Визуальный код: шляпы
Что они означали? Когда и почему люди перестали их носить?
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/50c/50c6fd24fa48b34d500513ff3d8a493c/834a9cd7ec96bada396e73941d41f61a.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/50c/50c6fd24fa48b34d500513ff3d8a493c/834a9cd7ec96bada396e73941d41f61a.png)
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Было время, когда появляться на публике с непокрытой головой и без шляпы представлялось шокирующим. Теперь же шляпы, которые раньше были знаком приличия, стали противоположностью — смелым выбором аксессуара. Хотя до сих пор есть ситуации, например скачки, где шляпы — обязательная часть ритуала.
Рассказываем, что означали в визуальной культуре шляпы и почему они исчезли.
Деньги, власть, образование, престиж: что означали шляпы
На протяжении тысячелетий головные уборы использовались для различения социальных классов. В древние времена рабы были лысыми, солдаты носили шлемы, а короли шествовали через толпу в золотых коронах — и все остальные тоже носили шляпы, чтобы обозначить своё место в иерархии общества.
Изначально эта часть наряда была утилитарной: голову покрывали от солнца, ветра, холода, дождя — и конкретная функциональность во многом определяла эстетику, особенно среди низших слоёв.
Например, художники были бедны и носили береты, которые легко было сшить из любой ткани и которые не требовали мастерства шляпника и хороших материалов. Крестьянки носили платки, потому что они хорошо держали волосы и защищали шею в наклонённой к земле позиции.
Но визуальная сила этого аксессуара в том, что он быстро становился символическим атрибутом и месседжем: берет — значит, свободный и творческий, косынка — значит, покорная и занятая.
![](/upload/setka_images/18343207022025_a99761cae8b7c6700f6f32e64ee18adc249bbcb4.jpg)
Изображение: Рембрандт Харменс ван Рейн, автопортрет, 1634 г. / The Leiden Collection / 1stDibs
Любые шляпы (и подобные им предметы) обозначали положение на социальной лестнице, род занятий, права и обязанности в каждой культуре и на каждом континенте. Но особенно развитую визуальную и символическую систему они образовали в Европе и далее в Америках и колонизированных территориях.
![](/upload/setka_images/18342707022025_b629b7dc02fe6f5723da7d5f3dd63eb28fb5f3e4.jpg)
Фото: 1stDibs
![](/upload/setka_images/18342907022025_181cbb31e4238c1c11b385d01e6dcc075479973d.jpg)
Изображение: Хосе Гуадалупе Посада, «Элегантный череп», 1913 г. / National Museum of the American Latino
Женские шляпы сообщали окружающим не только о социальном и финансовом, но и о матримониальном статусе дамы и её обязанностях по отношению к мужу и обществу. Особенно красочно это иллюстрируют английские шляпки викторианской эпохи: одни означали девичество, другие были для послеобеденного приёма родственников, третьи — для выхода в город.
![](/upload/setka_images/18343407022025_aadc6dada1c2b47a57ee8a782537d4bcc1e79599.jpg)
Фото: 1stDibs
По шляпам мы различаем культуры и этносы. Широкополая ковбойская Stetson говорит об американце из Техаса, сомбреро указывает на мексиканца, хиджаб — символ, который выражает культурные и религиозные ценности и практики мусульманских женщин. Котелок и по сей день остаётся символом собранного британского мужчины, а берет — французской богемы.
Стереотипные головные уборы дают чёткие указания на то, где находятся корни владельца, особенно в массмедиа и графическом представлении.
![](/upload/setka_images/18343107022025_3a13088d023e9f50b6d7dd9d789d9ee05e51ab28.jpg)
Изображение: 1stDibs / Hustle Hurtado / Behance
И если традиционно представитель одной культуры даже не подумал бы носить шляпу из другой, то сегодня, в постглобальном мире, их носят либо как эксцентрично модные вещи, либо как маскарадный костюм. Впрочем, с этим тесно связана этическая проблема, когда головной убор становится знаком культурной апроприации.
![](/upload/setka_images/18342907022025_a21449561049939422c6ccf788bc0c1c90d933e0.jpg)
Фото: 1stDibs
В государственных системах обороны, правоохранения, медицины и других службах головные уборы столетиями работают важным кодом. Они помогают различать армии и роды войск, военных и гражданских моряков, указывают на полицейских и пожарных (для последних каска или балаклава имеет ещё и критически важную защитную функцию).
В прошлом медсёстры носили шляпы разного вида, что помогало определять, в каких именно больницах они работали, — теперь же этот обязательный головной убор медперсонала более унифицирован по всему миру благодаря Красному Кресту и массовому производству. Но тем не менее каждый человек способен быстро определить по особой форме шапочки, что перед ним именно медик.
![](/upload/setka_images/18343607022025_67e34c602f3338613896d5e163d290f14fdaa52e.jpg)
Изображение: Imperial War Museums / National Museum of American History
![](/upload/setka_images/18343907022025_4bee5bc7607f7bd29ea700220550e2abce458536.jpg)
Фото: Eric Koch / Anefo / Nationaal Archief / 1stDibs
Ртуть, фетр и Безумный Шляпник
Есть устойчивые выражения, которые намекают на значимость шляп в повседневности. К примеру:
- «Снимать шляпу» — выражать уважение.
- «Дело в шляпе» — всё закончилось успешно, удачно.
В английском языке есть выражение «безумный как шляпник» (mad as a hatter). Безумный Шляпник, как иногда называют Болванщика из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», получил своё имя не просто так — шляпники ещё в XIX веке действительно часто сходили с ума. Они вдыхали пары ртути, которую использовали в процессе изготовления фетровых шляп. Сильные подёргивания и расстройства, спутанная речь и искажение зрения были симптомами поражения мозга, и поэтому роль шляпника стала синонимом безумия.
![](/upload/setka_images/18342407022025_a3b94f39d302de69071e0ddb4b99c14337af80c2.jpg)
Изображение: Kings Arms in St. Pauls Church Yard, 1750 г. / Wellcome Collection
Шляпы в царской России
Шляпы в культуре России точно так же были ярким визуальным индикатором социального положения человека. Например, в XIX веке и вплоть до Первой мировой:
- Цилиндры носили представители высшей аристократии и богатые горожане. Этот головной убор был признаком высокого статуса и достатка, а также ситуации — цилиндр надевали для вечернего променада с женой или для поездки в театр.
![](/upload/setka_images/18342907022025_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
Изображение: Дмитрий Кардовский / Грибоедов. «Горе от ума». Издание Товариществa Р. Голикe и A. Вильборг, 1913 / Национальная электронная библиотека
- Котелки были распространены среди политиков и представителей среднего класса — предпринимателей, врачей и юристов.
![](/upload/setka_images/18343107022025_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Фото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях
- Фуражки и картузы носили военные, государственные служащие и крестьяне, что также говорило о принадлежности к определённой социальной группе.
![](/upload/setka_images/18342407022025_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Изображение: Николай Богданов-Бельский, «Деревенские мальчики», 1916 г. / Институт русского реалистического искусства / МАММ / МДФ / История России в фотографиях
Женские шляпы в России, как и в других развитых странах, «работали» символом социального положения и должны были соответствовать ситуациям.
![](/upload/setka_images/18343407022025_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
Изображение: Евстафий Бернардский / Александр Агин / Николай Гоголь. «Мертвые души». Издательство, 1892 / Wikimedia Commons
Шляпы в СССР
После революции 1917 года в стране произошли значительные социальные и экономические перемены, и мода немедленно отразила это. Отношение к головным уборам стало менее формальным, а дизайн их — менее декоративным.
Дорогие шляпы считались буржуазными (и становились недоступными) и выходили из употребления — люди всех статусов постепенно переходили к более простым и функциональным кепкам и платкам, которые ранее означали принадлежность к рабочему классу и крестьянству.
Женщины, поддерживавшие революцию, носили красные платки как символ борьбы за социальные перемены.
![](/upload/setka_images/18343607022025_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Фото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях
Впрочем, дело было не только в российской революции: сложный дизайн головных уборов исчезал повсюду.
Отправимся теперь к Коко Шанель в Париж. Она живёт с Боем Кейпелом, который <…> обладает большими финансовыми успехами <…>. В один прекрасный день она объявила ему, что хочет делать шляпы. Причём такие шляпы, которые можно носить, а не те вагонные колёса, что она видела иногда на скачках, на которые её брал Бой Кейпел. Коко Шанель сняла две комнаты на Рю Камбон, второй этаж, на двери была надпись «Chanel modes». Бой Кейпел <…> внёс за неё залог в банк Ллойда. Прошёл год, было продано множество шляп, и Коко Шанель выкупила этот залог. А Бой Кейпел подкручивал свой ус и слегка меланхолично говорил: «Я думал, что дарю тебе игрушку, а на самом деле я подарил тебе свободу».
Флориан Иллиес, «1913. Что я на самом деле хотел сказать»
![](/upload/setka_images/18342807022025_b76bc71fa80c20942ed01e19c21ead7b69ad6b89.jpg)
Изображение: Кузьма Петров-Водкин, «Девушка в красном платке (Работница», 1925 г. / Государственный Русский музей / 1stDibs
![](/upload/setka_images/18342407022025_977ecce833acf31fb612a48f20161dd32ced1cab.png)
Читайте также:
С началом политики индустриализации и урбанизации, когда жить стало лучше и веселее, стал складываться новый визуальный образ советского гражданина. В 1930-х шляпы массово вернулись, особенно среди городской интеллигенции. Женщины начали носить маленькие шляпки-клош и другие модные аксессуары. Мужчины — фетровые шляпы и котелки.
![](/upload/setka_images/18342507022025_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
![](/upload/setka_images/18343107022025_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
Изображение: автор иллюстрации / Vogue. 1927.6 / MoMA
В 1940-е и послевоенные годы шляпы и шапки были практичным аксессуаром, а также важным знаком различия между военными и гражданскими.
Когда в 1959 году Dior привезли показ в Москву и французские модели прошлись по улицам города, можно было наблюдать контраст между практичными платками и головными уборами (или вовсе их отсутствием) советских женщин и модными (но не особенно практичными в той повседневности) шляпками моделей.
![](/upload/setka_images/18342507022025_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
Фото: Sante Forlano / Dior / Google Arts & Culture / Всеволод Тарасевич / МАММ / МДФ / История России в фотографиях
В 1970-х годах тренд — причём и в Союзе, и за рубежом — переключился на зимние головные уборы. В 1976 году дом высокой моды Yves Saint Laurent провёл показ Opéras et Ballets Russes или Haute Russian: это была фантазия на тему «Русских сезонов» Дягилева, Сибири, Лары из «Доктора Живаго», и на моделях были шапки с меховой оторочкой, которые предполагалось не снимать в помещениях. В английском языке появилось слово chapka.
А в СССР меховые шапки в стиле, который во Франции называли a la russe, носили и прежде, но с 1970-х они стали особенно популярными после выхода фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
![](/upload/setka_images/18342507022025_b200d8bc76303a5287d3954213dd40d331052ae4.jpg)
Фото: Duane Michals / Yves Saint Laurent / Vogue / Condé Nast Archive / Google Arts & Culture
Почему шляпы стали исчезать?
Есть несколько объективных причин, по которым шляпы стали выходить из обихода в XX веке.
- Часто головные уборы защищали от солнца. Когда в 1929 году впервые запустили в массовое производство первые пары современных солнцезащитных очков, людям больше не нужно было полагаться на широкополую шляпу для защиты глаз.
К 1940-м годам солнцезащитные очки стали обычным явлением, а ещё первые солнцезащитные кремы с SPF также появились примерно в это же время: шляпы стали постепенно терять утилитарное назначение.
![](/upload/setka_images/18342607022025_acb3891951eada938d821fe8c18ea10c2884033f.jpg)
Фото: 1stDibs
- Мода кардинально изменилась после Второй мировой войны и «передела» мира.
Это было особенно актуально для нового поколения: подъём молодёжной культуры в 1950-х и 1960-х годах был бунтом против норм, включая формальные дресс-коды и выражение социального статуса через шляпы.
![](/upload/setka_images/18342807022025_00ef4ecbef33723c9293d85ddb5e396ecc049496.jpg)
Фото: 1stDibs
![](/upload/setka_images/18342807022025_6ed0b04ccb1af0573cd045b2bd21a60938919582.jpg)
Кадр: фильм «Я шагаю по Москве» / «Мосфильм»
![](/upload/setka_images/18342807022025_d879e3a09b3d33248cfb9e16b5b5b31c5891b3f5.jpg)
Кадр: фильм «Однажды в… Голливуде» / Sony Pictures Home Entertainment
Хотя икона стиля 1960-х Джеки Кеннеди сумела на время сделать традиционно-элегантные шляпы снова популярными в массовой моде. Она носила шляпки-таблетки, которые стали фирменным аксессуаром этой выдающейся первой леди, и женщины в США, а потом и других развитых странах стремились копировать её стиль.
![](/upload/setka_images/18342607022025_1b9538555bc8b6bb16a0625a682661edb953ea1c.jpg)
Фото: JFK Library
- В 1960-е годы в моду вошли высокие причёски и начёсы с обильным использованием лака для волос: это средство стали массово производить и рекламировать.
Объём затруднял носку шляп, поэтому женщины стали от них отказываться.
![](/upload/setka_images/18342507022025_5d2552f3c147808bd3c9149b748f69964400c85d.jpg)
Изображение: фильм «Бабетта идёт на войну» / Columbia Pictures / фильм «Присцилла» / A24
- 1980-е годы — это всё большая демократизация и скорость перемещений. Шляпы как атрибут приличия постепенно ушли — в мир стайлинга.
![](/upload/setka_images/18342607022025_7b6ae682f40573d2c3c9364d21893c206fdb58bd.jpg)
Фото: 1stDibs
Когда шляпа — главный герой мероприятия
Конные скачки — значит, обязательные шляпки.
Самые известные скачки Америки — Кентукки Дерби — переняли традицию делать из дамских шляпок отдельное «шоу» у британских Королевских скачек Аскотт. Для посетителей Дерби дизайн головных уборов — такое же развлечение, как и сама гонка: он может быть совершенно невообразимым.
![](/upload/setka_images/18342607022025_3b7708faf9e65ed911a092d713c25e363002f0d0.jpg)
Фото: Diane Bondareff / Shutterstock
Фасинатор — тип головного убора, который носят как альтернативу шляпе. Фасинаторы обычно изготавливаются из перьев, цветов или бусин, прикреплённых к ленте или зажиму. В отличие от шляпы, его функция чисто декоративная: он закрывает очень маленькую часть головы и мало или совсем не защищает от непогоды.
Термин «хатинатор», появившийся в начале 2010-х годов, используется для описания головного убора, сочетающего в себе черты шляпы и фасинатора. Хатинатор крепится на голове с помощью ленты, как фасинатор, но больше похож на традиционную шляпу.
![](/upload/setka_images/18342507022025_1f995b601aba92748690c952130d3d6669d3fcca.jpg)
Фото: 1stDibs
На скачках в Аскоте действует более строгий дресс-код. В 2012-м королева Елизавета II установила запрет на ношение фасинаторов на Royal Ascot, и там можно появляться только в полноценных шляпках.
![](/upload/setka_images/18342507022025_174dab7e39076657c683b5ce7334147bbc186e9b.jpg)
Фото: Sergei Bachlakov / Featureflash Photo Agency / Shutterstock
![](/upload/setka_images/18342707022025_f6a03683afb636aed1c2d98a66b99d839599856a.jpg)
Фото: Lana Yatsyuk / Shutterstock
Выпускные в крупных западных университетах — ещё одно мероприятие, где шляпы — обязательный атрибут: подкинуть их в воздух означает перейти к новой «взрослой» жизни. Благодаря этой традиции графическое изображение академической шапки с кисточкой стало знаком интеллекта и обучения.
![](/upload/setka_images/18343007022025_f1dba46f5eb3018402b190ecf8fd0ee8a8f3b6eb.jpg)
Традиция выпускников бросать в воздух свои головные уборы зародилась в США среди кадетов Военной академии Вест-Поинт в середине XIX века: они носили серые фуражки с козырьком, известные как конфедератки (по названию Конфедеративных Штатов Америки). После окончания учёбы кадеты больше никогда не надевали эти фуражки, поэтому они символически выбрасывали их в небо, отмечая окончание обучения и переход к новой жизни.
Со временем этот обычай распространился и на гражданские учебные заведения и стал популярен в других странах. Только конфедератки превратились в чёрные шапочки.
![](/upload/setka_images/18342607022025_c276ca8d399eee73a1c079a8558d4d7cc1304846.jpg)
Фото: Steve Barze / Shutterstock
Шляпы возвращаются
Бейсболки, береты, шапки-бини, а иногда и фетровые шляпы с не очень широкими полями — единственные головные уборы, которые сегодня считаются «нормальной повседневной одеждой», но их носят как дань моде или для защиты от холода, а не как атрибут статуса или социальной роли.
В последние пару лет на подиумах можно увидеть возвращение к моделям шляп XX века. Так, в 2024 году уже в ассортименте массмаркет-брендов появилась шляпка-таблетка, напоминающая о том самом стиле Джеки Кеннеди.
![](/upload/setka_images/18342507022025_b2d44a98fb0ab389c6e9b7d88859ec7c32c16caa.jpg)
Леопардовой «таблетке», которая была очень популярной в 1960-х, посвятил песню Leopard-Skin Pill-Box Hat Боб Дилан. Лирический герой выражает разочарование в любви и критикует поверхностность модных трендов, символизируемых леопардовой шляпой.
![](/upload/setka_images/18342507022025_aac8ad733053ee9cbb56d28ab610f6284be1959b.jpg)
Изображение: фильм «Я соблазнила Энди Уорхола» / Lift Productions / фильм «Rolling Thunder Revue: История Боба Дилана Мартина Скорсезе» / Netflix
Есть много причин, по которым люди перестали носить шляпы: от развития автомобилей до жажды перемен, охватившей большую часть мира в 1960-х годах. Но мода циклична, и шляпы каждый сезон возвращаются — в том или ином виде.
![](/upload/setka_images/18342507022025_787cd23beca8deedb64c04891cba8e155a2f0297.jpg)
Фото: Vestiare Collective
![](/upload/setka_images/18342807022025_a7f41f7e241a23287e43cf7b32196328f3ee98f4.jpg)
Фото: Julia Demaree Nikhinson / Getty Images
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!