«Я создаю красоту, которая останется в мире надолго»: история fashion-продюсера Юлии
Работая проектным менеджером, Юлия не видела смысла в решаемых ею задачах. Теперь же, как продюсер, ощущает свою ценность на каждой съёмке.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Юлия Коноплёва
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
После курса нашла работу в крупном продакшене мебельной сети Hoff, а сейчас выходит на международный рынок.
В интервью Юлия рассказала:
- как стала моделью, хотя нигде этому не училась;
- почему заинтересовалась профессией продюсера и за что отвечает такой специалист;
- как и где нашла работу после курса;
- почему продюсер — это многостаночник;
- как устроено взаимодействие продюсера и заказчика.
«Моделинг стал моей творческой отдушиной»: о начале пути
— Многие девушки мечтают стать моделями, но не знают, с чего начать. Расскажите, как вы вошли в моделинг?
— Меня вдохновил мой муж, который наблюдал за мной во время нашей свадебной фотосессии. Когда оба фотографа сказали, что у меня хорошо получается позировать, муж их поддержал и предложил попробовать себя в роли модели. А мне в тот момент как раз очень не хватало творческого самовыражения: на работе всё шло рутинно, и я выгорела.
— Как вы поняли, что это именно выгорание?
— Я долго работала менеджером проектов в компании, которая занимается навигацией и электронными картами для автомобилей. В какой-то момент мне просто стало скучно. И грустно: чем выше я поднималась по карьерной лестнице, тем больше бессмысленной работы приходилось выполнять.
Отчёт, нужный для другого отчёта, чтобы показать данные на митапе. Табличка для презентации на важном совещании. Я потеряла понимание, где мой реальный вклад в продукт и почему моя работа вообще важна.
В этот момент моделинг просто спас меня, он стал моей творческой отдушиной.
— Вы где-то учились навыкам модели?
— Нет, я всё постигала на практике. Но у меня был полезный предшествующий опыт: будучи школьницей, я много лет занималась танцами. Это научило меня чувствовать движение и понимать, какой жест будет хорошо выглядеть в кадре, а какой нет.
Вообще, многое в моделинге зависит от фотографа. Опытный специалист всегда подскажет: «Вот сейчас было классно!», «Попробуй повернуться влево», «Давай руки опустим», «Давай поднимем».
— То есть нужно уметь прислушиваться?
— Да. Второе, что очень помогает развиваться модели, — это отсматривать свои снимки и анализировать, что получилось, а что нет. Запоминать и учиться.
Пожалуй, это вообще главный хард-скилл — понимать, чего от тебя хочет фотограф в зависимости от того или иного типа съёмки, и принимать те позы, которых он ждёт.
Например, фотограф говорит: «Сейчас снимаем бьюти-кадры». Значит, будут крупные планы: можно держать руки у лица, делать взгляд выразительным. А если снимает в полный рост — наоборот, лучше широко жестикулировать, не мельчить.
Первые съёмки у меня, как и у многих начинающих моделей, были бесплатными. Потом пошли коммерческие заказы. И всё же деньги никогда не представляли для меня большого интереса — их мне приносила основная работа. Моделинг же был источником удовольствия и креативного самовыражения.
«Роль продюсера очень подходит моей управленческой натуре»: о профессии и её тонкостях
— Юлия, а как из моделинга вы решили перейти в продюсирование?
— Это случилось после пандемии: я просто сидела в интернете и увидела маленький, но симпатичный баннер с рекламой курса «Продюсирование в Fashion». И мне стало так интересно!
Я перешла по ссылке и попала на страницу с описанием профессии. Начала бегло читать, а в голове будто уже высветился воображаемый чек-лист: «Ага, это я умею» — галочку поставила, «Это я знаю» — снова галочка, «А это я прочитаю… Боже, так это же всё про меня!»
— Ого! А что именно зацепило в описании профессии?
— Например, то, что работа продюсера — это не только творчество и придумывание идей, но и составление таблиц, списков и расчётов.
Роль продюсера очень подходит моей управленческой натуре. Я из тех, кого чистый креатив угнетает.
Мне для счастья нужны клеточки, куда можно вписать циферки, что-то посчитать, заполнить и подписать 🙂
Так что для меня работа в продакшене — действительно работа мечты. Этакий микс, закрывающий все мои креативные и управленческие потребности.
— Более того, к которому у вас уже было готово подспорье: вы смотрели на мир фешен изнутри, взглядом модели…
— Да. Кстати, пока я читала описание профессии, у меня возник образ пирога, в котором модель делает лишь часть работы, а продюсер ответственен за весь пирог полностью: привлекает визажиста, стилиста и многих других специалистов, договаривается об аренде локации, заказывает свет, подбирает декорации.
Можно сказать, что продюсер — демиург от модельного мира. Конечно, мне захотелось им стать.
Но сначала я решила проверить, реально ли всё то, что пишут о профессии и что обещают. Я отправилась в соцсети и стала искать аккаунты фешен-продюсеров. Нашла, почитала их посты о работе, поняла, что всё — чистая правда. Так и решилась на покупку курса.
— Как вы сейчас, уже имея опыт работы, формулируете для себя: кто такой фешен-продюсер?
— Я бы сказала, что это проектный менеджер, но с конкретной специализацией в мире моды. Он знает, как строятся проекты в fashion от начала до конца.
— А как они строятся? Пожалуйста, расскажите для читателей.
— Ну смотрите. Есть заказчик, скажем, какой-то фешен-бренд, и он хочет получить определённый контент: рекламу или съёмку для тематического номера. Продюсер общается с заказчиком и получает задачу в виде брифа.
А дальше он собирает съёмку, как пазл, чтобы в один прекрасный момент все специалисты, необходимые для реализации проекта, оказались на одной площадке — в фотостудии или другой локации. Продюсер также следит за выдачей гонораров и передачей прав на получившийся контент.
— Ого, то есть продюсер должен быть немного юристом и бухгалтером?
— Вот именно! Кстати, об этом хорошо рассказано на курсе: мы изучали принципы составления договоров, само понятие прав. В процессе я поняла, почему так важно грамотно работать с документацией.
— И почему?
— Наша российская индустрия продакшена пока во многом похожа на мир Дикого Запада: «договорняки», решения по понятиям и подобные вещи.
Только грамотная документация и учёт помогут хорошему специалисту сохранить свой статус и имя. Как и соблюдение прав моделей, а также выставление реальных гонораров, без демпинга на рынке.
— Как один человек, продюсер, может следить за таким количеством деталей и тонкостей?
— На небольших съёмках выручают обычные навыки проектного и тайм-менеджмента. Но, конечно, чем масштабнее проект, тем сложнее удержать всё только в своих руках. Со временем приходится делегировать и решать, что оставлять себе: креативную работу или организационную.
На очень больших проектах с хорошим бюджетом на каждую задачу вообще нанимается отдельный человек: по свету, по звуку, даже по кейтерингу. А продюсер, как руководитель, просто контролирует реализацию со стороны.
«Попала в продакшен мебельной компании»: о поиске работы после курса
— Как вы искали работу после курса? Всё-таки профессия фешен-продюсера довольно нишевая и вряд ли по ней выставляют десятки вакансий.
— Я приступила к поиску ещё до завершения курса, так как понимала, что процесс будет небыстрым. Искала на HeadHunter и мониторила соцсети известных проектов вроде «Карьеры» The Blueprint, а ещё — каналы продюсеров и фотографов. Нетворкинг — наше всё 🙂
Если обычно поиск работы — это стресс, то в мире фешен даже этот процесс показался мне очень увлекательным.
Например, я проходила собеседование в Vogue Russia (да-да, я была в том самом легендарном офисе!). Правда, на позицию стажёра в отдел продакшена, но я не унывала: для старта я специально понизила планку своих ожиданий, чтобы она меня так сильно не ограничивала.
Я осознавала: без реального опыта работы в индустрии немногие работодатели захотят меня взять. Конечно, управленческий опыт всегда приветствуется, но всё же управление в фешен-мире во многих аспектах отличается, и эти особенности надо знать.
— И как в итоге, получилось? Вы попали в Vogue?
— Нет, на эту стажировку меня не позвали, но я не сильно расстроилась. Потом прошла ещё несколько собеседований и в итоге нашла интересную позицию в Hoff.
— Hoff? Но это же мебельная сеть…
— Да, но у них есть свой продакшен. И пускай это не совсем про моду, на тот момент я решила, что мне подойдёт — как раз набраться опыта в продюсировании. Всё-таки в мебели и интерьерах ведь тоже есть свои тренды, своя мода.
Мы делали съёмки для каталогов и для интернет-магазина. Мой отдел обеспечивал всю компанию фотографиями и видеосъёмками. Работу у нас мог заказать любой департамент или отдел.
В процессе работы я с удивлением узнала, что мебельные съёмки могут быть очень разными! Бывало, мы просто снимали предметы для каталога, а бывало — организовывали целую имиджевую съёмку: выстраивали интерьеры и воссоздавали жизнь семьи. Эти кадры потом шли в журналы, на билборды, на баннеры.
И хоть подобное нельзя назвать полноценными фешен-съёмками, всё же принципы очень близки. Поэтому я чувствовала себя уверенно и радовалась ценному опыту.
— Вы говорите об этом в прошедшем времени. Сейчас вы не работаете с этой компанией?
— Да, недавно я ушла из Hoff, поскольку нацелилась на международный рынок. Сейчас активно готовлюсь, прохожу собеседования — очень радует, что меня приглашают на интервью. Значит, мой опыт востребован и подходит для мирового рынка.
«Благодаря профессии продюсера я увидела, насколько многогранен мир съёмки»: про источники вдохновения
— Юлия, расскажете про вашу любимую съёмку?
— О, конечно! Я организовала её сама, от начала до конца, в те времена, когда ещё не знала, что это, оказывается, называется продюсированием 🙂
Это была первая съёмка после окончания пандемии — ограничения сняли, и люди активно искали возможности для творчества. У меня были контакты фотографа, стилиста и визажиста: я рассказала им свою идею, и они подключились не задумываясь.
Мы снимались на Дзержинских карьерах (до того, как это стало мейнстримом). Был июль, жара страшная, мы все очень устали, но были безумно довольны.
Я отправила съёмку на платформу-агрегатор Kavyar (они сотрудничают примерно с 200 изданиями по всему миру), и позже наши кадры разместили внутри разворотов и на обложках печатного журнала Elegant!
— Продюсер, как и любой человек из творческого мира, должен всё время чем-то подпитываться. Как вдохновляетесь вы?
— Я люблю смотреть на красивое: архитектуру, парки, цветы.
Много всего читаю про продюсирование. Эта тема стала моей главной любовью с тех пор, как я узнала о ней.
В Telegram чаще всего захожу на канал продакшен-студии от The Blueprint, канал продюсера Анастасии Лимаренко. Вообще, про фешен у меня есть отдельная папка каналов: больше всего люблю читать Mur от Мадонны Мур.
— То есть ваша работа и есть ваш главный источник вдохновения?
— Да, получается, что так! Благодаря работе продюсером я увидела, насколько многогранен мир съёмки и мир в целом: посмотрела на него взглядом фотографа, визажиста, стилиста и других людей, задействованных в процессе.
Я люблю свою профессию, потому что она требует самых разных навыков, и я постоянно их прокачиваю.
А ещё мне очень нравится чёткое понимание того, какой вклад я внесла в конечный результат. Вот она, фотосъёмка, вот баннеры, вот журналы. Это вам не бессмысленные таблички и отчёты, которые после встречи никто и никогда не откроет.
Когда просматриваю получившиеся фотографии или ролики, всегда ностальгически вспоминаю проблемы, возникшие в процессе — разлады, косяки. И понимаю: всё это мы прошли ради красоты, которая останется в мире надолго.
А ещё приятно осознавать, что вся эта красота без меня бы просто не существовала. Я — тот человек, кто всех объединил.