Противоречивый Филипп Старк: борец с бессмысленной роскошью
Который неплохо на ней заработал.
После весенней недели дизайна в Милане Филипп Старк дал большое интервью, где рассуждал о «токсичной роскоши»:
«Наблюдается очень, очень опасный откат к роскоши, отсутствие этики, отсутствие культуры, безусловно, и слишком быстрое потребление трендового дизайна».
Борец с роскошью и евангелист демократичного дизайна
«Дубай устарел», — любил повторять Филипп Старк.
«Этот тип города был создан по плохим причинам, создан для того, чтобы демонстрировать силу, демонстрировать деньги, в основном чтобы отмывать деньги».
В далёком 1998 году Старк раньше многих совместно с La Redoute создал каталог Good Goods, предложив 170 экологичных предметов повседневного обихода «для будущего морального рынка». Филипп Старк придумал действительно много очень эргономичных и экологичных, а главное — доступных вещей. Стул Louis Ghost по дизайну Филиппа Старка — настоящая икона дизайна. Это один из самых известных и продаваемых стульев. Настоящее произведение искусства по доступной цене.
Дизайнер обожает не только демократичность, но и провокации — поэтому в 2005 году он создал знаменитую коллекцию светильников для итальянского бренда Flos. Торшеры, прототипами для которых стали автоматические винтовки М16, произвели настоящий фурор. Пистолеты и винтовки покрыты 18-каратным золотом.
Филипп Старк создал свыше 10 тысяч объектов, и не меньше сотни стали культовыми. У Старка есть миссия, видение: творение, в какой бы форме оно ни проявлялось, должно улучшить жизнь как можно большего числа людей. Филипп Старк постоянно повторял в разных интервью идею о долговечности продукции, о том, что мораль и честность должны быть неотъемлемой частью дизайна.
Читайте также:
Список яхт Филиппа Старка
Противоречиво, но факт: Филипп Старк проектировал суперъяхты для миллиардеров. Мало кто из дизайнеров внёс больший вклад в формирование облика современной суперъяхты, чем Филипп Старк.
На протяжении двух десятилетий морская архитектура и дизайн составляли значительную, хотя и не столь заметную часть консалтинговой деятельности Старка. По словам самого дизайнера, его первой задачей было заменить вульгарность власти денег на «элегантность интеллекта и счастья».
Что интересно, Филипп Старк, осуждающий роскошь, спроектировал две яхты для российского миллиардера Андрея Мельниченко.
Вторая яхта — самая большая частная парусная яхта в истории: 145 метров в длину, 12 700 тонн весом. Мачты высотой 100 метров с лифтами внутри.
По описанию самого дизайнера, парусная яхта A — «это плавающая скульптура, возникшая из ментального пространства».
Успел он спроектировать также суперъяхту для Стива Джобса, 78-метровую Venus, спущенную на воду в октябре 2012 года, чуть более чем через год после смерти Джобса.
«Я всю жизнь боролся с продукцией мачизма», — рассказал Старк журналу Dezeen. По его словам, борьба включала в себя создание дизайна, ориентированного на женщин. Что интересно, действительно, яхту Стива Джобса унаследовала его жена, и, кажется, она единственная женщина в списке клиентов, купивших яхту у Филиппа Старка.
Дизайнер также проектировал пятизвёздочные отели в Сен-Тропе. Вообще, если посмотреть, его портфолио выглядит как исключительно работающее на роскошь: он получил заказ на оформление и меблировку личных апартаментов президента Миттерана в Елисейском дворце. Он создал отели Paramount и Royalton в Нью-Йорке, Delano в Майами-Бич, ресторан Manin в Токио и ресторан Felix в Гонконге.
Экологичный дизайн от Старка и углеродный след
Дизайнер воплощал недорогие модульные дома и спасательные браслеты для занятий спортом на воде, покрывал оружие 18-каратным золотом и боролся с роскошью, переживал за экологию планеты — и создавал стометровые яхты с огромным углеродным следом.
Борьба за экологию — лейтмотив всей карьеры дизайнера, о чём свидетельствуют и последние коллекции мебели. Для Andreu World Старк изготовил мебель из фанеры без использования клея и шурупов. Он подчеркнул, что благодаря этому проекту ему удалось добиться «максимальной для предмета мебели экологичности».
В стремлении к экологичности Старк не устаёт критиковать своих коллег: «Когда вы делаете четырёхметровый диван в модных сегодня цветах, это не просто смешно — это токсично, потому что с экологической точки зрения четыре метра стали, ткани и поролона — это катастрофа. Это ужасно, и это происходит сейчас, это становится всё более распространённым в дизайне».
Надо отметить, что утилизация яхт и суперяхт до сих пор находится в серой зоне, а судьба многих судов «остаётся неясной».
Этично ли выступать за демократичный дизайн и экологию и выпускать суперяхты?
Мария Катарьян:
— Спроектировать яхту — мечта любого дизайнера-архитектора. Это такая же супермечта, как спроектировать небоскрёб.
В этой работе очень много вызовов в плане дизайна, при этом нужно сохранять все технологические и инженерные моменты.
А разработку мебели с доступным дизайном по комфортной цене могут позволить себе только большие бренды с огромными заводами, налаженной дистрибуцией и возможностью оплаты работы команды дизайнеров на 1–2 года прототипирования.
Филипп Старк никогда не скрывал свою миссию проектирования яхт, чтобы, используя богатых, он мог спроектировать что-то доступное для условно «бедных».
Эта же идея была высказана ещё в семидесятых Манфредо Тафури: архитектура не может изменить систему, потому что она всегда служит власти. Социальная миссия дизайна — это иллюзия, самообман.
Поэтому «демократический дизайн» Старка довольно гармонично сосуществует с созданием яхт для миллиардеров.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!