«Я дизайнер интерьеров с душой инженера»
За год практики Настя сделала себе имя, собрала 6000 подписчиков в блоге, стала экспертом журнала и выросла до больших проектов.
Amelia Austin / Shutterstock / Teddy / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Анастасия Бегишева
Россия, г. Воронеж
Пройденные курсы
Достижения
Выросла до заказов на интерьер 360 квадратных метров, стала экспертом в журнале о ремонте, а её работа вошла в шорт-лист всероссийского конкурса среди дизайнеров.
Анастасия рассказала:
- с каким заказчиком не стоит вести дела;
- как рассчитывает цену своей работы;
- как стала автором журнала о ремонте;
- почему отказалась от работы в дизайн-студии.
Сразу после университета Настя устроилась 3D-моделлером. За пару лет она успела поработать над визуализациями сочинских объектов и мечети в Чечне. Потом она зарабатывала дизайном сайтов и параллельно искала возможность переучиться на дизайнера интерьера. Эту детскую мечту Настя когда-то забросила в ящик из-за страха начинать всё с нуля и потому, что не верила в свои способности. Но оказалось, что всё не так страшно. И за год можно стать успешным специалистом.
«Какой из меня дизайнер?! Я плохо рисую от руки»
— Почему ты сразу не пошла учиться на профессию мечты?
— Я плохо рисую от руки. Тогда мне казалось, что это конец света, да и какой из меня дизайнер?! Настоящий специалист обязан окончить архитектурный или строительный вуз, где вступительные испытания — это живопись, графика, то есть обычные картины на бумаге. Меня бы не взяли. Правда, к третьему курсу политеха, где я училась, я могла нарисовать практически всё, что захочу, но только в программе. Никогда бы не подумала, что появится возможность стать дизайнером интерьера, не имея блестящих навыков в рисовании.
Как защитить себя от мошенников
— Ты уже владела дизайн-программами. Если с детства интересуешься дизайном, то наверняка разбираешься в стилях. Зачем тогда пошла на курсы Skillbox? Чего не хватало?
— Мне не хватало понимания, как работать с клиентом, и курс помог разобраться в этом. Хороший диалог с заказчиком — это только половина успеха. Но без него легко запороть проект на самом старте. Поэтому важно познакомиться с заказчиком и понять, подходите вы друг другу или нет. Я, например, стараюсь встречаться на нейтральной территории, чтобы посмотреть на человека, узнать, чего он хочет, на каких условиях готов работать. Если между нами устанавливается здоровый контакт, то предлагаю рассчитать примерные сроки, стоимость и заключить договор.
Умение правильно выстраивать коммуникацию помогло мне увеличить стоимость моих услуг почти в два раза.
— Какой клиент тебе точно не подойдёт?
— Человек, который не готов внести предоплату, отказывается подписывать договор или предлагает заключить его позже. Я не работаю без предоплаты. Пусть это будет не 30–50%, а хотя бы 10%, но заказчик должен их внести. Тогда у нас появятся взаимные обязательства. А если он уже получил чертежи и визуализации, то может начать торговаться и сбивать цену, потому что вы уже сделали работу и хотите получить за неё хоть что-то.
Второй пункт — это договор, даже если заказ всего на 15 тысяч. Я, конечно, не пойду в суд из-за таких денег, но этот документ подтверждает, что мы договорились: за какие именно услуги платит заказчик, в какие сроки они должны быть предоставлены, какие могут быть санкции. Всё понятно и прозрачно, чтобы в конце ни у кого не было никаких претензий.
— Есть совет, как правильно составить договор?
— Можно хотя бы раз обратиться к юристу, но мне не пришлось этого делать. Я выиграла конкурс в Skillbox и получила доступ к бизнес-курсу для дизайнеров интерьера. Там целый блок посвящён составлению договора, плюс сам преподаватель даёт рекомендации.
— Сколько ты берёшь за работу? Как определялась с ценой?
— Я ориентировалась на среднюю ценовую категорию по родному Воронежу. Из всех проектов, которые мне понравились и соответствовали моему уровню, я выбрала несколько, и от них же отталкивалась. Ценник оказался в районе 1200 рублей за дизайн квадратного метра.
Первый год набивала руку, работала на имя, чтобы понять, как выглядят процессы, какие могут возникнуть сложности. Уже с этого сентября планирую повышать цену, отдавать чертежи на аутсорс, чтобы больше времени оставалось на развитие.
Сейчас топовые агентства Воронежа берут 2000 рублей за квадратный метр. Я тоже стремлюсь к этой сумме, а ближе к Новому году планирую выходить на Москву. Там цена работы в среднем 2000–3000 рублей.
Как сделать себе имя и за год стать узнаваемым дизайнером
— Как ты повышала свою узнаваемость на рынке? Какие для этого нужны инструменты?
— Нужно быть активным. Я, к примеру, веду блог в Instagram*, участвую в конкурсах, публикуюсь в крупном воронежском журнале о ремонте — «Мой дом», хожу на встречи с поставщиками и коллегами. Параллельно продолжаю учиться в Skillbox, изучаю блогинг и маркетинг. А ещё я постоянно отслеживаю мировые тренды, потому что регулярно появляются новые модели мебели, сантехники, фурнитура, — и в этом надо ориентироваться.
— Когда ты всё успеваешь?! Давай по порядку — расскажи про блог. Клиенты оттуда приходят?
— Я начала вести блог почти сразу после старта обучения. Успела пройти только пару модулей и сделать первые чертежи. У меня была страничка, где я рассказывала о своей семье. Для блога не стала заводить новый аккаунт, а просто поменяла тематику. Рассказала подписчикам, их было примерно 10 тысяч, что теперь буду писать про дизайн. Кому было не интересно — отписались, кто-то остался, а позже начали приходить специально за информацией по этой теме.
Целый год я выкладывала чертежи и визуализации, делала обзоры на материалы и дизайн из примечательных гостиниц и кофеен. Люди за мной наблюдали, в том числе и потенциальные клиенты, у которых сформировалось ко мне доверие как к специалисту, поэтому проблем с заказами из блога не было.
Сейчас я считаю, что если просто учиться, не вести соцсети, не участвовать в конкурсах, то после выпуска трудно найти клиентов. Нельзя за один день выложить кучу постов и написать потенциальному заказчику в духе: «Здравствуйте, я хочу с вами работать». Пускай у вас ещё мало или совсем нет реальных кейсов — выкладывайте учебные коллажи, не говоря, что это ваша домашняя работа. Расскажите про сочетание фактур, цветов на этом примере. За неделю нельзя создать имидж — об этом надо задуматься уже на старте обучения.
— В каких конкурсах участвуешь?
— Например, в конкурсах для архитекторов и дизайнеров от Archiprofi и PINWIN, где мои работы попали в шорт-лист. Конечно, хочется занимать призовые места, потому что награды — это показатель мастерства. Хотя участвовать стоит как минимум для того, чтобы проанализировать плюсы и минусы своих проектов, посмотреть, как делают другие, что у тебя получается, а что пока не очень.
Результат важен, но, по-моему, главный бенефит от соревнований — это воспитание критического мышления по отношению к своей работе. Если оно есть, то и с ценой своих услуг проще определиться, и с тем, что вы можете предложить клиенту, на каких условиях готовы сотрудничать.
— А как ты стала автором в журнале о ремонте?
— Это не просто журнал, скорее — сообщество. Редакция организует профильные мероприятия для дизайнеров, устраивает встречи с поставщиками. Я знала, что это классные ребята, поэтому просто написала им, что хочу стать автором. Рассказала о себе, о своём опыте — и меня пригласили в редакционный совет.
У меня там роль шопинг-гида: я рассказываю о стройматериалах, чем они отличаются, как правильно подобрать плинтус или плитку для интерьера. Иногда мы организуем творческие проекты, например недавно каждый дизайнер должен был представить свой макет коридора, чтобы он отражал авторские фишки, — получился яркий каталог, где работы абсолютно не похожи друг на друга.
«Работать подсобным визуализатором после 30 лет — это грустно»
— Ты замечала какие-нибудь предрассудки о своей профессии?
— Мебель, фактура, цвета — это как раз то, что представляет человек, который не работал дизайнером. По его мнению, мы — художники, а на деле 50/50 художники и строители.
— Успела поработать в дизайн-бюро или сразу ушла в свободное плавание?
— Даже не собиралась куда-то устраиваться. У меня двое детей, поэтому мне важна свобода и возможность 90% времени быть на связи. О восьмичасовом рабочем дне не могло быть и речи.
Я работала в найме и понимаю, что когда руководство приглашает сотрудника, то до приличной должности его ждёт долгий путь с нуля. Никто не доверит новичку много информации, чтобы он видел всю картину сразу. Начальник будет распределять время так, чтобы человек выполнял точечные задачи. Это нельзя назвать опытом, после которого проще уйти в свободное плавание. Меня не допустили бы к документообороту или работе с финансами, а сидеть подсобным визуализатором после 30 лет — грустно.
Если это 20-летний выпускник, то у него много времени — можно и посидеть в стажёрах. А когда у тебя есть обязательства, дом и дети, то нужен быстрый старт. Приходится рисковать и брать на себя больше ответственности, но всегда можно найти людей, которые помогут.
— У тебя есть такие контакты?
— Да. В моём окружении есть строители, поставщики, коллеги, с которыми я знакомилась на профильных мероприятиях. Я обзавелась этими контактами как-то органично, не пришлось бегать и собирать их. Знакомые строители — это люди, которые уже почти пять лет помогают нам с ремонтом квартиры и дачи. Мы находимся в постоянном процессе стройки, поэтому продолжаем сотрудничать. За это время граница между заказчиком и исполнителем стёрлась, мы общаемся как хорошие приятели. Они могут подсказать по чертежам, по сантехнике, электрику поправить.
Коллеги тоже помогают. Теперь, если мне нужно посчитать стоимость кухни, я могу просто отправить замеры поставщику и он быстро подскажет цену.
— Если за год ты выросла до авторитетного дизайнера, то через три-четыре года откроешь свою студию? :)
— Я стараюсь ;) Это опять-таки из-за возраста и желания догнать и обогнать ребят, которые давно в дизайне. В ближайшее время планирую взять на аутсорс чертёжников и постепенно расширять команду: нужны визуализаторы, менеджеры, маркетологи. А я буду руководить всеми процессами. Но полностью уходить от дизайна не собираюсь, оставлю себе самое интересное — продумывать концепт интерьера.
Мне сейчас трудно сказать, что конкретно нужно сделать, чтобы основать свою студию в Москве, поэтому я просто делаю маленькие шаги в этом направлении — и однажды обязательно дойду!