Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Визуальный код: шляпы

Что они означали? Когда и почему люди перестали их носить?

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Было время, когда появляться на публике с непокрытой головой и без шляпы представлялось шокирующим. Теперь же шляпы, которые раньше были знаком приличия, стали противоположностью — смелым выбором аксессуара. Хотя до сих пор есть ситуации, например скачки, где шляпы — обязательная часть ритуала.

Рассказываем, что означали в визуальной культуре шляпы и почему они исчезли.

Деньги, власть, образование, престиж: что означали шляпы

На протяжении тысячелетий головные уборы использовались для различения социальных классов. В древние времена рабы были лысыми, солдаты носили шлемы, а короли шествовали через толпу в золотых коронах — и все остальные тоже носили шляпы, чтобы обозначить своё место в иерархии общества.

Изначально эта часть наряда была утилитарной: голову покрывали от солнца, ветра, холода, дождя — и конкретная функциональность во многом определяла эстетику, особенно среди низших слоёв.

Например, художники были бедны и носили береты, которые легко было сшить из любой ткани и которые не требовали мастерства шляпника и хороших материалов. Крестьянки носили платки, потому что они хорошо держали волосы и защищали шею в наклонённой к земле позиции.

Но визуальная сила этого аксессуара в том, что он быстро становился символическим атрибутом и месседжем: берет — значит, свободный и творческий, косынка — значит, покорная и занятая.

Автопортрет Рембрандта, 1634 год. Шляпка в форме крестьянского платка Nina Ricci, Париж, 1950-е
Изображение: Рембрандт Харменс ван Рейн, автопортрет, 1634 г. / The Leiden Collection / 1stDibs

Любые шляпы (и подобные им предметы) обозначали положение на социальной лестнице, род занятий, права и обязанности в каждой культуре и на каждом континенте. Но особенно развитую визуальную и символическую систему они образовали в Европе и далее в Америках и колонизированных территориях.

Слева двууголка или бикорн — часть униформы офицеров американской и французской армий конца XVIII века, которая до сих пор широко известна благодаря парадным портретам Наполеона. Справа меховая шапка Vivienne Westwood, дизайн которой иронично обыгрывает форму короны Великобритании
Фото: 1stDibs
Карикатура «Элегантный череп»: скелет в женской шляпе, подобающей наряду представительницы высшего сословия. Графика говорит, что посмертно все равны, и только по этому атрибуту можно определить, какой статус был у женщины
Изображение: Хосе Гуадалупе Посада, «Элегантный череп», 1913 г. / National Museum of the American Latino

Женские шляпы сообщали окружающим не только о социальном и финансовом, но и о матримониальном статусе дамы и её обязанностях по отношению к мужу и обществу. Особенно красочно это иллюстрируют английские шляпки викторианской эпохи: одни означали девичество, другие были для послеобеденного приёма родственников, третьи — для выхода в город.

Шляпка женщины в трауре, 1880-е. Вечерний чепец, начало XX века
Фото: 1stDibs

По шляпам мы различаем культуры и этносы. Широкополая ковбойская Stetson говорит об американце из Техаса, сомбреро указывает на мексиканца, хиджаб — символ, который выражает культурные и религиозные ценности и практики мусульманских женщин. Котелок и по сей день остаётся символом собранного британского мужчины, а берет — французской богемы.

Стереотипные головные уборы дают чёткие указания на то, где находятся корни владельца, особенно в массмедиа и графическом представлении.

Слева азиатская коническая шляпа кули, 1940-е. Справа брендинг кафе вьетнамской кухни
Изображение: 1stDibs / Hustle Hurtado / Behance

И если традиционно представитель одной культуры даже не подумал бы носить шляпу из другой, то сегодня, в постглобальном мире, их носят либо как эксцентрично модные вещи, либо как маскарадный костюм. Впрочем, с этим тесно связана этическая проблема, когда головной убор становится знаком культурной апроприации.

Тюбетейка, Центральная Азия, первое десятилетие XX века. Норковая «астраханская казацкая посольская» шапка, 1960-е. Феска Yves Saint Laurent, 1976 год
Фото: 1stDibs

В государственных системах обороны, правоохранения, медицины и других службах головные уборы столетиями работают важным кодом. Они помогают различать армии и роды войск, военных и гражданских моряков, указывают на полицейских и пожарных (для последних каска или балаклава имеет ещё и критически важную защитную функцию).

В прошлом медсёстры носили шляпы разного вида, что помогало определять, в каких именно больницах они работали, — теперь же этот обязательный головной убор медперсонала более унифицирован по всему миру благодаря Красному Кресту и массовому производству. Но тем не менее каждый человек способен быстро определить по особой форме шапочки, что перед ним именно медик.

Плакат периода Первой мировой войны «Что вам следует надеть?» рекрутингового центра в Лондоне. Агитационный постер «Мистер, вот ваша шляпа! Присоединяйтесь к экспедиционным войскам Австралийской армии сейчас»
Изображение: Imperial War Museums / National Museum of American History
Слева портрет писателя Трумана Капоте в «зимнем» образе участника светского круга Лазурного побережья — он в «моряцкой» фуражке. Справа шляпа-фуражка Chanel из коллекции Paris-Hamburg, 2018 год
Фото: Eric Koch / Anefo / Nationaal Archief / 1stDibs

Ртуть, фетр и Безумный Шляпник

Есть устойчивые выражения, которые намекают на значимость шляп в повседневности. К примеру:

  • «Снимать шляпу» — выражать уважение.
  • «Дело в шляпе» — всё закончилось успешно, удачно.

В английском языке есть выражение «безумный как шляпник» (mad as a hatter). Безумный Шляпник, как иногда называют Болванщика из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», получил своё имя не просто так — шляпники ещё в XIX веке действительно часто сходили с ума. Они вдыхали пары ртути, которую использовали в процессе изготовления фетровых шляп. Сильные подёргивания и расстройства, спутанная речь и искажение зрения были симптомами поражения мозга, и поэтому роль шляпника стала синонимом безумия.

На гравюре изображено, как рабочие валяют войлочный материал для шляп. В котле — ртуть и вода, и шляпники вдыхают этот пар. В результате многие из них получали поражение центральной нервной системы
Изображение: Kings Arms in St. Pauls Church Yard, 1750 г. / Wellcome Collection

Шляпы в царской России

Шляпы в культуре России точно так же были ярким визуальным индикатором социального положения человека. Например, в XIX веке и вплоть до Первой мировой:

  • Цилиндры носили представители высшей аристократии и богатые горожане. Этот головной убор был признаком высокого статуса и достатка, а также ситуации — цилиндр надевали для вечернего променада с женой или для поездки в театр.
Иллюстрация к комедии «Горе от ума» — дворянин Чацкий в цилиндре
Изображение: Дмитрий Кардовский / Грибоедов. «Горе от ума». Издание Товариществa Р. Голикe и A. Вильборг, 1913 / Национальная электронная библиотека
  • Котелки были распространены среди политиков и представителей среднего класса — предпринимателей, врачей и юристов.
Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев, 1911 год
Фото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях
  • Фуражки и картузы носили военные, государственные служащие и крестьяне, что также говорило о принадлежности к определённой социальной группе.
Картина «Деревенские мальчики», Николай Петрович Богданов-Бельский, 1916 год. Фотографический портрет графа Льва Николаевич Толстого, 11 мая 1908 года
Изображение: Николай Богданов-Бельский, «Деревенские мальчики», 1916 г. / Институт русского реалистического искусства / МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Женские шляпы в России, как и в других развитых странах, «работали» символом социального положения и должны были соответствовать ситуациям.

Слева иллюстрация к «Мёртвым душам»: в ночном чепце провинциальная помещица. Справа портрет Иды Рубинштейн, которая принадлежала к одной из богатейших семей империи
Изображение: Евстафий Бернардский / Александр Агин / Николай Гоголь. «Мертвые души». Издательство, 1892 / Wikimedia Commons

Шляпы в СССР

После революции 1917 года в стране произошли значительные социальные и экономические перемены, и мода немедленно отразила это. Отношение к головным уборам стало менее формальным, а дизайн их — менее декоративным.

Дорогие шляпы считались буржуазными (и становились недоступными) и выходили из употребления — люди всех статусов постепенно переходили к более простым и функциональным кепкам и платкам, которые ранее означали принадлежность к рабочему классу и крестьянству.

Женщины, поддерживавшие революцию, носили красные платки как символ борьбы за социальные перемены.

Разнообразие шляп на демонстрации, 1917 год
Фото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Впрочем, дело было не только в российской революции: сложный дизайн головных уборов исчезал повсюду.

Отправимся теперь к Коко Шанель в Париж. Она живёт с Боем Кейпелом, который <…> обладает большими финансовыми успехами <…>. В один прекрасный день она объявила ему, что хочет делать шляпы. Причём такие шляпы, которые можно носить, а не те вагонные колёса, что она видела иногда на скачках, на которые её брал Бой Кейпел. Коко Шанель сняла две комнаты на Рю Камбон, второй этаж, на двери была надпись «Chanel modes». Бой Кейпел <…> внёс за неё залог в банк Ллойда. Прошёл год, было продано множество шляп, и Коко Шанель выкупила этот залог. А Бой Кейпел подкручивал свой ус и слегка меланхолично говорил: «Я думал, что дарю тебе игрушку, а на самом деле я подарил тебе свободу».

Флориан Иллиес, «1913. Что я на самом деле хотел сказать»

Слева «Девушка в красном платке (Работница)», художник К. С. Петров-Водкин, 1925 год. Справа клош-флаппер по моде 1920-х
Изображение: Кузьма Петров-Водкин, «Девушка в красном платке (Работница», 1925 г. / Государственный Русский музей / 1stDibs

С началом политики индустриализации и урбанизации, когда жить стало лучше и веселее, стал складываться новый визуальный образ советского гражданина. В 1930-х шляпы массово вернулись, особенно среди городской интеллигенции. Женщины начали носить маленькие шляпки-клош и другие модные аксессуары. Мужчины — фетровые шляпы и котелки.

Кадр: фильм «Подкидыш» / «Мосфильм»
Слева обложка Vogue, 1927 год. Справа фотопортрет Варвары Степановой в шляпке, 1935 год
Изображение: автор иллюстрации / Vogue. 1927.6 / MoMA

В 1940-е и послевоенные годы шляпы и шапки были практичным аксессуаром, а также важным знаком различия между военными и гражданскими.

Когда в 1959 году Dior привезли показ в Москву и французские модели прошлись по улицам города, можно было наблюдать контраст между практичными платками и головными уборами (или вовсе их отсутствием) советских женщин и модными (но не особенно практичными в той повседневности) шляпками моделей.

Слева модель Dior в ансамбле, который демонстрировали советским людям. Справа нарядные женщины на первомайской демонстрации, 1959 год
Фото: Sante Forlano / Dior / Google Arts & Culture / Всеволод Тарасевич / МАММ / МДФ / История России в фотографиях

В 1970-х годах тренд — причём и в Союзе, и за рубежом — переключился на зимние головные уборы. В 1976 году дом высокой моды Yves Saint Laurent провёл показ Opéras et Ballets Russes или Haute Russian: это была фантазия на тему «Русских сезонов» Дягилева, Сибири, Лары из «Доктора Живаго», и на моделях были шапки с меховой оторочкой, которые предполагалось не снимать в помещениях. В английском языке появилось слово chapka.

А в СССР меховые шапки в стиле, который во Франции называли a la russe, носили и прежде, но с 1970-х они стали особенно популярными после выхода фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

На фото — модели YSL. Мода циклична: в 2024 году шапки в стиле slavic bimbo снова стали актуальны
Фото: Duane Michals / Yves Saint Laurent / Vogue / Condé Nast Archive / Google Arts & Culture

Почему шляпы стали исчезать?

Есть несколько объективных причин, по которым шляпы стали выходить из обихода в XX веке.

  • Часто головные уборы защищали от солнца. Когда в 1929 году впервые запустили в массовое производство первые пары современных солнцезащитных очков, людям больше не нужно было полагаться на широкополую шляпу для защиты глаз.

К 1940-м годам солнцезащитные очки стали обычным явлением, а ещё первые солнцезащитные кремы с SPF также появились примерно в это же время: шляпы стали постепенно терять утилитарное назначение.

Шляпы как яркий аксессуар: из страусиных перьев и с шарфом, 1940-е. Справа специальные шляпные булавки, которые придерживали сложный декор на волосах
Фото: 1stDibs
  • Мода кардинально изменилась после Второй мировой войны и «передела» мира.

Это было особенно актуально для нового поколения: подъём молодёжной культуры в 1950-х и 1960-х годах был бунтом против норм, включая формальные дресс-коды и выражение социального статуса через шляпы.

Берет девушки из субкультуры модов, 1960-е
Фото: 1stDibs
Молодые люди в кадре уже без шляп и даже без кепок. Девушка в платке-повязке
Кадр: фильм «Я шагаю по Москве» / «Мосфильм»
В кинофантазии «Однажды… в Голливуде» члены коммуны хиппи не носят головные уборы даже под палящим солнцем Калифорнии
Кадр: фильм «Однажды в… Голливуде» / Sony Pictures Home Entertainment

Хотя икона стиля 1960-х Джеки Кеннеди сумела на время сделать традиционно-элегантные шляпы снова популярными в массовой моде. Она носила шляпки-таблетки, которые стали фирменным аксессуаром этой выдающейся первой леди, и женщины в США, а потом и других развитых странах стремились копировать её стиль.

Джеки Кеннеди сопровождает мужа в туре. Она в своей фирменной шляпке-таблетке, и женщина слева тоже. Этот розовый ансамбль и эта шляпа Жаклин станут её особенно знаменитым нарядом: меньше чем через час после этого снимка они будут в крови Джона Ф. Кеннеди
Фото: JFK Library
  • В 1960-е годы в моду вошли высокие причёски и начёсы с обильным использованием лака для волос: это средство стали массово производить и рекламировать.

Объём затруднял носку шляп, поэтому женщины стали от них отказываться.

Причёска бабетта получила популярность благодаря Брижит Бардо и фильму с ней «Бабетта идёт на войну». Ещё одной знаменитостью, которая ассоциируется с суперобъёмными причёсками, была Присцилла Пресли: на фото актриса Кейли Спейни в её знаменитом образе в фильме «Присцилла» 2023 года
Изображение: фильм «Бабетта идёт на войну» / Columbia Pictures / фильм «Присцилла» / A24
  • 1980-е годы — это всё большая демократизация и скорость перемещений. Шляпы как атрибут приличия постепенно ушли — в мир стайлинга.
Федора из кожи, 1980-е. Интерпретация федоры от Йоджи Ямамото, 1980-е
Фото: 1stDibs

Когда шляпа — главный герой мероприятия

Конные скачки — значит, обязательные шляпки.

Самые известные скачки Америки — Кентукки Дерби — переняли традицию делать из дамских шляпок отдельное «шоу» у британских Королевских скачек Аскотт. Для посетителей Дерби дизайн головных уборов — такое же развлечение, как и сама гонка: он может быть совершенно невообразимым.

Шляпы на Кентукки Дерби — это, как правило, буйство цвета и цветов
Фото: Diane Bondareff / Shutterstock

Фасинатор — тип головного убора, который носят как альтернативу шляпе. Фасинаторы обычно изготавливаются из перьев, цветов или бусин, прикреплённых к ленте или зажиму. В отличие от шляпы, его функция чисто декоративная: он закрывает очень маленькую часть головы и мало или совсем не защищает от непогоды.

Термин «хатинатор», появившийся в начале 2010-х годов, используется для описания головного убора, сочетающего в себе черты шляпы и фасинатора. Хатинатор крепится на голове с помощью ленты, как фасинатор, но больше похож на традиционную шляпу.

Фасинатор в стиле Мадонны 1980-х. Фасинатор «чашка кофе», 1990-е
Фото: 1stDibs

На скачках в Аскоте действует более строгий дресс-код. В 2012-м королева Елизавета II установила запрет на ношение фасинаторов на Royal Ascot, и там можно появляться только в полноценных шляпках.

На первом фото — фасинатор, на втором — хатинатор
Фото: Sergei Bachlakov / Featureflash Photo Agency / Shutterstock
Зрители на скачках в Аскоте
Фото: Lana Yatsyuk / Shutterstock

Выпускные в крупных западных университетах — ещё одно мероприятие, где шляпы — обязательный атрибут: подкинуть их в воздух означает перейти к новой «взрослой» жизни. Благодаря этой традиции графическое изображение академической шапки с кисточкой стало знаком интеллекта и обучения.

Изображение: Школа «Аметист» / Школа «Летово»

Традиция выпускников бросать в воздух свои головные уборы зародилась в США среди кадетов Военной академии Вест-Поинт в середине XIX века: они носили серые фуражки с козырьком, известные как конфедератки (по названию Конфедеративных Штатов Америки). После окончания учёбы кадеты больше никогда не надевали эти фуражки, поэтому они символически выбрасывали их в небо, отмечая окончание обучения и переход к новой жизни.

Со временем этот обычай распространился и на гражданские учебные заведения и стал популярен в других странах. Только конфедератки превратились в чёрные шапочки.

Студенты празднуют выпускной во дворе Храма литературы Ван Мьеу в Ханое, Вьетнам, 2013 год
Фото: Steve Barze / Shutterstock

Шляпы возвращаются

Бейсболки, береты, шапки-бини, а иногда и фетровые шляпы с не очень широкими полями — единственные головные уборы, которые сегодня считаются «нормальной повседневной одеждой», но их носят как дань моде или для защиты от холода, а не как атрибут статуса или социальной роли.

В последние пару лет на подиумах можно увидеть возвращение к моделям шляп XX века. Так, в 2024 году уже в ассортименте массмаркет-брендов появилась шляпка-таблетка, напоминающая о том самом стиле Джеки Кеннеди.

Фото: Lime / 2MOOD x Cocoshnick

Леопардовой «таблетке», которая была очень популярной в 1960-х, посвятил песню Leopard-Skin Pill-Box Hat Боб Дилан. Лирический герой выражает разочарование в любви и критикует поверхностность модных трендов, символизируемых леопардовой шляпой.

Слева Эди Сэджвик, американская модель, актриса и икона стиля 1960-х годов. Самого Боба Дилана тоже сложно представить без шляпы и чёрных очков
Изображение: фильм «Я соблазнила Энди Уорхола» / Lift Productions / фильм «Rolling Thunder Revue: История Боба Дилана Мартина Скорсезе» / Netflix

Есть много причин, по которым люди перестали носить шляпы: от развития автомобилей до жажды перемен, охватившей большую часть мира в 1960-х годах. Но мода циклична, и шляпы каждый сезон возвращаются — в том или ином виде.

Бини с вуалью, Jil Sander
Фото: Vestiare Collective
Шляпа Мелании Трамп на инаугурации её мужа в 2025 году стала отдельной «знаменитостью»
Фото: Julia Demaree Nikhinson / Getty Images

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована