Дизайн
#истории

«Я стремлюсь превращать свои ошибки в идеи»: история создательницы бренда RAiMANOVA

Эльвира — дизайнер одежды. Она вручную создаёт вязаные вещи и аксессуары. Каждое изделие — в единственном экземпляре.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Эльвира Пономарёва

Россия, Краснодар


Пройденные курсы


Достижения

Создала концептуальный бренд вязаной одежды и аксессуаров RAiMANOVA. Участвовала в двух крупных коллаборациях.


ссылки


Эльвира рассказала:

  • почему, занимаясь трейдингом, решила освоить творческую профессию;
  • что ей показалось самым сложным в обучении на дизайнера одежды;
  • как одна связанная шапочка подтолкнула её к запуску бренда RAiMANOVA;
  • почему она никогда предварительно не набрасывает эскиз изделия;
  • с какими известными дизайнерами она уже успела посотрудничать.

Как я пережила кризис идентичности и нашла себя в дизайне одежды

Свой бренд одежды и аксессуаров я назвала по девичьей фамилии — Райманова. Мне показалось, что это звучит лучше, чем «Пономарёва». И легко запоминается: сразу возникают ассоциации с чем-то райским!

Я стала дизайнером совсем недавно, но вижу в этом своё призвание: меня много хвалят покупатели и коллеги, а вещи продаются нарасхват. Я чувствую себя по-настоящему счастливой. Всё это удивительно, ведь я никогда не собиралась создавать одежду и попала в эту сферу внезапно и далеко не из смежной отрасли.

Последние несколько лет мы с мужем работали из дома: торговали на бирже. С одной стороны, трейдинг — это удобно. Удалённая работа, хороший заработок. Но с другой — постоянный стресс: все эти графики, таблицы, аналитика. А моя душа рвалась творить. Поэтому однажды я задумалась: чем бы заняться, чтобы это пришлось мне по сердцу?

Меня часто мучило ощущение, что я делаю что-то не то, а жизнь тем временем проходит. Я чувствовала себя не в своей тарелке и боялась, что так никогда и не узнаю, каково это — заниматься любимым делом.

Я не могу сказать, что выросла в творческой атмосфере. Моя мама — педагог, папа работал в милиции. И хоть мама в свободное время играла на гитаре и очень красиво пела, это случалось нечасто. Меня же с детства тянуло к творчеству: я писала стихи, рисовала картины углём. Видимо, показывала с помощью них свои детские переживания.

Помню, я любила изображать чёрно-белые сюжеты, непонятных птиц — маме мои картины казались жуткими 🙂 Теперь же все эти образы находят отражение в моих коллекциях.

После школы я хотела подать документы в художественный колледж, но, как это часто бывает, родители сказали, что нужно получить нормальное и обязательно высшее образование. Поэтому поступила в аграрный университет на микробиолога.

К творчеству всё равно то и дело тянуло: помню, думала, что, как выпущусь, переквалифицируюсь в ландшафтные дизайнеры, но план осуществить так и не удалось. Закрутила взрослая жизнь — семья, работа, все дела.

Что касается дизайна одежды — честно, в эту сторону даже никогда не смотрела. Когда искала себя уже во взрослом возрасте, думала пройти обучение декорированию или тому же ландшафтному дизайну. Курс по созданию одежды попался мне на глаза случайно, но почему-то привлёк внимание. Промелькнула мысль: а почему бы не попробовать?

Я послушала интуицию, пошла наугад и внезапно нашла близкую мне профессию.

Но решилась на обучение не сразу. Помню, в начале сильно переживала: мне казалось, что создавать одежду — отрисовывать, конструировать, шить — очень-очень сложно. Это меня останавливало. Хотя, как и все девочки, я безумно любила и люблю красиво одеваться.

Как я училась и чего ждала от обучения

К покупке курса подтолкнул тот самый внутренний кризис — острое ощущение, что нужно срочно что-то менять. Я просто почувствовала порыв — «хочу» — и постаралась его не гасить, а, наоборот, поддержать. Сделать какой-то шаг, попробовать.

Мне кажется, если чувствуете порыв — надо его использовать.

Забавно, но изначально моим основным запросом на обучение было научиться шить. Блок по дизайну одежды я даже не собиралась проходить. Мне казалось, что такой профессии нужно учиться годами и у меня не получится её освоить.

Но, послушав несколько лекций, я увлеклась и загорелась. Спикеры так интересно и понятно преподносили материал, что я довольно быстро разобралась со всеми тонкостями: с чего начать создание коллекции, что делать дальше. Оказалось, что стать дизайнером одежды вполне реально, а сковывали меня прежде только мои страхи.

Для меня самым сложным в онлайн-формате было настроиться на учёбу. Взять и сесть. Больше всего мотивировало то, что я заплатила деньги за обучение и не могу просто так его бросить. Старалась каждый день, хотя бы понемногу, но заниматься. Продвигаться по чуть-чуть.

Ещё было непросто освоиться с использованием графических программ. Например, Adobe Illustrator, в котором дизайнеры обычно создают эскизы, поддался мне не сразу, но всё-таки поддался. Дополнительная сложность состояла в том, что именно в тот период Adobe прекратила продажи своих продуктов в России и нужно было каким-то образом выходить из положения.

Программы — это не теория, которую можно просто послушать. Нужно вникать в особенности каждой кнопки, каждой функции и постоянно их отрабатывать.

Если честно, до обучения я даже не знала, что существуют программы, в которых можно создавать лекала, рисовать эскизы. Думала, что все дизайнеры делают это от руки. Хорошо, что это оказалось не так! Графические редакторы сильно облегчают жизнь фешен-специалистам.

С чего начался мой бренд и почему я выбираю оставаться локальным дизайнером

Пока проходила курс, я связала своей дочке шапочку. Она пришла в садик, и всем так понравилось изделие, что у меня даже спросили, не вяжу ли я на заказ. Естественно, я ничем таким не занималась, но, подумав, решила попробовать. Связала шапочку и отдала одной из мам просто так.

А потом мне захотелось повторить процесс, только в этой раз внести какие-то новшества, связать чуть иначе. И понеслось: первая шапочка, вторая, третья. За месяц я навязала, наверное, штук двадцать и поняла, что не хочу просто складывать их в ящик. Хочу, чтобы их носили.

Те самые шапочки, с которых всё началось
Фото: личный архив Эльвиры Пономарёвой

У нас в Краснодаре есть мультибрендовый магазин Forest, где представлены изделия более 50 российских дизайнеров. Я решила показать представителям Forest свои шапочки. Меня сильно поддержал муж. Он сказал: «У тебя действительно круто получается, давай попробуем!»

Мы вместе сходили в этот магазин и принесли шапочки. И всем снова очень понравилось! Делайте, говорят, не только шапочки, но и платьишки, топики, маечки, мы возьмём 🙂 Почему нет? Решила попробовать, и… все остальные изделия тоже пошли на ура. Вот что значит, когда человек занимается своим делом: ему всё благоволит.

Сегодня фешен-рынок перенасыщен массмаркетом: люди в России и по всему миру всё больше стремятся к индивидуальности.

Локальные бренды становятся более востребованными, поскольку людям хочется выделяться: носить что-то необычное и при этом без вреда для экологии. А крупные мировые массмаркет-бренды, наоборот, стимулируют «быструю моду»: производят одежду в огромных количествах и тут же её уничтожают — это рождает кризис перепроизводства и плохо отражается на окружающей среде.

Мне нравится, что вязаные вещи можно делать в единственном экземпляре: это и необычно, и не вредит экологии. Хотя, конечно, если оставаться на такой бизнес-модели, в дальнейшем бренду будет сложно масштабироваться: всё-таки я одна и ресурсы мои не бесконечны. Уже думала о том, чтобы найти мастериц в команду и обучить их, но тут возникают свои препятствия.

Во-первых, я хочу сохранить эффект уникальности. Всё-таки сейчас, когда каждое изделие RAiMANOVA есть лишь в одном экземпляре, это производит на покупателя особое впечатление. Во-вторых, каждая рука вяжет по-своему, и я не смогу на сто процентов быть уверена в чужом результате.

Более того, я пока даже не знаю, как передать кому-то свой метод, — ведь у меня нет схем! Когда я начинаю вязать, я не ставлю себе задачу «сделать столько-то петель такой вязки и добиться такого-то рисунка». Нет. Картинка приходит мне в голову в процессе.

Мне не нравится повторять одно и то же по многу раз, я обожаю уникальность.

Сейчас я обдумываю идею того, чтобы отшивать маленькие капсулы и дополнять их вязаными вещами. Думаю, получится очень интересно и я ещё не раз вернусь к материалам обучения, чтобы вспомнить теорию и возможности графических программ.

Как я создаю коллекции в RAiMANOVA и участвую в коллаборациях

Поскольку я вяжу, у меня нет длинного технологического процесса с чертежами и выкройками. Но в производстве есть свои нюансы. Например, сезонность: о тех же шляпах и летних сумках я начинаю задумываться уже зимой. Заказываю пряжу через байеров, жду, пока она придёт из-за границы.

Конечно, летняя и зимняя пряжи различаются. Летом никто не будет носить одежду из шерсти, поэтому я подбираю качественный лён, рафию, хлопок.

Я использую пряжу только из премиального сегмента: Италия, Германия, Япония. Такой пряжи у российских производителей не найти.

Особенно люблю итальянскую пряжу Brunello Cucinelli. У неё высокое качество, плотная структура, да и просто она очень красива. Я раньше не знала, что такая пряжа вообще существует. А сейчас ночами выискиваю в интернете и отовсюду забираю последние моточки.

На изделия у меня уходит разное количество времени. Платье я могу вязать неделю, а шляпу — два дня.

И хоть на курсе нас и учили сперва рисовать вещи и только потом их воспроизводить, я так никогда не делаю. Как я уже говорила: у меня нет схем и нет ожидания от результата — я всегда следую за пряжей: как она себя поведёт в этот раз?

Процесс для меня — это творческий поток. Один раз я вообще связала топ на одно плечо, а потом повертела-покрутила изделие и думаю: может, сделать из этого юбку? И сделала. Вот до такой степени у меня всё непредсказуемо 🙂

Приведу ещё пример: как-то я вязала шляпу со вставкой из натурального камня, селенита. И… я вообще не думала заранее, что в результате у изделия будет такой декор. Просто в процессе пришла мысль: «А круто было бы вставить в шляпу большой камень!» И всё: связала, вставила.

Конечно, случаются и промахи. Иногда, как и все обычные люди, я их допускаю. Но и в таких ситуациях я стремлюсь не опускать руки, а превращать свои ошибки в дизайнерские идеи! Где-то что-то дошить, довязать, покреативить — и часто в итоге получается даже интереснее задуманного.

Я открыта к коллаборациям и всегда с радостью в них участвую. Это позволяет обмениваться с другими брендами аудиторией и просто знакомиться.

У нас в Краснодаре много талантливых дизайнеров, с кем-то я уже даже посотрудничала. Например, c брендом Deconstruction Culture. Его создателю, Олегу Левицкому, понравились мои свитера-сетки, и теперь он использует их в показах и фотосессиях, сочетая со своими рубашками.

Известный интерьерный дизайнер Елена Мазур, Helen Loom, создающая нежные панно, светильники и гобелены, снималась для своего бренда в моих изделиях. Получилось очень гармонично.

Конечно, в мечтах коллаборации с дизайнерами мирового уровня. Думаю, что скоро дорасту и до этого уровня.

Для начинающего дизайнера очень важна насмотренность. Я очень много слежу за коллегами по цеху: за их творчеством и визуальным языком. Это сильно помогает: образы бессознательно откладываются в голове и потом всплывают сами собой.

Если ни за кем не следить и ни на что не обращать внимания, кажется, гораздо сложнее создать что-то своё.

Больше всего меня вдохновляют зарубежные бренды. Хотя в последнее время стало появляться и очень много интересных российских марок. Видимо, политическая и культурная изоляция подстегнула интерес к локальным дизайнерам и, соответственно, увеличила их активность.

Как дизайн одежды принёс в мою жизнь спокойствие

Вязание сродни медитации. Пока я занималась только трейдингом, ежедневно испытывала колоссальный стресс и находилась в напряжении. Вместе с творчеством же в мою жизнь вернулся свежий воздух.

Процесс вязания стал радостной компенсацией. Я продолжаю заниматься торговлей ценными бумагами, но теперь совмещаю работу с вязанием. Сижу, смотрю на графики и при этом вяжу. Да, адреналин, как и прежде, повышается, но не критически. Для меня такое сочетание двух дел просто идеально.

Эльвира с детьми
Фото: личный архив Эльвиры Пономарёвой

Мне кажется, люди творческих профессий самые счастливые, потому что они могут сразу увидеть и оценить результат своего труда. Особенно актуально это для женщин. Нам всё время хочется привносить в этот мир что-то красивое.

Я чувствую себя счастливой, когда что-то создаю.

Новое дело принесло мне признание — я очень отчётливо его ощущаю. Особенно приятно, что многие люди пишут мне положительные отзывы и говорят, что мои изделия должны стоить гораздо дороже, чем сейчас.

Наверное, за всю свою жизнь я не испытывала подобных эмоций. Жалко, что это произошло только в 37 лет. С другой стороны, сколько всего ещё впереди.

Научитесь: Профессия Fashion-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована