Дизайн
#статьи

«Мир искусства» и искусство почтой по миру. Открытки в пользу Общины святой Евгении

Как до революции развивался благотворительный дизайн à la russe.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В Российской империи было много талантливых людей, но мало институций, которые могли бы распространять искусство и показывать «изящное» широкой аудитории. И всё-таки это происходило — благодаря издательству, которое было создано для благотворительных целей, а оказалось одним из главных популяризаторов русской и мировой культуры.

Рассказываем об особенных открытках эпохи модерна и о том, как великие художники помогали возведению больниц и приютов.

Зачем сёстрам милосердия деньги

Системное сестринское движение в Европе зародилось во время Крымской войны 1853–1856 годов и именно оно стало основой всей мировой организации Красного Креста. В первую очередь женщины работали на территориях военных действий, но многие из них, когда возвращались от конфликтов к мирной жизни, продолжали посвящать свои силы обездоленным: нищим, больным, старикам, сиротам и людям со дна городской жизни.

Например, в столице России складывались сообщества женщин, которые и помогали сами, и привлекали к помощи состоятельных жертвователей — их капиталами или другими ресурсами. Как правило, во главе таких сестринских общин были дворянки и прославленные войнами сёстры милосердия.

В 1869 году графиня Гейден, председательница 5-го Санкт-Петербургского комитета Российского общества Красного Креста, предложила председательнице 2-го Комитета РОКК принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской создать новую общину и организовать помощь престарелым и больным сёстрам милосердия.

Главой комиссии по управлению Общиной и её августейшей покровительницей стала Ольденбургская. В 1893 году организацию переименовали: она стала называться Общиной святой Евгении.

«Отряд врачей и сестёр „Общины св. Евгении“, отправившийся для помощи раненым в Китай. Группа всех участвующих в отряде пред объездом снявшихся вместе с Августейшей покровительницей общины Её Императорским Высочеством принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской»
Фото: Мрозовская Е. Л. / журнал «Нива», 1900. №33

Община святой Евгении была не только приютом для престарелых сестёр милосердия. Со временем она стала крупной благотворительной организацией, которая помогала больным и обездоленным жителям Петербургской и Выборгской стороны, командировала сестёр в зоны эпидемий и конфликтов, обучала женщин медицинскому делу.

Общине требовались помещения и здания, чтобы лечить больных, учить курсисток, привечать сирот и селить самих сестёр милосердия.

Ученицы курса сестёр милосердия. Петроград, 1917 год. На фоне — больница Общины святой Евгении на перекрёстке Старорусской и Новгородской, которую возвели на пожертвования
Фото: семейный архив kondra / ​​pastvu
Серебряный жетон общества Общины св. Евгении со знаком Красного Креста и монограммой Евгении Максимилиановны Ольденбургской
Фото: аукционный дом «Империя»

Рерих, Бакст и Бенуа — волонтёры

Чтобы найти средства на постройку больницы и приюта, Комитет занялся сторонним, немедицинским делом: издательской деятельностью. В 1896 году «в пользу Общины святой Евгении» выпустили конверты для визитных карточек, хотя подобной печатной продукции в обиходе не было.

В ту эпоху визитки были обязательны для аристократов, деловых людей, предпринимателей, и они точно могли купить за небольшие деньги эти конверты — и к тому же продемонстрировать окружающим, что помогают благому делу.

К Пасхе 1898 года вышли первые четыре «художественных открытых письма Красного Креста» с репродукциями акварелей Н. Каразина «Весна», «Пахарь», «У часовни» и «Тройка летом». Потом — открытки с рисунками Репина, Маковского, Елизаветы Бём и других русских художников, которые они безвозмездно создали специально для издательства Общины по просьбе фрейлины императрицы Джунковской:

«Попечительный Комитет выпускает в продажу на устройство больничного павильона в память Императора Александра III открытые письма с рисунками известных русских художников, отнёсшихся весьма сочувственно к человеколюбивым стремлениям Комитета…»

Из письма председательницы Общины Е. Ф. Джунковской в Главное управление Российского отделения Красного Креста, 27 октября 1898 года

«Открытые письма» отличались не только иллюстрациями на лицевой стороне, но и дизайном оборотной
Изображение: Philatelist
«Открытое письмо в пользу Общины святой Евгении», отправленное в начале XX века в Нормандию
Фото: postcardsale / eBay

Вот полное наименование того, что выпускал Комитет: «Издание состоящего под покровительством Её И. В. Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской Спб Попечительного комитета о сёстрах Красного Креста в пользу Больницы и Курсов при Общине св. Евгении».

Издательство Общины выпускало медицинские справочники, почтовые штемпели и другую полиграфию, но именно открытки принесли ему и известность, и необходимые для больницы и персонала средства. Конец XIX — начало XX века — это период расцвета почтовой коммуникации в России, но ещё и расцвета искусства иллюстрации.

Минималистичный дизайн и герб Общины в стиле ар-нуво на оборотной стороне открытки
Изображение: Община св. Евгении / аукционный дом «Литфонд»

Община святой Евгении стала первой в стране выпускать репродукции графики, живописи и пейзажной фотографии в формате открыток, и они были настолько популярны, что расходились тысячными тиражами по России и миру. Но главное, издательство не только использовало образцы «классического» искусства, но и стимулировало развитие нового.

В 1902 году прошёл конкурс на создание рисунков для открытых писем в честь 200-летия Петербурга. Председателем жюри был Александр Бенуа, художник и издатель передового журнала «Мир искусства», — он же с того времени стал негласным арт-директором и руководителем издательства Общины святой Евгении.

Открытки с эскизами костюмов к балету «Фея кукол». Рисунки Бакста
Изображение: Леон Бакст / Община св. Евгении / аукционный дом «Литфонд»
Иллюстрация Бакста «В мастерской художницы» на открытке
Изображение: Aktinia / Auction

На открытках «в пользу Общины святой Евгении» стали помещать и репродукции работ, и созданные специально для них иллюстрации знаменитых «мирискусников» — самого Бенуа, Бакста, Билибина, Лансере, Сомова, Серова, Рериха.

Рерих Н. К. «Звенигород. Святые ворота в Саввино-Сторожевском монастыре»
Изображение: «Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова»

Группа вокруг «Мира искусства» создавала новую «русскую» эстетику, магическую и театрализованную, и работа для издательства Общины была выгодна обеим сторонам: открытки хорошо продавались, потому что были притягательны, художники и их стиль становились популярнее, открытки продавались ещё лучше.

Врубель М. А. «Вещая птица Сирин»
Изображение: Русский музей
Открытки с иллюстрациями Билибина
Изображение: издание «Общины св. Евгении» / коллекция Э. Б. Файнштейна
Слева открытка в неорусском стиле, автор — художница Елизавета Бём. Справа набор открыток, верхняя в колоде — «Былая Малороссия. В деревне» художника Нарбута
Изображение: аукционный дом «Литфонд» / Бенуа А. Н. / аукционный дом «Литфонд»

Дизайн для просвещения

На открытках Общины помещали не только работы современных художников-неакадемистов.

Открытки показывали и распространяли всё то, к чему у «простых людей» и жителей провинций не было доступа — это было и изобразительное искусство, и скульптуры. Издательство обращалось в Эрмитаж, музей барона Штиглица, Русский музей и другие почтенные учреждения за репродукциями произведений и предметов.

Открытка с изображением экспоната, хранящегося в Эрмитаже
Изображение: Crabby Paper / eBay
Графика из собрания музея барона Штиглица
Изображение: Meshok

«Деятельность Общины св. Евгении не только сыграла огромную роль в становлении и развитии русского открытого письма как вида графического искусства, но и внесла вклад в популяризацию отечественного и зарубежного искусства в России. Об этом свидетельствуют высокие оценки и награды, которые получили издания Общины на различных международных и отечественных выставках. В 1900 г. открытки Общины были удостоены Золотой медали на Всемирной выставке в Париже».

Источник: Т. В. Белько, Н. П. Бесчастнов. «Эволюция „открытки“ („открытого письма“) в России в контексте исторических событий ХХ в.»

Открытки ненавязчиво демонстрировали иностранным адресатам, какие культурные сокровища есть в России
Изображение: личная коллекция vitale / Pastvu

Открытки и другая полиграфия Общины святой Евгении были образцом актуального дизайна. На них были эстетичные иллюстрации, изящно проработанный леттеринг, сбалансированные композиции, современная типографика. Всё это создавало у зрителей впечатление, что перед ними свежий, модный, визуально приятный и достойный образец модернового печатного искусства и графического дизайна.

Открытки Общины задавали дизайнерскую планку другим издательствам и типографиям.

«…Внимательное отношение „мирискусников“ к открытке говорит, в первую очередь, о её сильном влиянии на вкусы публики, которые, согласно мнению этих художников, были не без изъянов. Стремясь создать „жизненную среду, столь же совершенную как искусство“, „мирискусники“ своим обращением к тиражируемым формам графики стремились развить эстетический вкус в русском обществе».

Источник: Н. А. Мозохина. «Образ Петербурга в художественной оригинальной открытке Общины святой Евгении»

Набор открыток «Дни недели»
Изображение: издание «В пользу Общины св. Евгении» / Аукционный дом «Литфонд»
Иллюстрация и отрывок из «Мёртвых душ» на лицевой стороне открытки
Изображение: издательство «Община св. Евгении»

Открытые письма, которые люди покупали и отправляли другим, не только развивали насмотренность, но и образовывали — и продолжают образовывать до сих пор.

Так, издательство Общины выпускало «артистические карточки» с «типами» — изображениями людей в этнических костюмах и профессиональных экипировках. На старинных открытых письмах можно увидеть сцены из обыденной жизни, изображения архитектурных объектов и утраченных практик. Есть серия открыток со снимками России великого Прокудина-Горского.

Сцена из помещичьей жизни начала XIX века, автор силуэтной графики — граф Фёдор Петрович Толстой
Изображение: Meshok
Открытки с «типами»: «Матрос с серенными спичками» и «Моложница»
Изображение: аукционный дом «Литфонд»

«Одним из оригинальных направлений были открытки с архитектурным пейзажем, что было вызвано несколькими тенденциями: эскизы и зарисовки архитектурных мотивов стали самостоятельным видом графики; представители модерна стали понимать архитектуру как вид искусства; началось активное развитие мирового и отечественного туризма».

Источник: Т. В. Белько, Н. П. Бесчастнов. «Эволюция „открытки“ („открытого письма“) в России в контексте исторических событий ХХ в.»

«Утро» Кустодиева, «Банковский мост» Добужинского, «Старый Зимний дворец» Лансере и «Великий Устюг» Билибина
Изображение: издательство «Ришар» / аукционный дом «Литфонд»

Успех предприятия

В 1904 году в здании Императорского общества поощрения художеств на Большой Морской, 38, издательство Общины открыло свой магазин. Здесь выставляли оригиналы, с которых печатали открытки, проводили благотворительные распродажи. Художники и издатели организовывали выставки-аукционы, чтобы собрать средства на работу сестёр милосердия и больницы.

В здании на Большой Морской, 38, находилось Императорское общество поощрения художеств, а вокруг устраивали книжные магазины и фотоателье. В кадре первый торговый этаж дома 38 закрыт фургонами с рекламой
Фото: из фондов музея-усадьбы Рериха в Изваре

Издательская деятельность в пользу Общины святой Евгении шла с 1898-го по 1917-й. За это время выпустили от 6400 до 6500 разных открыток, чьи тиражи доходили до 10 000 штук.

Точное число образцов до сих пор неизвестно: несмотря на то, что само издательство и «мирискуссник»-энтузиаст Сомов уже после 1918 года собирали подробные каталоги, в них есть пробелы.

Кроме открыток в пользу Общины святой Евгении выходили в печати и другие образцы графического дизайна: календари, альбомы и плакаты
Изображение: Константин Сомов. Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год / Государственная Третьяковская галерея
И книги. Большим событием был выпуск «Моцарта и Сальери» Пушкина с иллюстрациями Врубеля. Поэму издали в пользу Общины в 1917 году
Изображение: издательство «Община св. Евгении» / Русский музей

Можно найти несколько причин, почему выпуск открыток Общиной святой Евгении стал таким успешным делом.

Во-первых, реклама. Комитет художественных изданий Общины проводил кампании в журналах и газетах и публиковал красочные объявления о выпуске новых образцов «открытых писем» для благотворительных целей.

Изображение: Российская государственная библиотека

Во-вторых, эти открытки были качественными и в художественном смысле, потому что над ними работали профессионалы высокого уровня, и в техническом. Хотя это был благотворительный проект, их печатали в именитых типографиях и не экономили на материалах — в том числе поэтому множество открыток даже через век остаются в хорошей сохранности.

Обзор художественных изданий Общины св. Евгении, 1909 год
Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»

В-третьих, они были в ходу в высшем свете: покупать и подписывать карточки, на которых был знак о благом деле, было хорошим тоном.

Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна отправила эту открытку с групповым портретом своей семьи «милому мужу» в 1909 году
Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»

Община святой Евгении и Российское отделение Красного Креста были ликвидированы в 1920 году. Издательство общины стало частью Российской академии истории материальной культуры и преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий.

Он выпускал книги и каталоги и проработал до 1929 года.

Корректурный экземпляр не вышедшей из печати книги Владимира Курбатова «Тридцатилетие русского искусства и открытые письма», в которой он рассматривал вклад открыток Общины святой Евгении в развитие русского искусства начала ХХ века. Надпись на полях: «Очень некрасиво закончены страницы, нужно переверстать или вставить… ещё одну виньетку Остроумовой»
Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована