«Прости, но ты продаёшь шины в промзоне! Розовый лого не подойдёт»
Евгений 14 лет выполнял рутинные задачи в дизайне и не интересовался саморазвитием. После курсов он нашёл себя в создании логотипов и айдентики.
Colowgee для Skillbox Media
Евгений Степанов
Россия, г. Новосибирск
Пройденные курсы
Достижения
Создал 50 логотипов за 50 дней, а затем выиграл со своим проектом в престижном международном конкурсе Red Dot Design Award.
В интервью Евгений рассказал:
- как работал в журнале, получая 6 тысяч рублей в месяц;
- как рисовал для стоков;
- в чём супероружие дизайнера;
- как за 50 дней нарисовал 50 логотипов;
- когда дизайн должен выделяться, а когда — нет.
— Евгений, сейчас ты графический дизайнер. В детстве кем мечтал стать, когда вырастешь?
— В детском саду я мечтал стать таксистом, а потом — учёным, который изучает жужелиц :) В подростковом возрасте я был довольно инфантильным и плыл куда понесёт. После школы выучился на оператора ЭВМ. Но быстро понял, что в своём городе смогу работать только секретарём или офис-менеджером, а заниматься этим не хотел.
Тогда я увидел объявление о курсах дизайна и записался на них. Там нас обучили азам работы в CorelDRAW и Photoshop и показали, как верстать на HTML. После того курса я устроился работать за 6 тысяч рублей помощником дизайнера в журнал, где от меня особых подвигов не ждали: главное, чтобы что-то делал.
Из дизайнеров журнала в стоковые иллюстраторы
— Где ты ещё успел поработать кроме журнала?
— Раньше я менял работу каждые год-два. Успел поработать в нескольких рекламных агентствах. В одном была забавная история. Однажды мы делали баннеры для крупной пивоварни и запускали в печать 30 тысяч плакатов. Из Москвы пришёл исходник, а мне надо было добавить в дизайн фразу «Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью». Я набрал надпись, не проверил и отправил в печать. Уже на готовых плакатах увидел, что написал с двумя ошибками. У меня сердечко ёкнуло и ушло в пятку, а никто и не заметил — и я понял, что эти надписи никто не читает.
— Многие размышляют о карьерном росте, о возможностях в сфере дизайна. Тебе работа в рекламных агентствах помогала развиваться профессионально?
— Тогда меня развитие не волновало, я не интересовался, что происходит в мире дизайна. Я работал в CorelDRAW и Photoshop, иногда моделировал в Autodesk 3ds Max и считал себя опытным дизайнером.
Потом я работал в типографии: делал баннеры, проектировал вывески, печатал визитки. Недалеко от нас находился рынок — иногда к нам приходили продавцы и просили нарисовать баннер «Продам свежее мясо». Естественно, через несколько лет меня задолбала типографская рутина. Ничего не менялось, и нужна была отдушина. Я прочитал, что можно рисовать для сайтов стоковых изображений, — тогда я и решил научиться чему-то новому: купил книгу по Adobe Illustrator и изучил его за два месяца.
— И ты рисовал для стоков?
— Я опубликовал 15 изображений и заработал на них 35 американских центов :) Быстро понял, что ловить мне здесь нечего. Чтобы быть стоковым иллюстратором, нужно держать нос по ветру, анализировать, что сейчас актуально. Например, когда грянула история с коронавирусом, стоки заполонили иллюстрации с вирусом. А я делал по-другому — брал идеи из головы. К тому же оказалось, что просто рисовать мне неинтересно — я хочу видеть, что это реальный, кому-то нужный заказ.
— Со стоками не получилось. Что делал дальше?
— Я стал оформлять группы во «ВКонтакте». Тогда же я понял очень важную вещь. Первый клиент порекомендовал меня своему коллеге. Со вторым мы до сих пор работаем — от него пришёл заказчик, который принёс около 100 тысяч рублей. Выходит, что даже клиентов с копеечными заказами надо доводить до результата, а не бросать. Это может обернуться хорошей рекомендацией в будущем. Скоро и этот этап карьеры прошёл. Мне всё-таки нравится рисовать, и я хотел создавать логотипы и айдентику.
Как нашёл супероружие дизайнера
— В итоге ты учился в Skillbox на графического дизайнера. Расскажи, какие учебные проекты тебе запомнились.
— Однажды нам задали создать фирменный стиль для французской пекарни. Я настолько загорелся проектом, что выполнил задание за два часа: придумал название «Бон-батон», выбрал цвета и подобрал графику. Подумал: «Какой слоган может быть у французской пекарни? Конечно же, „Съешь ещё этих мягких французских булок“».
Ещё мне запомнилось задание на айдентику для сети салонов Persona Daily. Я хотел сделать «эгегей!», заморочился с концепцией и леттерингом, но в итоге перемудрил и фирменный стиль получился пёстрым. В нём было слишком много акцентов. Позже я прочитал книгу Дэвида Эйри «Логотип и фирменный стиль» и узнал, что в хорошем лого должна выделяться только одна деталь. Теперь я всегда использую это правило.
— Ты пошёл на курс «Графический дизайнер с нуля до PRO» довольно опытным дизайнером. Узнал ли там что-то новое?
— Самое полезное, что я вынес из курса, — это навыки презентации дизайна клиенту. Раньше, когда я делал логотипы, то посылал заказчику пять радикально различающихся вариантов и ждал. Потом мне обычно приходил миллион правок.
Всё изменилось после модуля по презентациям. Нам там озвучили хорошее правило — презентуй проект лично. После этого я получил заказ на логотип от довольно серьёзной конторы. Сделал его и впервые поехал лично презентовать дизайн клиенту. Помню, думал: «Ничего себе! Я как настоящий дизайнер!» Запинаясь и краснея, я объяснил идею, показал на ноутбуке работу и то, как логотип будет выглядеть на носителях. Заказчику очень понравилось, а я понял, что нашёл супероружие. С тех пор постоянно презентую проекты лично и ни разу не пожалел об этом.
The Daily Logo Challenge: 50 логотипов за 50 дней
— Ты участвовал в The Daily Logo Challenge и почти два месяца каждый день рисовал по логотипу. Расскажи об этом челлендже подробнее.
— О The Daily Logo Challenge я узнал из общего Telegram-чата курса Skillbox. Челлендж проходил так: каждый день участники получали задание — например, придумать логотип горнолыжного курорта с определённым названием, рисовали лого и выкладывали его куда-нибудь с хэштегом #DailyLogoChallenge.
Сначала я рисовал первое, что придёт в голову. Потом решил усложнить себе задачу и не только делать логотип, но и показывать, как он будет выглядеть на носителе. Иногда я создавал такие мокапы целых полдня, но я ни разу не профакапил дедлайн и вовремя сдал все 50 логотипов.
— Настоящий конвейер! А какие свои работы с этого челленджа ты бы выделил?
— Больше всего мне запомнились логотипы бренда модной одежды будущего Vault, производителя кроссовок DNA и города Новосибирска.
Для Vault я даже придумал бэкграунд: представил, что бренд выпускает одежду со встроенными анонимайзерами, которые защищают от камер, считывания и взлома информации в голове. Посыл был такой: моя одежда — моё убежище.
Для производителя кроссовок DNA я сделал целую рекламную кампанию со слоганами: «Свобода в твоей ДНК», «Радость в твоей ДНК» и «Сила в твоей ДНК». Если бы эти кроссовки существовали, я бы и сам их точно заказал.
А идея логотипа родного Новосибирска заключалась в том, что город — это не достопримечательности и символика, а его жители со своими радостями и проблемами. Поэтому я задумал контрастное лого: сверху разместил грустные фразы, а снизу — позитивные, которые сводят грусть на нет.
— Как ты вообще придумываешь свои логотипы? Как работает твоя фантазия?
— Очень часто я долго смотрю на белый лист, что-то набрасываю и потом рисую. Иногда заходит первая идея, а иногда с какого-то случайного штриха рождается целая концепция. Я думаю, что логотипы так и придумывают.
Дизайн не всегда должен выделяться
— Ты прошёл длинный путь в дизайне. Расскажи, как изменилось твоё понимание профессии с тех пор, как ты начал учиться?
— Раньше я думал, что дизайнер просто рисует картинки, а уже на старте курса понял, что любой дизайн делается для людей. Теперь я считаю, что дизайнер как доктор. Врача ведь заботит не сам человек, а его организм. Так же и дизайнера волнует не сам клиент, а его бизнес. У 16-летних подростков и у 70-летних бабушек разное восприятие мира. Одним нужно что-то хайповое, вторым — спокойное и хорошо читаемое. Важно также, какая у бизнеса стоит задача. Например, для айдентики кофейни часто выбирают коричневые цвета. Если кто-то сделает зелёную кофейню, будет «вау», разрыв шаблона. Но иногда выделяться не нужно.
— Что самое трудное в твоей работе?
— Твердолобые заказчики, которые сами себе художники. Ты им вроде всё объяснил, но они всё равно хотят «покрасить логотип в розовый и сделать его в два раза больше», потому что жена сказала, что розовый лого — это красиво. С такими ребятами работать сложно. Дизайнер должен остановить клиента, объяснив: «Прости, но ты продаёшь шины в промзоне! Розовый не подойдёт».
— Какие у тебя планы?
— Повысить доход ещё в два раза — это первое. Прокачать навыки в композиции и вёрстке — я чувствую, что местами мне не хватает знаний. И третье: глубже освоить трёхмерную графику и научиться ещё лучше придумывать идеи.
Ещё я хотел бы поработать с крупным брендом, который уже провёл маркетинговые исследования и прописал бренд-платформу. Сейчас позиционированием брендов я занимаюсь самостоятельно. Думаю, я когда-нибудь дорасту до таких проектов, где можно опираться на созданные условия.
— Какие книги для дизайнеров ты посоветуешь прочитать?
- Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джилл Батлер. «Универсальные принципы дизайна»;
- Алексей Иванов. «Как придумать идею, если вы не Огилви».
Послесловие
Интервью с Евгением мы взяли зимой, а этим летом он вместе со студентками Ириной Черкашиной и Екатериной Булатовой победил в престижном международном конкурсе Red Dot Design Award 2021. Ребята взяли главную награду в номинации Junior в самой конкурентной категории Advertising.
Бриф от Skillbox был следующий: «Найти решение, которое позволит привнести элемент офлайн-образования в онлайн-обучение». Команда придумала SkillСandle — свечу с запахом старинных университетов. Задумку продолжили в самой графике: старину университетов показали через жёсткий и трендовый глитч. Подобрали и соответствующий шрифт: цифровой, но с отсылками к античности.
Поздравляем Евгения и команду с победой!