«По району в яркой одежде не ходи — вдруг учеников встретишь!»
Полина Гамрекели работала учительницей в школе, потом ассистенткой в Glamour. Теперь она развивает собственный бренд нижнего белья.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Полина Гамрекели
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Поборола синдром самозванца и успешно развивает свой бренд нижнего белья Gamrekeli.
Полина рассказала:
- как шила наряды непропорциональным куклам Bratz;
- о творческом пробуждении во время работы в Glamour;
- как фильм про Марию-Антуанетту вдохновил её на создание коллекции;
- почему купальники шить сложнее, чем нижнее бельё;
- как поборола синдром самозванца;
- об условиях участия в fashion-маркетах.
Мои изделия отражают мои чувства. Иногда эмоций внутри так много, что единственный выход — сесть, создать эскиз и таким образом отпустить их в мир, материализовать.
В творчестве я работаю на вдохновении — возникает импульс и я ему следую.
«Всё начинается с детства»: о нарядах для кукол
Ещё в детстве мама с бабушкой обучили меня шитью на базовом уровне. В то время я играла в куклы Bratz и мечтала собрать им шикарный гардероб. Вот только маленькие наряды стоило дорого — почти как сами куклы. Тогда я подумала: «Ну ничего, создам им одежду сама!»
Листала модные журналы, запоминала крой платьев и, наконец, шила. Bratz — непропорциональные куклы с большой головой, длинными ногами и маленьким телом, поэтому было непросто. И всё же я справилась: собрала гардероб и хорошо развила мелкую моторику.
«Шитьё ассоциировалось с технологией в школе»: как связаны мода и избушка
Несмотря на детский интерес, всерьёз о профессии дизайнера я никогда не задумывалась. Всему виной — уроки труда в школе 🙂
Я жила в небольшом посёлке Калужской области, эти занятия в нашей школе проводили в деревянной пристройке — настоящей избушке. Там, в лучших советских традициях, мы надевали фартук и на старых машинках создавали изделия из ситца. Тогда-то в моей голове и закрепился паттерн: шитьё и мода — это избушка, а я в ней — тётя в фартуке.
Намного позже я узнала о существовании другого, современного мира — с первоклассным оборудованием и большим ассортиментом качественных тканей. А как я удивилась, услышав, что у каждого модного дома есть своя, брендовая, ткань! Шёлк Dior, сетка с пайетками Versace… Но всё это было потом.
«Слишком много запретов»: почему мне не подошла работа учителем
После школы мечтала поступить на журфак МГУ, но не сложилось. Тогда воспользовалась «запасным» вариантом и пошла на лингвистику в РУДН на испанский и английский языки.
Знание языков помогает сегодня: все модные показы я смотрю в прямом эфире, а ещё — читаю в оригинале крупные fashion-ресурсы, многие из которых вообще не переводят на русский.
После выпуска из вуза недолго работала школьным учителем по английскому. Сперва нравилось, но уже через несколько месяцев воодушевление спало: эти бумаги заполни, а эти подпиши, профиль в соцсети лучше скрой и по району в яркой и открытой одежде не гуляй — вдруг учеников встретишь! В 21 год хотелось чуть больше свободы, и я уволилась.
«Повсюду рейлы с одеждой, шкафы с косметикой»: как пробуждалось творчество
Вспомнила мечту о журналистике: интерес к профессии всё ещё жил внутри меня. Понимая, что редактором или автором без опыта не возьмут, нацелилась на самую первую ступеньку — откликнулась на вакансию секретаря в Condé Nast и… прошла.
В офисе издательского дома находились редакции сразу нескольких журналов — Vogue, GQ, Glamour, AD. Я быстро влилась в процесс, подружилась с коллегами и уже скоро сменила должность, став ассистентом главного редактора Glamour Иляны Эрднеевой. Работа оказалась мультизадачной: я оформляла бумаги, выполняла личные поручения, помогала SMM-отделу, редакторам, продюсерам, даже писала небольшие статьи.
Атмосфера креатива и женственности в модных редакциях пробудили моего внутреннего творца. Он вновь захотел создавать. Иначе не могло и быть: представьте, что каждый день рядом с вами обсуждают стиль, тренды, моду, а мимо возят шкафы с косметикой и рейлы с красивой одеждой. Как устоять?
Паттерн об избушке наконец-то разбился. Оказалось, что мода инновационна и разнообразна. Более того, многие успешные дизайнеры тоже начинали с простых изделий и эскизов «на коленке», но, получив базовый навык, развивалась и двигались дальше.
«Неожиданно комплектами заинтересовались знакомые»: о первых изделиях
Переосмысление себя как творческой единицы удачно совпало с началом локдауна. Я уехала в родной посёлок и провела там всё лето. На природе проснулось вдохновение: достала машинку, сшила свои первые изделия, создала профиль в «Инстаграме»*.
Неожиданно комплектами заинтересовались знакомые, пошли первые заказы. Я не верила в происходящее: «Боже, людям правда нравится моё бельё?» Глаза боялись, но руки делали: отвечали, отправляли. После карантина и возвращения в офис, совмещала две работы: днём — в редакции, вечером — за швейной машинкой.
«Понимала, что нужно учиться. Всё-таки вести свой бренд — это вам не одежду для кукол шить»
Чем больше изделий я создавала, тем сильнее ощущала нехватку знаний и навыков: шила на бытовом уровне, в швах почти не разбиралась, выкройки строить не умела. Тем не менее первое время умело выкручивалась.
Например: нашла в интернете девушку, продающую параметрические выкройки (универсальный чертёж). Я покупала файл, вносила в него необходимые мне параметры и выгружала получившуюся выкройку. Немного подгоняла её под свою размерную сетку и отшивала.
Знаний не хватало, но я и не понимала, как их получить. По крупицам собирала информацию в интернете, с трудом отличая правдивую от неправдивой. В один день таргетированная реклама подбросила мне курс «Профессия Дизайнер нижнего белья и купальников».
Учёба протекала спокойно: мы создавали эскизы, учились подбирать ткани и фурнитуру, разрабатывали базовые лекала с помощью специальных программ. Помню, когда впервые создала выкройку не от руки, а на компьютере, пришла в восторг.
Трудностей практически не возникало. Разве что иногда не хватало живого наставника рядом, особенно в блоке по конструированию и пошиву. Хотелось, чтобы кто-то взял за локоть и показал, как именно подкладывать ткань под лапку, какой стежок сделать. Выручало терпение: я по несколько раз пересматривала фрагменты и практиковалась.
Удалённое обучение дарит возможности. Не нужно бежать на занятия и переживать о посещаемости — можно учиться в комфортном темпе.
Дипломная коллекция, посвящённая женскому уединению
Задача для дипломной работы звучала так: создать капсульную коллекцию и объединить её общей историей или идеей. В своих изделиях я хотела передать атмосферу драгоценных минут наедине с собой: представить, будто девушка в моём бельё ходит по красиво обставленной квартире, набирает ванну, зажигает свечи и никуда не спешит. Нежное кружево, спокойные пастельные оттенки, тоненькая сеточка — во всех деталях я старалась обыграть задумку.
Позже я переработала дипломную линейку и на её основе создала будуарную коллекцию «Антуанетт». На идею меня вдохновили роскошные костюмы из фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта», который нам порекомендовали на курсе.
Кстати, именно с этой коллекцией я приняла участие в модном нетворкинге, организованном Skillbox. Платформа собрала ребят с разных курсов — продюсеров, фотографов, стилистов — и разбила на группы. В одной из них съёмочный день устраивали и моей «Антуанетт».
Почему шить купальники сложнее
Помимо белья, на курсе нас также обучали созданию купальников (от эскиза до первой партии). Пока эти изделия кажутся мне более сложными в производстве. Во-первых, их необходимо шить сразу в несколько слоёв — для лучшей плотности. Во-вторых, нужно очень внимательно выбирать ткань. Она должна хорошо тянуться, а также быть стойкой к взаимодействую с разной водой — солёной, пресной, хлорированной.
«Надо просто брать и делать»: как я решилась на развитие бренда
Так вышло, что к концу обучения я потеряла работу ассистента в Glamour. У моей начальницы был бешеный темп жизни, который моей натуре не соответствовал. Мы всё спокойно обсудили и попрощались. После увольнения в голове промелькнула мысль: «А может, это знак, что пора развивать свой бренд?», но я испугалась и побыстрее её отогнала.
И вот однажды, в сотый раз размышляя о своём деле, я грустно прогуливалась по центру Москвы. Случайно наткнулась на книжный, зашла и на первом же прилавке увидела книгу Марии Фикссон «Выбирай любовь». Я давно следила за автором в соцсетях: она владела брендом верхней женской одежды Fiksson.
Купила книгу и прочла на одном дыхании. В ней Мария рассказывала, как уволилась с должности бухгалтера и, несмотря на все трудности и преграды, построила свой бренд. Личная история вдохновила, и я поняла: даже если страшно — надо брать и делать.
«Маркеты — терапия от синдрома самозванца»
Причина неуверенности крылась в синдроме самозванца: мой достигал просто гигантских масштабов. Я постоянно сомневалась в себе и своих талантах: «Да кто я вообще такая, чтобы строить бренд? Я что, окончила академию в Антверпене? У меня даже профильного образования нет».
Иногда внутренний самозванец доходил до абсурда: «Я шью вещи у себя дома, разве я имею право продавать их за деньги?»
Участие в московских маркетах (в основном — «Ламбада-маркете») помогли усмирить внутренний голос и подействовали терапевтически. Совершенно незнакомые люди подходили к моему стенду, мерили бельё, говорили, как оно им нравится, покупали. От приятных слов и живого интереса однажды сдался даже самозванец: «Ну ладно, не могут же они все быть в сговоре. Значит, я правда создаю интересные и удобные вещи».
Какие на маркетах условия
Ценовой диапазон на маркете колеблется от 20 тысяч рублей за половину места до 40 тысяч за целое. Сумма при этом всегда окупается: ценители отечественных дизайнеров любят и активно посещают подобные мероприятия.
К тому же маркеты — это рабочий рекламный инструмент. Я всегда выкладываю на стол стопку своих визиток: после — десятки человек подписываются, а несколько — даже делают заказы. Также новых клиентов мне приносит контекстная реклама.
О коллекциях, тканях и фурнитуре
За три года я выпустила две полноценные коллекции, а также отшила много одиночных изделий. Коллекции стараюсь объединять одной темой, например последняя — Elementa. Идея: связать природные элементы с разными состояниями женщины. Названия изделий подобрала говорящие: nox на латыни — «ночь», vita — «жизнь», всё живое, Ventus — «ветер».
Материалы закупаю у посредников в небольшом объёме. Ткани — итальянские, фурнитура — латвийская, шью у себя дома. Обычно отшиваю две-три единицы каждого размера бюстгальтера. Из ближайших планов — найти хорошую швею, но пока справляюсь сама.
Боль всех начинающих дизайнеров: производства берут на пошив только крупные объёмы. Например, сто штук одного размера трусиков. Конечно, для маленького бренда не рентабельно.
О любимых этапах создания белья
Три момента в производстве белья я обожаю больше всего. Первый — создание эскиза. Сперва сижу на Pinterest, собираю папку с идеями, затем переношу их на бумагу. Иногда — могу вырезать и приклеить необходимые элементы из журналов.
Второй — закупка материалов. Швейные магазины — это целые государства. Можно часами подбирать резиночки, фурнитуру, щупать ткани. Третий — это финальный стежок на изделии, когда, пришив застёжку и бретельки, можно выдохнуть и улыбнуться: «Готово!»
Моё любимое изделие Gamrekeli — тёмно-синий комплект Nox из тоненькой сеточки. Простой, но одновременно нарядный: в качестве украшений я добавила переливающиеся перламутровые бусинки. При желании их можно снять.
«Деликатность — вечный тренд»
В основе моего бренда — культура деликатного белья. Что бы я ни создавала — это всегда будет сдержанно и нежно. Без косточек и пушапа. По ощущениям — как продолжение тела, а не доспехи, которые ты с облегчением снимаешь в конце дня.
Мне близки бренды схожих взглядов — те, кто создаёт естественное и «чуткое» бельё. La Perla, Petra, Blizhe. Слегка отталкивают изделия кислотных цветов, с большим количество страз (вроде Victoria’s Secret) или странных форм (на ум приходят конусообразные бюстгальтеры Мадонны из восьмидесятых).
О стиле и его производных
Сегодня стиль — это больше, чем просто «красиво» или «модно». Он настолько многогранен, что не поддаётся определению. Стиль можно деконструировать и собирать заново. Как угодно. И навсегда забыть о вылизанной картинке.
Приведу пример: пару лет назад сильное впечатление на меня произвела коллекция принтованного белья от Petra. Они разложили на стеклянном столе мелкие предметы — цветы, эмблему — сфотографировали этот натюрморт и перенесли снимок на комплект.
«Я не предприниматель, я свободнее»
Я развиваю бренд Gamrekeli уже три года, но пока не могу назвать себя предпринимателем. В моём представлении предприниматель утверждает бизнес-план на пять лет, расписывает производство до конца года, раз и навсегда определяет миссию бренда. Я же — смотрю на обстоятельства, своё состояние, тренды, вдохновение.
Конечно, я веду бухгалтерию, слежу за юридическими моментами, но делаю лишь необходимый минимум. В этом есть определённая свобода. Шёпот самозванца: «Ты несерьёзный дизайнер» — усмиряю конкретными действиями: недавно запустила сайт, подключила платёжную систему, «СДЭК», почту, со всеми заключила договоры. В такие моменты понимаю, что не «играю в бизнес», а на самом деле его веду.
Параллельно подрабатываю менеджером на фрилансе: помогаю стартапам и IT-компаниям получать гранты на разработки от государства. Дополнительный бюджет мне необходим для экспериментов и больших закупок.
«Я благодарна себе, что однажды осмелилась и начала»
Работа дизайнером белья подарила мне свободу. Больше не нужно каждое утро ехать в офис и переживать, что опаздываешь. Торопиться закрыть задачи и нервничать из-за ошибок. Теперь я ответственна только перед собой: себя поругаю я, похвалю я и договорюсь сама с собой тоже я.
Ответственности не уменьшилось, наоборот: если окажешься в луже, то только по своей вине — и этот болезненный урок придётся вынести. Такая школа жизни развивает навык постоянной самопроверки и самоорганизации, учит жёсткости и решительности.
Впереди — много новых достижений, но пока стараюсь не загадывать и двигаться маленькими шажками. Участвовать в маркетах, выставляться в fashion-пространствах. Возможно именно маленькие шаги однажды приведут меня к своему большому магазину белья на Чистых прудах 🙂
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».