«Любой опыт, даже негативный, полезен и помогает быть лучше»: как психолог стал дизайнером
Александр работал психологом и маркетологом, но настоящей его страстью было рисование. Сейчас он вернулся к себе и учится на графического дизайнера.
mohamed_hassan / pixabay
Александр Синяков
Россия, г. Москва
Пройденные курсы
Достижения
Нашёл любимое дело, поверил в себя и увеличил доход.
В интервью Александр рассказал:
- почему два месяца откладывал курс по графическому дизайну;
- как осознал, что графический дизайн — это «его»;
- какие ошибки допускал в своих первых макетах;
- насколько странные клиенты ему попадались;
- в чём кайф дизайнерской работы.
Страх ошибиться приводит к нерешительности. Александр начал рисовать уже в детстве и получал от процесса большое удовольствие. Но иллюстрации никому не показывал, даже близкие не знали о его увлечении. Поэтому после школы у Александра не возникло и мысли о художественной академии. Он пошёл учиться на клинического психолога, но разочаровался в этой профессии. Работал в сфере управления проектами, онлайн-образования и маркетинга.
В свободное время он продолжил рисовать — и начал показывать свои иллюстрации друзьям. Друзья говорили, что ему нужно зарабатывать творчеством. Он задумался о поступлении в художественный вуз, но на высшее образование теперь не оставалось ни времени, ни сил. Казалось, мечта о творчестве никогда не воплотится.
Как начать учиться, случайно перейдя по ссылке
— Ты уже работаешь графическим дизайнером?
— Я продолжаю работать заместителем директора по маркетингу полный день, а дизайном занимаюсь на фрилансе.
— Ты многие годы провёл на позициях, далёких от творчества, почему решил заняться именно графическим дизайном?
— Просто ни с того ни с сего. Я искал в интернете, как делать презентации, и увидел рекламу курса по веб-дизайну. Перешёл по ссылке и прочитал лендинг от и до, что для меня нехарактерно. Позвонил менеджер, мы пообщались, и он сказал, что мне больше подойдёт графический дизайн. Я прочитал описание курса и понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Но начало курса откладывал два месяца: не был уверен, что это правильный выбор. Думал: «Может, лучше учиться на программиста? Они больше получают и более востребованы». Кроме того, я работал только с Photoshop, а на курсе была куча новых программ, и я переживал, что не разберусь в них.
— И что, как справился с неуверенностью?
— Посмотрел программу и начал проходить курс по Photoshop, потому что хоть в нём мог что-то сделать. Когда преподаватели сказали, что у меня получается, страх постепенно стал уходить, появился интерес к обучению. То, что я иногда сдавал домашние задания с первого раза, без правок, вдохновляло. Начать со знакомой программы оказалось правильным шагом: если бы я стартовал, например, с курса по Adobe Illustrator, мне было бы сложнее.
В общем, если хочется освоить новое направление, всегда стоит начинать с чего-то знакомого, с того, что будет получаться. Это поможет втянуться в процесс, почувствовать азарт и справиться со сложными задачами.
— А до курса ты дизайном занимался?
— Некоторые термины из дизайна и вёрстки я узнал, когда работал в онлайн-образовании. Я составлял технические задания для штатного дизайнера и сотрудничал с типографиями. Ещё около года работал менеджером проектов в дизайнерском бюро. Там познакомился с дизайном как рабочим инструментом: это когда понимаешь, что дизайнер нарисовал не просто красивую картинку, а именно такую, какая нужна клиенту.
— Ты уже понял, что графический дизайн — это твоё? Как это вообще становится понятно?
— Когда я создаю макеты и digital-иллюстрации, весь мир замирает. Я забываю о времени, чувствую энергию и вдохновение, все проблемы исчезают. Такие же ощущения, когда я рисую от руки, поэтому я считаю, что это тоже моё.
— Сколько времени тратишь на учёбу?
— Как правило, в будни я смотрю уроки и иногда подбираю референсы для новых работ, а в выходные делаю домашние задания. Времени на домашку всегда уходит по-разному. Референсы можно собрать минут за 20. Чтобы создать пакет иконок в Adobe Illustrator, мне требуется час. Чтобы придумать иллюстрацию и донести идею, нужно 3–4 часа. Иногда сажусь работать в выходной часов в шесть, а встаю только в три часа ночи. Но с учётом того, что я занимаюсь любимым делом, это нормальная нагрузка.
— Какую из своих новых работ можешь назвать особо интересной?
— В домашнем задании на курсе надо было сделать афишу для вечеринки в японском стиле. В свой мудборд я собрал всё, что ассоциируется с Японией: архитектуру, культуру, природу. Один из референсов — рисунок токийского переулка с очень яркими огнями и пёстрыми вывесками магазинов. Помимо картинок из интернета, я рисовал в альбоме здания, героев из аниме. Когда я собрал все элементы вместе, появилось понимание, как должен выглядеть плакат. В итоге работа получилась довольно пёстрой. Она рассчитана на то, чтобы её долго рассматривали и находили на ней предметы, связанные с Японией.
— Есть ли проект, которым ты гордишься?
— Лендинг для онлайн-конференции по HR-менеджменту. Мне дали тему и попросили сделать сайт в корпоративных цветах. Больше никаких требований не было. Я выбрал стилистику робототехники и на её основе подобрал элементы: схемы, детали роботов, джойстики.
Как дизайнеру находить общий язык с заказчиками
— Сейчас понимаешь, какие ошибки допускал в дизайне раньше?
— Да. Неправильно располагал элементы на макете, выбирал нечитаемые шрифты. Как-то я оформлял лендинг для мероприятия, взяв за основу стилистику «Великого Гэтсби», и всю верхнюю часть анонса сделал декоративным шрифтом в ретростиле. Тогда мне казалось, что это красиво. Но теперь я знаю, что нельзя для всего текста использовать сложносчитываемый шрифт. Такое допустимо для одной надписи, чтобы она привлекала внимание, но важная информация — место, время проведения — должна хорошо читаться.
— Но заказчик ведь принял макет…
— Клиент чаще всего не знает правил расположения текста или вёрстки, а дизайнер обязан знать и соблюдать их. Однажды я делал баннер для своей же компании. Дизайнер был занят, а баннер нужен был срочно. Я предложил помощь, хоть тогда ещё только проходил курс по Photoshop. Сейчас гляжу на него и понимаю, что этот баннер был ужасен, что так делать нельзя. Но людям в компании он понравился.
Иногда можно пренебречь правилами для большей выразительности, но это всегда должен быть осознанный шаг. Если допустить ошибку осознанно — это художественный приём, а если по незнанию — нехватка опыта.
— А странные клиенты тебе попадались?
— Странные клиенты мне попадались на предыдущей работе, где я составлял ТЗ для дизайнеров. Каждый раз, когда предстояла отрисовка нового модуля в журнал, мы со страхом ждали, что нам порекомендуют. Иногда заказчица хотела сделать что-то под цвет её платья или нарисовать животных, которые были вообще ни к чему.
Теперь у меня адекватные клиенты. Правда, многие не понимают, сколько времени требуется для выполнения заказа. Бывает, просят собрать три баннера за полчаса, а когда говоришь реальный срок, удивляются: «А что так долго? Надо же просто нарисовать картинку». Раньше меня это раздражало, но со временем я научился реагировать спокойно. Думаю, каждый дизайнер хоть раз встречал таких клиентов.
Ещё иногда у заказчика бывают нежизнеспособные представления о макете. Например, он хочет баннер с разноцветными буквами, декоративным шрифтом и цветами. В этом случае я предлагаю сделать акцент на чём-то одном. Конечно, «клиент всегда прав» и нужно стараться максимально выполнять его требования, но если это какие-то абсолютно безграмотные вещи, нужно заказчику прямо об этом говорить.
— Легко находишь общий язык с клиентами?
— Я долгое время работал между заказчиком и дизайнером, мне это даётся свободно. Когда заказчик объясняет, чего хочет, я как дизайнер сразу начинаю накидывать идеи, а как менеджер проекта — задаю уточняющие вопросы.
Есть дизайнеры-художники, которые создают крутые работы, но совершенно не понимают, что нужно клиенту. Они думают, что от них требуют шедевр, на который уйдёт 20 часов, а заказчику нужен простенький баннер с кнопкой за два часа. Дизайнер должен понимать, для чего он создаёт макет. Это всегда приходит с опытом.
Как-то смотрел вебинар от Skillbox, на котором спикер говорил, что дизайн — это не красивая картинка, а помощь в реализации бизнес-задачи, поэтому он строится исходя из того, что нужно клиенту. Мне очень понравилась эта мысль.
Почему быть дизайнером — это кайф
— От чего ты кайфуешь в своей работе?
— Лучшее — когда создаёшь продукт, которым сам доволен. А ещё большее удовольствие — видеть его в деле. Меня радует, когда заказчик запускает рекламу с моей картинкой и у него увеличиваются продажи или повышается посещаемость сайта. В такие моменты я чувствую, что потраченное мной время принесло результат.
— Ты рассуждаешь больше как маркетолог, а не как художник…
— У меня в голове есть разделение. Когда я создаю макеты для бизнеса, я хочу, чтобы это принесло прибыль или решило другую задачу. Для чего создавалось, для того и сработало. Когда я рисую иллюстрации для себя, то получаю удовольствие от процесса. Скорее всего, так на меня влияет маркетинг — привыкаешь мыслить категориями отчётов.
— Какие у тебя планы?
— Через год-полтора, когда пройду курс, собираюсь полностью перейти в графический дизайн и найти работу по этому направлению. А лет через
пять-шесть хотел бы открыть свою онлайн-школу по созданию digital-иллюстраций.
— Что ты можешь сказать тем, кто сомневается, стоит ли ему пробовать что-то менять в жизни?
— В моменты, когда я боялся пробовать новое, я вспоминал поговорку «Лучше сожалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано». Это значит, что не нужно бояться ошибок. Ошибки делают нас теми, кто мы есть. Любой опыт, даже негативный, полезен и помогает быть лучше. Если бы мне сейчас предложили вернуться в прошлое, я бы, наверное, сомневался, стоит ли сразу идти в дизайн.
То, что я привношу в свои проекты, было бы невозможным, если бы я не отучился пять лет в психологическом вузе и не работал в HR.
Так что не бойтесь совершать ошибки, принимайте весь свой опыт, собирайте его и используйте для достижения целей.