Из инженеров-логистов в веб-дизайнеры: короткий путь за три месяца
После трёх месяцев обучения в Skillbox Татьяна уволилась с прежней работы и нашла новую. Сейчас — занимает middle-позицию в крупной компании.
Фото: личный архив Татьяны Каргиной
Татьяна Каргина
Калининград/Москва
Пройденные курсы
Достижения
После трёх месяцев обучения в Skillbox уволилась с прежней работы, освоила профессию веб- и UX-дизайнера с нуля и теперь занимает middle-позицию в крупной государственной компании.
Татьяна рассказала:
- в чём онлайн-формат превосходит классическое образование;
- что такое Customer Journey Map и чем она полезна дизайнеру;
- как правильно аргументировать позицию перед заказчиком;
- о любимых программах для дизайнера;
- где искать вдохновение и креативные идеи.
Долгое время мной руководил стереотип: «Учиться веб-дизайну уже поздно: рынок переполнен, конкуренция бешеная». Пока однажды близкая подруга не сказала мне: «Таня, а что если все так думают? Возьми и попробуй».
Она оказалась права. За полтора года я доросла до позиции UX-дизайнера в крупной государственной компании и убедилась, что любой результат зависит прежде всего от желания. Да, дизайнеров на рынке предостаточно, но тех, кто готов постоянно развиваться и пахать, — гораздо меньше.
Мне безумно хотелось обрести новую профессию и поменять свою жизнь — ради этой цели я была готова прикладывать любые усилия.
«Такая работа не по мне!»: из инженера-логиста в дизайнеры
Моя история начинается довольно типично. После окончания школы я чувствовала себя потерянной: не знала, кем хочу стать и чем заниматься. На помощь пришёл папа: он посоветовал присмотреться к специальности «Управление перевозками и логистика» как к актуальной во все времена. Согласилась — лишь бы больше не мучить себя мыслями о будущем. Поступила в университет в Петербурге.
Интересно, что мои способности к дизайну и пониманию пользовательского опыта проявлялись уже тогда: мы часто работали с векторной графикой — делали чертежи станций в AutoCAD. Мне нравилось не только отрисовывать элементы, но и взаимодействовать со сложным интерфейсом программы. Я часами разбиралась в функционале: смотрела ролики на YouTube, гуглила. Однокурсников же разнообразие кнопок и действий, наоборот, пугало: они опускали руки и свои курсачи покупали… у меня 🙂
После выпуска осталась в Петербурге и устроилась инженером-логистом в РЖД. Проработала там год, но не смогла «ужиться» с городом — устала от его депрессивной серости, и вернулась в родной Калининград. Там ещё полтора года трудилась по специальности, пока наконец честно не призналась себе: «Такая работа не по мне».
Больше всего не устраивали устои компании и её внутрикорпоративная культура — именно эти два пункта подтолкнули к мысли об увольнении. При более вдумчивом размышлении я вдруг осознала, что не хочу менять «шило на мыло» и переходить в другую компанию на аналогичную должность: я вообще больше не вижу себя в роли инженера-логиста.
Менять профессию — но на какую? Начала изучать платформы, смотреть программы. Родители выступили против: «Таня, а где лучше? Куда ты пойдёшь?» Я знала, что это «лучше» точно где-то есть и нужно просто продолжать искать.
Работа инженером-логистом привила мне одно ценное качество, которое нередко выручает меня при общении с клиентами сегодня: я не боюсь людей. Найду подход к любому, даже самому серьёзному и официальному лицу.
Графический дизайн VS веб-дизайн
Дизайн нравился мне всегда: в детстве я училась в художественной школе, в универе обожала создавать презентации. Так что с областью новой профессии определилась быстро. Предстояла задача посложнее: выбрать конкретное направление.
Колебалась между графическим и веб-дизайном, и всё же остановилась на последнем. Веб-дизайн показался мне более перспективным и широким направлением. К тому же отчасти смежным с заинтересовавшим меня UI/UX.
Проектирование удобного и понятного пользовательского интерфейса привлекало меня всегда. Правда, неосознанно. Раньше я часто водила машину и, смотря на монитор, постоянно задавалась вопросом: «Кто рисует и продумывает расположение иконок? Как интересно! Это же явно не разработчики делают. А смогла бы и я так же?»
Нами управляют стереотипы
Многие относятся к онлайн-курсам скептически, называя их простым высасыванием денег. Я слышала это мнение так часто, что оно прочно осело в моем подсознании и мешало оставить заявку на обучение.
Неизвестно, сколько бы я сомневалась, если бы не случайный разговор с бывшим одноклассником. Умный и толковый парень, мнению которого я доверяла, рассказал о своих успехах после онлайн-курса. Он вдохновил меня — через пару дней я заполнила анкету на Skillbox, поговорила с менеджером и приобрела пакет курсов «Веб-дизайнер с нуля до PRO» и «UX-дизайнер с нуля до PRO».
Через три месяца после начала обучения на моей основной работе произошла одна очень неприятная ситуация. Она стала для меня точкой невозврата, и я уволилась. После — месяц безвылазно сидела дома: занималась, занималась и занималась. Помимо интереса, мной управлял азарт: я понимала, что назад пути нет и теперь мне любым способом нужно закончить курс и устроиться на работу или стажировку.
«Здесь хотя бы не хочется спать, как на парах в универе»: об обучении
Несмотря на мою природную неусидчивость, бойкость и энергичность, учёба в университете научила меня концентрации и самодисциплине. Это сильно пригодилось в онлайн-обучении: я без труда приступала к лекциям и домашним заданиям, не прокрастинировала.
Цифровой формат неожиданно и бесповоротно влюбил меня в себя. В мыслях я постоянно сравнивала его с обучением в вузе, и он всегда побеждал:
✓ Можно перемотать и посмотреть лекцию. Более того: есть возможность подстроить темп речи преподавателя под себя — замедлить или ускорить.
✓ Не нужно тратить время на дорогу. Открыл ноутбук — и все знания уже перед тобой.
✓ Короткие уроки по существу и без воды. Не хочется спать, как на монотонных полуторачасовых парах в универе.
Безусловно, мелкие трудности во время обучения случались: почти все работы после сдачи приходилось доделывать и корректировать, но это — нормальная часть процесса. В жизни ничего не бывает «идеально и с первого раза». Если только вы не вундеркинд 🙂
Первая работа — всего после четырёх месяцев обучения
Месяц интенсивной учёбы существенно ускорил прогресс: увидев, что я прошла уже треть курса, я решила незамедлительно искать стажировку в Калининграде и пробовать себя на деле, нарабатывать опыт.
От многих веб- и дизайн-студий прилетали отказы. Никто не хотел возиться со стажёром, искали как минимум джунов, но я не сдавалась. Наконец одна компания одобрила мою кандидатуру. Вначале радости не было предела, но уже при посещении офиса меня ждало разочарование: коллеги были необщительны, а сайты создавали в Adobe Illustrator. Это был их рабочий стандарт…
— А почему в Figma не собираете? Там же гораздо удобнее и быстрее. Она специально для этого и создана.
— Да мы так привыкли.
По счастливой случайности через неделю на мой отклик ответила ещё одна компания — маркетинговое агентство Profitteam, пригласили на собеседование. Офис — прямо в центре города, все сотрудники — молодые и движовые, атмосфера — дружелюбная. У меня загорелись глаза: «Я должна здесь задержаться».
Так и случилось: я выложилась на максимум в тестовом задании и мои старания оценили. Несмотря на отсутствие опыта работы, сразу приняли в штат на должность дизайнера рекламных креативов. Через пару месяцев я уже создавала сайты, а ещё через пару — курировала все заказы по сайтам.
Пул обязанностей был широк: я и проводила брифы с клиентами, и передавала задачи другим дизайнерам, и консультировалась с таргетологами по поводу воронки продаж, чтобы на её основе точнее выстроить дизайн, и собирала прототипы сама или принимала их у других, проверяя кликабельность всех ссылок и кнопок, и финально согласовывала проект с заказчиком.
«Самое сложное в проекте — создание прототипа»
Портфолио — это лицо дизайнера. Кстати, у меня все представленные в нём кейсы — рабочие проекты Skillbox. Уверена, при отборе в агентство их хорошее качество сыграло не последнюю роль.
При реализации любого проекта для меня как для веб-дизайнера самое сложное — создать прототип, структуру. Конечно, можно сказать «я художник, я так вижу» и расставить блоки интуитивно, но это не совсем правильный подход. Пользовательский путь должен быть удобен, понятен и прост. В ином случае клиент не дойдёт до целевого действия, и вы его упустите.
При создании своих рабочих проектов я ориентировалась на веб-сайты конкурентов: анализировала чужие решения, размышляла об их эффективности. Уже позже, начав обучение на курсе по UX-дизайну, узнала дополнительные полезные инструменты.
Например, Customer Journey Map — карта пути клиента. Она наглядно отражает взаимодействие человека с продуктом на каждом этапе и показывает, как можно улучшить пользовательский опыт и сократить его. Карту легко составить самостоятельно в Miro или Figma.
Удобный интерфейс важен каждому — даже пилоту
Глубокое и всеобъемлющее понимание своего пользователя — основа хорошей работы UX/UI-дизайнера. Многие думают: «А! Это всего лишь кнопки! Какая разница, где они расположены». Не соглашусь.
Если бы сотни кнопок, приборов и датчиков в кабине пилота располагались неудобно, возрастал бы риск потери управления в стрессовой ситуации. Именно поэтому на бортовой панели рассчитан каждый сантиметр и даже сочетание цветов — то же самое и с проектированием обычного интерфейса.
В декабре я защитила итоговую работу по веб-дизайну и сразу же приступила к изучению UX. Стала ощущать себя увереннее в профессии — теперь я разговариваю не на языке чувств, а на языке цифр, исследований.
Простой пример. Заказчик говорит: «Хочу, чтобы кнопка на сайте была красной». Если раньше моим единственным аргументом было «красный — отталкивающий», то сегодня я отвечаю совсем иначе. Уверенно показываю аналитику, метрики, предлагаю запустить A/B-тест и в реальности сравнить пришедший трафик с красной и зелёной кнопок.
Немного о любимых программах для дизайнера
Среди программ для дизайна у меня есть свой личный топ.
One love — это Figma. Особенно выручают её плагины. Мои любимые — Image Tracer (быстро преобразовывает растровые изображения JPEG, PNG, PSD в векторную графику SVG, AI), Feather Icons (предлагает десятки векторных иконок на любые темы), Better Font Picker (помогает выбрать шрифт и начертание, есть функция предварительного просмотра).
Также недавним открытием для меня стала последняя разработка от Adobe — Adobe Dimensions. Программа даёт инструменты для лёгкого и реалистичного создания 3D-изображений. Вы можете настроить фокус камеры, источник света, изменить текстуру элемента и многое-многое другое. В сравнении с популярным софтом вроде Blender 3D, Adobe Dimensions очень прост в использовании и рендеринге.
Конечно, не стоит забывать и о классике — Photoshop и Illustrator (там, кстати, теперь тоже можно создавать простые 3D-шки). Я обожаю изучать новые программы и всегда стараюсь миксовать их, беря от каждой всё самое нужное и удобное.
Кстати, я часто слышу мнение: «Веб-дизайнеру необходим мощный ноут». Не соглашусь. Если вы не планируете много работать с 3D и только начинаете свой профессиональный путь, подойдёт любой: Figma не сильно требовательная программа.
История одной неудачи: как я поверила в себя и куда это привело
Работая в Profitteam и параллельно обучаясь в Skillbox, я постоянно профессионально росла. Неудивительно, что однажды мне захотелось бросить себе вызов и вновь попробоваться на рынке вакансий. Понять, чего я вообще стою и на что могу претендовать.
Пересобрала резюме, дополнила портфолио и стала откликаться на релевантные моему опыту объявления. Однажды мне перезвонили: компания CarX Technologies, один из лидеров среди разработчиков мобильных гоночных игр, искала UX/UI-дизайнера для создания собственного игрового магазина наподобие Steam.
Прошла тестовое задание, собеседование с директором и стала ждать результатов. Несмотря на то, что мне отказали и выбрали более опытного кандидата, я получила приятный и мотивирующий фидбэк. Попытка придала сил: я осознала, что ценна как сотрудник и могу на многое рассчитывать.
Поговорила с начальством на прежней работе, объяснила, что хочу развиваться как UX, а в их компании это невозможно, запланировала дату ухода и через пару месяцев вновь приступила к поиску. Пройдя десятки собеседований, получила два оффера и выбрала государственную компанию «Национальные приоритеты».
Буду как UX/UI развивать внутреннюю CRM-систему. На момент написания истории я работаю здесь только неделю. Ради должности переехала из Калининграда в Москву. Решилась на это легко: я как раз давно хотела пожить в столице, попробовать её темп — и вот подвернулась возможность.
Почему тренды — понятие субъективное
Я не сторонник следования трендам. На мой взгляд, «тренд» — это скорее пафосное слово, чем что-то реальное и осязаемое. Если у вас есть вкус и понимание дизайна, его органичности — вы всегда сделаете красиво, и это оценят. И неважно, подпадает решение под текущие тренды или нет.
Например, в 2019–2020 году многие крупные бренды использовали плоских человечков в оформлении своих сайтов. Тренд прошёл, но его очарование никуда не делось: вы и сейчас можете использовать человечков в своих проектах, если это уместно и красиво.
За новыми креативными идеями и вдохновением я иногда захожу на www.awwwards.com. Там представлены конкурсные веб-сайты дизайнеров со всего мира. Если нужно посмотреть что-то более приближённое к жизни, иду на Behance: изучаю работы коллег и их решения.
«Лекарство от выгорания у каждого своё»
Выгорания случаются у всех. И неважно, полгода ты в профессии или десять лет. Когда я чувствую, что на меня наваливается усталость, усиливается стресс, — стараюсь по максимуму отдыхать. В идеале — совсем не работать пару дней. Не открывать ноутбук, не читать статьи про дизайн, не анализировать чужие сайты, даже на баннеры на улице не смотреть.
Дома, в Калининграде, я всегда использовала один беспроигрышный метод против выгорания: садилась за руль и без навигатора ехала за город, куда глаза глядят. Хорошо разгружало голову. Сейчас в Москве буду искать что-то новое для себя.
Взгляд в будущее
Смена профессии подарила мне внутреннюю гармонию, забрала чувство неопределённости и дискомфорт от нахождения не на своём месте. Я будто наконец нашла своё предназначение, в рамках которого могу беспрепятственно развиваться и безгранично расти.
Сейчас я не ставлю перед собой глобальных целей, вроде «стать ведущим дизайнером в „Яндексе“», нет. Мне лишь хочется работать в хорошей компании, приятном коллективе и не терять мотивации, не сомневаться в себе.