Дизайн
#истории

«Обожаю делать трешовые концепты и закладывать метафоры, которые поймут единицы»

Ирина всего год в графическом дизайне, но уже победила в самом престижном мировом конкурсе Red Dot Design Award.

rawpixel.com / Freepik / OlyaSnow для Skillbox Media

Ирина Черкашина

Россия, г. Москва



Достижения

За год освоила графический дизайн, выиграла престижный международный конкурс и устроилась в одно из лучших брендинговых агентств России.


Ссылки


Ирина рассказала:

  • как визуализировала звуковые волны и создавала по этим рисункам одежду;
  • о слезах и трудностях на пути к цели;
  • как вместе с однокурсником выиграла престижный дизайнерский конкурс;
  • зачем графическому дизайнеру заниматься аналитикой (спойлер: качество работ вырастет в несколько раз!).

Дизайн — это та среда, где я чувствую себя комфортно. И мне без разницы: быть стилистом, графическим дизайнером или проектировать одежду. Главное — делать мир красивее. Это то, что я понимаю и умею.

Мне кажется, любовь к красоте должна идти изнутри. Это не навык и не талант, а что-то между. Насмотренность можно развить, а вкус скорректировать. И если ты стремишься к красоте — всё получится.

Интересно, что мне всегда нравились какие-то странные вещи: как в графическом дизайне, так и в дизайне одежды. Я обожаю создавать трешовые концепты и закладывать метафоры, которые поймут единицы. Именно так я выражаю себя.

Одежда как музыка: как я создавала свой бренд

Начало моей истории — знакомый многим сюжет. Я поступила на юридический, но уже на третьем курсе поняла, что профессия мне не подходит. Хотела перепоступить и стать дизайнером одежды, но не решилась из-за внешнего давления.

Проработала шесть лет юристом и окончательно убедилась, что иду не своим путём. Работа была из разряда «остаётся только повеситься». Поэтому в 2013 году я всё-таки поступила на дизайнера одежды в Британку.

Я быстро нашла свой стиль и создала бренд CYMATICS. Концепт был сильный и классный: я визуализировала звуковые волны и на их основе разрабатывала дизайн одежды. Название соответствовало: киматика — это наука, которая изучает видимый звук и вибрации. Идею оценили на конкурсах в Германии и Италии.

Как мы только не пытались достать звук! Например, насыпали на колонку песок, включали басы и смотрели, как песчинки складываются в рисунок. Потом этот рисунок визуализировали через графические программы и внедряли идею в одежду. Ещё я сотрудничала с музыкантами, особенно с теми, кто играет техно и драм-н-бейс. Выпускную коллекцию, например, сделала в коллабе с музыкантом Engage, создав визуальный ряд на его трек Bio.

Я в принципе любила работать с одеждой по-сложному: сама форма могла быть простой, но её конструкция обязательно состояла из интересных элементов. Однажды я поставила себе задачу: спроектировать пальто из четырёх метров ткани, не отрезав при этом ни одного куска. И всё это — на основе полученного визуального ряда из музыки.

Мои концепции были эмоциональными. Да, они плохо продавались и практически не приносили денег, но зато круто работали на бренд: меня звали за границу, я проводила показы на Неделе моды в Москве.

«Я люблю всё необычное»: о музыке в жизни

Любовь к музыке со мной с детства. При этом я не хотела играть на фортепиано, скрипке или ещё чём-то классическом. Напротив, меня поражали этнические инструменты с вау-эффектом. Это все перкуссионные — ханги, калимбы, фимбо.

В ханг я влюбилась с первого звучания. Несколько лет училась играть на нём, даже выступала с группой и снимала с ханга звуки для эскизов одежды. А теперь инструмент стоит у меня дома.

Это мой ханг. Играя на нём, я искала и ищу вдохновение для основной работы. Фото: архив Ирины Черкашиной

«Я билась головой о стол, плакала, но всё равно шла к своей цели»

Работа дизайнера одежды — это не только наброски эскизов и посещение показов. Многие из внутренних процессов скрыты: например, я должна была заказывать вёрстку лукбуков, контролировать процесс и оценивать результат. Как оказалось, для этого необходимо базовое понимание графического дизайна. Тогда-то он впервые меня и увлёк.

А потом всё случилось само собой: я забеременела и поняла, что прошлая жизнь уже не для меня. Я больше не хотела дни и ночи проводить на производстве, следить за каждым стежком, ездить в Италию для закупки тканей и вести бизнес со всеми его сложностями.

Размеренная жизнь с ребёнком привела меня к мысли: «Пора пробовать себя в графическом дизайне». Не могу объяснить почему, но внутри я точно знала: в этой профессии у меня всё получится.

Изображение: Ирина Черкашина

Skillbox посоветовали знакомые: многие из них сейчас работают по профессии, которую получали именно здесь. При этом хочу акцентировать внимание на том, что у них, как и у меня, очень богатый профессиональный бэкграунд. Это важно.

Я училась в художественной школе, шесть лет создавала одежду — возможно, без этого опыта я бы не состоялась как графический дизайнер. Когда у тебя есть базовые знания, твоё сознание работает иначе. Ты знаешь, что такое метафора и как она закладывается, остаётся только получить инструменты и научиться с ними работать — это как раз дело времени и образовательной платформы.

Самообразованию я сразу сказала «нет». В профессии необходим наставник, который поможет разобраться с трудными вопросами и просто поддержит. Самостоятельно можно изучить узкую тему или программу: например, я параллельно с курсом по графическому дизайну осваивала After Effects и всё, что связано с анимацией. За полгода хорошо овладела программой, докупила небольшой курс и систематизировала свои знания.

В начале обучения мне было адски тяжело. Маленький ребёнок требовал уйму времени, но каждую свободную минуту я посвящала учёбе: укладываю дочку — смотрю видео, попутно записывая и зарисовывая информацию в скетчбук; муж и ребёнок гуляют — делаю домашки.

Я неумело работала в Illustrator и Photoshop, создавала какие-то глупые макеты, и мне это ужасно не нравилось. Чтобы набить руку, параллельно взяла курс «Adobe Illustrator для иллюстрации».

Одна из моих первых иллюстраций. Изображение: Ирина Черкашина

Занималась без выходных. Иногда мне было так трудно, что билась головой о стол, плакала, но всё равно не останавливалась. Я всегда помнила о своей цели — стать крутым графическим дизайнером. Как говорится, вижу цель — не вижу препятствий. И пофиг, как тяжело.

Как результат: прошла курс за восемь месяцев и успешно защитила диплом. Его назвали очень сильным и тут же предложили мне работу дизайнером в банковской сфере. Но она была очной, поэтому пришлось отказаться.

Общий чат как место знакомств

Знакомства на курсе завязывались легко. Пролистав общий чат, я отметила для себя опытных ребят, чьи работы мне особенно понравились. Я чувствовала, что скоро стану такой же крутой, поэтому интуитивно к ним тянулась. Написала, мы подружились.

Моим самым главным бро стал Женя Степанов (именно с ним мы получили награду на Red Dot Design Award, но об этом позже). Помню, я как-то выложила в диалог одну из своих работ, а он откликнулся: «Ира, когда ты станешь знаменитой и богатой, отдавай мне свои ненужные заказы» :)

Забавно, что когда я только добавилась в чат, то строчила туда исключительно гневные сообщения: «Illustrator меня не слушается, помогите!» Мне отвечала куратор Юля. Оказалось, что её муж — мой проверяющий преподаватель. С ними мы тоже подружились и теперь периодически встречаемся в Москве.

Как выиграть в международном конкурсе

Этим летом Skillbox позвал нас с Женей поучаствовать в международном конкурсе Red Dot Design Award 2021. Помню, я тогда написала Женьку: «Если нас поставят в пару, мы стопудово победим!» Так и вышло. Мы взяли главную награду в самой конкурентной категории Advertising и номинации Junior.

Мы с Женей по-разному мыслим, и благодаря этому у нас сложился идеальный тандем: мой подход к дизайну концептуален и оторван от реальности, а его — ориентирован на потребителя и заземлён. Соединив креатив и бизнес-видение, мы получили бомбический проект.

Расскажу об идее. Skillbox составил для нас актуальный для международного сообщества бриф: «Найдите решение, которое позволит привнести элемент офлайн-образования в онлайн-обучение».

Мы долго ломали головы над концептом: чтобы он был с глубоким посылом, но при этом на грани абсурда. И вот однажды кто-то в шутку озвучил идею про SkillCandle — свечу с запахом старинных университетов. Мы подхватили и быстро структурировали задумку.

Продолжили идею и в самой графике: старину университетов показали через жёсткий и трендовый глитч. Глитч — он сам по себе на грани между чем-то сломанным и очень красивым. Подобрали соответствующий шрифт: диджитальный, но с отсылками к античности в квадратных формах. Постарались смешать две эпохи.

Мы с Женей делали свою работу абсолютно спокойно, не напрягаясь, но при этом с умом и старательно. Мысли и идеи шли откуда-то изнутри. Весь проект сделали вдвоём. Позже к нам подключили режиссёра монтажа Катю: она смонтировала шоурил по готовому сценарию и исходникам.

Это был сильный и эмоциональный опыт: каждый из нас вложил частичку души в проект. Когда я узнала о победе, сразу набрала Женю и мы поорали друг другу в трубки от переполнявшей радости :)

Red Dot Design Award — один из самых престижных конкурсов в сфере дизайна. Это как «Оскар» в кинематографе или как «Каннские львы» в рекламе. Думаю, награда такого уровня поможет в развитии наших карьер. Меня, например, уже с первого собеседования взяли в самое крутое брендинговое агентство России. Уверена, мой кейс-победитель в портфолио сыграл свою роль :)

Видео проекта. Источник: YouTube-канал Евгения Степанова

«Графический дизайнер не только творит, но и проводит аналитику»

Мои концепты всегда рождаются в забвении: я отключаю голову, сознание и просто выношу на артборд всё, что есть внутри меня. Потом полирую, и получается хороший проект.

При этом внутри концепта обязательно должна быть глубокая идея, без неё никак. Приведу пример. Недавно Skillbox и «Такой театр» запустили конкурс: сделать брендинг чего-либо под названием «Хуманитас Инжиниринг». Посыл был таков: любого человека можно заменить роботом.

Мне очень не понравилась формулировка, она вызвала отторжение. Это отторжение я внедрила в проект, передав эмоцию: «Как это?! Как это, заменить человека роботом?!»

В то же время хороший графический дизайнер не может руководствоваться только творческим посылом. Мол, вдохновился, создал айдентику — и всё. Нет, он должен проводить аналитику, думать о конкурентах. Благодаря этому вы создадите три концепта, но они попадут в точку, а не 30, которые все будут ни о чём.

Я придумала шаблон и по нему провожу разбор: беру примерно 10 компаний-конкурентов и расспрашиваю про них заказчика: «Вам нравится посыл? А шрифт? А цвет? Хотели бы что-то подобное?» Это помогает в работе, ведь зачастую заказчик говорит без уточнений: «Сделайте мне крутую айдентику» — и всё.

Качество и высокий темп — мои главные УТП. Я не веду проекты месяцами, но при этом подхожу к айдентике стратегически: делаю то, что на самом деле нужно, а не то, что в тренде. Благодаря этому клиенты меня ценят и рекомендуют другим. Получается, я набила руку в профессии меньше чем за год.

Каково это — работать в самом креативном брендинговом агентстве России

Сейчас я работаю в самом крутом брендинговом агентстве России Depot, занимаюсь айдентикой. Мне нравится их подход к работе, он очень масштабный. Когда компания обращается за корпоративным брендингом, сначала с ней работает стратегический отдел: разрабатывает общую стратегию развития, создаёт платформу, проводит аналитику и только потом отдаёт нам, дизайнерам.

Мы уже не просто создаём айдентику, а опираемся на полученную стратегию. Я вчитываюсь в документ, выискиваю ключевые для бренда слова (например, «бескомпромиссность») и закладываю этот посыл в айдентику. Рисую не просто красивый логотип, а именно логотип бескомпромиссной компании.

Без работы я схожу с ума. Не могу жить иначе — я кайфую от бешеных ритмов в агентстве, кайфую от того, что бок о бок работаю с опытнейшими профессионалами и наблюдаю за их стилем и подходом. Каждый понедельник мы созваниваемся в Zoom и обсуждаем выбранные заказчиками проекты: я вижу, какие проекты делают коллеги, и заряжаюсь.

Конечно, бывают трудности: мне всё время нужно подстраиваться под график моего ребёнка. Повезло, что муж тоже работает на удалёнке и мы чередуемся: я сижу с дочкой до часа дня, а он после. Из-за такого расписания я доделываю дела уже поздно вечером.

С дочкой. В вопросе детей есть только один проверенный лайфхак — иметь бабушек :)
Фото: архив Ирины Черкашиной

«Не люблю заюзанные тренды»

В свободное время я люблю набрасывать себе доски в Pinterest и Behance (можете посмотреть мою). Ищу вдохновение там. Бывает, потом возвращаюсь к чужим идеям и пересматриваю их на свой лад и вкус. Это нормально: так делают все.

Я люблю всё необычное: то, что не считывается с первого взгляда и что 90% людей просто не поймут. А заюзанные тренды не люблю. Мне нравится, когда айдентику строят на типографике, когда компонуют 2D- и 3D-графики. А ещё мне по вкусу иллюстративный дизайн: это когда иллюстрации внедряют в типографику.

Кстати, у меня есть Telegram-канал, где я делюсь последними трендами и рассказываю о своём опыте учёбы и работы. Амбиций у меня хоть отбавляй, поэтому уверена: в будущем проекты станут ещё круче, а метафоры глубже. Продолжу ими делиться.


Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована