Дизайн
#кейсы

Без единорога и излишеств. Айдентика музея-заповедника «Коломенское» и усадьбы Измайлово

О графической системе для бывших царских резиденций, где теперь есть культура для всех.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Команда одного из главнейших московских музейных комплексов рассказывает, как им удалось подобрать ключ к айдентике места, где можно побыть наедине с природой и совершить путешествие во времени.

Колóменское, ар­хитектурный ан­самбль XVI–XVII веков <…> на пра­вом, вы­со­ком бе­ре­гу реки Мо­ск­ва. Впер­вые се­ло К. упо­ми­на­ет­ся в 1336-м в ду­хов­ной гра­мо­те Ива­на I Да­ни­ло­ви­ча Ка­ли­ты; <…> в XVI веке ста­ло круп­ной ве­ли­ко­кня­же­ской, а позд­нее цар­ской вот­чи­ной, до начала XIX века ос­та­ва­лось од­ной из ре­зи­ден­ций российских мо­нар­хов. <…>

Ме­сто, где на­хо­дил­ся не­со­хра­нив­ший­ся дво­рец, за­ня­то пар­ком, в ко­то­рый пе­ре­ве­зе­ны в 1927–1959-м из раз­ных мест уни­каль­ные па­мят­ни­ки де­ревянного зод­че­ст­ва.

В 1923 году <…> ор­га­ни­зо­ван му­зей.

Большая российская энциклопедия

* * *

Измайлово — знаменитая загородная резиденция русских царей. В 1660-е годы по приказу царя Алексея Михайловича был создан рукотворный остров, ставший центром крупнейшего экспериментального хозяйства своего времени. Именно здесь Пётр I нашёл старый ботик «Святой Николай», ставший «дедушкой русского флота».

Сайт Московского государственного объединённого музея-заповедника

Знаки

В 2023 году музею-заповеднику «Коломенское» исполнилось сто лет. К этому моменту он уже был частью большого культурного комплекса — «Московский государственный объ­еди­нён­ный му­зей-за­по­вед­ник „Коломенское“ и усадьба Из­май­ло­во». Сразу после юбилея для двух территорий обновили айдентику.

Фирменным знаком и для Коломенского, и для Измайлова стал ключ — визуальное выражение идеи о том, что эти пространства дают доступ к истории, искусству, ремёслам и знаниям. Отличаются знаки нюансами: бородки ключей выполнены в виде миниатюрной кириллической буквы «И» для Измайлова и «К» для Коломенского.

Рисунки вдохновлены старинными ключами из фондов музея-заповедника. Некоторые из них можно увидеть в постоянной экспозиции или в онлайн-коллекции
Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Вика Ехтарян

арт-директор


— Музей-заповедник «Коломенское» и усадьба Измайлово разные, хотя и объединены в одну институцию. Хотелось сделать знаки едиными, но со своими особенностями, причём чтобы это не выглядело механическим копированием.

У каждого ключа своя любопытная деталь в рисунке, но они остаются парой. У «К» ровные линии, а у «И» слегка изогнутая вертикаль. С нашей точки зрения, так образ получился более выразительным и лучше различимым.

Элементы рифмуются своими изгибами и смотрятся едино с названиями территорий — эти текстовые части были отрисованы ранее, до нашей работы. При этом знак ключа может существовать как в паре с ними, так и автономно.

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance
Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Софья Прохорова

креативный директор


— Первоначально в качестве символа попробовали использовать единорога — один из символов царской власти. Он вместе со львом присутствует на крыше Дворца царя Алексея Михайловича и изображён на многочисленных росписях внутри.

Но от единорога решили отказаться: теперь Коломенское и Измайлово — это не только бывшие царские резиденции, но и множество выставок, образовательных мероприятий, услуг и так далее. То есть необходимо было найти более общий, абстрактный, графически современный знак.

Арт-директор Юрий Наумкин разработал несколько вариантов из букв «К» и «И», сменивший его Алексей Величкин предложил стилизованный знак ♾ (бесконечность) и ключ, который в итоге выбрали и доработали.

Изразец с единорогом, изразец-поясок с единорогом и львом. XVII век
Фото: МГОМЗ
Справа на фото — роспись потолка с единорогом и львом в экспозиции музея
Фото: МГОМЗ

Формы

Кроме главных, объединяющих знаков, для айдентики разработали набор элементов. Их графику взяли с архитектурных деталей: в простых и сложных формах видны силуэты окон, куполов, арок.

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Решение с формами — распространённый ход в айдентике, особенно музейной, поэтому несложно догадаться, откуда они родом: это не прямое, но цитирование объектов музея-заповедника. Вдохновением тут выступили звёзды ансамбля: церковь Вознесения, Дворец царя Алексея Михайловича, объекты Музея деревянного зодчества.

Мы буквально ходили по территории, документировали и по фотографиям отрисовывали в векторе.

Сначала форм получилось много, некоторые из них были слишком детализированные, некоторые ассоциативно отсылали к памятникам, которых нет на территории Коломенского или Измайлова. Поэтому от части мы отказались, а оставшиеся упростили в рисунке, избавив от лишних выступов, углов и изгибов. Избавились также от нефункциональных форм, в которые было сложно вписать фотографию или условное название выставки, и от форм, которые не сочетались друг с другом.

Вика Ехтарян

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance
Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Цвета и шрифты

Фирменную палитру определил ландшафт и сама природа мест. Московские музеи-заповедники — это яблоневые сады, побелённые стены церквей, деревья и травы средней полосы, краски зимы, осени, лета.

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Мы не могли ограничиться скромной палитрой. В музее-заповеднике около 350 продуктов разной направленности (детские занятия, экскурсии, церемонии бракосочетания и другие). Кроме того, мы должны учитывать пожелания коллег из выставочного отдела при разработке афиш для выставок (а у каждой выставки своё уникальное оформление). И тут нужен был некоторый простор для манёвров. Мы также должны учитывать сезонность (всё вокруг белое или зелёное) и разные места для носителей (и интерьер, и экстерьер). Удалось сформировать рабочую и гармоничную палитру, которая даёт разнообразие, но при этом сдерживает, чтобы сущности айдентики не расплывались.

Вика Ехтарян

Фирменной парой шрифтов и для Коломенского, и для Измайлова стали Apoc и Golos. Роль Apoc — акценты и выразительные детали, Golos — остальные тексты.

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

В первоначальной версии брендбука был шрифт Favorit Pro. Но по двум причинам от него пришлось отказаться.

Во-первых, возникли проблемы с лицензией: мы не могли купить шрифт напрямую у авторов из Швейцарии, а в России не было официального лицензиата. Во-вторых, кириллица у этого шрифта спорная: нам часто прилетали вопросы от коллег и посетителей о рисунке цифры 8 и буквы «У» в этом шрифте.

Поэтому приняли решение заменить Favorit на Golos, который достойно закрывает все наши задачи. Смена шрифта прошла безболезненно для наших зрителей, а раздражающий фактор ушёл.

Apoc — выразительный и экспрессивный, к тому же хорошо рифмуется с нашими формами-контейнерами. Мы используем его в крупных носителях, выделяем самую главную мысль в коммуникации.

Вика Ехтарян

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Москва и дизайнеры

Коломенское и Измайлово — старинные московские места. Это неурбанизированные, аутентичные территории того спокойного, небезумного города с размеренным ритмом жизни, каким была Москва, прежде чем снова стать столицей после революции. И у этих пространств есть свой дух, который каким-то образом надо определить дизайнерам.

Нужно ли дизайнеру обязательно хорошо ориентироваться в таком историческом пространстве, чтобы делать айдентику? Нужно ли много и долго гулять по садам, кататься на велосипеде по парку, смотреть на кирпичный узор?

Возможно. Но что точно нужно — это погрузиться в рабочий материал.

Не надо подолгу вдохновляться закатами над садами, но надо знать суть места, его историю, ключевых персон и улавливать правильные вибрации — чтобы избежать поверхностной работы и нелепых ошибок. Например, в самом начале работы в айдентику Коломенского закрался очень яркий образ из архитектуры конца 1920-х, который там был явно неуместен.

Должен ли дизайнер быть москвичом, чтобы создавать визуальные стили для старинных московских мест? Кажется, что дело не в прописке, а в степени погружённости и понимания места. Но возможность лично появиться в этом месте, «почувствовать его ногами и глазами» точно поможет в работе.

Вика Ехтарян

Усадьба Измайлово
Фото: МГОМЗ
Коломенское
Фото: МГОМЗ

Москвичом быть совсем не обязательно. Как и в любой работе: хорошо, когда любишь то, что делаешь. В нашем случае здорово, если при любви к графическому дизайну есть и любовь, и искренний интерес к истории России, музейному делу и природе.

Коломенское — это не только заповедник, это также и музей. Долго гулять по садам и смотреть на пруды, конечно, нужно, как минимум для душевного удовольствия: редкое место работы находится в таком окружении. Но также следует заглядывать в фондохранилище, изучать коллекцию музея, посещать выставки: за более чем сто лет было собрано и бережно сохранено около 180 тысяч экспонатов — это гигантский потенциал для вдохновения при разработке визуальных идей.

Софья Прохорова

Минея служебная, декабрь. Печатная книга 1620 года из коллекции музея-заповедника «Коломенское»
Фото: Музей-заповедник Коломенское

Радует, что в этом проекте объёмные и сложные ТЗ удаётся переводить в понятный и упорядоченный визуальный язык. Нравится, что у нас есть ровная база для регулярных коммуникаций и есть возможность делать что-то новое для спецпроектов, разбавляя тем самым базу. Но оставаясь при этом в рамках гайдбука, что важно.

Радует, что мы можем делать дизайн с «русским» визуальным характером без лубка и карикатуры. Для этого нужно думать и копать глубже, чем первый уровень ассоциации. Уважать фактуру, с которой работаешь.

Вика Ехтарян

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Очень радует, что с учётом всех особенностей — две разные территории, множество направлений деятельности, ранее утверждённые логотипы и тому подобное — нам самостоятельно удалось создать гармоничный, уместный и, главное, жизнеспособный визуальный стиль.

Софья Прохорова

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Команда


Креативный директор: Софья Прохорова.

Проджект-менеджмент: Лина Исянова.

Арт-дирекшен: Виктория Ехтарян, Алексей Величкин, Юрий Наумкин, Павел Пахомов.

Дизайнеры: Тата Мустакаева, Алёна Рощупкина, Алина Гонтарь, Денис Маслов, Елизавета Руденко.

Изображение: Victoria Ekhtaryan / Alena Roschupkina / Alina Gontar / Tata Mustakaeva / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована