Как открыть международное дизайн-бюро и развить блог до 18 000 подписчиков: история Ксении
После 10 лет в организации мероприятий Ксения выбрала семью и удалёнку. Сейчас она управляет международным дизайн-бюро и повышает сложность проектов.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ксения Куанышбаева
Казахстан, Астана
Пройденные курсы
Достижения
Открыла студию интерьерного дизайна, развила блог до 18 тысяч подписчиков и работает с заказчиками из разных стран. Также стала финалистом международных дизайн-премий (TANU и AdAwards).
Ксения рассказала:
- почему оставила успешную карьеру организатора мероприятий;
- страшно ли осваивать новую профессию с нуля и что помогает справляться со страхом;
- в чём образование маркетолога помогает ей в работе дизайнера интерьеров;
- как нашла первый проект через «Инстаграм»*;
- как принцип «не работать больше четырёх часов в день» привёл её к открытию своего дизайн-бюро.
«Решила, что подготовлю проект дома сама»: о приходе в дизайн интерьеров
— Ксения, два года назад вы открыли собственное дизайн-бюро, хотя никогда прежде не планировали развиваться в этой сфере. Как же так вышло?
— Да, десять лет своей жизни я посвятила совершенно другой, но при этом тоже безумно любимой профессии — работала организатором мероприятий. Но не всех этих юбилеев, корпоративов и свадеб, как вы могли подумать. Нет: я организовывала крупные международные выставки, форумы, госсоветы и фестивали.
Самый главный скилл, который я приобрела за годы работы организатором, — грамотное управление проектами.
Наверное, я бы и дальше продолжала работать в этой сфере, если бы в 2019 году не вышла замуж за мужчину, воспитанного в восточных традициях. Мой прежний образ жизни, где я постоянно была в разъездах, совсем не вязался с семейной жизнью.
И поэтому я перешла на удалённую работу, где стала активно использовать тот самый свой прокачанный навык — управления проектами. Я сотрудничала с разными заказчиками: в том числе, например, была задействована в проекте по созданию искусственного интеллекта для «Сбера».
— А когда на вашем пути появился дизайн интерьеров?
— Когда мы с мужем планировали построить дом. Я сразу сказала, что нам обязательно нужен дизайн-проект, но… погуглив и узнав его стоимость в пересчёте на количество будущих квадратных метров, поняла, что это слишком дорого. Тогда-то я и решила, что всему научусь сама и подготовлю проект дома самостоятельно. Так и оказалась на курсе.
Учиться начала в январе, а уже в сентябре почувствовала, что готова потренироваться на реальном жилом помещении, и выложила у себя на страничке в «Инстаграме»* робкий пост. Рассказала, что учусь на дизайнера интерьеров, очень хочу сделать для кого-то проект, и если найдётся этот кто-то, кому не страшно, то буду ждать его сообщения.
— И вам написали?
— Да! Вот так всё и началось. Получилось, что я пришла на курс с мечтой спроектировать интерьер собственного дома, а неожиданно нашла новую профессию. Постепенно стала брать небольшие заказики. Помню, тогда средний чек за мою работу был около 50 долларов, а когда доходил аж до 100, то я очень радовалась.
«Боялась конфликтов и недовольных клиентов»: как побороть страх и начать всё с нуля
— Насколько сложно было начинать карьеру в новой отрасли с полного нуля после того, как в предыдущей профессии вы добились больших высот?
— Очень непросто. Но тут огромная благодарность моему мужу: он не ожидал от меня финансового участия в семейном бюджете, и именно это дало мне возможность сосредоточиться на новом обучении и пути.
— Что помогало сохранять уверенность в себе и не проваливаться в «я ничего не умею»?
— Мне придавала сил вера в себя. Я знала, что если в прошлый раз смогла вырасти и достичь высот, то сделаю это и сейчас. Понимала схему, как это сделать. Более того: в дизайне интерьеров всё даже получилось гораздо быстрее. Если в предыдущей профессии мне потребовалось десять лет, то тут на сопоставимый уровень я вышла уже через два года.
— А что за схема роста? Поделитесь?
— В ней три ключевых составляющих:
- Знать и использовать свои софт-скиллы.
- Иметь терпение.
- Не ждать мгновенной и огромной прибыли.
Мои главные софт-скиллы — грамотное управление проектами, понимание тайм-менеджмента, умение коммуницировать с людьми: слышать, слушать и управлять. Я знала, что если буду усердно трудиться, то моя идея в любом случае вырастет.
На начальном этапе я сознательно работала с низкими чеками: собирала обратную связь, убеждалась, что всё идёт хорошо, и двигалась дальше.
— Звучит очень разумно. И всё же: были у вас какие-то страхи или сомнения?
— Конечно. Я очень боялась недовольств клиентов и конфликтов с ними. Меня пугали все эти истории вроде: «Я наняла дизайнера, а она мне всё испортила, мы переругались, и больше никогда в жизни я к дизайнерам не обращусь». Помню, я прокручивала такие ситуации в голове и задавалась вопросом: неужели это — участь любого дизайнера?
Спойлер: оказалось, что нет. За всё время моей работы у меня ни разу не возникло конфликта с клиентами. Более того: многие из них возвращаются, хотя, как правило, человек всё-таки обращается к дизайнеру интерьеров только раз в жизни 🙂
У меня есть клиентка, которая возвращалась ко мне уже десять раз.
— Десять раз? Предположу, что её новые проекты были связаны с бизнесом?
— Нет, она просто вошла во вкус. Заказчица — домохозяйка, многодетная мать. Мы начали с того, что частично отремонтировали её дом: залы, прихожую. Ей так понравился процесс, что она решила купить ещё две квартиры, чтобы сделать ремонт и продать.
Потом две квартиры превратились в четыре, а затем она в довесок купила 20 гектаров земли. Сейчас мы разрабатываем для них концепцию базы отдыха: мы с моим дизайн-бюро отвечаем за всё — от планировки участка до внутреннего и внешнего дизайна домиков, ландшафтного дизайна.
Кстати, моё первое образование маркетолога, очень помогло мне в этом проекте. Мы с клиенткой уже на старте обсудили, как продвигать её проект после реализации и какие предварительно шаги можно сделать сразу.
«В дизайне интерьеров лишь 20 процентов творчества»: как устроена работа специалиста
— Мне кажется, нередко люди представляют профессию дизайнера интерьера примерно так: этот человек сидит за компьютером и подбирает цвета обоев и форму кресел. Насколько это далеко от правды?
— Это очень наивное представление 🙂
Когда я шла учиться, то тоже думала, что задача дизайнера — это просто выбрать цвета интерьера и мебель. Но на деле оказалось, что наша работа — скорее инженерная. А ещё психологическая и проектная: ещё до реализации проекта вам придётся много разговаривать с клиентом и анализировать, что именно он хочет, как это можно воплотить в жизнь.
— То есть дизайн — это далеко не про чистое творчество?
— Нет, в первую очередь это про детальный и понятный график проекта, чёткие дедлайны, этапы и высокую ответственность на каждом из них.
В моей работе примерно 80% занимает системная часть (создание концепции, управление проектом) и лишь 20% — творчество.
— Ваше первое образование маркетолога как-то помогает вам в работе? Или пример с консультацией по проекту базы отдыха — единичный?
— Не единичный. В коммерческих проектах я часто выступаю не только как дизайнер, но и как маркетолог. Консультирую клиентов уже на этапе запуска бизнеса: советую, что нужно сделать сразу, чтобы потом было легче продвинуться. Например, какое название и логотип выбрать, какой смысл заложить в айдентику, как всё это сочетать с дизайном.
После этого мы с командой разрабатываем такой дизайн интерьера, который будет работать на продажи, формируем правильные ассоциативные ряды.
У нас есть отличный кейс, чтобы проиллюстрировать, о каких именно ассоциациях я говорю: не так давно мы разрабатывали дизайн-проект для стоматологии в Астане. Так вот, я подумала, что стоматология — это в первую очередь чистота и стерильность, а ещё технологии.
Поэтому мы сделали светлый нейтральный интерьер с белыми наливными полами, декоративной штукатуркой и металлическими стеновыми панелями. И это так круто сработало, что сейчас я сама не могу записаться в эту стоматологию 🙂
«Мне страшно, но если вам не страшно, то я сделаю»: как дизайнеру найти первый заказ
— Ожидания и реальность обучения на дизайнера интерьеров совпали или нет?
— Конечно, нет! Как я уже говорила, мои представления о профессии были неприземлёнными. Поэтому, когда на курсе начались уроки по черчению, я буквально плакала. Сначала из-за того, что не могла установить себе Archicad на компьютер, потому что мой Mac его просто не вывозил. А потом из-за того, что у меня ничего не получалось.
— Что помогло не бросить обучение, несмотря на сложности?
— Я в принципе не тот человек, кто бросает начатое, — всегда довожу всё до конца.
— И итоговую работу вы тоже сдали? Дайте угадаю: наверное, подготовили дизайн-проект загородного семейного дома, ради которого и шли учиться?
— Не угадали! Дом мы в итоге так и не купили и не построили, потому что уехали из России. Обстоятельства так сложились, что профессия, которую я шла получать сугубо для себя, превратилась в успешный бизнес для других.
— Тогда давайте ненадолго вернёмся к вашему первому дизайн-проекту для реального клиента и обсудим его чуть подробнее. Вы написали пост в «Инстаграме»* и на него откликнулся человек…
— Да, это было где-то в середине курса. Повторюсь, сформулировала я своё «объявление» очень искренне и честно: написала, что очень хочу за небольшую плату взяться за реальный проект, но при этом я только начинаю и, конечно, испытываю страх.
«Учусь дизайну, хочу сделать реальный интерьер, но мне страшно. Если вам не страшно — напишите», — так выглядел мой пост.
И вот одна из подписчиц откликнулась и предложила переделать её санузел в хрущёвке. За эту работу я взяла около пяти тысяч рублей и делала её ужасно долго — кажется, около месяца. Но срок был обоснован детализированностью: я очень старалась позаботиться о комфорте клиента и прописать все-все тонкости.
Я не просто отправляла клиентке коллажи, но и подкрепляла их подробными документами со ссылками на все использованные материалы и предметы. И до сих пор все наши проекты включают в себя все нужные ссылки, адреса магазинов и даже контакты конкретных мастеров.
— А свой второй дизайн-проект помните?
— Конечно, и очень хорошо: одноклассница заказала проект у большого дизайн-бюро, но была недовольна результатом — они переделывали пять раз, но всё равно получалось не то. В итоге она попросила меня посмотреть, дать свою оценку и пояснить, что именно не так. Сама она это только чувствовала, но, конечно, профессионально разложить не могла.
Я расписала все проблемы: почему выбранные цветовые гаммы не подходят, почему те решения, что есть, плохо смотрятся и не работают. Предложила, как всё можно исправить. Одноклассница осталась в восторге и заплатила мне 20 тысяч рублей, хотя изначально мы вообще не обсуждали оплату.
— Почему, кстати, на ваш взгляд, в дизайне интерьеров вообще так часто возникают ситуации, когда клиент недоволен?
— Думаю, главная причина в том, что дизайнеры не умеют слушать. А это самое важное. Если специалист уже уверен в своём профессионализме, он может думать: «Я лучше всех всё знаю». Но это не так: именно клиенту жить в будущей квартире и, как ни крути, ему виднее.
— А как вы находите баланс между профессиональным мнением и желаниями клиента?
— Я всегда ориентируюсь на желания клиента, но если вижу, что его идеи прямо совсем не работают, то мягко и доступно объясняю это. У меня есть дар убеждать.
Например, недавно был кейс: двухкомнатная квартира в Новосибирске с бюджетом на ремонт 5 миллионов рублей. Я думала, как сэкономить деньги, чтобы при этом было красиво. В итоге решила заменить покрытие поверхностей с керамогранита на микроцемент, потратив тем самым всего 20 тысяч рублей вместо 200 тысяч.
Но я не просто приняла это решение, а дала клиентам самим убедиться в его правильности: расписала все преимущества другого материала, отправила видео о его плюсах и минусах, объяснила выгоду в деньгах. В итоге они со мной согласились и на сэкономленные деньги купили хорошую технику.
«Привет! Может, поработаем?»: как искать кадры для проектов через чат однокурсников
— Ксения, как вы решились открыть своё дизайн-бюро «К в квадрате»?
— Вы будете смеяться, но этого я тоже не планировала, как и целенаправленно становиться дизайнером интерьеров 🙂
Дело в том, что у меня есть чёткие приоритеты по распределению социальных ролей: в первую очередь я женщина, во вторую — жена, и только в третью — дизайнер интерьеров. Поэтому у меня есть принцип: работать не более четырёх часов в день. Я хочу быть профессионалом, но не готова жертвовать дополнительным временем личной жизни.
В какой-то момент заказов стало сильно больше, чем то, что я могла позволить себе в рамках этих четырёх часов. И тогда я стала работать по 6–7 часов, но мне это ужасно не нравилось. Это и побудило меня написать в студенческий телеграм-чат Skillbox в поисках помощника.
Откликнулась одна девочка: «Привет, я 3D-визуализатор. Может, поработаем вместе?» Мы познакомились и поняли, что у нас «мэтч». В то время у меня как раз был коттедж в проекте, и мы сделали заказчику в подарок 3D-визуализацию гостиной. Мне понравилось, клиентке тоже понравилось, а 3D-визуализатору понравилось работать со мной. В итоге со следующего проекта мы уже начали сотрудничать.
Со временем проектов становилось ещё больше: квартиры по сто квадратных метров, большие дома. Этим летом у меня было девять проектов одновременно. Принцип четырёх часов давно не работал. Тогда ко мне обратился парень, предложивший помощь в проектировании. У него была команда из трёх проектировщиков, и я взяла их всех.
Я уже достаточно компетентна, чтобы управлять дизайн-командой, давать людям адекватную обратную связь и требовать хорошего уровня исполнения.
Не могу сказать, что у нас прямо большое дизайн-бюро, нет. Скорее мы работаем в сетевом формате: я получаю заказы и обсуждаю их с клиентами, работаю над основной идеей и концепцией, а потом распределяю задачи и бюджет — на 3D-визуализацию, на проектирование.
— Расскажете про какой-нибудь любимый проект вашего дизайн-бюро?
— Не могу сказать, что выделяю любимчиков, но поделюсь одним из последних интересных проектов: мы делали квартиру с гардеробной, которая… оказалась больше моей спальни! А ещё там был отдельный шкаф для сумочек 🙂 Вот это мне очень запомнилось, я сразу подумала: «Вау, я тоже так хочу».
Сейчас дизайн-бюро растёт очень быстро, и каждый сданный проект, который на начальном этапе воспринимался нами как сложный вызов, к моменту реализации кажется уже совсем простеньким.
— А сколько в среднем длится один проект?
— Разработка проекта занимает от месяца до двух, в зависимости от площади и сложности.
А вот стройка — всегда по-разному. В коммерческих проектах обычно всё укладывается в четыре месяца: потому что там мы параллельно запускаем и разработку проекта, и саму стройку. В случае с квартирами сроки более гибкие — от пяти месяцев и до бесконечности, пока не закончатся деньги 🙂
— Какие ошибки чаще всего допускают те, кто решает разрабатывать дизайн-проект самостоятельно?
— Главная проблема — несоответствие стилей. Люди берут всё модное: джапанди, молдинги, обои с крупным рисунком — и смешивают это всё в одну «кашу».
Ещё одна очень распространённая проблема — непродуманная электрика. Я видела спальню, где была только одна розетка — это просто кошмар.
— Ксения, у вас очень активные странички в «Инстаграме»*: на личной у вас больше 18 тысяч подписчиков, а у агентства — почти 3 тысячи! Как вы этого добились?
— Как и всё остальное, это вышло случайно. Когда мы переехали в Казахстан, я поняла, что мне нужны местные клиенты. У меня тогда было лишь около тысячи-полутора подписчиков. И вот я поставила себе цель — поднабрать к имеющимся ещё 500 местных и начать с ними работать.
Это было в 2023 году — тогда хорошо работали рилсы. И я решила использовать этот инструмент. Подошла к делу системно: изучила, какие рилсы люди смотрят, как их снимать, и через три недели один мой ролик собрал почти 2 миллиона просмотров! С него ко мне и пришло 10 тысяч новых подписчиков.
Сначала я даже испугалась, ведь у меня не было цели привлечь такую большую аудиторию. Было ощущение, будто в мой дом ворвалась толпа незнакомых людей. Потом ещё один ролик «залетел» уже почти на три миллиона просмотров… В общем, я почувствовала себя некомфортно и даже перестала пользоваться «Инстаграмом»* месяца на два. Но через какое-то время свыклась с новым числом подписчиков и их активностью и продолжила вести страничку.
Сейчас я сосредоточена не на росте цифр, а на пользе: стараюсь публиковать то, что может быть на самом деле интересно и нужно людям.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».