Ученик Репина, крестьянин, эмигрант и «Паганини» пейзажа: художник Степан Колесников
История несправедливо забытого художника, пережившего две войны, две революции и эмиграцию.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Сегодня имя Степана Колесникова не очень известно, хотя при жизни его картины украшали коллекции монархов и были символом высокого статуса. Уроженец крестьянской глубинки, чьи выставки гремели от Парижа до Лондона, он боялся одного — что о нём не будут знать на родине.
Из рассыльного — в студенты лучшего художественного училища
Степан родился в 1879 году в Славяносербском уезде Российской империи, где уже больше века жили переселенцы из Сербии: сербы, валахи, черногорцы, здесь же проживало много молдаван и болгаров. С Сербией художника связывали и корни: его мама — сербка из рода Стефановичей, которая вышла за русского крестьянина.
Степан любил рисовать с детства: начинал с того, что собирал и зарисовывал чучела птиц. Первые художественные «уроки» получил от заезжих изографов — так раньше называли живописцев и иконописцев. Из четверых детей в бедной семье только Степану и младшему Ивану отец разрешил оставить хозяйство ради искусства.
Талант Колесникова впервые отметили, когда юноше было 17: губернский чиновник приехал по инспекционным делам и заметил, как волостной рассыльный рисует пейзаж. Это решило всё: работы Колесникова отправили на Всероссийскую выставку в Нижний Новгород, а земство назначило стипендию. Через год Степан учился в Одесском художественном училище — одном из лучших в империи.

Изображение: Wikimedia Commons
Как учителя научили Колесникова видеть мир
Наставник в училище Кириак Костанди сильно повлиял на развитие Колесникова: вместе с другими преподавателями он изменил учебный процесс и заменил устаревшее рисование с оригиналов картин тщательным изучением натуры. Костанди проводил пленэры и учил студентов внимательно вглядываться в цвета природы, замечать, как свет меняет колорит и формы предметов.
Колесников перенял и развил идеи своего наставника, научился чувствовать поэзию природных мотивов, передавать ритм цвета и чистое впечатление от пейзажей. А ещё — по-особенному внимательно относиться к природной натуре.
— Где вы этот дубок писали?
— Не здесь, — на финском болоте такая силища не вырастет! Для этого нужны солнце, свобода — раздолье! Это в Пензенской губернии, на Хопре. Дубок на слишком влажной почве растёт стоеросом, не то вяз, не то дуб, а где посуше — там с вывертом, с дуплом, со ссадиной, с желваком, с загогулиной, весь в морще и трещине. Красота! Такой дуб отыскать надо — поездить, потратиться!
Диалог между покупателем и Степаном Колесниковым из воспоминаний художника Владимира Милашевского. Цитата по статье искусствоведа Татьяны Подстаницкой

Изображение: Public Domain
Степан бок о бок учился и дружил с будущими звёздами: Исааком Бродским, Митрофаном Грековым, Давидом Бурлюком. На рубеже веков он женился на дочери греческого помещика Ирине Попандопуло — драматично, «уведя» её у Грекова «под страхом убить её и друга-соперника». В степановские 22 года у пары родилась дочь Люба, потом появился сын Фёдор. Позже Колесников уйдёт из семьи и оставит родных в одиночестве на чужбине.
Как Колесников покорил Мюнхен и получил золото от Николая II
Степан окончил училище с отличием и без экзаменов поступил в Императорскую Академию художеств, где быстро заработал славу талантливого и трудолюбивого ученика. Его наставниками были Александр Киселёв и Илья Репин, который очень тепло и с восхищением отзывался о Колесникове, «всегда любовался необычайной красотой серых, отрёпанных ветрами, пустых ветвей» на его пейзажах.
Дорогой Степан, простите, забыл Вас по отчеству. Всё утро сегодня наслаждаюсь фотографиями Ваших работ <…> О! Какой Вы превосходный художник.
Я так очарован снимками с Ваших чудесных картин! От восторга у меня язык прилип к гортани! Какой размах! Какая кисть! И сколько вкуса! Чудо! Чудо!
Из писем Ильи Репина

Читайте также:

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain
Дипломная работа, картина «Весна», принесла первую славу: премия Академии, золотая медаль в Мюнхене, звание почётного гражданина и подарок от Николая II — золотой портсигар с надписью «Да будет твоей путеводной!». Петербургская пресса писала:
Замечательное дарование молодого мастера сочетается с виртуозной техникой. От его картин веет непосредственным поэтическим чувством и музыкальностью.
Цитата по статье искусствоведа Татьяны Подстаницкой
К сожалению, картину в открытом доступе не найти, оригинал находится в Днепропетровском художественном музее.
Слава на родине и за границей
К 31 году Колесникова знают на родине и за рубежом: его картины участвуют в международных выставках в Лондоне, Венеции и Риме, их покупают великие княгини. У «обычного» зрителя картины художника тоже вызывают восторг:
Вот вбегает в столовую Степан Колесников. Ухарь-купец! Расступись! Сторонись, мелюзга! Он не подходит к кассе, как все остальные. Он садится за стол, растопыривает локти. Голова в русых кудрях, светлая бородка. Он, как в беспроигрышной рулетке, загребает деньги. На выставке — восемь — девять — десять этикеток, под каждым пейзажем: «продано», «продано», «продано». Ему предстоит повторять, повторять, а деньги в карман совать, совать, совать… Дух захватывает от удачи!
<…>
— Вы сами-то силища какая! — говорит восхищённый поклонник. — У меня есть один ваш этюд. Дела, дела, финансы, отчёты, а как оторвёшься от стола, да взглянешь на вашу картину, так и чувствуешь: а ведь я, чёрт возьми, русский человек!
Воспоминания художника Владимира Милашевского. Цитата по статье искусствоведа Татьяны Подстаницкой

Фото: Public Domain
Колесников очень любил писать маслом, гуашью и темперой. Как вспоминала племянница художника Любовь Гейрот, пейзажи Колесникова были «залиты знойным солнцем, небеса изумительно лазурные, зелень яркая».

Изображение: Bonhams
Любимые темы Колесникова — переходные состояния природы между сезонами, с деревьями «какими-то особенными, со своеобразным переплетением ветвей». Колесникова так и называли — «Паганини дубовых веток».

Изображение: Christie’s

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain
А ещё он по-особенному рисовал снег — белый и очень чистый.

Изображение: Public Domain

Изображение: Sothebys
Полотно «В старой усадьбе» принесло Колесникову звание художника и открыло путь за границу: Степан получил право на стажировку на средства академии.
Благодаря продаже некоторых моих произведений и благодаря благосклонно приобретённым у меня их Императорскими Высочествами Марией Павловной, Ксенией Александровной и Ольгой Александровной, у меня образовалась сумма, на которую я имею полную возможность отправиться за границу и двух третей из назначенного мне пенсионерского содержания не брать.
Степан Колесников. Цитата по статье искусствоведа Татьяны Подстаницкой

Изображение: Public Domain
Заграничные путешествия и «азиатский этап»
В поездке Колесников посетил Германию, Италию, Бельгию, Францию, тогда же впервые побывал в Сербии. Работал в Бессарабии, в Подольских Карпатах, Болгарии. Коллекции Лувра и Пти-Пале произвели на художника неизгладимое впечатление: он старался копировать работы «величайших мастеров», чтобы «понимать их смысл, как самую важную основу искусства».
На Капри он познакомился с Максимом Горьким, в Париже стал членом международного товарищества живописцев «Леонардо да Винчи». В ноябре 1912 года в Императорском Обществе поощрения художеств прошла его первая персональная выставка.
Степан Колесников принадлежит числу тех замечательных русских художников, которые вдруг расцветают, становятся популярны, ежегодно производят сотни картин, вызывают подражания и подделки, становятся «своими» в самом маленьком собрании картин… Степан Колесников с лирическим восторгом пишет южнорусский чернозём. Он поэт донских, подольских, екатеринославских, херсонских и таврических полей. Никто до него с такой грустью, неподдельной любовью и оригинальным мастерством не передавал серых, дождливых небес Полесья, склонившихся над березняками и болотистыми дорогами. Он поэт половодья, тающих снегов, тихих русских вод, русской распутицы и русской хаотической, но какой-то бодрой весны, каждый раз обещающей урожай.
Художественный критик Иероним Ясинский, «Биржевые ведомости» от 6 ноября 1912 г. Цитата из книги «Русская эмиграция в Сербии XX–XXI вв.» В. И. Косика

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain

Изображение: Artnet
Колесников был не только живописцем, он ещё умело рисовал графику и создавал рисунки карандашом — хоть и краски манили его больше.

Изображение: Mutual Art
Сама суть его творчества находится на стыке графики и живописи — в некоторых картинах это видно особенно ярко.

Изображение: Собрание Владимира Пешича
В 34 года Колесников совершил большое путешествие на верблюдах в Туркестан и Китай для визуального обогащения. Несколько лет после поездки в его картинах будут встречаться азиатские сюжеты, которые ещё больше укрепят его популярность: тогда журналы охотно публиковали репродукции полотен с мотивами из далёких стран. Большинство «азиатских» работ Колесникова разошлись по музеям и частным коллекциям.

Изображение: Sothebys

Изображение: Christie’s

Изображение: Sothebys
Война в картинах пейзажиста
С наступлением Первой мировой войны Степана освободили от службы в армии как государственного стипендиата, но он принимал участие как художник: выезжал на фронт и рисовал об этом картины. Даже здесь он оставался верен тихим сюжетам: писал не масштабные схватки, а простых солдат, которые отдыхают на привале или празднуют Пасху.

Изображение: Public Domain

Изображение: аукционный дом Александр

Изображение: Public Domain
Его картины публиковали в журналах и показывали на благотворительной выставке «Артист — солдату». Художественные критики оценили их положительно.
Степан Колесников, оставаясь чистейшим пейзажистом, перевоплощается понемногу в жанриста. И теперь, в данный момент — с определённой батальной окраской. Он поработал над фигурами, над техникой живописи и рисунка лошадей и достиг в этом отношении той грамотности, которая уже совершенно развязывает руки пейзажисту, не ограничивающемуся в своих фигурах лишь значением декоративного письма. Художник побывал в ближайшем тылу кровавых полей, вот почему так типичны и жизненны два его сибирских стрелка в косматых папахах, этот маленький дозор, притаившийся в лесной гуще среди бодрого, осеннего, прозрачного дня.
Ведущий художественный критик первый двух десятилетий XX века Н. Н. Брешко-Брешковский. Сайт russianartcollection
Побег в Сербию, работа грузчиком и утеря русского наследия
На век Колесникова выпало две революции, и к ним он отнёсся противоположно: принял события 1905 года и не принял 1917-го, «робко сделался монархистом» и поддержал Белое движение. В 1917 году он с семьёй отправился на свою одесскую дачу — надеялся переждать хаос, но оказался в гуще событий.
Семья Колесников бежала из России: сначала в Турцию, затем в Грецию и, наконец, в 1920-м осела в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, на территории нынешней Сербии. Часть картин художника была отправлена через Варшаву в Белград, но потерялась в пути — остался только список. То же случилось со второй частью, которая с начала Первой мировой войны хранилась в мастерской Колесникова в Андреевке: искусствоведы предполагают, что коллекция пропала во время революции — снова остался только список работ. Русское наследие картин Степана Колесникова практически не сохранилось.
В Белграде Степан купил небольшой дом напротив сада «Евремовац», на улице Князя Павла, 81, — нынешней улице Деспота Стефана. Вначале никому здесь не известный, сорокалетний художник был вынужден работать грузчиком на вокзале. Но творчество не забросил: в витрине книжной лавки появились две его акварели, а рядом — объявление о приёме заказов.
Как русский художник стал лучшим живописцем Сербии
В 1920-х Сербия стала для русских художников уникальным пространством: страна остро нуждалась в мастерах, особенно для росписи и реставрации храмов, а конкуренция была минимальной — большинство творцов-эмигрантов выбрали Париж.
Колесников, как и на родине, быстро завоевал признание. Уже к 1922 году в Белграде прошла его выставка, он устроился преподавать в русско-сербской гимназии и стал сотрудничать с Народным театром как сценограф. Талант Колесника оценил король Александр I: художнику доверили реставрацию средневековых монастырей и картин, за что он был удостоен ордена Святого Саввы.
Его работы стали символом статуса — ни один дом сербской элиты не считался завершённым без пейзажа Колесникова. Пиком славы стала монументальная роспись «Богиня Талия на квадриге» в Народном театре, над которой он трудился пять лет. Голубое небо в весенних оттенках, прозрачные облака, летящие фигуры — художник остался верен своему стилю, хотя классическая античная тема не была для него характерна.

Фото: Национальный театр в Белграде

Фото: Национальный театр в Белграде
В письме к Репину от 2 февраля 1925 года Колесников писал:
Я брошен судьбою в Белград (Сербия) и вот уже четыре с половиной года работаю здесь: написал плафон в оперном театре, около 80 квадр. метр. (Мифологическая фантазия), написал 17 панно больших для Палас-отеля, написал 8 панно для зала заседания в банке в Белграде, в 21 году устраивал свою выставку, было 97 номеров*. Очень успешно прошла и морально и материально, а сейчас, т. е. 2 февраля, по желанию Его Королевского Величества, устраиваю выставку на 3–4 дня в королевском дворце для их Величества. А вообще готовлю свою выставку на ноябрь месяц в Белграде довольно большую (около 200 номеров). Есть несколько вещей довольно больших <…>.
Степан Колесников. Цитата из книги «Русская эмиграция в Сербии XX–XXI вв.» В. И. Косика

Читайте также:
Тоска по родине в картинах Колесникова
В сербский период в творчестве Колесникова слились две родины: ностальгические южнорусские пейзажи и бытовые композиции соседствовали с балканской природой и с изображениями сербских святых. Даже будучи успешным в Европе и финансово независимым, Колесников мучительно переживал непризнанность на родине. Триумфальные выставки в Париже, Праге и Брюсселе не заглушали тоску по русским просторам.
В Сербии художник продолжал писать любимые сюжеты — знакомые степи, причудливо скрученные кудрявые деревья, сцены из жизни русских и украинских деревень с рыбаками и нищими, с морщинистыми стариками. Выходец из простой семьи, он любил писать крестьянскую повседневность с домашними заботами, редкими праздниками и мгновениями трудной радости.

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain
Колесников писал редкие портреты, но в целом люди его не интересовали как самостоятельные герои картины, они — часть природы и общей композиции. Часто у них даже нет лиц — просто пятна.

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain
В переписке с Репиным он делился:
Работаю очень много и только в любимом труде нахожу облегчение и временно забываю свою тяжкую болезнь — беспредельную тоску по Родине. Верьте мне, глубокоуважаемый Илья Ефимович, я обласкан в стране близкого нам народа — сербов, и тепло мне и моей семье <…>, но я страдаю, болит душа, как только оставляю палитру и кисти. Та колоссальная продукция и энергия остаётся вне моей родины и не отдаётся мною моей родной земле. Но, Бог милостив, я жду.
Степан Колесников. Цитата из книги «Русская эмиграция в Сербии XX–XXI вв.» В. И. Косика
Домой он так и не вернулся.
Последние годы: как болезнь постепенно отнимала у Колесникова кисть
По воспоминаниям племянницы художника Любовь Гейрот, Колесников «доживал век не очень весело». В 56 лет после крупной ссоры Степан ушёл из семьи. Спустя три года уже бывшая жена Ирина умерла от тяжёлой болезни. Позже Колесников женился на русской эмигрантке Марии, но покой обрёл ненадолго.
На старте Второй мировой войны арестовали сына художника, Фёдора. Вскоре после освобождения он покончил с собой. Когда к власти в Югославии пришли коммунисты, Колесников с дочерью Любой бежал из Белграда, опасаясь репрессий. Не без оснований: коллегу-эмигранта Ивана Шеншина расстреляли за «сотрудничество с фашистами» — поводом стали иллюстрации для немецкого издательства.
Личной трагедией стало уничтожение плафона «Богиня Талия на квадриге» в Народном театре — её закрасили масляной краской при режиме Тито. В 1989 году работу восстановят по оригинальным эскизам Колесникова, но он этого уже не увидит.
Однако главным ударом стала болезнь Паркинсона — художник страдал ею последние 12 лет.
Было настоящее чудо, как он мог ухватить кисть, но он работал не ради денег <…> потому, что его талант не давал ему покоя.
Цитата из книги «Русская эмиграция в Сербии XX–XXI вв.» В. И. Косика
Сперва Колесникову приходилось привязывать кисть к руке. Когда руки окончательно перестали слушаться, художник нанял пару подмастерьев: они создавали картину по эскизам Колесникова, а он добавлял финальные мазки и подписывал работы «Kolesnikoff».
Степан Колесников умер в мае 1955 года на 75 году жизни. Он оставил после себя около 6000 полотен — в частных коллекциях, музеях и галереях России, Украины, Сербии и европейских стран. Его похоронили на Новом кладбище Белграда рядом с сыном; через 11 лет здесь же упокоилась вторая жена Мария.
Степана Колесникова забыли почти на век — только в последнее время его открывают снова. Одну из самых больших болей художника залечивают после его смерти — о нём наконец-то узнают на родине.
Список источников:
- Косик, В. И. «Русская эмиграция в Сербии XX–XXI вв.»
- Степан Фёдорович Колесников (1879–1955) — каталог выставки к 100-летию со дня рождения
- Степан Фёдорович Колесников
- «„Миљеник сам Срба, нама братског народа“: српска судбина руског уметника»
- Степан Колесников. Посол русской культуры в Сербии
- Письма Репина
- Колесников Степан Фёдорович
- Забытый художник Степан Колесников. Интервью с искусствоведом Татьяной Подстаницкой
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы об искусстве
- «Звёздная ночь» Ван Гога: в надежде на исцеление
- «Большая волна в Канагаве» Хокусая: разбор картины
- 10 культовых картин Энди Уорхола
- Ив Кляйн ― французский новатор искусства ХХ века
- Почему картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова — не только про весну, но и про личную скорбь
- «Крик» Мунка: разбор картины
- Что такое абстрактный экспрессионизм
- «Твои рисунки ужасны»: 6 успешных художников, которых называли бездарностями