«Мы не знаем ни одного успешного дизайнера», — говорили они...
Близкие видели Валентину юристом, но она пошла учиться дизайну. Теперь девушка работает в Промсвязьбанке и строит большие планы.
Валентина Котельникова
Россия, г. Москва
Пройденные курсы
Достижения
Сменила две специальности, устроилась UX-дизайнером в Промсвязьбанк и ни о чём не жалеет.
Фотографии из личного архива Валентины Котельниковой
В интервью Валентина рассказала:
- как справилась с тем, что её не поддерживали близкие;
- чем она занимается на должности UX-дизайнера;
- как некоторые компании обманывают соискателей;
- почему она хочет учиться продуктовому дизайну.
Юрист, переводчик и дизайнер в одном лице
— У тебя за плечами несколько лет юрфака. Почему ты пошла в юристы?
— Я вообще не собиралась идти в юриспруденцию, так как уже в 16 лет знала, что буду дизайнером. Только тогда я ещё не определилась, каким именно. Выбирала между дизайном одежды, дизайном промышленных пространств и графическим дизайном. Но родители не хотели принимать мой выбор и вопреки моим желаниям отдали мои документы на юрфак.
— Какие у них были аргументы в пользу юрфака?
— Родители тогда сказали мне: «Мы не знаем ни одного дизайнера, который стал успешным, и в нашей семье не было и нет творческих людей». Они считали, что дизайнер может прилично зарабатывать, только если у него есть врождённый талант и свой неповторимый стиль. Убеждали, что, работая именно юристом, я смогла бы себя обеспечить, — у них есть знакомые, которые достигли успехов в этой сфере.
— Грустно. Но всё-таки чему-то полезному на юрфаке тебя научили?
— Да, например, я могу защитить свои права, составить договор, подать иск в суд. Ещё один плюс — когда люди понимают, что я юридически грамотная, то общаются со мной уже по-другому. Однажды один парень взял у меня заём под расписку и не возвращал его полгода. Я предупредила, что подам на него в суд. Он не поверил, подумал, наверное, что я шучу. Но нет: как только ему пришла повестка, он сразу вернул долг. Испугался :)
— Ещё ты училась на переводчика. Почему сразу после юридического ты не вернулась к своей мечте стать дизайнером?
— Я всегда хотела общаться с иностранцами. Это расширяет горизонты и в личном, и в профессиональном плане, чем бы ты ни занимался. Знание английского влияет даже на зарплату.
Сперва я учила английский на курсах: там было действительно много языковой практики, но мне не хватало фундаментальных знаний. На курсах ведь всё зависит от твоего желания и мотивации учиться. А в университете никому нет дела до твоих настроений, тебе не дадут расслабиться — никто просто так не выпустит, пока не сдашь госэкзамен. Поэтому я и пошла на вторую вышку, хотя синхронной переводчицей себя никогда не видела.
— Ты работала по профессии?
— Да, в основном я переводила деловые письма и техническую документацию для нескольких фирм. Оказалось, что в этой профессии можно быстро достигнуть потолка своих возможностей, и такая перспектива меня не устроила. Я просто не хотела стоять на месте.
Одно время я думала стать дизайнером интерьеров — мне всегда нравилось создавать уют в квартирах и лофтах. Окончила трёхмесячные курсы и успела поработать для двух клиентов в этой сфере, делала для них проекты ремонта. Но на этом история с дизайном интерьеров закончилась.
— Почему дело не пошло дальше?
— Когда ты берёшься за проект как дизайнер, заказчик вправе отказаться от услуги авторского надзора. Тогда строители в процессе ремонта могут отклониться от твоего проекта настолько, что потом тебе даже не захочется включать эту работу в своё портфолио. Ещё в этой профессии нужно соблюдать кучу ГОСТов, а они не дают разгуляться моей фантазии.
— Изначально ты выбирала среди нескольких направлений дизайна. Пробовала себя в чём-нибудь ещё?
— Да! В детстве я занималась оригами и очень любила собирать тетраэдры. Тогда я мечтала, что смогу что-нибудь конструировать, буду чувствовать себя нужной и полезной окружающим. Я хотела, чтобы моими продуктами пользовались многие люди, и поэтому долго выбирала сферу деятельности, которая поможет мне воплотить эту мечту. Так я стала изучать UX-дизайн.
О преодолении, ужасных сайтах и профессиональном росте
— Расскажи, почему ты обратила внимание на курсы Skillbox?
— У меня был знакомый парень, который ушёл из своей профессии в IT. Однажды он узнал, что я хочу создавать иллюстрации, и познакомил меня с одним UX-дизайнером. Тот рассказал, чем он занимается, и пригласил меня на интенсив по дизайну от Skillbox. Я подключилась, и мы вместе смотрели и обсуждали всё, что говорили преподаватели. Мне очень понравилось, и после этого я решила записаться на курс.
— Что ты чувствовала, когда начинала с нуля обучение новой для тебя профессии?
— Было очень страшно. Если в юриспруденции и переводе я видела для себя что-то смежное, то дизайн для меня — самобытная и непохожая на мои предыдущие занятия сфера. К тому же я знала, что обучиться UX нелегко. И мне было невероятно трудно поверить в свои силы. Особенно когда близкие сомневались в моём начинании. Но я чувствовала, что это перспективная профессия, которая расширит мои горизонты и познакомит меня с новыми людьми.
— Идти вперёд без поддержки близких тяжело. Тебе не хотелось всё бросить и вернуться к переводам?
— Точно нет. Да, во мне сомневались близкие. Они были негативно настроены по отношению к переменам и не верили, что можно добиться успеха только своими силами.
И тогда я нашла единомышленников, которые переучивались на новую профессию уже после института. Мы поддерживали друг друга, и всё наладилось.
Ещё я вспоминала, как мне раньше неинтересно было ходить на свою работу. И убеждала себя, что если бы осталась там, то столкнулась с такими же по весу трудностями, какие испытывала во время учёбы. Сложности есть везде, но в UX-дизайне были перспективы изменить свою жизнь, а в переводческой компании — нет.
— Помнишь свой первый проект по UX?
— Да, к сожалению, помню :) Ужасный сайт автомойки на Tilda, который я делала ради практики. Были сжатые сроки, и я не сказала, что плохо знаю Tilda. В итоге, толком не разобравшись, я сдала работу. Решила, что больше так экспериментировать не буду, пока не погружусь в дизайн серьёзно.
Нужно сделать всё, чтобы ужасных сайтов автомоек на Tilda стало меньше!
— Что помогло тебе начать расти профессионально?
— Началось всё со стажировки в Lamoda. Я делала на Tilda клиентские страницы, баннеры с одеждой и другими товарами. Много работала с брендбуками заказчиков, когда, например, Adidas или Puma присылали свои требования, по которым нужно готовить их баннеры для сайта.
Кстати, у Lamoda — один из лучших офисов. Там для сотрудников предусмотрены всякие игры, зоны отдыха, массажные кресла. Я работала на двух мониторах и стационарном Mac. Было круто осознавать свою причастность к Lamoda, но вскоре мне наскучили мои обязанности. Но, находясь там, я поняла, что ещё больше хочу стать UX-дизайнером и открыть для себя новые возможности.
— Расскажи про эти новые возможности. Где ты работаешь сейчас и чем там занимаешься?
— Я работаю в Промсвязьбанке. Моя должность предполагает обязанности веб-дизайнера и UX-дизайнера. Также я составляю чек-листы исследований и пишу тексты для наших лендингов, поэтому меня можно назвать ещё и техническим писателем, — и мне это всё очень нравится.
Промсвязьбанк требует от своих сотрудников быстро ориентироваться в цифровой среде, что очень прокачивает меня как специалиста. Я очень рада, что попала в команду дизайнеров, с которыми мы постоянно обсуждаем наработки, развиваем свою дизайн-систему. Мы этакая новая волна в банке, и находиться в таком коллективе очень круто.
— Да, круто. Трудно было попасть на такую работу?
— Я прошла через много тестовых заданий в разных компаниях, чтобы в итоге оказаться в Промсвязьбанке. Сначала мне отказывали, я расстраивалась. Тогда я связалась с менеджером центра карьеры Skillbox, и она меня подбодрила. Сказала, что для новичков отказы — это нормально. После того разговора я улучшала портфолио и продолжала поиски — и в итоге, когда меня приглашали в банк, мою кандидатуру рассматривали ещё три компании.
— Ты прошла через много собеседований. Поделись опытом. Что важно знать тем, кому это только предстоит?
— Во-первых, поймите, что тестовые задания вы выполняете не просто так, а для развития и тренировки. Поэтому, чтобы с ними не косячить, а выносить новый опыт, правильно назначайте себе дедлайны.
Во-вторых, если глубоко внутри ты не одобряешь компанию, то лучше не браться за тестовое для неё. Я, например, не уважаю казино. И я чувствовала, что не хочу связываться с этой сферой, даже если будут хорошо платить. Так я поняла, что зря потратила время на тестовое.
И, в-третьих, помните, что есть недобросовестные компании, которые разводят своих потенциальных работников. Они говорят: «Сделайте нам страничку, измените навигацию по сайту — и будете у нас работать». А потом сливаются и пользуются продуктами из тестовых, забивая на людей, которые придумывают всё за них. Я отбрасываю такие организации интуитивно, но лучше внимательно читать их требования и не соглашаться на сомнительные условия.
— Сейчас ты изучаешь что-нибудь по дизайну дополнительно?
— Параллельно я прохожу второй курс, «UX Design с Майклом Джандой», который мне подарил Skillbox. Его ведёт американский дизайнер и автор бестселлера «Сожги своё портфолио!». Кстати, подача материала — огонь, мне очень нравится!
О творчестве, пользе и собственной дизайн-студии
— В детстве ты занималась оригами, потом академическим рисунком. Как ещё твоя жизнь связана с творчеством?
— Уже взрослой я ходила в художественную школу и писала картины маслом. В свободное время я училась живописи самостоятельно, рисовала по урокам на YouTube. Также я делала задания из книги-курса Джулии Кэмерон «Путь художника»: устраивала творческие свидания с самой собой и посещала выставки. И ещё я нашла себе подружку, с которой мы рисовали переулки и улицы Москвы. Сейчас я занимаюсь этим редко — всё время посвящаю развитию в UX-дизайне и диджитале.
— А в UX-дизайне есть место творчеству или всё завязано на аналитике?
— Творчества в UX не так уж и много. Оно есть, например, в проектах лендингов: можно экспериментировать с изображениями, придумывать новые блоки и тому подобное. В остальном ты конструируешь и исследуешь. Да и от UX мне не нужно больше творчества. Мне гораздо интереснее исследовать продукты и пытаться их улучшить. Во многом поэтому я планирую расширять свою квалификацию до продуктового дизайнера.
— UX-дизайнер проектирует интерфейсы и продумывает взаимодействие с ними, а продуктовый дизайнер решает проблемы продуктов и предлагает улучшения. Скажи, в новой должности ты не будешь чувствовать себя на вторых ролях?
— Моя цель — приносить пользу своими проектами. А как её достигать — будучи специалистом в UX-дизайне или продуктовом, — неважно.
— До интервью ты поделилась со мной, что планируешь открыть своё дизайн-агентство. Уже есть мысли, каким оно будет?
— Пока что это только мечта. В моих планах на ближайшее время — исследовать рынок и диджитал-среду, чтобы понять, каким я хочу видеть своё агентство и какой для него потребуется бюджет.
— Что бы ты делала сейчас, если бы не занималась дизайном?
— Я всё ещё была бы переводчицей в строительной фирме и, наверное, ходила бы в художку. Не так уж плохо, просто это не то, что действительно мне нужно.
— Как родители сейчас относятся к твоей профессии, когда видят тебя в престижной компании и твои первые успехи?
— Они говорят: «Мы в этом ничего не понимаем, но рады, что у тебя получается».