Mu и Ma. История модного дома Comme des Garçons
Что будет, если не шить одежду, а создавать «объекты для тел»? Визуальный язык Рей Кавакубо — одной из самых влиятельных женщин в дизайне.


Фото: Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images
Comme des Garçons — странное явление культуры. Этот французский дом создала японка, которая в редких интервью утверждает, что её происхождение и даже её пол никак не влияют на то, что она хочет сказать миру. Под этой маркой выпускают одежду, которую невозможно использовать в повседневной жизни, и простые стереотипные футболки с наивным красным сердечком.
Рассказываем историю бренда CDG и его основательницы Рей Кавакубо.
Рей Кавакубо — не феминистка
Рей Кавакубо родилась в 1942 году в Токио. Её отец работал в университете Кейо, престижном учебном заведении, которое одним из первых в Японии стало учить студентов по западным форматам. В 1960 году туда поступила Рей и стала изучать эстетику и литературу Востока и Запада.
После выпуска она нашла работу в рекламном отделе фирмы, которая производила акриловые ткани: стилизовала съёмки, собирала аксессуары и наряды для рекламных кадров. Когда она не могла найти подходящие модели для съёмок, то создавала их сама. Причём интуитивно: Рей не проходила курсы по дизайну одежды, кройке и шитью.
В 1967 году Кавакубо стала работать как стилист на фрилансе, а в 1969-м основала собственную марку Comme des Garçons.
Название Comme des Garçons переводится «как мальчики». Есть распространённая версия, что эти слова взяты из песни 1962 года Tous les garçons et les filles — «Все мальчики и девочки». Также аббревиатура CDG — обозначение парижского аэропорта имени Шарля де Голля. Но это всё домыслы: сама Кавакубо никогда выбор имени для бренда не объясняла.
В начале 1970-х под этой маркой шили женскую одежду, которая была удобна, нефемининна и визуально связана с японскими традиционными нарядами.
Через десять лет Кавакубо решит полностью разорвать с японским фольклором и прекратит делать отсылки к своей родной культуре. В 1979 году у неё сформируется идея создавать «одежду-ноль»: объекты, которые не вписываются в стандарты и тренды модной индустрии и не подчиняются нормам западного дизайна прошлого — 1920-х и 1930-х, когда родились новые силуэты для активных, эмансипированных женщин.

Фото: Wikimedia Commons
Новый Comme des Garçons оказался не только вне истории и законов моды, но и вне гендерных условностей. Дизайн «одежды с нуля» означал не только концептуально и технически новые решения, но и новую цель: эти наряды и аксессуары для того, чтобы соблазнять и привлекать других, сексуализировать и украшать тела, работать как символ одобряемого поведения. Одежда от дома Comme des Garçons после 1979-го — это визуальная несексуальность, скука и сложность, превосходство абстрактной идеи над удобством, эксперименты с кроем и отсутствие внимания к тому, чтобы подчёркивать, скрывать, открывать части тела.
В интервью The New York Times в 2009 году Кавакубо заявит: «Я не считаю, что моя работа имеет какое-либо отношение к понятию „быть женщиной“. Я не феминистка. Это движение меня совершенно не интересует. Я просто когда-то решила, что построю компанию вокруг творчества, и это творчество станет моим собственным оружием там, где я сама захочу».

Изображение: Kerry Taylor Auctions

Фото: Colonel Glenn / Sarah Stierch / Flickr

Изображение: TheRealReal
Ваби-саби в Париже
В 1981 году Рей Кавакубо с коллегой (и на тот момент партнёром) Йоджи Ямамото представили свои творения на неделе моды в Париже. Их осенне-зимние коллекции шокировали: одежда в основном была чёрная, ткани «странно» складывались и разлетались во время движения, а асимметрия и силуэты абсолютно не вписывались в доминирующую эстетику гламура, «сильных женщин» и демонстративной сексуальности.
Коллекция Comme des Garçons 1981 года называлась Lace, «Кружево», но в ней не было этого материала: модели выходили на подиум в свитерах и платьях из валяной шерсти с множеством дырок. Так Кавакубо показала публике свой подход к дизайну, который начинается со слова, концепта, но не продолжает устоявшиеся практики. Если кружево — это полотно с сотнями отверстий, почему оно должно быть из хлопковой нити и со строгой последовательностью в узорах?
Позже модные критики предположат, что за антиэстетикой, дисбалансом и асимметрией в творениях дома Comme des Garçons стоит традиционная японская практика и философия ваби-саби.
Читайте также:

Фото: Guy Marineau / WWD / Penske Media / Getty Images

Изображение: Keizo Kitajima / Schirmer / Mosel / Record 28 Books
В 1981 году в Париже открылся первый и главный магазин Comme des Garçons — на улице Фобур Сент-Оноре. Там же расположены бутики главных европейских люксовых брендов — Hermes, Cartier, Gucci.
Тело, пространство, пустота
Главной темой конца 1980-х и 1990-х в моде стал культ тела. Это была эпоха супермоделей — конвенционально привлекательных женщин с идеальными фигурами — и период «героинового шика» в поп-культуре, когда привлекательными стали считаться худоба и уязвимость женственности.
В это же время дизайн Comme des Garçons уходил всё дальше от того, что диктовала модная индустрия. В 1997 году бренд представил весенне-летнюю коллекцию Dress Meets Body, Body Meets Dress — «Платье сталкивается с телом, тело пересекается с платьем». Однако она больше стала известна как «Горбы и шишки» или «Гардероб Квазимодо».
Эксперименты Кавакубо с формами и отказ от «красоты» перешли на новый уровень: турнюры, объёмные подкладки и непредсказуемые линии кроя «обезобразили» силуэты платьев и, как следствие, формы тел тех, кто их надевал. В расположении этих горбов и шишек не было ритма и логики, они создавали, безусловно, странные образы. При этом на тканях, из которых были пошиты эти платья, были женственные, «милые» паттерны.

Фото: Archive.pdf

Фото: The Museum of Modern Art / National Museum of Scotland

Фото: Walker Art Center
Кавакубо показала, что человеческое тело в одежде не обязано иметь привычные формы, занимать стандартные, разрешённые модой объёмы в пространстве и оставлять пустоту только там, где требуют нормы.
Дом Comme des Garçons «позволил» телам и одежде быть абстрактными.

Изображение: The Real Real

Фото: Giovanni Giannoni / WWD / Getty Images

Фото: Sky Cinema / Shutterstock / Paolo Roversi / Pace Gallery

Изображение: Farfetch
Junya Watanabe Comme Des Garçons
Одним из талантов Рей Кавакубо можно считать её способность обнаруживать дар в других. За свою долгую карьеру она помогла вырасти множеству звёзд визуальной культуры — графическим дизайнерам, фотографам, оформителям пространств, художникам.
Так, Кавакубо с 1984 года была ментором Джуньи Ватанабе — выпускника токийского колледжа моды. Вначале он работал составителем паттернов, затем — дизайнером линии повседневной одежды Comme des Garçons Tricot, а в 1992-м представил коллекцию под собственным именем. С 1993 года он развивает отдельную линию в «родительском» модном доме — Junya Watanabe Comme Des Garçons. У него полная творческая свобода: Кавакубо не влияет на его работу.
Но как и учитель, Ватанабе создаёт дизайн через деконструкцию и бесстрашно экспериментирует с кроем и структурами. И с юмором: в его моделях может быть невероятное сочетание тканей, материалов и визуальных отсылок к историческим стилям.

Изображение: Archive Vintage

Фото: Dover Street Market
Коллаборации, линии и культ марки
В 2011 году CEO Comme des Garçons Адриан Йоффе дал интервью, где сравнил компанию с деревом, у которого неизменные корни и постоянно растущие и исчезающие ветки. Эта метафора идеально подходит бренду, который раз в несколько лет запускает и закрывает линии.
Так, в 1988 году появилась марка, под которой производили только рубашки, — Comme des Garçons Shirt. В 1993 году — суббренд женской одежды Comme des Garçons Comme Des Garçons. В 2009-м — линия чуть более дешёвых вещей BLACK Comme des Garçons, которая предполагалась как временная, но существует до сих пор.

Изображение: La Garconne
Но самым коммерчески успешным суббрендом модного дома стал Comme des Garçons Play. Под этой маркой в 2002 году начали выпускать базовую одежду и аксессуары для молодой аудитории, и логотип Play на одежде стал обозначать один из главных брендов для поклонников стритвира.
Также в 2000-х дом Comme des Garçons стал участвовать в fashion-коллаборациях с массмаркет-брендами. Например, суперуспешной стала коллекция Comme des Garçons х H&M 2009 года. Под маркой Play тоже выходили совместные дизайнерские проекты — в том числе с компаниями и креаторами не из мира моды: создателем «Симпсонов» Мэттом Грейнингом или Coca-Cola.

Изображение: The RealReal

Изображение: Clothbase


Читайте также:
Как пахнет бетон и меланхолия
У большинства крупных модных домов есть собственные парфюмерные линии — это стандартный источник заработка и способ привлечь к имени широкую аудиторию.
И если в 1981 году Comme des Garçons поразил аудиторию визуально, то в 1994-м — ольфакторно. В этом году вышел первый аромат бренда, который так же, как авангардные творения Кавакубо, работал «в связке с телом»: чтобы узнать, как он звучит, необходимо было нанести его на кожу. И на каждом человеке этот парфюм был разным.
Компания продолжила выпускать нестандартные, авангардные и сложные ароматы. Например, в 1998 году вышел Odeur 53 — агендерный и абстрактный антипарфюм с композицией из странных неорганических элементов.

Скриншот: сайт Fragrantica / Skillbox Media

Изображение: Comme des Garçons

Изображение: Comme des Garçons
Прекрасный хаос Dover Street Market
У Кавакубо есть особенность: она не считает себя модельером и не занимается только созданием одежды. В своей компании Comme des Garçons она занимается дизайном всего — от стратегии до полиграфии и развески вещей в магазинах, и всё несёт отпечаток её видения, ценностей и идей. Поэтому её творчество изменило не только моду, но и то, как она продаётся.
В 2004 году Comme des Garçons запустили новый формат продаж — поп-ап. Магазины появлялись в немодных местах и работали не больше года. В этом же году Кавакубо и Адриан Йоффе основали в Лондоне Dover Street Market, собственную интерпретацию традиционного department store — многоэтажного здания, где в корнерах продаются вещи разных брендов. Главной идеей было создать «прекрасный хаос» и соединить в одном пространстве дизайнеров и художников, моду и антимоду, искусство и антиискусство, парфюмерию и антипарфюмерию.

Изображение: Pokras Lampas / Behance

Скриншот: сайт Dover Street Market / Skillbox Media
Именно благодаря вовлечённости Рей в создание не моды, а визуальной культуры, по всему миру появились большие мультибрендовые магазины, где представлены новые марки молодых дизайнеров, вещи для дома, музыкальные пластинки и книги — и всё это в классно оформленном пространстве без атрибутов обычного люкс-ретейла.

Фото: Stewart Schafer
Влияние на дизайн всего
Радикальные творческие решения Рей Кавакубо принесли ей статус матери деконструктивизма. Множество fashion-дизайнеров признавали, что антиэстетика Comme des Garçons вдохновила и «перевоспитала» их. Самые известные — «Антверпенская шестёрка» и Мартин Маржела.

Изображение: Archive Vintage
Кавакубо открыла миру новые имена и радикально новые способы создавать люкс. Именно на рейлах Dover Street Market когда-то появились вещи Гоши Рубчинского. Comme des Garçons одновременно выпускал предметы в коллаборации с массмаркет-кедами Vans и маркой очень дорогого японского жемчуга Mikimoto — и оставался в статусе культового и для скейтеров, и для богемы.

Изображение: Comme des Garçons / Dover Street Market
Работа Кавакубо повлияла на графический и медиадизайн, арт-практики и оформление пространств. Панк-типографика, инсталляции и монохромный минимализм и существовали до неё, и успешно развивались вне эстетики Comme des Garçons. Но Рей ввела концептуальный дизайн всего в мир высокой моды.

Скриншот: сайт Archive.pdf / Skillbox Media

Скриншот: сайт Comme des Garçons / Skillbox Media
В 2017 году в музее костюма The Met прошла выставка работ Рей Кавакубо под названием Art of In-Between — «Искусство промежутков». В аннотации кураторов значилось: «Суть её творчества составляют koan mu, пустота, и соотносимое с ним понятие ma, пространство. Это проявляется в способности по-особенному чувствовать эстетику, которая и создаёт тревожность визуальной двусмысленности и неуловимости сути».
Кавакубо в Comme des Garçons сформировала радикально новый подход к созданию одежды, дала рождение антимоде и показала, что вещи не должны иметь привычные значения, формы и смысл.
До сих пор она ни разу не дала ясных объяснений и комментариев, что означают её коллекции.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!