Дизайн, которого не было: города Кисё Курокавы
Пять удивительных проектов японского архитектора, которые так и не были реализованы.
Иллюстрация: издательство Studio Vista / Centre Pompidou / кадр фильм «Kisho Kurokawa: From Metabolism to Symbiosis» / Аня Макарова для Skillbox Media
В рубрике «Дизайн, которого не было» мы рассказываем о крутых и важных — но нереализованных — проектах. В этом материале вы узнаете о городах Кисё Курокавы, жить в которых для многих было бы мечтой.
В 1950-е годы, после войны, Япония отстраивала разрушенные города, и население страны бурно росло — многим людям не хватало жилья. Реконструкцию поначалу проводили под влиянием Международного конгресса современной архитектуры. По рекомендациям этого конгресса жилые кварталы, промышленные зоны, развлекательные районы и транспортную инфраструктуру следовало чётко разделять по разным частям города.
К концу десятилетия некоторым японским архитекторам стало понятно, что людям так жить неудобно, и уже в 1960 году на Всемирной конференции по дизайну в Токио группа новаторов представила манифест под названием «Метаболизм: предложения о новом урбанизме». Так зародилось футуристичное направление в японской архитектуре, наследие которого до сих пор волнует многих архитекторов.
Самой яркой фигурой движения стал молодой и талантливый Кисё Курокава, которому на тот момент было всего 26 лет. Его капсульная башня «Накагин» — визитная карточка японского метаболизма, но скоро мы её потеряем — снос здания начался в апреле 2022 года.
Подробнее о Кисё Курокаве
Кисё Курокава
Кисё Курокава родился 8 апреля 1934 года. Его детство пришлось на тяжёлое военное время, но в молодости он стал свидетелем японского «экономического чуда», которое и сформировало его визионерское мышление. Курокава получил отличное образование: он изучал архитектуру в Киотском и Токийском университетах, а его наставником был знаменитый архитектор Кэндзо Танге. Уже в 1962 году Курокава основал архитектурное бюро.
Курокава считал, что современные архитекторы и урбанисты в своих проектах должны смотреть далеко в будущее, так как мир будет ускоряться с каждым десятилетием, а значит — потребности жителей городов будут постоянно меняться. Чтобы быстро стареющие города перестали быть клетками для людей, он предлагал смотреть на них не как на «механизмы», а как на «живые организмы», которые «питаются», растут и развиваются по своим законам. Это идеи, которые станут основой метаболизма.
У Курокавы были проекты, которые так и остались на бумаге или в виде макета. Расскажем о пяти его замыслах — и спустя 60 лет они поражают воображение.
Сельскохозяйственный город (1960)
В 1959 году Кисё Курокава стал свидетелем тайфуна в заливе Исэ, и этот опыт вдохновил его на создание проекта Сельскохозяйственного города, который был бы самодостаточен и устойчив к стихийным бедствиям.
Схему архитектор охарактеризовал так: улицы — это структура, здания — подструктура. Курокава вдохновлялся примером Киото, где нет площадей, а только сетка улиц из череды домов.
Архитектор разработал решётчатую мегаструктуру из бетонных плит на четырёхметровых сваях. По широким улицам должны были проходить дороги и монорельсы, под ними — инженерные коммуникации от водопровода до электросетей. На стыках дорог располагались бы дома и административные учреждения.
Сами дома Курокава предлагал строить в форме «грибов» на деревянных сваях без несущих стен, с массивной алюминиевой крышей, в которой бы были световые люки. В этом проекте уже чувствуется стремление архитектора соединять две концепции в одну — стены и крыша должны были стать единым объектом.
Повседневная жизнь города должна была проходить над землёй, чтобы оставалось больше места для сельского хозяйства и тайфун не мог разрушить дома.
Курокава также хотел избавиться от традиционного разделения города и деревни. Сельскохозяйственные структуры должны были быть автономными высокотехнологичными поселениями, которые могут свободно расти дальше. Это могло стать возможным благодаря тому, что каждый город в своей основе — это каркас 500 на 500 метров, который рассчитан на 200 человек. То есть строительство и развитие города упрощалось благодаря типовой структуре зданий.
Плавающий город (1961)
Курокава полагал, что в будущем города будут перенаселены, поэтому начал разрабатывать идею города на воде. Архитектор надеялся начать возводить его параллельно со строительством нового международного аэропорта возле Токио, в городке Нарита.
Плавающий город внешне должен был быть похож на жилые «кувшинки», которые соединены между собой мостами-дорогами. Такая структура открыта для свободного развития.
Автомобильное и пешеходное движение архитектор хотел разделить: дороги-мосты сверху, а тротуары не очень удобно проходят под ними, но зато занимают большую часть пространства на жилой платформе. На каждой из платформ есть ещё и гавань для паромов и судов с грузом. Курокава также разработал систему эскалаторов, которые идут от дорог к платформе и от набережной к гавани.
По замыслу каждый житель Плавающего города может сам выбирать строительные материалы для своего дома — это позволит каждой «кувшинке» выглядеть по‑особенному.
Спиральный город (1961)
Курокаву занимала идея развития города не только по вертикали и горизонтали, но и по не самым очевидным траекториям. В своих поисках он пришёл к идее спиральной структуры — она позволяет создавать здания, в которых люди могли бы двигаться по диагонали вверх и вниз.
В идее Спирального города архитектор отталкивался от формы ДНК. Он спроектировал динамичное пространство с раздельным трафиком. Автомобили в этом городе могли бы выбирать сложные маршруты через слоистые системы эстакад без тротуаров, а люди могли бы переходить с улицы сразу в центр нужного им здания, а потом свободно перемещаться между небоскрёбами.
Сейчас трудно представить, насколько сложной была бы навигация в таком городе, но эту идею позже архитектор пытался протестировать и в более компактных проектах — например, в плане Центра Помпиду.
Линейный город, или «Метаморфозы‘65» (1961)
Мысль о Линейном городе пришла к Курокаве тогда, когда он размышлял о роли человека в новом урбанизирующемся мире, где одновременно соединяется одиночество и необходимость постоянных контактов с другими людьми.
Архитектор пришёл к выводу, что традиционно города формируются радиально вокруг более развитого центра, куда направляются человеческие потоки. Это не только приводит к деградации окраин (ведь деньги на развитие концентрируются в деловой зоне), но и не позволяет крепнуть местным сообществам.
Курокава предлагал создать длинный линейный город, в котором в каждом здании будут представлены все необходимые человеку магазины и услуги. Так людям не придётся много ездить по городу, они будут чаще встречаться друг с другом, постепенно налаживая более устойчивые личные контакты около домов, а не в офисе.
Курокава придумал структуру Линейного города по аналогии с клеткой организма, которая обладает всем необходимым, но при этом в совокупности создаёт единый работающий организм. И он предполагал, что город так же, как клетка растёт и делится на новые клетки, из линейной структуры будет постепенно разрастаться в разные стороны — в зависимости от реальных потребностей живых людей, а не от первоначального градостроительного плана.
Центр Помпиду (1971)
Курокава принимал участие в конкурсе на создание Центра Помпиду в Париже. Его проект не выбрали, но он удостоился отдельного комментария от жюри на церемонии финалистов.
В этом проекте, в отличие от Линейного города, он уже работал с фиксированным центром, так как его объект был вписан в старую застройку. Тем не менее Курокава и здесь всё делал по-своему: он решил создать из Центра Помпиду город внутри города, который разными путями соединялся бы со старым Парижем.
Курокава предлагал построить каркас здания похожим на «вафельную сетку», шириной и длиной по 27 метров, с высотой потолка в пять метров. Такая структура позволяла бы сделать здание устойчивым и в то же время поделить его на условные «соты», в каждой из которых будет воплощаться своя функция — в зависимости от вида искусства.
В музей можно попасть трёмя способами: из метро, через главный вход на первом этаже и через крышу — с помощью диагонального моста. Кроме крыши все проходы сквозные — можно выйти с другой стороны здания или поехать дальше по ветке метро.
Чтобы лёгкий проход через Центр не мешал реализовать концепцию «города в городе», на каждом входе и выходе было заложено пространство с водой: бассейн в метро, водный сад на первом этаже и искусственный ручей на крыше — это создавало эффект нового пространства.
Чтобы ещё больше отделить здание от остального города, Курокава предложил ступенчатую структуру здания с террасами. Террасы могли бы стать зонами отдыха для посетителей, а значит, внутри здания можно было бы оставить больше места коллекции и административным помещениям.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Источники:
- Kurokawa Kisho, Metabolism in Architecture, 1977
- Koolhaas / Obrist. Project Japan. Metabolism Talks, 2011
Читайте также: