Без единорога и излишеств. Айдентика музея-заповедника «Коломенское» и усадьбы Измайлово
О графической системе для бывших царских резиденций, где теперь есть культура для всех.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Команда одного из главнейших московских музейных комплексов рассказывает, как им удалось подобрать ключ к айдентике места, где можно побыть наедине с природой и совершить путешествие во времени.
Колóменское, архитектурный ансамбль XVI–XVII веков <…> на правом, высоком берегу реки Москва. Впервые село К. упоминается в 1336-м в духовной грамоте Ивана I Даниловича Калиты; <…> в XVI веке стало крупной великокняжеской, а позднее царской вотчиной, до начала XIX века оставалось одной из резиденций российских монархов. <…>
Место, где находился несохранившийся дворец, занято парком, в который перевезены в 1927–1959-м из разных мест уникальные памятники деревянного зодчества.
В 1923 году <…> организован музей.
Большая российская энциклопедия
* * *
Измайлово — знаменитая загородная резиденция русских царей. В 1660-е годы по приказу царя Алексея Михайловича был создан рукотворный остров, ставший центром крупнейшего экспериментального хозяйства своего времени. Именно здесь Пётр I нашёл старый ботик «Святой Николай», ставший «дедушкой русского флота».
Сайт Московского государственного объединённого музея-заповедника
Знаки
В 2023 году музею-заповеднику «Коломенское» исполнилось сто лет. К этому моменту он уже был частью большого культурного комплекса — «Московский государственный объединённый музей-заповедник „Коломенское“ и усадьба Измайлово». Сразу после юбилея для двух территорий обновили айдентику.
Фирменным знаком и для Коломенского, и для Измайлова стал ключ — визуальное выражение идеи о том, что эти пространства дают доступ к истории, искусству, ремёслам и знаниям. Отличаются знаки нюансами: бородки ключей выполнены в виде миниатюрной кириллической буквы «И» для Измайлова и «К» для Коломенского.
Вика Ехтарян
арт-директор
— Музей-заповедник «Коломенское» и усадьба Измайлово разные, хотя и объединены в одну институцию. Хотелось сделать знаки едиными, но со своими особенностями, причём чтобы это не выглядело механическим копированием.
У каждого ключа своя любопытная деталь в рисунке, но они остаются парой. У «К» ровные линии, а у «И» слегка изогнутая вертикаль. С нашей точки зрения, так образ получился более выразительным и лучше различимым.
Элементы рифмуются своими изгибами и смотрятся едино с названиями территорий — эти текстовые части были отрисованы ранее, до нашей работы. При этом знак ключа может существовать как в паре с ними, так и автономно.
Софья Прохорова
креативный директор
— Первоначально в качестве символа попробовали использовать единорога — один из символов царской власти. Он вместе со львом присутствует на крыше Дворца царя Алексея Михайловича и изображён на многочисленных росписях внутри.
Но от единорога решили отказаться: теперь Коломенское и Измайлово — это не только бывшие царские резиденции, но и множество выставок, образовательных мероприятий, услуг и так далее. То есть необходимо было найти более общий, абстрактный, графически современный знак.
Арт-директор Юрий Наумкин разработал несколько вариантов из букв «К» и «И», сменивший его Алексей Величкин предложил стилизованный знак ♾ (бесконечность) и ключ, который в итоге выбрали и доработали.
Формы
Кроме главных, объединяющих знаков, для айдентики разработали набор элементов. Их графику взяли с архитектурных деталей: в простых и сложных формах видны силуэты окон, куполов, арок.
Решение с формами — распространённый ход в айдентике, особенно музейной, поэтому несложно догадаться, откуда они родом: это не прямое, но цитирование объектов музея-заповедника. Вдохновением тут выступили звёзды ансамбля: церковь Вознесения, Дворец царя Алексея Михайловича, объекты Музея деревянного зодчества.
Мы буквально ходили по территории, документировали и по фотографиям отрисовывали в векторе.
Сначала форм получилось много, некоторые из них были слишком детализированные, некоторые ассоциативно отсылали к памятникам, которых нет на территории Коломенского или Измайлова. Поэтому от части мы отказались, а оставшиеся упростили в рисунке, избавив от лишних выступов, углов и изгибов. Избавились также от нефункциональных форм, в которые было сложно вписать фотографию или условное название выставки, и от форм, которые не сочетались друг с другом.
Вика Ехтарян
Цвета и шрифты
Фирменную палитру определил ландшафт и сама природа мест. Московские музеи-заповедники — это яблоневые сады, побелённые стены церквей, деревья и травы средней полосы, краски зимы, осени, лета.
Мы не могли ограничиться скромной палитрой. В музее-заповеднике около 350 продуктов разной направленности (детские занятия, экскурсии, церемонии бракосочетания и другие). Кроме того, мы должны учитывать пожелания коллег из выставочного отдела при разработке афиш для выставок (а у каждой выставки своё уникальное оформление). И тут нужен был некоторый простор для манёвров. Мы также должны учитывать сезонность (всё вокруг белое или зелёное) и разные места для носителей (и интерьер, и экстерьер). Удалось сформировать рабочую и гармоничную палитру, которая даёт разнообразие, но при этом сдерживает, чтобы сущности айдентики не расплывались.
Вика Ехтарян
Фирменной парой шрифтов и для Коломенского, и для Измайлова стали Apoc и Golos. Роль Apoc — акценты и выразительные детали, Golos — остальные тексты.
В первоначальной версии брендбука был шрифт Favorit Pro. Но по двум причинам от него пришлось отказаться.
Во-первых, возникли проблемы с лицензией: мы не могли купить шрифт напрямую у авторов из Швейцарии, а в России не было официального лицензиата. Во-вторых, кириллица у этого шрифта спорная: нам часто прилетали вопросы от коллег и посетителей о рисунке цифры 8 и буквы «У» в этом шрифте.
Поэтому приняли решение заменить Favorit на Golos, который достойно закрывает все наши задачи. Смена шрифта прошла безболезненно для наших зрителей, а раздражающий фактор ушёл.
Apoc — выразительный и экспрессивный, к тому же хорошо рифмуется с нашими формами-контейнерами. Мы используем его в крупных носителях, выделяем самую главную мысль в коммуникации.
Вика Ехтарян
Москва и дизайнеры
Коломенское и Измайлово — старинные московские места. Это неурбанизированные, аутентичные территории того спокойного, небезумного города с размеренным ритмом жизни, каким была Москва, прежде чем снова стать столицей после революции. И у этих пространств есть свой дух, который каким-то образом надо определить дизайнерам.
Нужно ли дизайнеру обязательно хорошо ориентироваться в таком историческом пространстве, чтобы делать айдентику? Нужно ли много и долго гулять по садам, кататься на велосипеде по парку, смотреть на кирпичный узор?
Возможно. Но что точно нужно — это погрузиться в рабочий материал.
Не надо подолгу вдохновляться закатами над садами, но надо знать суть места, его историю, ключевых персон и улавливать правильные вибрации — чтобы избежать поверхностной работы и нелепых ошибок. Например, в самом начале работы в айдентику Коломенского закрался очень яркий образ из архитектуры конца 1920-х, который там был явно неуместен.
Должен ли дизайнер быть москвичом, чтобы создавать визуальные стили для старинных московских мест? Кажется, что дело не в прописке, а в степени погружённости и понимания места. Но возможность лично появиться в этом месте, «почувствовать его ногами и глазами» точно поможет в работе.
Вика Ехтарян
Москвичом быть совсем не обязательно. Как и в любой работе: хорошо, когда любишь то, что делаешь. В нашем случае здорово, если при любви к графическому дизайну есть и любовь, и искренний интерес к истории России, музейному делу и природе.
Коломенское — это не только заповедник, это также и музей. Долго гулять по садам и смотреть на пруды, конечно, нужно, как минимум для душевного удовольствия: редкое место работы находится в таком окружении. Но также следует заглядывать в фондохранилище, изучать коллекцию музея, посещать выставки: за более чем сто лет было собрано и бережно сохранено около 180 тысяч экспонатов — это гигантский потенциал для вдохновения при разработке визуальных идей.
Софья Прохорова
Радует, что в этом проекте объёмные и сложные ТЗ удаётся переводить в понятный и упорядоченный визуальный язык. Нравится, что у нас есть ровная база для регулярных коммуникаций и есть возможность делать что-то новое для спецпроектов, разбавляя тем самым базу. Но оставаясь при этом в рамках гайдбука, что важно.
Радует, что мы можем делать дизайн с «русским» визуальным характером без лубка и карикатуры. Для этого нужно думать и копать глубже, чем первый уровень ассоциации. Уважать фактуру, с которой работаешь.
Вика Ехтарян
Очень радует, что с учётом всех особенностей — две разные территории, множество направлений деятельности, ранее утверждённые логотипы и тому подобное — нам самостоятельно удалось создать гармоничный, уместный и, главное, жизнеспособный визуальный стиль.
Софья Прохорова
Команда
Креативный директор: Софья Прохорова.
Проджект-менеджмент: Лина Исянова.
Арт-дирекшен: Виктория Ехтарян, Алексей Величкин, Юрий Наумкин, Павел Пахомов.
Дизайнеры: Тата Мустакаева, Алёна Рощупкина, Алина Гонтарь, Денис Маслов, Елизавета Руденко.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!