Дизайн
#истории

«Они увидели мой набросок в тетради и предложили работу»

В вузе Роман от скуки рисовал в тетради, и его заметили. Этот момент — отправная точка к десяткам дизайн-проектов.

предоставлена ashley west edwards / kelly sikkema / unsplash / rudiecast / shutterstock / полина суворова для skillbox

Роман Макаров

Россия, г. Казань



Достижения

Уволился с нелюбимой работы, устроился дизайнером и придумал свой проект для российского автопрома.


Ссылки


В интервью Роман рассказал:


— Есть такое убеждение: чтобы стать графическим дизайнером, нужно уметь рисовать. Как думаешь, это правда?

— Лично у меня художественного образования нет. Выручает техника — планшет и перо. С их помощью я могу накидать несколько мазков и в любой момент стереть то, что не понравилось. Или вообще удалить всё в один клик и попробовать заново. Но базовое понимание рисунка, правил композиции и сочетания цветов точно не помешают. Мне повезло: сестра отучилась в художке и всегда помогала советом.

«Свою аватарку для всех социальных сетей я нарисовал в технике дуотона, используя только два цвета. Получился Джокер, хоть я и не такой: я добрый»

«Чистая случайность»: начало пути в дизайне

— Как ты заинтересовался графическим дизайном?

— Всё началось в старших классах, когда я оформлял аватарки на игровой платформе Steam для своих друзей. Ребята говорили, что у меня круто получается.

Тогда-то дизайн меня и увлёк: я читал руководства по Photoshop и Cinema 4D, делал баннеры на YouTube, создавал логотипы. В то время я вообще не знал основ, даже не понимал, чем отличается растр от вектора, — но было очень интересно.

Потом, уже в вузе, мне предложили сверстать интерфейс мобильного приложения университета. Что-то вроде универсального помощника, в котором можно посмотреть расписание занятий и мероприятий. Мне крупно повезло с этим заказом.

— Получается, что нужные люди в универе узнали, что ты связан с дизайном?

— Да, чистая случайность! На скучных парах я рисовал логотипы — мои картинки заметила девушка из потока. Она рассказала мне, что человек из профсоюза набирает команду для разработки мобильного приложения.

Сначала мне дали пробное задание: создать макет толстовок с эмблемой КАИ — моего универа. Я сделал, мой вариант всем понравился, и мы приступили к разработке. Интерфейс приложения я верстал в Adobe XD: мой первый прототип показался мне хорошим, но сейчас я понимаю — это был ужас. Но руководителя всё устроило, и с тех пор он начал подкидывать мне задачи по дизайну.

Студенты КАИ и сам Роман (крайний справа) в толстовках с его дизайном

— Как у вас сложились отношения с твоим первым работодателем?

— КАИ до сих пор отправляет мне задания: оформить баннер для дня открытых дверей, афишу, рекламу в метро… у них прям много «наружки». Я прихожу после основной работы и берусь за заказ, иногда даже в выходные. Причём у вуза есть штатный дизайнер, но он то ли не успевает, то ли просто не справляется. А мне это только на руку.

Потом тот самый руководитель профсоюза привлекал меня и к подработке вне универа. Он нашёл нишу, и мы начали делать сайты медицинским и образовательным учреждениям. Я создавал макеты в Photoshop или Adobe XD и зарабатывал на этом.

— А есть ли в твоей профессии то, что можно было бы назвать делом для души?

— Для меня это иллюстрации. Моя первая прорывная иллюстрация вышла некрасивой, корявенькой, но именно тогда я понял: иллюстрации — это моё, я буду создавать их для себя, а не для денег.

«Чтобы записаться на курс, мне пришлось залезть на гараж»

— Твоих навыков вполне хватало для подработки в университете. Почему ты решил пойти на курсы?

— Да, я многое умел, но чувствовал, что знания, полученные на YouTube, поверхностны, а я хотел развиваться. Раньше я просто запоминал алгоритмы действий и функции той или иной кнопочки. Но однажды умные нейросети подкинули мне видео Skillbox — я посмотрел вебинар и решил систематизировать навыки.

Я оставил заявку на обратный звонок и уехал в деревню на две недели. Эта поездка стала для меня рубежом: будто бы стёрла меня предыдущего и создала меня нового. Вернулся в город без всяких сомнений: всё, я иду учиться.

— Что произошло в деревне?

— Это целая история! Связь в деревне была просто ужасной, а интернет работал только в сельском клубе, и то по субботам. Когда мне позвонил менеджер, я был у речки. Принял звонок, и всё — молчание. Понял, что сеть пропала и надо срочно что-то делать. Побежал к дому, залез на гараж-пристройку и уже оттуда перезвонил.

— Классная история. Прям как в той новости про омского студента, который залезал на дерево, ловил связь и слушал оттуда лекции :)

— Да, но это ещё не всё :)

Потом, сидя на этом же гараже, я звонил в банк по поводу рассрочки. Тот ещё кадр: сижу на крыше с паспортом, диктую данные, записываю кодовые слова, а рядом петух орёт «кукареку-кукареку».

Дальше ещё смешнее. На следующий день мне снова позвонил сотрудник банка и попросил перенести приём документов. Я только хотел спросить о причине, как вдруг слышу у него на заднем фоне блеяние овец. Говорю: «Вы тоже в деревне?» Он отвечает: «Да» — и всё встаёт на свои места :)

— Ты начал учёбу почти два года назад. Как твои успехи сейчас?

— Ещё учусь. На выпускном курсе универа на меня навалилось много задач: диплом, фриланс по сайтам и логотипам, работа в «Бургер Кинге» и учёба в Skillbox. Утром я ехал в вуз, затем возвращался домой, обедал и бежал на работу, пахал там часов до девяти, а вечером сидел над проектами.

— До интервью ты рассказал о проблемах с тайм-менеджментом, но, судя по всему, тебе просто не хватало времени…

— Я мечтал успевать всё на свете: учиться в вузе и на курсе, работать для денег и для души. Даже пару раз выгорал из-за этого. Помню, сижу уставший и думаю: «Господи, Рома, это не твоё». Я описал свою проблему куратору чата студентов Юлии, и она предложила отвлечься — несколько дней не использовать компьютер и другие девайсы. Помогло.

Ещё, конечно, важна правильная мотивация. Когда у меня нет сил, я просто смотрю, какие крутые работы делают другие дизайнеры, и понимаю, что обязан научиться рисовать так же.

— А назови своих любимых графических дизайнеров.

— Есть команда Second Syndicate — в своих иллюстрациях они используют элементы роботов. Ты узнаешь их работу среди миллиона других — вот это, я понимаю, единый стиль!

Примеры работ студии Second Syndicate. Изображения: Second Syndicate / Behance

Из дизайнерских студий мне нравится Pinkman. Они оформляют сайты, создают фирменный стиль, занимаются полной адаптацией бренда. Было бы круто в будущем поработать с ними :)

Зачем усложнять задачи и как относиться к критике

— Ты сказал про проблемы со временем. А как справлялся с остальным?

— Все проблемы я создавал себе сам. Я не хотел делать по примерам преподавателя и подходил к домашним заданиям по-своему — усложнял их. Например, по заданию нужно было сверстать небольшую брошюру для любой компании. Я решил, что это слишком легко. В итоге придумал свой проект, посвящённый тюнингу советских автомобилей, и сверстал полноценный журнал на 24 полосы. С настоящими рассказами людей и фотографиями.

Кстати, эта домашка вдохновила меня на одну идею. Я сижу в автомобильном сообществе DRIVE2.RU, где каждый месяц проводят конкурс на лучший автопроект. И я в рамках этого конкурса хочу предложить организаторам свои услуги — оформлять памятный буклет с работами участников на постоянной основе.

— Выходит, у тебя за время учёбы не было невыполнимых задач?

— Одно домашнее задание показалось мне очень сложным: надо было придумать концепцию бренда с нуля, его айдентику, логотип, выбрать цветовую гамму. Это был большой объём задач, над которым я целый месяц размышлял и ещё тысячу раз передумывал. В итоге получился концепт компании по доставке завтраков. Я оформил работу и выложил её в своё портфолио.

— А как относишься к критике?

— Я её очень люблю! Мне нравится, когда работу принимают не с первого раза — это значит, что мне есть что доработать. Конструктивная критика — это в помощь, а не в обиду. Если преподаватель постоянно говорит тебе: «О, so good, ты крутой чувак!» — ты рано или поздно переоценишь себя.

— А ты уже сталкивался с жёсткими отзывами о своих работах?

— Да, но они всё равно были полезными. Недавно я проходил собеседование в крутую казанскую студию. Мне перезвонили и сообщили радостную новость: меня не берут. Мы общались с директором полчаса, обсуждали меня и мой вектор развития. Он сказал: «Я вижу, что у тебя есть задатки, но то, что ты делаешь на данном этапе, — это отстой». Он посоветовал устраиваться в Москву на удалёнку и работать за небольшие деньги в крутых студиях — лишь бы показать себя.

— Он не взял тебя на работу, но не остался равнодушным и дал обратную связь — это круто.

— Кроме того, он натолкнул меня на правильные мысли. Он спросил: «На сколько процентов ты готов отдаватьскя профессии и насколько ты безбашенный?» А ведь, если посмотреть мой распорядок дня, я именно такой. И это очень важно для развития. Он посоветовал мне посмотреть фильм «Одержимость», и я узнал в главном герое себя. История посвящена обезумевшему от барабанов чуваку, который готов сделать всё, лишь бы добиться успеха в своём деле.

Процесс создания иллюстрации Романа

— Как у тебя в итоге сложилась карьера?

— Недавно я устроился в медиагруппу «РИМ». Они занимаются наружной рекламой. Я работаю дизайнером билбордов. У этого направления есть своя специфика. Посыл на билборде должен читаться мгновенно: когда потенциальный клиент едет по автомагистрали, у него есть только пять секунд, чтобы усвоить информацию. Поэтому никаких длинных слов, маленьких букв и сложных картинок. Если можно обойтись текстом «БЕТОН» с номером телефона — вообще круто.

Мне только предстоит узнать, как правильно и красиво делать такую рекламу, но я уже увлёкся этим. «РИМ» — это не суперизвестное агентство, но, пока есть хоть какое-то пространство для роста, им нужно пользоваться.

— Расскажи о каком-нибудь заказе, который ты уже успел выполнить для агентства.

— Моим первым заданием стал билборд для компании, которая асфальтирует дороги в Казани. Заказчик попросил изобразить половину дороги разрушенной, а половину — идеально асфальтированной. Я решил между этими двумя частями сделать пограничный промежуток с дырками — в жизни же не бывает, чтобы плохая дорога моментально превращалась в ровную!

Заказчик посмотрел и говорит: «Ты хочешь, чтобы у меня клиентов не осталось? Сделай, как я прошу». Переделал.

— А почему ты вообще устроился в офис, а не работаешь на удалёнке?

— Я хотел работать в офисе, чтобы общаться с коллегами. Я очень обрадовался, когда узнал, что в агентстве работают ещё три дизайнера: смогу перенять у них опыт и общаться на профильные темы.

Об эстетике машин и хорошем дизайне

— Какая у тебя личная история с советским автопромом? Я заметила, что многие работы посвящены этой тематике.

— Как говорится, тазовод — это в крови :) Но я не из тех владельцев ВАЗа, которые любят посадить автомобиль на кузов и громко слушать музыку. Я считаю, что старые автомобили — это эстетика и искусство в железе.

Недавно я купил девятку — ВАЗ-2109 1987 года. И когда я устаю от работы, то думаю над тем, как её преобразовать и улучшить. Наверное, сделаю тюнинг «стенс» — это аккуратный стиль, когда все элементы машины сочетаются по стилистике. Как минимализм в дизайне: ничего лишнего.

Машина Романа — ВАЗ-2109

— Что бы ты изменил в дизайне российского автопрома?

— У наших автопроизводителей совсем не запоминающиеся билборды: они тусклые и совершенно не продающие. Эту ситуацию я бы хотел исправить. В рамках одного из заданий на курсе я даже придумал новый слоган и визуализацию для компании LADA.

— Ты почти окончил курс и устроился на работу по специальности. Как ты планируешь развиваться в дизайне дальше?

— Моя цель — освоить motion-дизайн. Хочу совмещать работу по 2D и 3D, чтобы делать более качественные и функциональные проекты. Пока я умею создавать только примитивные анимации в Photoshop, но я активно осваиваю Cinema 4D и Blender. Помню, как однажды для домашней работы я не мог найти мокапы пластиковых стаканчиков и купил их за 1200 рублей. Потом подумал: умел бы работать в 3D, сам бы создал эти стаканчики!

Блиц

— Что тебя вдохновляет?

— В творчестве: чужие работы на Behance или Dribbble. В жизни: простые мелочи — прогулки, кино, разговоры. Люблю творить под музыку. А ещё мне нравится автоблогер «Ильдар авто-подбор»: он безвозмездно совершает добрые дела и через экран вдохновляет меня жить и работать от всего сердца.

— Какие ресурсы или книги помогают тебе расти в профессии?

— Из книг по дизайну мне понравились «Дизайн — это работа» Майка Монтейро и «Дизайн для реального мира» Виктора Папанека. Ещё мне помогает чат с одногруппниками по Skillbox: мы делимся своими работами, обсуждаем и оцениваем друг друга. Опыт у всех совершенно разный: например, есть студент Евгений, который уже 14 лет в дизайне.

— Рынок дизайна большой. Как планируешь выделяться?

— Делать качественно и круто — и тогда рано или поздно всё получится.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована