Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#кейсы

Строчка крестецкая, плитка метлахская: как архитекторы создали интерьер-театр

И почему для бюро 5:00 am было так важно восстановить исторический вид полов.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В 2024 году в одном из павильонов старинного торгового дома «Пассаж» открылся шоурум фабрики «Крестецкая строчка» и бренда Alexandra Georgieva. Это текстиль и одежда с элементами традиционной крестецкой вышивки — новгородского промысла, который существует с XIX века и который продолжают сохранять и развивать в Новгородской области.

Мы узнали у архитектора бюро 5:00 am Антона Архипова, почему в интерьере есть отсылки к неорусскому стилю и как в дизайне возникла модная плитка эпохи модерна.

Архитектурное бюро 5:00 am

Антон Архипов и Светлана Савинова

«Кто мы такие, чтобы что-то с ней делать»

Искусство крестецкой строчки зародилось в Новгородской губернии: в 1860 году в селе Старое Рахно мастерицы создали новый способ украшать льняные ткани. С 1929 года основное производство этой вышивки находится неподалёку, в рабочем посёлке Крестцы.

Владелица фабрики Александра Георгиева не только руководит процессами, но и развивает бренд одежды и текстиля собственного имени: в дизайне этих вещей есть элементы старинных орнаментов, но в современном осмыслении.

Фото: Alexandra Georgieva

5:00 am — архитектурное бюро, основанное Антоном Архиповым и Светланой Савиновой. Они работают с проектами разных масштабов и классов, но приоритетным направлением выделяют работу с коммерческими интерьерами: шоурумами, барами и кафе. Недавний реализованный проект бюро — шоурум брендов «Крестецкая строчка» и Alexandra Georgieva в петербургском «Пассаже».

«Пассаж» — один из старейших торговых домов в России. Его открыли в 1848 году, а в 1899–1901 годах капитально перестроили: добавили этажи, световой фонарь, эклектичный архитектурный декор.

«Полы в торговых помещениях будут сделаны из метлахских плит, а в залах и конторах — паркетные; из такого же метлахского искусственного камня будут сделаны все парадные лестницы».

Журнал «Строитель», 1900, №11–14, стб. 514–515.

Слева магазин штампованных и гравёрных вещей фабрики Эд. Эд. Новицкого, справа магазин женской городской моды братьев Фридлендер. Через открытые двери видно, что полы оформлены метлахскими плитами — чёрными и белыми восьмиугольниками
Фото: babs71 / Pastvu / ателье Карла Буллы / tashusik / Pastvu

Метлах — керамическая плитка, которая получила это народное имя по названию фабрики в немецком городе Метлахе. Она прочная, не покрыта глазурью, огнеупорная, однородного цвета и мелкоформатная. В XIX и начале XX века из такой плитки было модным выкладывать «ковры» в публичных пространствах — от церквей до подъездов доходных домов.

Слева страница из каталога плитки Villeroy & Boch, конец XIX или начало XX века. Справа образец восьмиугольного метлаха от этой же фирмы, Восточная Пруссия
Фото: музей истории Риги / Skillbox Media

— Когда при демонтаже вскрыли новый керамогранит и стяжку, под ними обнаружили старинную плитку, идентичную историческим фотографиям. Вместе с заказчиком мы приняли безусловное решение её оставить и отреставрировать.

Этому полу более ста лет, и белый цвет стал плотным, молочным, что дало ещё и нюансное сочетание с итальянским льном, который мы активно использовали в проекте.

Антон Архипов

До демонтажа и после
Фото: бюро 5:00 am

Восстановление плитки поручили мастеру, у которого есть опыт именно в этом — рабочие общего профиля не справились бы с такой задачей, поскольку в процессе много нюансов. Надо понимать, какими растворами её нужно мыть и какими затирками можно затирать.

— В Петербурге есть ряд мастерских, которые специализируются на реставрационных работах. Есть и другая услуга: если плитка в плохом состоянии, могут сделать новую, которая будет полностью повторять дизайн исторической, — и это очень дорого стоит.

Для нас было принципиально сохранить именно историческую плитку. Пускай она не в идеальном виде, но у неё есть патина времени. Извините, она в дореволюционном Петербурге лежала, и кто мы такие, чтобы что-то с ней делать?

Антон Архипов

Фото: бюро 5:00 am

Метлах тщательно отмывали неабразивными составами, чтобы высветлить и удалить загрязнения. Повреждённые участки в основном зале заменили плиткой в хорошем состоянии, которую сняли из подсобных помещений и примерочных, а сколы затирали составом, подобранным под цвет состарившихся поверхностей.

Итог реставрации в интерьере
Фото: бюро 5:00 am

— Найти историческую плитку было для нас очень приятным подарком. Мы не рассчитывали обнаружить её в таком достойном состоянии, и это не было изначальной рабочей задачей — решение восстанавливать возникло в процессе. И так как это сюрприз, то, наверное, это наш самый любимый элемент в проекте.

Антон Архипов

Китеж-град, Невский проспект, 48

В работе над проектами архитекторы 5:00 am уделяют большое внимание истории места и изучают концепцию бренда, чтобы раскрыть и продолжить её мотивы в пространстве.

Современная нам «Крестецкая строчка» развивает старинное тонкое ремесло, а в изделиях фабрики есть и традиционные визуальные мотивы, и актуальные минималистичные элементы, и детали неорусского стиля — того, что сложился на рубеже XIX и XX веков и определил сказочность русского модерна.

Неорусский стиль — направление в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства. Российский вариант искусства европейского национального романтизма конца XIX — начала XX вв. Особенность неорусского стиля заключалась в эпической поэтике художественного образа, театрализации формы, наличии в ней элементов гротеска и символической изобразительности.

Большая российская энциклопедия

Фото: rudnitskaya_anna / Shutterstock

— Мы в принципе не адепты неорусского стиля — мы идём от проектной задачи, от конкретного контекста.

Здесь мы работали с брендом крестецкой строчки, который как раз занимается неким переосмыслением исторического наследия, плюс был контекст «Пассажа» — это тоже историческое здание, которое сложилось в XIX веке. Нам показалось разумным предложить заказчику дизайн с интерпретацией того декоративного стиля и неорусского «настроения», чтобы в том числе «усилить» подачу вещей, которые будут в этом шоуруме: дизайн интерьера должен работать на презентацию бренда.

Мы люди культуры и работаем в культурном поле, но любим разные пласты. Да, возможно, визуально модернизм XX века нам ближе и понятнее: мы так или иначе живём в пространстве, которое сформировалось из тех авангардных предпосылок в искусстве.

Антон Архипов

Фото: бюро 5:00 am

Интерьер шоурума продолжил утопию о Китеж-граде в театральных декорациях, которые помогают гостям погрузиться в атмосферу магической русской сказки и постановки без излишней серьёзности.

«Занавес» в интерьере
Фото: бюро 5:00 am

Сундуки и знаки

Для шоурума по индивидуальному заказу бюро создали мебель — тяжёлые, тёмные сундуки и лари для товаров. Это не декоративные, а утилитарные предметы, и они не копии дореволюционных образцов: в дизайне соединены узоры, которые отсылают к тому самому сказочному декору a la russe, и минималистичные линии, благодаря которым сундуки выглядят свежо.

Фото: бюро 5:00 am

— Чтобы собрать референсы для интерьера и разработать дизайн мебели, мы не ходили специально в музеи и архивы: в целом мы неплохо представляем историю искусства и быта, у нас есть накопленный визуальный опыт. Но так совпало, что незадолго до начала этого проекта мы со Светланой Савиновой побывали на выставке, посвящённой изделиям из шёлка в дореволюционной России.

На бывшей текстильной фабрике рассказывали историю шёлковых вещей, как с ними обращались, какие были традиции в семьях. В том числе был рассказ про сундуки: ценные вещи люди надевали на праздники, и это могло быть считанное количество раз за жизнь, и потом этот текстиль складывали и передавали по наследству.

И когда мы занялись проектированием шоурума, вспомнили про эту деталь, и появилась идея интегрировать те самые сундуки.

Антон Архипов

Сундук XIX века, произведённый в Российской империи. В таких хранили текстиль и ценности, передавали приданое
Фото: «Антикваровъ»

Однако важно было создать современный интерьер, не перегруженный фантазиями и историческими отсылками, поэтому для баланса его наполнили лаконичными стальными элементами и минималистичными гладкими поверхностями.

— Лаконичная сталь — признак нашей эпохи и индустриальности, цветочные орнаменты — признаки эпохи ар-нуво и тоже современной ей индустриальности, в которой, впрочем, больше рукотворного. В этом пространстве сталь тоже работает как маркер эпохи: вы здесь сегодня.

Мы изначально сформулировали суть проекта в том, чтобы интерьер шоурума считывался как некое переосмысление: это актуальный дизайн с рефлексией на тему конца XIX века, но он не пытается прикинуться им или подстроиться под него. Соответственно, интеграция нарочито современных элементов работала на реализацию этой идеи.

Антон Архипов

Фото: бюро 5:00 am
Фото: бюро 5:00 am

Глобальный тренд на локальное

В последние несколько лет есть явный разворот к визуальной культуре прошлого, в том числе к яркому периоду в искусстве, архитектуре и дизайне конца XIX века. Это можно заметить всюду — от антикв и обращения к скорописи в типографике до кокошников в повседневной моде.

Фото: Alexandra Georgieva

Мы спросили у архитекторов бюро, что они видят за этим обращением к эпохе Билибина, Бенуа и Бакста, которое иллюстрирует в том числе их проект для «Крестецкой строчки».

— То, что сделали великие художники, иллюстраторы и архитекторы русского модерна, представляет абсолютно объективную художественную ценность. Как с точки зрения ремесла — все эти люди были мастерами экстракласса, — так и с точки зрения истории. Билибин, Бакст, Бенуа и десятки других талантливых людей создавали графику и предметы высочайшего уровня качества и делали это масштабно.

Ценность их работ для историков искусства не подлежит сомнению, но и даже человек неангажированный соглашается с тем, что это искусство привлекательно. И оно не «снова» кажется таковым — оно свою привлекательность не теряло ни на минуту.

Но, действительно, сейчас происходит реактуализация, переосмысление исторического наследия. В основе этого крупные тренды, которые развернули очень многие процессы от глобальной, интернациональной повестки к некой локальной — и, насколько я понимаю, это происходит не только в российском контексте, но и в мире вообще.

Люди множества культур находят интерес к локальному, к истокам, к каким-то вещам, которые присущи тому месту, в котором ты живёшь и работаешь.

Антон Архипов

Фото: бюро 5:00 am

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована