Строчка крестецкая, плитка метлахская: как архитекторы создали интерьер-театр
И почему для бюро 5:00 am было так важно восстановить исторический вид полов.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
В 2024 году в одном из павильонов старинного торгового дома «Пассаж» открылся шоурум фабрики «Крестецкая строчка» и бренда Alexandra Georgieva. Это текстиль и одежда с элементами традиционной крестецкой вышивки — новгородского промысла, который существует с XIX века и который продолжают сохранять и развивать в Новгородской области.
Мы узнали у архитектора бюро 5:00 am Антона Архипова, почему в интерьере есть отсылки к неорусскому стилю и как в дизайне возникла модная плитка эпохи модерна.
«Кто мы такие, чтобы что-то с ней делать»
Искусство крестецкой строчки зародилось в Новгородской губернии: в 1860 году в селе Старое Рахно мастерицы создали новый способ украшать льняные ткани. С 1929 года основное производство этой вышивки находится неподалёку, в рабочем посёлке Крестцы.
Владелица фабрики Александра Георгиева не только руководит процессами, но и развивает бренд одежды и текстиля собственного имени: в дизайне этих вещей есть элементы старинных орнаментов, но в современном осмыслении.

5:00 am — архитектурное бюро, основанное Антоном Архиповым и Светланой Савиновой. Они работают с проектами разных масштабов и классов, но приоритетным направлением выделяют работу с коммерческими интерьерами: шоурумами, барами и кафе. Недавний реализованный проект бюро — шоурум брендов «Крестецкая строчка» и Alexandra Georgieva в петербургском «Пассаже».
«Пассаж» — один из старейших торговых домов в России. Его открыли в 1848 году, а в 1899–1901 годах капитально перестроили: добавили этажи, световой фонарь, эклектичный архитектурный декор.
«Полы в торговых помещениях будут сделаны из метлахских плит, а в залах и конторах — паркетные; из такого же метлахского искусственного камня будут сделаны все парадные лестницы».
Журнал «Строитель», 1900, №11–14, стб. 514–515.

Фото: babs71 / Pastvu / ателье Карла Буллы / tashusik / Pastvu
Метлах — керамическая плитка, которая получила это народное имя по названию фабрики в немецком городе Метлахе. Она прочная, не покрыта глазурью, огнеупорная, однородного цвета и мелкоформатная. В XIX и начале XX века из такой плитки было модным выкладывать «ковры» в публичных пространствах — от церквей до подъездов доходных домов.

Фото: музей истории Риги / Skillbox Media
— Когда при демонтаже вскрыли новый керамогранит и стяжку, под ними обнаружили старинную плитку, идентичную историческим фотографиям. Вместе с заказчиком мы приняли безусловное решение её оставить и отреставрировать.
Этому полу более ста лет, и белый цвет стал плотным, молочным, что дало ещё и нюансное сочетание с итальянским льном, который мы активно использовали в проекте.
Антон Архипов

Фото: бюро 5:00 am
Восстановление плитки поручили мастеру, у которого есть опыт именно в этом — рабочие общего профиля не справились бы с такой задачей, поскольку в процессе много нюансов. Надо понимать, какими растворами её нужно мыть и какими затирками можно затирать.
— В Петербурге есть ряд мастерских, которые специализируются на реставрационных работах. Есть и другая услуга: если плитка в плохом состоянии, могут сделать новую, которая будет полностью повторять дизайн исторической, — и это очень дорого стоит.
Для нас было принципиально сохранить именно историческую плитку. Пускай она не в идеальном виде, но у неё есть патина времени. Извините, она в дореволюционном Петербурге лежала, и кто мы такие, чтобы что-то с ней делать?
Антон Архипов

Метлах тщательно отмывали неабразивными составами, чтобы высветлить и удалить загрязнения. Повреждённые участки в основном зале заменили плиткой в хорошем состоянии, которую сняли из подсобных помещений и примерочных, а сколы затирали составом, подобранным под цвет состарившихся поверхностей.

Фото: бюро 5:00 am
— Найти историческую плитку было для нас очень приятным подарком. Мы не рассчитывали обнаружить её в таком достойном состоянии, и это не было изначальной рабочей задачей — решение восстанавливать возникло в процессе. И так как это сюрприз, то, наверное, это наш самый любимый элемент в проекте.
Антон Архипов
Китеж-град, Невский проспект, 48
В работе над проектами архитекторы 5:00 am уделяют большое внимание истории места и изучают концепцию бренда, чтобы раскрыть и продолжить её мотивы в пространстве.
Современная нам «Крестецкая строчка» развивает старинное тонкое ремесло, а в изделиях фабрики есть и традиционные визуальные мотивы, и актуальные минималистичные элементы, и детали неорусского стиля — того, что сложился на рубеже XIX и XX веков и определил сказочность русского модерна.
Неорусский стиль — направление в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства. Российский вариант искусства европейского национального романтизма конца XIX — начала XX вв. Особенность неорусского стиля заключалась в эпической поэтике художественного образа, театрализации формы, наличии в ней элементов гротеска и символической изобразительности.

Читайте также:
— Мы в принципе не адепты неорусского стиля — мы идём от проектной задачи, от конкретного контекста.
Здесь мы работали с брендом крестецкой строчки, который как раз занимается неким переосмыслением исторического наследия, плюс был контекст «Пассажа» — это тоже историческое здание, которое сложилось в XIX веке. Нам показалось разумным предложить заказчику дизайн с интерпретацией того декоративного стиля и неорусского «настроения», чтобы в том числе «усилить» подачу вещей, которые будут в этом шоуруме: дизайн интерьера должен работать на презентацию бренда.
Мы люди культуры и работаем в культурном поле, но любим разные пласты. Да, возможно, визуально модернизм XX века нам ближе и понятнее: мы так или иначе живём в пространстве, которое сформировалось из тех авангардных предпосылок в искусстве.
Антон Архипов

Интерьер шоурума продолжил утопию о Китеж-граде в театральных декорациях, которые помогают гостям погрузиться в атмосферу магической русской сказки и постановки без излишней серьёзности.

Фото: бюро 5:00 am
Сундуки и знаки
Для шоурума по индивидуальному заказу бюро создали мебель — тяжёлые, тёмные сундуки и лари для товаров. Это не декоративные, а утилитарные предметы, и они не копии дореволюционных образцов: в дизайне соединены узоры, которые отсылают к тому самому сказочному декору a la russe, и минималистичные линии, благодаря которым сундуки выглядят свежо.

— Чтобы собрать референсы для интерьера и разработать дизайн мебели, мы не ходили специально в музеи и архивы: в целом мы неплохо представляем историю искусства и быта, у нас есть накопленный визуальный опыт. Но так совпало, что незадолго до начала этого проекта мы со Светланой Савиновой побывали на выставке, посвящённой изделиям из шёлка в дореволюционной России.
На бывшей текстильной фабрике рассказывали историю шёлковых вещей, как с ними обращались, какие были традиции в семьях. В том числе был рассказ про сундуки: ценные вещи люди надевали на праздники, и это могло быть считанное количество раз за жизнь, и потом этот текстиль складывали и передавали по наследству.
И когда мы занялись проектированием шоурума, вспомнили про эту деталь, и появилась идея интегрировать те самые сундуки.
Антон Архипов

Фото: «Антикваровъ»
Однако важно было создать современный интерьер, не перегруженный фантазиями и историческими отсылками, поэтому для баланса его наполнили лаконичными стальными элементами и минималистичными гладкими поверхностями.
— Лаконичная сталь — признак нашей эпохи и индустриальности, цветочные орнаменты — признаки эпохи ар-нуво и тоже современной ей индустриальности, в которой, впрочем, больше рукотворного. В этом пространстве сталь тоже работает как маркер эпохи: вы здесь сегодня.
Мы изначально сформулировали суть проекта в том, чтобы интерьер шоурума считывался как некое переосмысление: это актуальный дизайн с рефлексией на тему конца XIX века, но он не пытается прикинуться им или подстроиться под него. Соответственно, интеграция нарочито современных элементов работала на реализацию этой идеи.
Антон Архипов


Глобальный тренд на локальное
В последние несколько лет есть явный разворот к визуальной культуре прошлого, в том числе к яркому периоду в искусстве, архитектуре и дизайне конца XIX века. Это можно заметить всюду — от антикв и обращения к скорописи в типографике до кокошников в повседневной моде.

Мы спросили у архитекторов бюро, что они видят за этим обращением к эпохе Билибина, Бенуа и Бакста, которое иллюстрирует в том числе их проект для «Крестецкой строчки».
— То, что сделали великие художники, иллюстраторы и архитекторы русского модерна, представляет абсолютно объективную художественную ценность. Как с точки зрения ремесла — все эти люди были мастерами экстракласса, — так и с точки зрения истории. Билибин, Бакст, Бенуа и десятки других талантливых людей создавали графику и предметы высочайшего уровня качества и делали это масштабно.
Ценность их работ для историков искусства не подлежит сомнению, но и даже человек неангажированный соглашается с тем, что это искусство привлекательно. И оно не «снова» кажется таковым — оно свою привлекательность не теряло ни на минуту.
Но, действительно, сейчас происходит реактуализация, переосмысление исторического наследия. В основе этого крупные тренды, которые развернули очень многие процессы от глобальной, интернациональной повестки к некой локальной — и, насколько я понимаю, это происходит не только в российском контексте, но и в мире вообще.
Люди множества культур находят интерес к локальному, к истокам, к каким-то вещам, которые присущи тому месту, в котором ты живёшь и работаешь.
Антон Архипов

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!