«Каждый вторник я рассылаю 30 предложений о сотрудничестве»: история иллюстратора Дианы
Диана нашла себя в иллюстрации и теперь делает проекты для «Газпром нефти», Baccarat, Grizzly и издательств, успешно совмещая работу с материнством.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Диана Минеева
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Стала успешным иллюстратором с узнаваемым стилем. Работает с крупными российскими и международными брендами и знает, как искать клиентов.
Диана рассказала:
- почему после долгих творческих поисков решила стать иллюстратором;
- что помогает ей преодолевать замыливание глаза;
- как ей удаётся совмещать работу, учёбу и материнство;
- правда ли, что иллюстратор занимается только книжным оформлением;
- какие секреты она использует, чтобы работать с классными заказчиками.
Как меня учили выживать в творческих профессиях
У меня два образования: лингвист-переводчик и дизайнер. Хотя в юности я хотела стать режиссёром. Но родители сказали: «Нет, получи нормальное образование — например, связанное с английским, всё-таки за ним будущее».
Отчасти они оказались правы: именно высокий уровень языка впоследствии помог мне поступить в Британскую высшую школу дизайна на международное отделение, где всё обучение велось на английском. Но вернёмся к моменту, где с дизайном я ещё связана не была.
Несмотря на то что я получила лингвистическое образование, меня всё равно постоянно тянуло в творчество: я работала на театральном фестивале «Сезон Станиславского», пробовала поступить на режиссуру, занималась современной хореографией и перформансом, а потом вообще одновременно работала в архитектурном бюро «СПИЧ» и занималась постановкой своего театрального проекта.
В общем, меня увлекало всё, что связано с театром, телом, перевоплощением и формами. Удивительно, но тогда о 2D-искусстве я почему-то не думала. До тех пор, пока однажды в Барселоне случайно не попала на выставку выпускных работ иллюстраторов из университета дизайна.
Там я вдруг обнаружила, что дизайн и иллюстрация — тоже интереснейшая область, в которой можно расти, учиться, развиваться.
Я поняла, что могу использовать в 2D-искусстве свою театральную насмотренность, режиссёрские навыки, умение рисовать.
Эта идея меня так увлекла, что буквально через пару месяцев я пошла учиться.
Для обучения выбрала Британскую высшую школу дизайна в Москве, программу «Графический дизайн и иллюстрация», и очно училась там четыре года. В первый год — совмещала с работой, но это давалось мне с таким большим трудом, что перед вторым курсом я решила сконцентрироваться только на учёбе и уволиться. Иначе было просто никак.
В Британке нас учили не столько круто рисовать или грамотно строить композицию, сколько выживать и хорошо зарабатывать в творческих профессиях: классно презентовать свои проекты, последовательно аргументировать выбор решений, находить подходящие узкие дизайн-направления и развиваться в них.
Зачем мне понадобилось дополнительное онлайн-образование и как я к нему подошла
Через год после выпуска из Британки моя жизнь сделала крутой поворот: я поняла, что скоро стану мамой и на год или два выпаду из рабочего ритма. Я очень боялась растерять приобретённые навыки и поэтому решила найти дистанционное профильное обучение. Этакую систему поддержки на период декрета. Так и оказалась на курсе по коммерческой иллюстрации в Skillbox.
Обучение на онлайн-платформе существенно отличалось от очного: больший акцент в программе делался именно на развитии творческих навыков, а это и было мне необходимо.
Я активно рисовала и делала коллажи, экспериментировала с цветом и разными видами иллюстраций. В итоге к концу курса у меня собралось внушительное портфолио. А ещё можно сказать, что во многом обучение спасло меня от послеродовой депрессии и однообразия домашней рутины.
Особенно ценно для меня было получать обратную связь от проверяющих преподавателей. Причём они вовсе не обязательно давали только позитивные комментарии — бывало и так, что мои работы не принимали по нескольку раз подряд. Присылали правки, а потом новые правки, и ещё одни — и в конце концов я просто переделывала работу с нуля. То есть финальный результат был совершенно непохож на первый.
Конечно, правки — это неприятно, в чём-то они даже подтачивают веру в себя, но это неотъемлемая часть работы, с которой любой иллюстратор должен уметь справляться.
В реальных проектах заказчики точно так же будут оставлять вам замечания, и их придётся отрабатывать, чтобы получить плату. Так что хорошо, что к этому готовят уже при обучении.
Главное, на мой взгляд, — спокойно реагировать на обратную связь. Понимать, что допускать ошибки или не видеть каких-то решений — это нормально. Все мы устаём и теряем концентрацию. И круто, когда кто-то может посмотреть со стороны.
А ещё в периоды перегрузок и замыливания глаза мне помогает полное отключение от задачи, которая не получается. Как это работает: день-два я совсем не подхожу к проекту и занимаюсь чем-то другим, а потом возвращаюсь.
Кстати, именно этот способ помог мне всё-таки «добить» ту учебную работу после десятка правок: я просто отложила её на время, а когда вернулась — пересобрала с нуля с новым видением. И её приняли с первого раз.
Как я успешно совмещаю материнство, работу и учёбу
Сейчас моей дочери пять лет и совмещать материнство с работой гораздо легче, чем раньше: в будние дни я отвожу ребёнка в сад, а в выходные могу попросить её какое-то время поиграть самой.
Сложнее всего мне было в первые три года материнства — в тот период я занималась всем и сразу: училась в Skillbox, подрабатывала вёрсткой и ещё время от времени брала коммерческие дизайн-проекты.
Чтобы везде успевать и выполнять работу качественно, пробовала разные варианты. Например, какое-то время пыталась работать после того, как уложу ребёнка на ночной сон: с десяти вечера до 2–3 часов ночи. Но такой график мне не подошёл — я не высыпалась и утром вставала совершенно разбитая.
Через пару месяцев такой практики я взяла себя в руки и полностью перекроила график: стала ложиться спать вместе дочерью в 9–10 часов вечера и вставать в 5–6 утра.
Переход на ранний подъём дался мне легко: я вставала с радостью, предвкушая время наедине с собой и творчеством.
Такой распорядок подошёл мне гораздо лучше: за 3–4 часа с утра я успевала сделать основной массив работы, а «остатки» доделывала во время дневного сна дочери. Так и набирались полноценные 5–6 рабочих часов в день.
Почему иллюстрация — это не только о книгах, или Как работать с разными форматами
Есть стереотип, что иллюстрация — это только о книгах. По крайней мере, я это часто слышу. Так вот, хочу всех разубедить — это вообще не соответствует правде.
Иллюстрация есть везде: и в веб-дизайне, и в анимации, и в маркетинговом сопровождении продуктов (рисунки для баннеров, рассылок), и в компьютерных играх.
Иллюстраторы рисуют красочные рисунки для открыток и брошюр, статей и лендингов, мерча компаний и производств. Да даже стикеры, которые мы используем в ежедневной коммуникации в мессенджерах, и изображения на стаканчиках кофе — дело рук иллюстраторов.
Я радуюсь многообразию задач в нашей профессии и люблю пробовать свои силы в разных видах иллюстрации. Более того, я даже сама разработала лайфхак по поиску крутых проектов, соответствующих моим интересам.
Делюсь: сначала я подробно расписываю идею будущей иллюстрации. Затем отправляю письма с этой задумкой компаниям, которые мне импонируют и которым, как мне кажется, моя концепция подойдёт.
Например, недавно я захотела попробовать свои силы в формате комикса и стала думать, кому бы эту идею предложить. Вспомнила об одной косметической компании, которая каждый сезон обновляет свою линейку и везде об этом рассказывает. Написала им и предложила сделать серию комиксов, посвящённую временам года и их продуктам. Бренду это предложение понравилось, и сейчас мы обсуждаем формат работы.
Конечно, в ходе подобных поисков будут и отказы, и игнорирование. Но это тоже часть процесса. Нужно научиться спокойно относиться к любому исходу коммуникации — всем понравиться всё равно невозможно. А своего заказчика вы в конце концов всё равно найдёте.
Ещё я часто слышу, что многие люди опасаются переходить в сферу иллюстрации из-за того, что в ней очень трудно найти постоянную занятость: почти всегда ты работаешь попроектно и, соответственно, от месяца к месяцу не можешь прогнозировать конкретный стабильный доход.
Да, такая проблема и правда есть, но, на мой взгляд, он легко решаема. В смежной сфере графического дизайна, например, дела обстоят гораздо лучше: вы можете устроиться на постоянку графическим дизайнерам, а созданием иллюстраций подрабатывать. При этом творчества в графдизайне тоже хватает.
Я именно так и поступаю: вот уже несколько лет стабильно готовлю и верстаю презентации — этот небольшой, но постоянный доход позволяет мне всегда чувствовать себя уверенно.
Что делать, чтобы вас замечали клиенты: мой опыт
Сейчас я успешно работаю со множеством крупных клиентов, среди которых «Газпром нефть», бренд хрусталя Baccarat, бренд рюкзаков и сумок Grizzly, издательство «Пять четвертей» и многие другие. Но так было, конечно, не всегда.
Новичкам в профессии очень важно становиться заметными, везде рассказывать о себе и своих работах. Я для этого постоянно участвовала в самых разных конкурсах, встречах, выставках. Где-то побеждала, где-то нет, но это было не так важно: целью я ставила пополнение портфолио и налаживание связей.
Читайте также:
Ещё один крутой способ стать заметным как специалист — делать адресные проекты. Допустим, если вам пришла идея иллюстрации для какого-то бренда одежды, сразу нарисуйте её и нанесите на мокап реальной вещи. Изображение с этим мокапом запостите в соцсетях и тегните компанию или отправьте его вместе с предложением на официальную почту.
Всё-таки одно дело — просто иллюстрация, и совсем другое — иллюстрация, сделанная для готового продукта. В зависимости от подачи меняется восприятие. Когда заказчик видит картинку на готовой футболке, кружке, обложке, ему кажется, что эта вещь уже реальна, осязаема. Он хочет её потрогать, забрать себе, поэтому готов за неё заплатить.
На первый взгляд, наложить иллюстрацию на мокап — простой и очевидный шаг, но нет, его очень часто пропускают! Когда я вижу такое досадное упущение в портфолио коллег, мне даже становится обидно. Думаю: «Ну какая стильная иллюстрация! А ведь заказчик, скорее всего, пройдёт мимо, не поняв, как круто её можно использовать».
Ну и последний пункт о том, как стать заметным: старайтесь выкладывать свои иллюстрации на всех возможных площадках. Я не очень активно веду соцсети, но всё равно имею аккаунты на всех платформах: во «ВКонтакте», на Behance, на illustrators.ru. И конечно, поддерживаю и периодически пополняю личный сайт.
Ещё у меня есть специальный день — вторник, когда я рассылаю письма с предложениями компаниям. Моя цель — за один день отправить не менее 30 мейлов.
У меня подготовлен шаблон письма с коротким рассказом о себе и о том, чем я могу быть полезна. Также в отдельных файлах у меня портфолио и коммерческое предложение.
А дальше всё происходит так: я исследую рынок и выбираю компании, с которыми мы можем сработаться. Затем определяю, что больше заинтересует конкретную компанию: рассказ обо мне как о профессионале или коммерческое предложение. В зависимости от этого корректирую шаблон и прикладываю файл. А ещё обязательно вкладываю одну-две картинки в тело письма, чтобы человек, его открывший, сразу, не переходя по ссылкам, увидел качество моей работы.
Во всём этом нет совершенно ничего сложного. Просто часто люди боятся отказов. Но отказы ничего не говорят о вас как о специалисте или о человеке, поэтому важно перебарывать свой страх. Как говорится, глаза боятся — руки делают 🙂
О недавно полюбившемся проекте
В последнее время я делала много классных проектов, но больше всего мне полюбился благотворительный проект с «Газпром нефтью» в поддержку инклюзивного спорта.
В конце 2023 года компания пригласила меня в Санкт-Петербург дать мастер-класс для атлетов с ментальными особенностями. Вместе с ними мы создавали коллажи, в которых они рассказывали, что вдохновляет и заряжает их на победу. Потом мы сделали видеоанимацию по этим коллажам: я собрала визуал, а ребята озвучили ролики.
Мне очень понравилась атмосфера свободного творчества, которая царила на мастер-классе. А ещё, конечно, меня вдохновили истории ребят. В своих коллажах они рассказали, что помогает им каждый день находить энергию на спорт, что поддерживает в любимом деле.
Мне в целом оказалась очень близка миссия проекта. Она натолкнула на мысли о себе в профессии, о том, что важна не столько цель, сколько процесс. Что от своего дела нужно получать максимум пользы и удовольствия. Не только отдавать, но и брать. И тогда можно быть счастливым.