Знак и смысл: собственно, знаки
Мир будто интерфейс — мы живём среди сотен иконок.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Сергей Кужавский вспоминает, какие именно символы окружают нас с самого детства.
Онкиросу (Сергей Кужавский)
Дизайнер, художник, преподаватель, коуч-визуализатор.
Основатель студии OPEN!Design&Concepts.
Победитель многих международных конкурсов в жанрах графического и предметного дизайна, в том числе Good Design Award (США) и Red Dot (Германия).
Академик Российской академии графического дизайна, член Союза дизайнеров России и Московского союза художников.
Сооснователь и старший преподаватель HSE Art & Design School. Автор дисциплин «Арт-практика» и «Скетч-мышление».
Наверное, дорожные знаки оказывают на нас наиболее сильное влияние как символы. Мы их видим с раннего возраста, и они накрепко впечатываются в память, потому что важны: они связаны с безопасностью.
Правила дорожного движения определили для нас символику трёх важных цветов: красного, жёлтого и зелёного как запрещающего, предупреждающего и разрешающего.
Читайте также:
Мы уже немного рассматривали их в материалах о геометрических фигурах. Предупреждающие — это треугольная форма, жёлтый цвет. Жёлтый цвет и восклицательный знак — квинтэссенция сообщения «Внимание!». Красное кольцо, внутри которого диагональ перечёркивает объект, стало визуальным архетипом запрета.
Дорожные знаки первыми знакомят нас и с простыми символами-иконками: например, упрощённым рисунком автобуса или трамвая на остановке. Помимо иконок встречаются и интересные абстрактные изображения, как в знаке «Въезд запрещён»: белый жирный минус на красном фоне, прозванный в народе кирпичом. Кирпич и в других визуальных контекстах значит «нельзя». У синего цвета в ПДД нейтральная, регулирующая и информационная роль. Занятно, что движение в направлении «прямо» изображается стрелкой вверх — это нарушение визуальной логики, к которому мы давно привыкли и не замечаем.
Другой значимый источник символических значений для нас — школьные учебники по разным предметам.
Наверное, самый заметный общий элемент всех учебников — замкнутая рамка. В такой прямоугольник помещают правила, а если правило особенно важное, рамка будет красной. Как и стрелка, рамка скорее индексальный символ: не изображает предмет напрямую, но указывает на его определённые свойства. Главным в данном случае будет текст правила, а рамка символически подтвердит его статус.
Похожие индексальные функции у обозначений частей речи из учебника по языку. Одна подчёркивающая линия — это подлежащее, существительное, главный герой, объект. Двумя линиями правильно подчеркнуть сказуемое-действие либо ещё активнее указать на важность слова.
Извилистая линия определения-прилагательного в учебнике по родной речи обозначает качество объекта, а в визуализации — неопределённость, потому что ассоциируется с волной и неустойчивостью, сомнением.
Пунктирная линия, которая показывает дополнение в предложении, в другом случае будет придавать образу незавершённость, неопределённость. Или проектирование: в черчении пунктирной линией изображают невидимые, но существующие детали формы. Штрих-пунктирной линией показывают части речи «обстоятельство» (и, на мой взгляд, смысловой привязки здесь мало) и изображают оси в черчении и геометрии.
Другой источник незаметных символов — легенды в географических картах. Дорога обозначается плавной, сплошной двойной линией, тропинка — прерывистой, как будто неуверенно пропадающей. Образно!
Но самая узнаваемая форма — специальный штрих-пунктир, обозначающий границы государств. Так образно школьникам показывают самые популярные психологические штампы — рамки, за которые хочется выйти, и границы, которые нельзя нарушать.
Дальше идёт математика: плюс и минус, больше/меньше, бесконечность и прочие символы несут не только арифметический, но и общечеловеческий смысл.
Символы некоторых наук тоже всем известны ещё из школьной программы. Эти знаки не вызывают сомнений, а значит, хорошо работают. Физика узнаётся по схеме устройства атома и молекулярной решётке. Экономика — по знакам валют и графикам роста. География — глобус, а зоология — символы Венеры и Марса, самки и самца.
Меня прежде всего интересуют те символы, на которые реагирует современное сознание, которые в нём отзываются. Они работают в визуализации, только когда происходит узнавание: ведь какие-то обозначения устаревают и забываются, какие-то остаются жить.
Например, астрономические символы планет когда-то символизировали ещё и алхимические элементы. Знак Солнца олицетворял золото, знак Луны — серебро. На протяжении многих веков этот ряд был узнаваемым для европейских учёных, но в наше время понятными можно считать только те самые символы Венеры и Марса, которыми показывают биологический пол.
Знак Солнца больше не ассоциируется с золотом, его сменило сокращение Au из периодической системы Менделеева. Алхимические обозначения стихий в виде треугольников нам уже ничего не говорят → они стали архаичными, и нам будут более понятны знаки, отражающие непосредственные свойства четырёх стихий: костёр, волна, завихрение, росток.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!