Дизайн Карела Мартенса: 7 работ гения графики и типографики
Экспериментатор, который в ограничениях видит возможности, а не препятствия.
Путь в графическом дизайне Карел Мартенс начал ещё в доцифровую эпоху, когда у дизайнеров не было большого выбора инструментов. Он использовал шайбы, болты, шестерёнки, металлические детали от печатных машин и даже старые бухгалтерские книги. Этими и другими промышленными материалами голландский дизайнер до сих пор применяет для создания своих монотипий. Также Карел работает на старой бумаге и листах вторичной переработки, создаёт шрифты с помощью офсетной краски и прессов.

Изображение: Карел Мартенс / Martens & Martens

Мартенс считает, что не раз делал ошибки в работе, но именно они помогали ему создавать что-то неожиданное и интересное:
Когда дизайнеры делают ошибки, они должны говорить «О, прекрасно!» — этим они отличаются от ремесленников, которые не могут испортить тираж издания. Ты всегда должен считаться с обстоятельствами — техническими возможностями типографии или инструментами, которые предлагают цифровые графические редакторы. Сначала это меня расстраивало, но потом я понял, что это заставляет людей быть более креативными.
Карел Мартенс, из интервью для Look At Me
Рассказываем о работах дизайнера и его коллаборациях с брендами.
OASE Magazine
Более 30 лет Карел Мартенс — арт-директор архитектурного нидерландского журнала OASE. Для издания дизайнер разработал систему, в которой каждый номер — продолжение единого визуального диалога. В OASE дизайн — не просто оформление. Это визуальное дополнение смысла текста.



Мартенс работает над журналом вместе со своими студентами. Несмотря на широкие возможности современного дизайна, он ищет способы работы с минимальными затратами:
В наше время, с развитием цифровых технологий, у нас есть миллионы «ингредиентов». Сейчас ты можешь заказать любой шрифт и цвет, но легче работать не стало, и дизайнеры всё равно ставят себе какие-то условия. Вместе со своими студентами я делаю журнал об архитектуре OASE, и у нас совсем немного средств, но довольно много свободы. При этом мы всё равно ставим себе какие-то условия, ограничиваем визуальные средства и придумываем, как сделать обложку и вёрстку выразительными с помощью минимальных затрат. Это превращает работу из рутины в приключение, а это самое важное, потому что рутина — самое плохое, что может произойти с дизайнером.
Карел Мартенс, из интервью для Look At Me




Читайте также:
Colours on the beach
В честь празднования 500-летия Гавра Карел Мартенс провёл «ребрендинг» пляжных домиков. Для проекта использованы десять цветов и шесть размеров полос согласно архитектурному коду города. Впоследствии бренд Suite702 создал коллекцию полотенец, вдохновлённую колористикой Colours on the beach.

Изображение: Карел Мартенс / Wikimedia Commons

Изображение: Карел Мартенс / Wikimedia Commons
Также Карел издал одноимённую книгу, которая состоит из четырёх частей и рассказывает об этапах работы, используемых цветах, принципах распределения цветовых и размерных комбинаций.

Clockworks
Мартенс создаёт кинетические скульптуры и архитектурные модели с помощью часовых механизмов, печатных материалов и найденных вещей.



Некоторые экспонаты коллекции интригуют и предлагают зрителю пространство для размышлений. Например, одни часы попеременно показывают цифры шесть и девять, на других надпись ON с ходом стрелки сменяется на NO. Так Мартенс напоминает, что время — система, с которой можно играть.



Карел нанёс принт на стеклянные диски и прикрепил их к стрелкам часов. При движении стрелок возникает эффект муара.
Офис Pentagram
В лондонской дизайн-студии Pentagram Мартенс оформил рабочие пространства. На стеклянные панели-перегородки дизайнер нанёс изображение побережья из множества различных иконок и крупные цифры из разноцветных полос. В результате рабочие зоны выглядят светлыми и просторными, при этом сохраняют ощущение приватности.

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam
Принты для стульев DUM
В коллаборации с голландским производителем мебели DUM Office Карел создал четыре дизайна для тканей, которыми обивают кресла. Для работы Мартенс выбрал принты из своего сборника Patterns, 2021, а текстиль создала компания Byborre с помощью собственной платформы «от пикселя к игле» Create™. Каждый дизайн представлен в пяти цветовых решениях.


Читайте также:
Настенные принты для Maharam
Для производителя тканей и настенных покрытий Мартенс создал серию арт-инсталляций из множества разноцветных иконок. С помощью мелких графических элементов дизайнер изобразил космос, пион и облака. Последняя композиция воссоздаёт фотографию неба в день рождения внука Карела.

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam
Цифровой принт Mixed ## создан на основе цветовой модели CMYK. Мартенс изобразил множество арабских цифр путём нанесения цветных полос разной плотности.

Изображение: Карел Мартенс / Maharam

Изображение: Карел Мартенс / Maharam
Текстиль для Liberty Fabrics
Для коллекции текстиля Liberty Fabrics SS24 Мартенс создал серию монотипий, которые были масштабированы, скомпонованы и перенесены на ткани под его руководством.




Читайте также:

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- 1913-core: одеваемся, едим и отдыхаем как аристократы до революции
- 5 проектов Марианны Брандт
- Меценатки: большое искусство под покровительством женщин
- «Всегда кто-то будет недоволен»: эксперты оценивают логотипы известных брендов
- История моды: самое важное о модных домах
- Y2K: мода, графика, интерфейсы, интерьеры и вещи