«Мир искусства» и искусство почтой по миру. Открытки в пользу Общины святой Евгении
Как до революции развивался благотворительный дизайн à la russe.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
В Российской империи было много талантливых людей, но мало институций, которые могли бы распространять искусство и показывать «изящное» широкой аудитории. И всё-таки это происходило — благодаря издательству, которое было создано для благотворительных целей, а оказалось одним из главных популяризаторов русской и мировой культуры.
Рассказываем об особенных открытках эпохи модерна и о том, как великие художники помогали возведению больниц и приютов.
Зачем сёстрам милосердия деньги
Системное сестринское движение в Европе зародилось во время Крымской войны 1853–1856 годов и именно оно стало основой всей мировой организации Красного Креста. В первую очередь женщины работали на территориях военных действий, но многие из них, когда возвращались от конфликтов к мирной жизни, продолжали посвящать свои силы обездоленным: нищим, больным, старикам, сиротам и людям со дна городской жизни.
Например, в столице России складывались сообщества женщин, которые и помогали сами, и привлекали к помощи состоятельных жертвователей — их капиталами или другими ресурсами. Как правило, во главе таких сестринских общин были дворянки и прославленные войнами сёстры милосердия.
В 1869 году графиня Гейден, председательница 5-го Санкт-Петербургского комитета Российского общества Красного Креста, предложила председательнице 2-го Комитета РОКК принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской создать новую общину и организовать помощь престарелым и больным сёстрам милосердия.
Главой комиссии по управлению Общиной и её августейшей покровительницей стала Ольденбургская. В 1893 году организацию переименовали: она стала называться Общиной святой Евгении.

Фото: Мрозовская Е. Л. / журнал «Нива», 1900. №33
Община святой Евгении была не только приютом для престарелых сестёр милосердия. Со временем она стала крупной благотворительной организацией, которая помогала больным и обездоленным жителям Петербургской и Выборгской стороны, командировала сестёр в зоны эпидемий и конфликтов, обучала женщин медицинскому делу.
Общине требовались помещения и здания, чтобы лечить больных, учить курсисток, привечать сирот и селить самих сестёр милосердия.

Фото: семейный архив kondra / pastvu

Фото: аукционный дом «Империя»
Рерих, Бакст и Бенуа — волонтёры
Чтобы найти средства на постройку больницы и приюта, Комитет занялся сторонним, немедицинским делом: издательской деятельностью. В 1896 году «в пользу Общины святой Евгении» выпустили конверты для визитных карточек, хотя подобной печатной продукции в обиходе не было.
В ту эпоху визитки были обязательны для аристократов, деловых людей, предпринимателей, и они точно могли купить за небольшие деньги эти конверты — и к тому же продемонстрировать окружающим, что помогают благому делу.
К Пасхе 1898 года вышли первые четыре «художественных открытых письма Красного Креста» с репродукциями акварелей Н. Каразина «Весна», «Пахарь», «У часовни» и «Тройка летом». Потом — открытки с рисунками Репина, Маковского, Елизаветы Бём и других русских художников, которые они безвозмездно создали специально для издательства Общины по просьбе фрейлины императрицы Джунковской:
«Попечительный Комитет выпускает в продажу на устройство больничного павильона в память Императора Александра III открытые письма с рисунками известных русских художников, отнёсшихся весьма сочувственно к человеколюбивым стремлениям Комитета…»
Из письма председательницы Общины Е. Ф. Джунковской в Главное управление Российского отделения Красного Креста, 27 октября 1898 года

Изображение: Philatelist

Фото: postcardsale / eBay
Вот полное наименование того, что выпускал Комитет: «Издание состоящего под покровительством Её И. В. Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской Спб Попечительного комитета о сёстрах Красного Креста в пользу Больницы и Курсов при Общине св. Евгении».
Издательство Общины выпускало медицинские справочники, почтовые штемпели и другую полиграфию, но именно открытки принесли ему и известность, и необходимые для больницы и персонала средства. Конец XIX — начало XX века — это период расцвета почтовой коммуникации в России, но ещё и расцвета искусства иллюстрации.

Изображение: Община св. Евгении / аукционный дом «Литфонд»
Община святой Евгении стала первой в стране выпускать репродукции графики, живописи и пейзажной фотографии в формате открыток, и они были настолько популярны, что расходились тысячными тиражами по России и миру. Но главное, издательство не только использовало образцы «классического» искусства, но и стимулировало развитие нового.
В 1902 году прошёл конкурс на создание рисунков для открытых писем в честь 200-летия Петербурга. Председателем жюри был Александр Бенуа, художник и издатель передового журнала «Мир искусства», — он же с того времени стал негласным арт-директором и руководителем издательства Общины святой Евгении.

Изображение: Леон Бакст / Община св. Евгении / аукционный дом «Литфонд»

Изображение: Aktinia / Auction
На открытках «в пользу Общины святой Евгении» стали помещать и репродукции работ, и созданные специально для них иллюстрации знаменитых «мирискусников» — самого Бенуа, Бакста, Билибина, Лансере, Сомова, Серова, Рериха.

Изображение: «Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова»

Читайте также:
Группа вокруг «Мира искусства» создавала новую «русскую» эстетику, магическую и театрализованную, и работа для издательства Общины была выгодна обеим сторонам: открытки хорошо продавались, потому что были притягательны, художники и их стиль становились популярнее, открытки продавались ещё лучше.

Изображение: Русский музей

Изображение: издание «Общины св. Евгении» / коллекция Э. Б. Файнштейна

Изображение: аукционный дом «Литфонд» / Бенуа А. Н. / аукционный дом «Литфонд»
Дизайн для просвещения
На открытках Общины помещали не только работы современных художников-неакадемистов.
Открытки показывали и распространяли всё то, к чему у «простых людей» и жителей провинций не было доступа — это было и изобразительное искусство, и скульптуры. Издательство обращалось в Эрмитаж, музей барона Штиглица, Русский музей и другие почтенные учреждения за репродукциями произведений и предметов.

Изображение: Crabby Paper / eBay

Изображение: Meshok
«Деятельность Общины св. Евгении не только сыграла огромную роль в становлении и развитии русского открытого письма как вида графического искусства, но и внесла вклад в популяризацию отечественного и зарубежного искусства в России. Об этом свидетельствуют высокие оценки и награды, которые получили издания Общины на различных международных и отечественных выставках. В 1900 г. открытки Общины были удостоены Золотой медали на Всемирной выставке в Париже».
Источник: Т. В. Белько, Н. П. Бесчастнов. «Эволюция „открытки“ („открытого письма“) в России в контексте исторических событий ХХ в.»

Изображение: личная коллекция vitale / Pastvu
Открытки и другая полиграфия Общины святой Евгении были образцом актуального дизайна. На них были эстетичные иллюстрации, изящно проработанный леттеринг, сбалансированные композиции, современная типографика. Всё это создавало у зрителей впечатление, что перед ними свежий, модный, визуально приятный и достойный образец модернового печатного искусства и графического дизайна.
Открытки Общины задавали дизайнерскую планку другим издательствам и типографиям.
«…Внимательное отношение „мирискусников“ к открытке говорит, в первую очередь, о её сильном влиянии на вкусы публики, которые, согласно мнению этих художников, были не без изъянов. Стремясь создать „жизненную среду, столь же совершенную как искусство“, „мирискусники“ своим обращением к тиражируемым формам графики стремились развить эстетический вкус в русском обществе».
Источник: Н. А. Мозохина. «Образ Петербурга в художественной оригинальной открытке Общины святой Евгении»

Читайте также:

Изображение: издание «В пользу Общины св. Евгении» / Аукционный дом «Литфонд»

Изображение: издательство «Община св. Евгении»
Открытые письма, которые люди покупали и отправляли другим, не только развивали насмотренность, но и образовывали — и продолжают образовывать до сих пор.
Так, издательство Общины выпускало «артистические карточки» с «типами» — изображениями людей в этнических костюмах и профессиональных экипировках. На старинных открытых письмах можно увидеть сцены из обыденной жизни, изображения архитектурных объектов и утраченных практик. Есть серия открыток со снимками России великого Прокудина-Горского.

Читайте также:

Изображение: Meshok

Изображение: аукционный дом «Литфонд»
«Одним из оригинальных направлений были открытки с архитектурным пейзажем, что было вызвано несколькими тенденциями: эскизы и зарисовки архитектурных мотивов стали самостоятельным видом графики; представители модерна стали понимать архитектуру как вид искусства; началось активное развитие мирового и отечественного туризма».
Источник: Т. В. Белько, Н. П. Бесчастнов. «Эволюция „открытки“ („открытого письма“) в России в контексте исторических событий ХХ в.»

Изображение: издательство «Ришар» / аукционный дом «Литфонд»
Успех предприятия
В 1904 году в здании Императорского общества поощрения художеств на Большой Морской, 38, издательство Общины открыло свой магазин. Здесь выставляли оригиналы, с которых печатали открытки, проводили благотворительные распродажи. Художники и издатели организовывали выставки-аукционы, чтобы собрать средства на работу сестёр милосердия и больницы.

Фото: из фондов музея-усадьбы Рериха в Изваре
Издательская деятельность в пользу Общины святой Евгении шла с 1898-го по 1917-й. За это время выпустили от 6400 до 6500 разных открыток, чьи тиражи доходили до 10 000 штук.
Точное число образцов до сих пор неизвестно: несмотря на то, что само издательство и «мирискуссник»-энтузиаст Сомов уже после 1918 года собирали подробные каталоги, в них есть пробелы.

Изображение: Константин Сомов. Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год / Государственная Третьяковская галерея

Изображение: издательство «Община св. Евгении» / Русский музей
Можно найти несколько причин, почему выпуск открыток Общиной святой Евгении стал таким успешным делом.
Во-первых, реклама. Комитет художественных изданий Общины проводил кампании в журналах и газетах и публиковал красочные объявления о выпуске новых образцов «открытых писем» для благотворительных целей.

Во-вторых, эти открытки были качественными и в художественном смысле, потому что над ними работали профессионалы высокого уровня, и в техническом. Хотя это был благотворительный проект, их печатали в именитых типографиях и не экономили на материалах — в том числе поэтому множество открыток даже через век остаются в хорошей сохранности.

Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»
В-третьих, они были в ходу в высшем свете: покупать и подписывать карточки, на которых был знак о благом деле, было хорошим тоном.


Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»
Община святой Евгении и Российское отделение Красного Креста были ликвидированы в 1920 году. Издательство общины стало частью Российской академии истории материальной культуры и преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий.
Он выпускал книги и каталоги и проработал до 1929 года.

Изображение: издательство «Община св. Евгении» / аукционный дом «Литфонд»
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Жизнь страны в 38 открытках: как новогодние иллюстрации отражали вехи истории
- 10 страшных картин: художники, которые рисовали наши страхи
- 10 картин Розановой, которые нужно знать
- Постеры к кино: искусство, маркетинг и жёлтый
- Пейзажи, библейские мотивы и стриженый Иисус: десять картин Василия Поленова, которые стоит знать