«Мир искусства» и искусство почтой по миру. Открытки в пользу Общины святой Евгении
Как до революции развивался благотворительный дизайн à la russe.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/efd/efde63dd86faeffee898047f6cb9e211/268b5cb23bf7d2962c3078254220ddbb.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/efd/efde63dd86faeffee898047f6cb9e211/268b5cb23bf7d2962c3078254220ddbb.jpg)
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
В Российской империи было много талантливых людей, но мало институций, которые могли бы распространять искусство и показывать «изящное» широкой аудитории. И всё-таки это происходило — благодаря издательству, которое было создано для благотворительных целей, а оказалось одним из главных популяризаторов русской и мировой культуры.
Рассказываем об особенных открытках эпохи модерна и о том, как великие художники помогали возведению больниц и приютов.
Зачем сёстрам милосердия деньги
Системное сестринское движение в Европе зародилось во время Крымской войны 1853–1856 годов и именно оно стало основой всей мировой организации Красного Креста. В первую очередь женщины работали на территориях военных действий, но многие из них, когда возвращались от конфликтов к мирной жизни, продолжали посвящать свои силы обездоленным: нищим, больным, старикам, сиротам и людям со дна городской жизни.
Например, в столице России складывались сообщества женщин, которые и помогали сами, и привлекали к помощи состоятельных жертвователей — их капиталами или другими ресурсами. Как правило, во главе таких сестринских общин были дворянки и прославленные войнами сёстры милосердия.
В 1869 году графиня Гейден, председательница 5-го Санкт-Петербургского комитета Российского общества Красного Креста, предложила председательнице 2-го Комитета РОКК принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской создать новую общину и организовать помощь престарелым и больным сёстрам милосердия.
Главой комиссии по управлению Общиной и её августейшей покровительницей стала Ольденбургская. В 1893 году организацию переименовали: она стала называться Общиной святой Евгении.
![](/upload/setka_images/07184824012025_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
Фото: Мрозовская Е. Л. / журнал «Нива», 1900. №33
Община святой Евгении была не только приютом для престарелых сестёр милосердия. Со временем она стала крупной благотворительной организацией, которая помогала больным и обездоленным жителям Петербургской и Выборгской стороны, командировала сестёр в зоны эпидемий и конфликтов, обучала женщин медицинскому делу.
Общине требовались помещения и здания, чтобы лечить больных, учить курсисток, привечать сирот и селить самих сестёр милосердия.
![](/upload/setka_images/07185024012025_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
Фото: семейный архив kondra / pastvu
![](/upload/setka_images/07185324012025_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Фото: аукционный дом «Империя»
Рерих, Бакст и Бенуа — волонтёры
Чтобы найти средства на постройку больницы и приюта, Комитет занялся сторонним, немедицинским делом: издательской деятельностью. В 1896 году «в пользу Общины святой Евгении» выпустили конверты для визитных карточек, хотя подобной печатной продукции в обиходе не было.
В ту эпоху визитки были обязательны для аристократов, деловых людей, предпринимателей, и они точно могли купить за небольшие деньги эти конверты — и к тому же продемонстрировать окружающим, что помогают благому делу.
К Пасхе 1898 года вышли первые четыре «художественных открытых письма Красного Креста» с репродукциями акварелей Н. Каразина «Весна», «Пахарь», «У часовни» и «Тройка летом». Потом — открытки с рисунками Репина, Маковского, Елизаветы Бём и других русских художников, которые они безвозмездно создали специально для издательства Общины по просьбе фрейлины императрицы Джунковской:
«Попечительный Комитет выпускает в продажу на устройство больничного павильона в память Императора Александра III открытые письма с рисунками известных русских художников, отнёсшихся весьма сочувственно к человеколюбивым стремлениям Комитета…»
Из письма председательницы Общины Е. Ф. Джунковской в Главное управление Российского отделения Красного Креста, 27 октября 1898 года
![](/upload/setka_images/07185124012025_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Изображение: Philatelist
![](/upload/setka_images/07185024012025_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Фото: postcardsale / eBay
Вот полное наименование того, что выпускал Комитет: «Издание состоящего под покровительством Её И. В. Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской Спб Попечительного комитета о сёстрах Красного Креста в пользу Больницы и Курсов при Общине св. Евгении».
Издательство Общины выпускало медицинские справочники, почтовые штемпели и другую полиграфию, но именно открытки принесли ему и известность, и необходимые для больницы и персонала средства. Конец XIX — начало XX века — это период расцвета почтовой коммуникации в России, но ещё и расцвета искусства иллюстрации.
![](/upload/setka_images/07184824012025_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
Изображение: Община св. Евгении / аукционный дом «Литфонд»
Община святой Евгении стала первой в стране выпускать репродукции графики, живописи и пейзажной фотографии в формате открыток, и они были настолько популярны, что расходились тысячными тиражами по России и миру. Но главное, издательство не только использовало образцы «классического» искусства, но и стимулировало развитие нового.
В 1902 году прошёл конкурс на создание рисунков для открытых писем в честь 200-летия Петербурга. Председателем жюри был Александр Бенуа, художник и издатель передового журнала «Мир искусства», — он же с того времени стал негласным арт-директором и руководителем издательства Общины святой Евгении.
![](/upload/setka_images/07185524012025_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
Изображение: Леон Бакст / Община св. Евгении / аукционный дом «Литфонд»
![](/upload/setka_images/07184624012025_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
Изображение: Aktinia / Auction
На открытках «в пользу Общины святой Евгении» стали помещать и репродукции работ, и созданные специально для них иллюстрации знаменитых «мирискусников» — самого Бенуа, Бакста, Билибина, Лансере, Сомова, Серова, Рериха.
![](/upload/setka_images/07184724012025_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
Изображение: «Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова»
![](/upload/setka_images/07184624012025_26df41bdfacbababd13ce5a2ed7e751b3c19643a.png)
Читайте также:
Группа вокруг «Мира искусства» создавала новую «русскую» эстетику, магическую и театрализованную, и работа для издательства Общины была выгодна обеим сторонам: открытки хорошо продавались, потому что были притягательны, художники и их стиль становились популярнее, открытки продавались ещё лучше.
![](/upload/setka_images/07184724012025_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Изображение: Русский музей
![](/upload/setka_images/07184724012025_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Изображение: издание «Общины св. Евгении» / коллекция Э. Б. Файнштейна
![](/upload/setka_images/07185624012025_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
Изображение: аукционный дом «Литфонд» / Бенуа А. Н. / аукционный дом «Литфонд»
Дизайн для просвещения
На открытках Общины помещали не только работы современных художников-неакадемистов.
Открытки показывали и распространяли всё то, к чему у «простых людей» и жителей провинций не было доступа — это было и изобразительное искусство, и скульптуры. Издательство обращалось в Эрмитаж, музей барона Штиглица, Русский музей и другие почтенные учреждения за репродукциями произведений и предметов.
![](/upload/setka_images/07184724012025_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Изображение: Crabby Paper / eBay
![](/upload/setka_images/07184724012025_b76bc71fa80c20942ed01e19c21ead7b69ad6b89.jpg)
Изображение: Meshok
«Деятельность Общины св. Евгении не только сыграла огромную роль в становлении и развитии русского открытого письма как вида графического искусства, но и внесла вклад в популяризацию отечественного и зарубежного искусства в России. Об этом свидетельствуют высокие оценки и награды, которые получили издания Общины на различных международных и отечественных выставках. В 1900 г. открытки Общины были удостоены Золотой медали на Всемирной выставке в Париже».
Источник: Т. В. Белько, Н. П. Бесчастнов. «Эволюция „открытки“ („открытого письма“) в России в контексте исторических событий ХХ в.»
![](/upload/setka_images/07184724012025_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
Изображение: личная коллекция vitale / Pastvu
Открытки и другая полиграфия Общины святой Евгении были образцом актуального дизайна. На них были эстетичные иллюстрации, изящно проработанный леттеринг, сбалансированные композиции, современная типографика. Всё это создавало у зрителей впечатление, что перед ними свежий, модный, визуально приятный и достойный образец модернового печатного искусства и графического дизайна.
Открытки Общины задавали дизайнерскую планку другим издательствам и типографиям.
«…Внимательное отношение „мирискусников“ к открытке говорит, в первую очередь, о её сильном влиянии на вкусы публики, которые, согласно мнению этих художников, были не без изъянов. Стремясь создать „жизненную среду, столь же совершенную как искусство“, „мирискусники“ своим обращением к тиражируемым формам графики стремились развить эстетический вкус в русском обществе».
Источник: Н. А. Мозохина. «Образ Петербурга в художественной оригинальной открытке Общины святой Евгении»
![](/upload/setka_images/07184624012025_3511985f8d2fe60f5a689701dcfbe84110df1893.png)
Читайте также:
![](/upload/setka_images/07184724012025_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
Изображение: издание «В пользу Общины св. Евгении» / Аукционный дом «Литфонд»
![](/upload/setka_images/07184824012025_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
Изображение: издательство «Община св. Евгении»
Открытые письма, которые люди покупали и отправляли другим, не только развивали насмотренность, но и образовывали — и продолжают образовывать до сих пор.
Так, издательство Общины выпускало «артистические карточки» с «типами» — изображениями людей в этнических костюмах и профессиональных экипировках. На старинных открытых письмах можно увидеть сцены из обыденной жизни, изображения архитектурных объектов и утраченных практик. Есть серия открыток со снимками России великого Прокудина-Горского.
![](/upload/setka_images/07184624012025_2d42bcd147bbaf6c3e403c3df1bc46190d6f5651.png)
Читайте также:
![](/upload/setka_images/07184824012025_178ae943fb180dbd85da113c997e71d410f43eb6.jpg)
Изображение: Meshok
![](/upload/setka_images/07184924012025_acb3891951eada938d821fe8c18ea10c2884033f.jpg)
Изображение: аукционный дом «Литфонд»
«Одним из оригинальных направлений были открытки с архитектурным пейзажем, что было вызвано несколькими тенденциями: эскизы и зарисовки архитектурных мотивов стали самостоятельным видом графики; представители модерна стали понимать архитектуру как вид искусства; началось активное развитие мирового и отечественного туризма».
Источник: Т. В. Белько, Н. П. Бесчастнов. «Эволюция „открытки“ („открытого письма“) в России в контексте исторических событий ХХ в.»
![](/upload/setka_images/07184724012025_00ef4ecbef33723c9293d85ddb5e396ecc049496.jpg)
Изображение: издательство «Ришар» / аукционный дом «Литфонд»
Успех предприятия
В 1904 году в здании Императорского общества поощрения художеств на Большой Морской, 38, издательство Общины открыло свой магазин. Здесь выставляли оригиналы, с которых печатали открытки, проводили благотворительные распродажи. Художники и издатели организовывали выставки-аукционы, чтобы собрать средства на работу сестёр милосердия и больницы.
![](/upload/setka_images/07184724012025_6ed0b04ccb1af0573cd045b2bd21a60938919582.jpg)
Фото: из фондов музея-усадьбы Рериха в Изваре
Издательская деятельность в пользу Общины святой Евгении шла с 1898-го по 1917-й. За это время выпустили от 6400 до 6500 разных открыток, чьи тиражи доходили до 10 000 штук.
Точное число образцов до сих пор неизвестно: несмотря на то, что само издательство и «мирискуссник»-энтузиаст Сомов уже после 1918 года собирали подробные каталоги, в них есть пробелы.
![](/upload/setka_images/07184724012025_d879e3a09b3d33248cfb9e16b5b5b31c5891b3f5.jpg)
Изображение: Константин Сомов. Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год / Государственная Третьяковская галерея
![](/upload/setka_images/07184824012025_1b9538555bc8b6bb16a0625a682661edb953ea1c.jpg)
Изображение: издательство «Община св. Евгении» / Русский музей
Можно найти несколько причин, почему выпуск открыток Общиной святой Евгении стал таким успешным делом.
Во-первых, реклама. Комитет художественных изданий Общины проводил кампании в журналах и газетах и публиковал красочные объявления о выпуске новых образцов «открытых писем» для благотворительных целей.
![](/upload/setka_images/07184724012025_5d2552f3c147808bd3c9149b748f69964400c85d.jpg)
Во-вторых, эти открытки были качественными и в художественном смысле, потому что над ними работали профессионалы высокого уровня, и в техническом. Хотя это был благотворительный проект, их печатали в именитых типографиях и не экономили на материалах — в том числе поэтому множество открыток даже через век остаются в хорошей сохранности.
![](/upload/setka_images/07184924012025_7b6ae682f40573d2c3c9364d21893c206fdb58bd.jpg)
Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»
В-третьих, они были в ходу в высшем свете: покупать и подписывать карточки, на которых был знак о благом деле, было хорошим тоном.
![](/upload/setka_images/07184824012025_3a951572a2150028f8727110976985967433bc44.jpg)
![](/upload/setka_images/07185024012025_3b7708faf9e65ed911a092d713c25e363002f0d0.jpg)
Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»
Община святой Евгении и Российское отделение Красного Креста были ликвидированы в 1920 году. Издательство общины стало частью Российской академии истории материальной культуры и преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий.
Он выпускал книги и каталоги и проработал до 1929 года.
![](/upload/setka_images/07184724012025_1f995b601aba92748690c952130d3d6669d3fcca.jpg)
Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Жизнь страны в 38 открытках: как новогодние иллюстрации отражали вехи истории
- 10 страшных картин: художники, которые рисовали наши страхи
- 10 картин Розановой, которые нужно знать
- Постеры к кино: искусство, маркетинг и жёлтый
- Пейзажи, библейские мотивы и стриженый Иисус: десять картин Василия Поленова, которые стоит знать