Учёбу в Skillbox мне оплачивает первый клиент
Вуз, репетиторство и почти депрессия... А потом всё изменил пост в Instagram. Вдохновляющая история о том, что если хотеть и делать — всё получится.
vlada_maestro / shutterstock
Кристина Неудахина
Россия, г. Санкт-Петербург
Пройденный курс
Достижения
Нашла клиента, делает дизайн загородного дома.
Рост дохода
+110 $
В интервью Кристина рассказывает:
- почему после школы выучилась на переводчика;
- как не смогла работать в офисе;
- чего ей не хватало в репетиторстве;
- как решила стать дизайнером интерьеров;
- про нестандартные финансовые отношения с первой заказчицей.
Пошла на лингвистику
из-за парня
— В анкете ты написала, что по образованию переводчик. Расскажи, как выбирала профессию.
— Я с детства увлекалась очень многим. Ходила сразу в несколько кружков. Занималась музыкой, хореографией, рисованием, пробовала что-то писать — и мне всё одинаково нравилось. Когда пришло время выбрать профессию, я никак не могла понять, что же мне ближе.
В конце концов поступила на иностранные языки в Новосибирский государственный университет (НГУ). Во-первых, я любила английский в школе. А во-вторых, смогла бы тогда жить рядом с мальчиком, который мне нравился.
— Это как?
— Этот парень учился в НГУ на программировании. А айтишники и лингвисты этого вуза живут в одном общежитии.
— Это довольно слабые аргументы для выбора профессии, тебе так не кажется?
— Согласна, но остановиться на чём-то было нужно. И я не жертвовала ради этого чем-то, чего бы мне хотелось больше. Поэтому перспектива жить рядом сыграла роль скорее в выборе вуза, а не самой профессии, стала бонусом к поступлению.
«Найти своё призвание можешь только ты сам»
— А родители что-то советовали?
— Мы с ними обсуждали варианты, но они уважали моё право выбора и никогда не давили. Тем более что найти своё призвание можешь только ты сам. Начни они подсказывать самые престижные или хорошо оплачиваемые занятия — разве это помогло бы мне по-настоящему определиться?
— Вряд ли… Так когда ты осознала, что переводчиком не будешь?
— Чтобы осознанно решить кем-то не быть, надо сначала понять, от чего отказываешься. А в университете я как раз не понимала, кем буду. Я не представляла, где и как смогу потом трудиться, потому что вузовские занятия были скорее теоретическими. Мы изучали языки, а как ими зарабатывать на жизнь — нам не объясняли.
Что буду заниматься чем-то другим, я тогда ещё не догадывалась и потому успела поработать по профессии.
— Где?
— Я устроилась менеджером по продажам. Работала с зарубежными партнёрами. Хватило меня месяца на три. За это время я убедилась, что офисные реалии не для всех. Отмечаться КАЖДЫЙ день, отчитываться за КАЖДЫЙ шаг, вести кучу бумаг было невыносимо. Я уволилась и пошла в репетиторы английского и французского.
— Как тебе работалось?
— Я тогда представляла, что могу запустить блог или свой бизнес — нужны были желание и фантазия. Но репетиторство не давало столько энергии, чтобы хватило на что-то масштабное.
Я занималась им около года и всё это время чувствовала, что не получается себя реализовать. При этом я твёрдо знала, что потенциал у меня есть. Но что его раскроет — понять не могла. Под конец мне стало казаться, что я ни на что не способна, даже вдохновиться чем-то новым не могу. В общем, была почти в депрессии.
Всё изменилось в Санкт-Петербурге, куда я переехала со своим молодым человеком.
«Мою жизнь перевернул пост в Instagram*»
— Это город так на тебя подействовал?
— Нет. Первое время в Питере я почти ничем не занималась. День ото дня депрессивных мыслей становилось всё больше. И в какой-то момент мы решили развеяться — съездить в Карелию, отдохнуть на природе.
Когда были в Рускеале, меня сфотографировали около итальянского карьера. Вышло здорово, как будто за моими плечами какой-то причудливый декор.
Меня так зацепила эта фотография, что я подумала: а ведь мне всегда нравились интерьеры, в каждом новом я невольно отмечаю какие-то детали, приёмы. Это во мне с детства: родители мои часто делали ремонт, папа занимается стройматериалами. Может, ЭТО моё?
— Жаль, что не всегда можно заранее узнать, что твоё, а что нет.
— Я тоже думала об этом. И для себя нашла способ. Я написала большой и честный текст и запостила в Instagram* вместе с тем самым фото.
В нём я рассказала, что страсть моя не находит выражения, что хочу быть дизайнером и почему думаю, что это моё призвание. А в конце предложила друзьям и подписчикам свои глаза и руки в обмен на первый опыт. Мне нужна была возможность попрактиковаться, наставничество или обучение. Хотела испытать себя, на деле понять, моё ли это.
— И что было потом?
— В ответ была волна одобрения и поддержки. Мне писали: «Да, это твоё!», «Обязательно попробуй!» И ты знаешь, быть может, такого толчка мне и не хватало. Именно тогда я пошла на интенсивы, а потом и на курс по дизайну интерьеров в Skillbox.
— А до этого поста ты не задумывалась о том, чтобы поучиться?
— Такое бывало, только вот заодно мне думалось, что дизайнер интерьеров — профессия редкая и маловостребованная. Кто вообще пользуется его услугами, кроме героев программы «Квартирный вопрос»?! И потому я отгоняла мысли об этой работе.
— Молодец, что решилась. Наверное, о реальных проектах тебя ещё рано спрашивать?
— А вот и нет! Мой первый настоящий клиент сам меня нашёл. И помог в этом тот же пост про призвание. Я продублировала его в паблике «Любимое занятие» «ВКонтакте». А спустя месяц (тогда я уже училась в Skillbox) мне написала первая заказчица — она предложила сделать дизайн для её загородного дома.
Я сначала немного испугалась — только начала учиться, даже ArchiCad ещё не освоила! — но потом поняла, что такой шанс упускать нельзя.
— А ты призналась заказчице, что это твой профессиональный дебют?
— Я честно предупредила клиента, что только учусь, но это её не смутило. Мы сразу нашли общий язык и уже с начала следующего месяца начали сотрудничать.
— Круто!
— Да! Я сама в шоке, что всё так сложилось. Хотя первое время очень переживала, но это и подстёгивало меня, заставляло больше учиться. Например, чтобы делать визуализации, я ускоренно освоила рисунок в перспективе и интерьерный скетчинг (просто ещё не владела ArchiCad).
Сейчас продолжаю учиться в Skillbox, а вместе с тем сама многое узнаю, слежу за опытными дизайнерами, читаю их блоги.
— Курсы помогают справляться с задачей?
— Конечно. Мне повезло, что к началу работы я уже понимала, как грамотнее строить общение с клиентом; прошла уроки по бюджетированию; научилась составлять и обосновывать прайс за услуги.
Правда, в этом проекте у нас с заказчицей немного нестандартные финансовые отношения.
— В смысле?
— Всё-таки я пока неопытный дизайнер. Поэтому мы договорились, что мне будут платить в месяц столько, сколько стоит ежемесячное обучение в Skillbox.
Так что этот проект для меня одновременно и учебный, и первый коммерческий. Но меня это устраивает, потому что ко мне не предъявляют каких-то космических требований.
— То есть твою учёбу оплачивает первый клиент?
— Всё верно.
— Здорово! А где же ложка дёгтя? С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Первые идеи, которые я приносила заказчице, та с ходу отметала: то цвета не нравятся, то материалы, то что-то неопределённое, но явно не по душе.
Я сперва расстраивалась, но скоро поняла, что это всего лишь специфика моей новой работы, её часть. Хотя мы вместе и заполняли бриф, который я разработала, но этого мало, чтобы по-настоящему понять видение человека. Ещё нужно время, нужны пробы и ошибки. Просто потому, что клиент не всегда знает, чего точно хочет, или представляет что-то нереальное, а когда видит это собранное целиком, например на бумаге, быстро понимает, что этот вариант ему уже не подходит.
Хочу стать самодостаточным дизайнером
— Что тебе дал этот первый проект?
— Он ещё не закончен, но я уже поняла, как работают дизайнеры интерьеров: не по текстам или роликам в интернете, а вживую, изнутри.
Я даже решила сделать альбом по итогам этого проекта: описать рабочие ситуации и трудности, как я из них выходила и какие альтернативы видела. Пока на такой дневник нет времени, но потом я всё равно его оформлю, чтобы не повторять своих ошибок.
— Ты начала карьеру как частный дизайнер. А в студии поработать планируешь?
— После диплома я хочу попасть в хорошее агентство: набраться опыта, вникнуть в рабочие процессы. Но в будущем вижу себя всё-таки самодостаточным дизайнером.
Я хотела бы выработать свой стиль, как Аксель Вервордт. Здорово, когда к тебе приходят за твоим видением, твоим методом и решениями и когда полностью им доверяют.
— Сейчас ты счастлива?
— Очень. Ещё пару лет назад я чувствовала себя ущербно: друзья хорошо зарабатывают, горят своим делом, занимают высокие должности в компаниях — это престижно, а я — репетитор, который сам этому не рад и мало что может себе позволить.
Сейчас же я радостно рассказываю, что занимаюсь дизайном интерьеров, тружусь над загородным домом, зарабатываю этим первые деньги. И это только начало карьеры.
Я рада, что период стенаний и поисков закончился, что мне не приходится вдохновлять себя на работу, а наоборот, это она меня вдохновляет каждый день.
Блиц
— Что профильное читаешь и смотришь?
— Из российских дизайнеров мне нравится творчество Айи Лисовой и Анны Морозовой; по планировке читаю разборы Бориса Уборевича и Никиты Зуба.
— Дизайн какого помещения хотела бы сделать?
— Парикмахерскую. У меня страсть к этаким нью-йоркским парикмахерским, с шахматной плиткой на полу и кожаными креслами. А вот наши салоны меня очень расстраивают — скучные и однотипные. Я хотела бы сделать что-то интересное и крутое.
— Питерское место с прикольным интерьером?
— Цифербург.
— Ты за уйму деталей в неожиданных сочетаниях или за минимализм?
— Раньше я бы ответила "More is more", мне нравилась эклектика. Но сейчас я всё же за минимализм. Я понимаю, что это экологичнее, приятнее для глаза. Аксель Вервордт как раз замечательный пример того, что минимализм может быть ярким и уникальным.
— Стиль, с которым ты хотела бы поработать?
— Наверное, какой-то исторический, конца XIX века. Обои с цветочным узором, антикварная мебель, холлы с полукруглыми потолками. Редко появляется спрос на такой стиль. Это дорого. Но если мне предложат, я с огромным удовольствием возьмусь.
— Что больше всего нравится в нашем курсе?
— Вы даёте хорошие инструменты, а теорию — без воды, только по делу. Поэтому можно быстро влиться в реальную работу и даже учиться одновременно с ней. Я сама тому пример.