в основном вьетнамцы?
В моей команде я единственный иностранец, более того, по-английски хорошо говорит только менеджмент, отдел SEO и разработчики. Я поначалу с коллегами жестами, скетчами общался, через Google Translate переводил каждое слово. Звучит страшно, но на деле языковой барьер довольно быстро исчезает. Сейчас мы уже спокойно общаемся, а я по субботам рассказываю им о том, что сам узнаю в Skillbox.
— А почему тебя вообще пригласили в эту команду, при таких-то ограничениях? Да еще на позицию, изначально подразумевающую много коммуникации. У тебя есть какие-то особые навыки, которых нельзя было найти у местных?
— Дело даже не конкретно в этой компании, так будет в любой азиатской фирме. Здесь нанимают иностранца, чтобы он передал свои навыки. У тебя есть европейский опыт, компетенции из предыдущей компании на местном рынке, и этим ты можешь поделиться. Иногда работодатели это заранее обговаривают на собеседовании.
— Делиться знаниями по субботам — это твоя инициатива или в договоре прописали?
— Изначально мне сказали, что было бы хорошо, если бы я поделился опытом с прошлой работы. Но в целом это моя инициатива. Я понимаю, что в команде обучаться намного лучше, есть конкретные задачи, которые можно разобрать и на месте закрепить практикой. Да и мне приятно видеть, как растут мои коллеги.
— Сколько нужно получать, чтобы переехать во Вьетнам и работать отсюда?
— Это легко посчитать: в среднем $300 в месяц на жилье, $200–300 на еду и на visa run раз в три месяца — $200, то есть на $800, в принципе, можно выжить. Но если вы хотите хороший сервис, путешествия по Азии, одежду какую-то покупать, то надо минимум на $2 000 ориентироваться.
От менеджмента проектов до UX-дизайна
— Почему сменил менеджмент на дизайн?
— Работа дизайнера более творческая. Ему ставят задачу, но у него остается свобода в выборе решения. Менеджер отвечает за процессы: организует, контролирует, вечно суетится. Самовыражения здесь в разы меньше — ты ведь организатор, а не создатель. А создавать, конечно, интереснее.
— Но ты же не сразу стал дизайнером. Как происходил переход?
— Я думаю, что это случилось в тот момент, когда из компании начали уходить менеджеры. Получилось так, что их проекты оставались без хозяина и перекидывались в разные отделы. Фактически в нашей команде оказалась чужая задача на проектирование сервиса, за которую мы и взялись. И вот в процессе работы, исследований я понял, что мне это нравится, и я хочу пойти в UX-дизайн.
— Другими словами, толчком стало то, что на тебя упали не твои обязанности?
— По сути, да. На нас перешел не дизайн, а именно разработка сервиса.
Вьетнамские проекты
— В каких интересных проектах успел поучаствовать?
— На предыдущем месте работы мы запускали аналог «Яндекс.Советника» по ценам — Cốc Cốc Shopping. Он с точки зрения опыта интересный, но, к сожалению, сейчас не работает. И это, конечно, грустно. Мы делали его с нуля, проектировали всю логику сами. Сервис должен был собирать разные ценовые предложения, сравнивать их, предлагать пользователю оптимальный вариант.
Еще мы разрабатывали Cốc Cốc Maps — это было что-то среднее между картами и каталогом организаций, который делает 2GIS. Специфика была в том, что в Азии практически нереально уследить за открытием и закрытием малого бизнеса — это быстрые процессы, поэтому их сложно зафиксировать на карте. Так вот наши ребята сами объезжали улицы, снимали на видео то, где какой бизнес функционирует, и заливали актуальную информацию в приложение. Но и этот проект сейчас тоже не работает.
— А почему не работает? «Не взлетело»? Что пошло не так?
— У компании случились проблемы с монетизацией. Я думаю, это частая болезнь стартапов: разработчики начинают пилить сервис раньше, чем руководство продумывает, как на этом заработать. И хоть проекты были полезные в социальном плане, денег они не приносили. Со стороны руководства были, конечно, попытки встроить в них рекламу, или, в случае Cốc Cốc Maps, установить платное добавление в каталог организаций, но это не сработало, потому что у компании не было толкового бизнес-стратега. Задачи постепенно начали перекладываться на непрофильных сотрудников, которые с этим, естественно, не справлялись.
Три курса и один дизайнер
— Если ты уже до обучения разбирался в дизайне, почему вообще пошел на курсы?
— У самоучки есть проблема: он не знает, как структурировано подходить к задачам. Он что-то умеет, может быть, даже и неплохо, но работает неэффективно, потому что хватается то за одно, то за другое. Правильный порядок действий и логику работы можно получить только на обучении.
— Курсы тебе в этом помогли?
— Начнем с того, что я взял сразу три курса: «UX-дизайн», «UX-аналитик» и «Анимацию интерфейсов». Из их плюсов — структурированность всех лекций и разносторонность обучения: ты слушаешь, пишешь конспекты, ищешь какую-то информацию дополнительно. Но главная фишка обучения в Skillbox все-таки — это его комьюнити: профильные обсуждения в Telegram, в Facebook*, общение с преподавателями, плюс чаты с разных вебинаров. Эти контакты очень помогают: во-первых, люди в них оперативно делятся опытом, во-вторых, там можно найти ответ на какой-то очень узкоспециальный вопрос, с которым кто-то раньше тебя столкнулся на практике.
— Но ты же не закончил обучение. Почему?
— Я закончу обязательно, хотя для меня это и не принципиально. Я взял три курса, и на сегодняшний день ни один из них не закрыл, но для меня это не проблема. Это важно для того, кто с нуля осваивает профессию, чтобы начать зарабатывать чем-то другим. А у меня уже была работа в сфере UX-дизайна, я руководил командой. Мне курс был нужен, чтобы находить ответы на те вопросы, которые возникают по ходу моей деятельности. Я спокойно ищу то, что нужно, в чатах, в моих лекциях, переключаюсь с курса на курс — и в итоге я получаю именно то, за чем пришел.
Назад в будущее:
из UX-дизайна снова в менеджмент
— Какие планы на будущее?
— Я хочу вернуться к менеджменту, но теперь перейти именно к product-управлению.
— Ушел из менеджмента в дизайн, чтобы снова вернуться. В чем логика?
— В том, что я хочу развиваться как сервис-менеджер, чтобы получить больше свободы в проектировании. Наверное, смог бы проработать UX-дизайнером еще год или два, но потом решение рутинных задач мне точно надоест. Мне интересно планировать логику, я бы попробовал создать собственные паттерны, а не только работать с тем, что есть. Для этого нужно расти, и дизайн в данном случае нельзя перешагнуть, этот опыт нужен мне, чтобы забраться еще выше.
Блиц
— Какой еще курс на Skillbox прошел бы?
— Что-нибудь по менеджменту и, пока во Вьетнаме живу, актуален курс по ведению блога.
— Самое популярное заблуждение россиян об Азии?
— «Азия — это дешево». Это уже давно не так. Хороший сервис и здесь стоит дорого, а на доллар нельзя накупить корзину продуктов.
— Отличительная черта хорошего UX-дизайна?
— Он не заставляет пользователя думать и спрашивать «Почему?». Человек просто находит то, что нужно, там, где он ожидает это увидеть.
— Где кофе вкуснее: в России или во Вьетнаме?
— Во Вьетнаме. У бариста здесь свои методики варки: они делают кофе со сгущенкой, с кокосовым молоком. А еще он здесь по умолчанию холодный и со льдом, но можно попросить и привычный для нас горячий.