«У человека должна быть отдушина»: как бывший полицейский стал художником
Служба в полиции у Германа не была похожа на то, что мы видим в кино. Он быстро уволился и вернулся к детскому хобби, которое с ним всю его жизнь.
vgajic / GettyImages
Герман рассказал:
- чем служба в полиции отличается от кино и нуарных детективов;
- почему работа в полиции — это не для всех;
- как детское увлечение помогло ему в жизни;
- как справлялся с эмоциональным выгоранием на трудной работе.
— Герман, ты бывший полицейский. Расскажи, как это было и почему уже бывший?
— Основная работа территориального или участкового опера сильно отличается от того, как в кино копы работают, раскрывая по ниточке выдающиеся преступления, ловя маньяков.
Мы работали очень мелко — у нас была узкая полоска земли, один микрорайон и окрестности. Мы гоняли алкоголиков, наркоманов и другую местную «аристократию». Нам поступали заявления об угоне автомобилей, о квартирных кражах. Иногда и о преступлениях насильственного характера. Но в раскрытии тяжких преступлений мы были бесполезны, как адвокаты на суде Линча.
Мы не имели ни достаточно служебного времени, ни людских ресурсов, ни материально-технических средств для того, чтобы искать серьёзных преступников. И отдел полиции превращался в бюро регистрации несчастных случаев. К сожалению, за такие «несчастные случаи» начальство спрашивает даже жёстче, чем за раскрытие преступлений. Тебя склоняют к тому, что ты должен сделать всё возможное, лишь бы заявление в твой отдел не поступило. И ты чувствуешь себя таким дерьмом, особенно когда люди с заявлением в руках на тебя смотрят…
— А как ты попал в полицию?
— После армии я помыкался месяца два, поискал работу и понял, что больше чем на 28 тысяч в месяц вряд ли могу рассчитывать. Когда первый раз оказываешься на рынке труда — это сильный стресс.
Так вышло, что мой знакомый устроился в полицию, где после реформы повысили оклады и молодым сотрудникам предлагали 35 тысяч. Я подумал: «Почему бы не попробовать?» Но просто так прийти в полицию работать человеку с гражданским образованием практически невозможно. Мне нужно было получить доступ к гостайне для того, чтобы работать оперуполномоченным. Его я ждал почти полгода — в это время проверяли меня и родственников: нет ли среди нас каких-то политически неблагонадёжных лиц или ранее судимых. В итоге меня взяли и я стал оперуполномоченным.
— Ты сразу им стал или был рост, как в кино, — сначала патрульный, потом детектив? :)
— С кино здесь нет ничего общего — ни с российским, ни тем более с американским. Там вообще вся полицейская система устроена принципиально иначе.
Никаких параллелей между кино и службой провести не могу. Там по ниточке раскрывают преступления, ищут улики. А в жизни так: наркоман Вася украл магнитофон у алкоголика Пети, и тот пришёл жаловаться. Спустя полгода они меняются ролями, и ты обоим выписываешь путёвки в солнечный Магадан :)
И да, меня сразу назначили на офицерскую должность. Оперуполномоченные — это почти всегда как минимум младшие лейтенанты. Правда, пришлось перед началом службы три месяца постажироваться, причём неофициально и бесплатно. Это довольно частая практика в наших силовых структурах: такое практикуется и в Следственном комитете, насколько я знаю, и в ФСБ, когда человек приходит с улицы, а не из ведомственного вуза.
На тебя смотрят и изучают — останешься ты на этой работе или нет. Потому что служба очень специфическая. Достаточно многие, оказавшись там, понимают, что соваться не стоило.
— Был момент, когда ты почувствовал, что уже не зелёный новобранец?
— А момента такого-то у меня и не было — и я достаточно быстро бросил службу. Такой момент наступает, когда офицер чувствует, что у него достаточно «брони во лбу», чтобы терпеть все нелепости системы. А я к этому оказался не готов. Чувствовалось, что я в этом отделении представляю инородное тело. Опер должен быть намного смелее и гораздо изобретательнее.
С одной стороны, я и сам не очень много получал удовольствия от службы в полиции, с другой — коллегам и руководству больше создавал проблем, чем приносил пользы.
О спасительном хобби
— Как ты решил стать художником, с чего это началось?
— Поворотным моментом стал просмотр мультика «Король Лев», который перевыпустили в 2019 году. Когда я увидел качество графики, понял, что хочу делать что-то подобное.
— Рисовать ты начал намного раньше, насколько я понимаю. Свой первый рисунок помнишь?
— Рисовать я начал в возрасте двух-трёх лет, и в таком возрасте плохо разбирался, где можно рисовать, а где нет. Получилось так, что я разрисовал в квартире все обои — на той высоте, куда мог дотянуться. Тогда родители придумали хитрую вещь — полноценный ремонт в квартире делать не стали, а просто организовали рустик и под ним наклеили слой свежих обоев. Им пришлось это дело обновлять ещё три или четыре раза, пока я не подрос и не сообразил, что пора, наверное, завязывать с раскраской обоев.
— Когда ты впервые нарисовал рисунок, который не был похож на каракули?
— В 10–11 лет я научился достаточно хорошо соблюдать перспективу. Мне удавались и силуэт, и форма, а искажённых пропорций не было. Но это всё ещё был детский рисунок.
А когда у меня начали получаться портреты, я почувствовал, что двигаюсь в правильном направлении. Я тогда начинал рисовать футболистов и попытался перенести на бумагу фотографию из журнала Total Football, где раздосадованный Александр Шовковский смотрит на ворота, в которых оказался мяч — он лежит, бьёт кулаками по земле. Фотограф классно поймал момент, поэтому я и зацепился за этот кадр.
— Сейчас ты считаешь себя художником?
— Думаю, нет. Что касается карандашной графики, у меня иногда получается неплохо, но тем не менее я трачу на один рисунок много времени, порой недели две-три. Для профессионала это несерьёзно. К тому же я самоучка — и наверняка допускаю ошибки с точки зрения обращения с карандашом и во время растушёвки. Человек, который художником не является, вряд ли обратит на это внимание, но профессионал такие недостатки обязательно подметит. То же самое можно сказать и про 3D-графику — я только начал ей заниматься.
— Что тебе в принципе нравится рисовать?
— С детства люблю рисовать разную технику — корабли, парусники, танки, автомобили… Портреты я стал делать уже в более зрелом возрасте. Если говорить от противного, то я ни разу не пробовал пейзажи — для меня это самое сложное. Хотя, с другой стороны: я и не пробовал — просто не хватало смелости.
Художник и полицейский в одном лице
— У тебя был период в жизни, когда ты забыл про рисование и начал заниматься чем-то другим?
— Я рисовал постоянно, всегда держал в руках карандаш и бумагу. Досуг свой без рисования я не представлял. Наверное, это мой ключевой талант. Сейчас я, к сожалению, забросил рисовать от руки, но переношу навыки работы с карандашом на перо и планшет.
Помню, когда был в армии, не было особо времени рисовать по вдохновению. Но даже там приходилось по просьбе сослуживцев рисовать портреты их девушек. Правда, тогда я жульничал: срисовывал с экрана компьютера, чтобы не ошибиться в пропорциях, ведь женские лица рисовать очень сложно.
— Мужские лица рисовать проще?
— Несоизмеримо проще. У мужчин всегда есть какие-то грубоватые, характерные черты. Даже если где-то ошибся с пропорциями — они всё равно получаются узнаваемыми. В женских портретах наоборот: ошибся на миллиметр — и всё получается совсем иначе, чем должно быть.
— В армии ты был единственным рисовальщиком? Или были конкуренты? :)
— Вряд ли это можно назвать конкуренцией… У нас был парень из Подмосковья, Паша, у него даже прозвище было Художник. Он имел неосторожность проговориться, что окончил художественную школу. И ему приходилось гораздо тяжелее, чем мне.
Старослужащие его просто замучали! Он рисовал постоянно, каждый вечер. Я бы на его месте потел при этом гораздо больше — у него на один портрет уходило 30–40 минут — такой был мастер. Я подобную работу делал часа три.
— Герман-художник и Герман-полицейский — как они уживались? Были ли внутренние конфликты?
— Не могу сказать, что они как-то конфликтовали. Один просто вытеснил другого на какой-то период. Стало гораздо меньше времени, чтобы рисовать. Даже после того, как я ушёл из полиции, стал рисовать меньше, чем во время учёбы. Но всё равно продолжал. И свой кабинет оформил рисунками, наиболее, как мне казалось, тематическими.
Может, они там по-прежнему висят спустя восемь лет. Там было несколько картин. На одном — Мюллер из фильма «Семнадцать мгновений весны». На втором — эпизод из фильма «Залечь на дно в Брюгге», где изображены персонажи Брендана Глисона и Колина Фаррелла.
— Какой момент из фильма?
— Когда старший из пары киллеров идёт убивать второго, молодого парня: подходит к нему, целится в затылок и обнаруживает, что парнишка и сам хочет убить себя.
Я всегда брал в качестве референсов кадры из любимых кинофильмов. И этот момент, по-моему, был кульминацией «Залечь на дно в Брюгге».
У меня есть ещё особо любимые персонажи, два замечательных трикстера — джинн из «Аладдина» и герой Джима Керри из фильма «Маска». Персонажи совершенно непредсказуемые: постоянно перевоплощаются, надевают на себя какие-то новые прикиды, примеряют новые образы, превращаются то в принца, то в слугу, то в подводную лодку. С точки зрения фантазии сценариста и художника это самые интересные персонажи.
— Ты зарабатываешь деньги рисованием или, может быть, иллюстрацией?
— Это для меня исключительно хобби. Зарабатываю я в компании, которая занимается рекламными технологиями. Мы размещаем рекламные баннеры в интернете для IT-сектора.
— А чего ты хочешь добиться как художник?
— Я хочу делать фотореалистичные 3D-модели. Это мне интересно больше всего. И не принципиально, что рисовать: людей, животных, технику… Принципиально — перейти от тех мультяшных персонажей, которых я мог бы нарисовать и сейчас, к созданию хотя бы 3D-модели самого себя, чтобы она выглядела очень узнаваемой и похожей. Так что меня тянет в 3D-моделирование.
Тут я задумываюсь не столько о творческих амбициях, сколько о практическом применении своих навыков. 3D-художников на рынке, как мне кажется, сейчас мало. И я мог бы использовать хобби для дальнейшего трудоустройства. Это для меня важно, потому что в IT-секторе невозможно сидеть на попе ровно. Здесь постоянно что-то меняется, нужно чему-то учиться, развиваться, искать новые рынки. Поэтому я рассматриваю 3D-моделирование как подушку безопасности.
— Вопрос философского характера. Что в твоей жизни тебе важно сохранить, а что поменять?
— Прежде всего важно сохранять время для досуга. Хотя бы раз в неделю делать что-то, что тебе нравится, а не то, что должен. Без этого выживать практически невозможно. Многие мои коллеги в полиции перегорали чаще всего из-за отсутствия досуга. Они могли любить свою работу, но когда ты в понедельник утром приходишь в отдел, а уходишь в среду где-то в районе полуночи — ты выматываешься.
Поэтому, когда есть время, нужно смотреть любимое кино, слушать любимую музыку. Если нравится творчество — надо им хотя бы иногда заниматься. У человека должна быть отдушина. Мы с коллегами ходили курить и воспринимали это действие как возможность отвести душу. Так это было у нас, когда я работал в полиции.