От Москвы до Нью-Йорка: как студия Sila Sveta создаёт перформансы для мировых звёзд
Продюсер американской команды рассказывает о различиях работы в России и в США
Happn / дизайн студии SILA SVETA
Sila Sveta — одна из самых известных студий, специализирующихся на стейдж-дизайне. В ней знают, как правильно выстроить свет на концерте, как сделать впечатляющие декорации всего за месяц и, что самое главное, понимают, как использовать современные технологии для достижения лучшего эффекта.
За каждой командой стоит продюсер, который помогает наладить все процессы. Мы поговорили со Светланой Ермолаевой — последние пять лет она отвечала за международные проекты студии.
Светлана Ермолаева
Продюсер Sila Sveta.
Участвовала в организации таких проектов студии, как туры Drake & Migos, Cardi B, Carrie Underwood, Shakira и Westlife; online broadcast концертов Billie Eilish и Glass Animals; перформансы для Cardi B, Offset и H.E.R; контент для медиафасадов отеля Edition на Times Square и AT& T Discovery District; показы Alexander Wang в Rockfeller Center, Phillip Lim X FILA X Bureau Betak; проекционные шоу для Dallas Mavericks и так далее.
Закончила Социологический факультет МГУ.
Про начало работы
«До того как попасть в SILA SVETA, я три года работала в журнале «Афиша» — делала маркетинговые интеграции и музыкальный фестиваль «Пикник Афиши». Потом ещё три года работала проджект-менеджером в рекламном агентстве. Меня порекомендовали студии знакомые знакомых. Я пришла на собеседование и задержалась уже на восемь лет.
После трёх лет работы на московских проектах у меня появилось ощущение потолка. Тогда ребята — сооснователи студии Александр Ус и Алексей Розов — предложили мне перейти в американский офис, где нужен был продюсер. За что им большое спасибо, это направление меня очень интересовало и интересует по сей день.
Одним из моих первых проектов в Америке стало выступление певицы Halsey в 2016 году на фестивале Coachella, куда я всегда хотела попасть. Тогда сбылась маленькая американская мечта. С тех пор в нашем портфолио появилось немало больших имён — Drake, Cardi B, Billie Eilish, H.E.R., Alexander Wang, Ian Schrager и другие звёзды. При этом каждый проект — это вызов и невероятно крутой опыт.
Работа предполагала сдвиг рабочего времени в сторону ночи, что мне очень подходит, — я поздно ложусь и не люблю рано вставать. Сначала я большую часть времени проводила в московском офисе, выезжая на площадку ближе к мероприятию. Потом управлять американским офисом пришла Полина Захарова, и нас вместе перевезли в Лос-Анджелес. Уже позднее мы переехали в Нью-Йорк».
Про период пандемии
«Сейчас в силу обстоятельств — пандемия и рождение ребенка — я нахожусь в Москве. Это не помешало мне продолжить работать над проектами, не уходя в декрет, поскольку вся работа стала удалённой, а проекты в основном проходят в онлайн-формате. За время локдауна мы сделали контент для двух онлайн-концертов — Billie Eilish и Glass Animals.
В то же время мы снимали рекламу с интеграцией графики для французского приложения знакомств Happn. Съёмки у нас проходили в Москве, так как уехать никуда было нельзя, поэтому мы искали улицы, которые выглядят максимально по-европейски и на которых в период пандемии можно было получить разрешение на съёмку.
Это был интересный челлендж — в разгар пандемии и на девятом месяце беременности организовать съёмки в закрытом на локдаун городе. Но всё прошло отлично. Клиент не знал, что я вот-вот рожу, и очень удивился, когда через день после съёмок я была с ними на созвоне, но уже с ребёнком на руках».
Про отличия работы в США и в России
«Всё очень сильно зависит от индустрии и типа заказчика. К примеру, в музыкальной индустрии в Америке всё, как правило, делается в очень сжатые сроки. Очень часто мы получаем запросы на перформансы или клипы, которые надо сделать в лучшем случае за пару недель.
Из недавнего — перформанс H.E.R на BET Awards, который был сделан за неделю. Или выступление Оливии Родриго на Saturday Night Live, куда нас привлекли коллеги из студии Moment Factory. Перформанс был незатейливый, но надо было создать контент за несколько дней.
С турами немного проще, так как их всё же планируют заранее. Но часто бывает так, что креативная разработка затягивается и непосредственно на продакшн остаётся мало времени. Так случилось на туре Дрейка, когда уже в процессе репетиций креатив не останавливался.
Корпоративные клиенты, наоборот, обращаются и планируют свои мероприятия заранее. Как правило, у них все очень чётко — план мероприятия, позиционирование бренда, цели, задачи, гайдлайны и так далее. Например, шоу открытия бизнес саммита AT& T мы размеренно делали в течение трёх месяцев».
Про общение с заказчиками
«Однозначно сказать, что в Америке всё делается как-то по-другому, нельзя. Есть миф о том, что в штатах все организованные, гиперпрофессиональные и вообще работают на каком-то другом уровне, но это не так. Все обычные люди и все разные. Так что как повезёт.
К слову, американская вежливость — это не миф. Любое общение начинается с обмена комплиментами. От американских заказчиков редко можно услышать жёсткий негатив и недовольство. Тебе дадут понять, что не удовлетворены результатом, но в очень вежливой манере. Обычно это звучит так: «Спасибо, что прислали, отличная работа, хороший старт, НО…» — и дальше два листа комментариев, из которых следует, что всё надо переделать.
Если выделять другие детали в работе, то это, пожалуй, американская любовь к созвонам. По любому вопросу, который можно решить парой сообщений в мессенджере, американские клиенты любят собирать созвон. А если это касается корпоративных заказчиков, то на этом созвоне будут присутствовать ещё десять человек с совершенно непонятными должностными обязанностями».
Про синхронизацию двух офисов
«Мы всегда говорим, что с нами удобно, так как, пока клиент спит, работа на другом конце света делается, и утром мы уже можем показать результат. То есть продакшн функционирует 24/7. Если мы работаем в условиях жёстких сроков, то, как правило, одна команда работает на площадке, а вторая — в студии в Москве, и ночью происходит смена караула.
Так мы работали на всех турах, где на площадке во время тестов и репетиций присутствует команда дизайнеров, — речь, например, о турах Drake или Carrie Underwood. Уходя спать, я собираю все комментарии и пожелания и передаю в московский офис, где уже утро. Ребята работают весь день по московскому времени, а когда в Нью-Йорке наступает утро, мы получаем все файлы и тестируем их на площадке.
Бывают проекты, когда весь контент делается удалённо. Тогда проектная команда в Москве смещает режим и работает ночью, особенно ближе к дедлайну, так как правки надо вносить незамедлительно. Если мы выполняем технический продакшн на проекте (ставим и настраиваем оборудование), то на площадке обязательно присутствует вся техническая команда с нашей стороны».
Про рабочий день в США
«Как и в любом другом месте, никаких различий. Я как продюсер могу работать и в офисе, и удалённо. Мои основные рабочие инструменты — это телефон и маленький ноутбук. У продюсера также случаются встречи с клиентами и выезды на площадку. Дизайнеры — менее мобильные люди, маленьким ноутбуком им не обойтись.
Ближе к дате дедлайна график всей рабочей команды меняется и часто случаются бессонные ночи независимо от места положения. Особенно у супервайзеров по контенту, которые должны собрать все материалы, созданные дизайнерами за день, отрендерить всё в правильном формате, убедиться, что ничего не пропустили. Продюсер всегда должен быть готов отследить процессы вне зависимости от времени суток.
Для меня самыми жёсткими по графику проекты были именно музыкальные туры (Drake, Carrie Underwood, Westlife и Shakira). Подготовка на площадке занимает от двух недель до месяца, и всё это время ты находишься в ситуации перманентного стресса. Сделать полуторачасовое шоу, безусловно, непросто. Для этого и выделяется приличное время на тесты и репетиции. Необходимо все собрать воедино — музыку, хореографию, свет, контент, спецэффекты, драматургию. Всё это время команда работает на площадке, уходя в отель напротив, чтобы поспать несколько часов».
Про планы на будущее
«Сейчас постепенно индустрия развлечений начинает возвращаться в привычный формат: артисты едут в туры, людям снова можно собираться вместе больше пяти человек, и хочется верить, что мероприятий, для которых мы будем делать красоту, снова станет много. Но также надо отметить, что пандемия, как и любой глобальный кризис, дала толчок к развитию новых технологий и форматов.
Так, во время пандемии в индустрию развлечений ворвалась технология XR (extended reality), с помощью которой артисты делали онлайн-концерты, а бренды — презентовали новые продукты. Технология позволяет погрузить артиста или спикера в какое-то CG-пространство и в режиме реального времени в соответствии с положением камеры менять перспективу, а также достраивать CG-мир вокруг.
Онлайн-концерт Билли Айлиш, для которого мы сделали часть контента, был сделан с использованием этой технологии. XR продолжает активно развиваться, и мы вместе с ним. Sila Sveta недавно выпустила вторую часть нашумевшего видео Levitation, но на этот раз в XR.
Я сейчас занимаюсь документами и планирую вернуться в Штаты. Хочется снова испытать прелесть физического продакшена на площадке и общения с реальными людьми, благо запросы на физические мероприятия есть. В общем, новым большим и вдохновляющим проектам быть, stay tuned!