Дизайн
#статьи

Архитектурный диалог: Ле Корбюзье и Тадао Андо

Рифмы и различия в творчестве двух великих архитекторов.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Творчество и идеи Ле Корбюзье оказали глубокое влияние на японского архитектора Тадао Андо.

У Андо не было средств, чтобы получить традиционное фундаментальное архитектурное образование, но это не помешало ему идти к своей цели. Он сам тщательно изучал чертежи и работы великого модерниста — первой книгой по архитектуре, которую купил юный Тадао, был сборник работ Ле Корбюзье.

Давайте посмотрим, что именно он взял у швейцарца и в чём вывел гуманизм на новую высоту.

Правила жизни

Для Ле Корбюзье архитектура была инструментом совершенствования. Дома — не просто укрытием от непогоды, а «машиной для жизни». Он верил: если построить правильно, будешь и жить правильно.

Его города — как чертежи нового человека. Рациональные. Упорядоченные. С пропорциями, идущими от тела человека.

Модулор — система, в которой рост человека с поднятой рукой (~2,26 метра) стал основой всего. Окна, лестницы, двери — все элементы связаны в гармонии, где человек чувствует себя частью пространства.

Модулор Ле Корбюзье
Изображение: Le Corbusier

Тадао Андо тоже строит по правилам. Но его правила — не о размерах, а о внимании.

Он не проектирует полезные комнаты — он создаёт условия для внутреннего диалога. Архитектура в его проектах формирует среду для медитативности.

«Иногда архитектура способна обратиться к человеческой душе и вызвать саморефлексию. Эта возможность появляется не благодаря видимым формам, а из невидимости, из пустоты».

Интервью в The Talks, 2021 год

Дом Косино, Асия. Архитектор Тадао Андо, 1981–1984 годы
Фото: Luke Clynes / Behance
Интерьер дома Косино. Архитектор Тадао Андо
Фото: Tadao Ando Architect & Associates / Google Arts and Culture

Бетонное сердце

Оба архитектора любили бетон — не как материал, а как язык. Оба превратили материал в метафору: бетон как истина, время, уважение к процессу.

Ле Корбюзье сделал его честным. В Нотр-Дам-дю-О бетон грубый, с отпечатками опалубки, никакой выравнивающей штукатурки, никакого маскирования. Стены как бы говорят: «Вот как это было сделано».

Нотр-Дам-дю-О в Роншане, архитектор Ле Корбюзье. Возведён в 1955 году
Фото: Iantomferry / Wikimedia Commons

Андо же доводит бетон до совершенства. Его стены — как отполированные скалы. Гладкие. Точные. Без единой трещины. Чтобы добиться такого состояния, нужна не просто технология — нужна настойчивость скульптора.

«Изначально я выбрал бетон по простой причине: это экономичный способ объединить внутренний и внешний облик здания. Но, попробовав его, я открыл его потенциал. Его пластичность позволяет создавать свободные формы и открывает бесконечный спектр самовыражения. Он таит в себе безграничные возможности. В то же время я понял: я хочу создавать то, что не под силу никому другому, используя самый распространённый материал нашего времени».

Интервью в Vanity Fair, 2025 год

Chichu Art Museum — Музей искусств в земле, Наосима, архитектор Тадао Андо, 2004 год
Фото: Seiichi Ohsawa / Chichu Art Museum
Музей Андо в Наосиме, архитектор Тадао Андо, 2004 год
Фото: Сигэо Огава / Tadao Ando Architect & Associates / Google Arts and Culture

Сила света

Ле Корбюзье буквально учился в соборах, где свет не просто падает сквозь вытянутые окна — он движется, меняет цвет, играет с поверхностью. Свет Корбюзье пересекается и соединяется.

Интерьер Нотр-Дам-дю-О в Роншане. Архитектор Ле Корбюзье, 1955 год
Фото: Chapel Le Corbusier Ronchamp
Церковь Святого Петра, Фирмини. Архитектор Ле Корбюзье. Возведена по планам модерниста уже после его смерти
Фото: F.L.C / ADAGP Paris / Jacqueline Poggi / Sweetsofa / Flickr

Андо же, напротив, загоняет свет в рамки и договаривается с ним. В Часовне Света в Осаке — крест белого сияния на стене, который нельзя включить или выключить: он появляется сам, когда солнце находится в нужной точке.

«Более полувека назад, когда мне было чуть за двадцать, я путешествовал по миру в поисках архитектуры. В соборе Нотр-Дам-дю-О работы Ле Корбюзье в Роншане я случайно попал на мессу. Свет, одновременно прекрасный и яркий, лился на спины молящихся. Он был торжественным, но мягким, он обнимал их сердца. В тот момент я понял, что это то самое идеальное пространство, которое я искал. Можно создавать архитектуру, просто стремясь к свету. Это была истина, которую я усвоил. С тех пор и по сей день я продолжаю свои поиски света, а всё началось в пространстве Роншана».

Интервью в Vanity Fair, 2025 год

Часовня Света в Ибараки. Архитектор Тадао Андо, 1989 год
Фото: hiromitsu morimoto / Flickr
Часовня Света в Ибараки. Архитектор Тадао Андо, 1989 год
Фото: antjeverena / Wikimedia Commons

Форма правления

У обоих архитекторов здания из простых фигур: в них легко разглядеть куб, шар и параллелепипеды.

Ле Корбюзье играл с композицией и мыслил здания как скульптуры в пространстве, а с помощью нарушения симметрии создавал ритм.

Вилла Ла Рош / Жаннере — один из первых крупных проектов Ле Корбюзье. 1920-е
Фото: Fondation Le Corbusier

Андо, напротив, соединяет объёмы с каллиграфической точностью: у него не встретишь форм, которые покажутся случайными.

«„矩“ (принцип кане, который использует Тадао Андо. — Ред.) можно перевести как «геометрия». Ограниченные материалы, абстрактная природа и чистая геометрия — эти три элемента были темой моей архитектуры на протяжении более полувека. Я сознательно ставлю ограничения в дизайне, потому что у меня есть простая цель — создать такой мир, какой не может никто другой, методом, который доступен всем».

Интервью в Vanity Fair, 2025 год

Дом Адзума — одно из первых зданий Андо. Находится в Осаке
Фото: Tadao Ando Architect & Associates / Google Arts and Culture

Природный ресурс

Для Ле Корбюзье природа — часть рациональной урбанистической системы. Сады на крышах и озеленённые террасы нужны для того, чтобы делать жизнь человека правильнее, упорядоченнее.

Здание, объединяющее лечебные кабинеты и жилые помещения, для аргентинского врача. Архитектор Ле Корбюзье, 1949–1954 годы
Фото: Fondation Le Corbusier
Фото: Fondation Le Corbusier

Для Тадао Андо природа важнее архитектуры. На острове искусств Наосима, где он создал несколько зданий, вода течёт сквозь музей, ветер проходит через арку, а стены будто прорастают в ландшафте.

«Для меня идеальный образец гармонии в архитектуре — римский Пантеон... Чистейшие геометрические формы и естественный свет пропитывают пространство жизнью. Я верю, что это абсолют гармонии между природой и архитектурой».

Интервью в The Talks, 2021 год

Холм Будды. Архитектор Тадао Андо
Фото: Сигэо Огава / Tadao Ando Architect & Associates / Google Arts and Culture
Храм воды. Архитектор Тадао Андо, 1991 год
Фото: Мицумаса Фудзицука / Tadao Ando Architect & Associates / Google Arts and Culture
Ворота Создания в Мексике. Архитектор Тадао Андо
Фото: Roberto Garza Sada Center

Запад и Восток

Ле Корбюзье и Андо — создатели не просто стен и потолков, а опыта: их здания заставляют что-то почувствовать.

Ле Корбюзье был голосом модернизма, он опирался на веру в науку и расчёт. Он мыслил пространствами, где каждый человек найдёт правильное место и станет субъектом прогресса.

Дом Армии Спасения в Париже. Архитектор Ле Корбюзье, 1926–1929 годы
Фото: Iantomferry / Wikimedia Commons

Андо говорит не об изменении мира и организации жизни человека, а об изменении взгляда. Он берёт модернистский рациональный минимализм и соединяет его с восточной философией: пустота сделает своё дело с умами и душами людей.

«У архитектуры есть рациональная функция, которая должна присутствовать в реальной жизни людей».

Интервью в The Talks, 2021 год

Музей в Осаке. Архитектор Тадао Андо, 1989 год
Фото: Tadao Ando Architect & Associates / Google Arts and Culture

Сопротивление шуму

Мы живём в обществе усталости и ежедневно эксплуатируем себя: быстрее, эффективнее, продуктивнее. Главное — не забыть поделиться этим в социальных сетях с такими же уставшими, как ты.

Но где в этом всём место для тишины? Где пространство, в котором можно просто быть? Архитектура Андо и Ле Корбюзье — антидот от суеты.

Вилла Савой. Архитектор Ле Корбюзье, 1931 год
Фото: Fondation Le Corbusier

Их здания не требуют от нас ничего, не кричат, не привлекают внимание. Они открывают пространство для человека размышляющего — редкий ресурс в мире, где каждый метр должен быть «освоенным» и «приносящим пользу»

«Человеку необходима сама возможность созерцания, которое позволяет развиваться, в том числе новым формам культуры. Например, так, как известно, была изобретена философия. Созерцание же возможно благодаря глубокой скуке, на которую субъект общества достижений не способен. Поэтому, если современные люди, охваченные депрессией, хотят избавиться от своего недуга, им нужно стремиться к глубокой скуке».

Бён-Чхоль Хан, «Общество усталости. Негативный опыт в эпоху чрезмерного позитива»

Музей Бенессе. Архитектор Тадао Андо, 1988–1995 годы
Фото: Todd Lappin / Flickr
Дом в Чикаго. Архитектор Тадао Андо, 1997 год
Фото: Shigeo Ogawa / Tadao Ando Architect & Associates / Google Arts and Culture

Ле Корбюзье мечтал о городе будущего, Андо живёт вечным, но наследие обоих родственно. Оно не в массах бетона и чертежах, а в вопросах, которые они оставляют:

  • Что такое пространство?
  • Как оно влияет на нас?
  • Что способна с нами сделать архитектура?

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!





Учитесь дизайну бесплатно ➞

Переходите в Telegram и пройдите бесплатный курс «Как зарабатывать на дизайне от 100 000 ₽». Выполните реальные задачи по иллюстрированию, веб- и графическом дизайну. Определите, какое направление вам по душе, и получите полезные подарки!

Пройти курс→
Попробуйте себя в 3D-дизайне
Переходите в Telegram и пройдите бесплатный курс по 3D-моделированию в Blender для новичков. Создайте свои первые проекты для портфолио и получите полезные подарки.
Пройти курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована