Дизайн
#истории

Это и есть путь к успеху — вставать и пробовать снова

Глава UX-направления студии ONY Катя Лемма о детстве с книжкой про доктора Фортрана, опросах пользователей на полях для гольфа и целеустремлённости.

Иллюстрация: vlada_maestro / Shutterstock


Катя Лемма

Россия, Москва


ПРОЙДЕНнЫЙ КУРС


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Дизайн-концепт приложения «Private Banking Gazprombank»


Достижения

Работа в качестве эксперта со стартапами и крупными брендами, крутые и интересные зарубежные проекты. Начало личного проекта.


Ссылки


В интервью Катя рассказывает:


 — Меня зовут Катя Лемма, я дизайнер и UX-консультант. Работаю в ONY на должности Head of UX. По сути, я отвечаю в компании за весь user experience: исследования, персоны, сценарии, интерфейсы, их тестирование на пользователях и контроль внедрения на этапе разработки.

— Как ты познакомилась с дизайном и UX?

 — С мировым дизайном я познакомилась через стулья и дома великих архитекторов — Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Миса Ван дер Роэ, Фрэнка Гери и многих других. UX, можно сказать, впитала с молоком матери. Мама у меня программист, и с самого детства я была «на ты» с компьютером, а вместо обычных книжек мы читали «Энциклопедию профессора Фортрана».

Детские игрушки: перфокарты, 5-дюймовые дискеты и «Энциклопедия профессора Фортрана»

Мама учила меня программировать на Бейсике и Паскале. Я помню этот первый опыт: ты пишешь какой-то код, нажимаешь Enter, и на экране рисуется график. О, это было обворожительно, особенно для малышки дошкольного возраста!

Мама-программист, экспериментальный класс на развитие логики, олимпиады по математике — все эти факторы задолго до поступления в вуз определили то, чем я буду заниматься.

Я занималась архитектурой, ландшафтным и графическим дизайном, созданием одежды. В какой-то момент технологии стали развиваться настолько стремительно, что стало очевидно: будущее за цифровой индустрией. Так я ушла в диджитал. Причём я пришла в эту сферу с уже сформировавшимися представлениями — ведь увлекалась дизайном с детства и имела хорошую насмотренность, поэтому после университета мне хотелось больше работать над удобством цифровых продуктов, нежели над их визуальной и эстетической составляющей.

Эстетика очень важна, но функциональность для меня важнее, и я всегда хотела делать удобные вещи.

Кто-то скажет, что я не права, так чётко разделяя UX и визуальную культуру. Но серьёзно, мне не интересно рисовать концепции. Мне проще взять мощного визуального дизайнера, который нарисует основу, а я буду развивать её.

— Чем ты занималась до UX-дизайна?

 — Начну с самых ранних лет, потому что это многое объясняет про меня. В детстве, как и многие, я мечтала стать актрисой, но уже тогда не ограничивалась желаниями. И вот, в семь лет я сказала маме, что твёрдо намерена исполнить свою мечту, — она ответила: «Давай». И я, маленькая первоклашка, пошла в городской театр, прямо к директору. Зашла в кабинет, поздоровалась и сказала, что хочу играть на театральных подмостках. Помню обалдевший взгляд этой взрослой женщины и минутное молчание всех, кто находился там. После прочтения пары стихотворений меня торжественно приняли в ряды актёрской труппы. Так начался мой путь к дизайну, немного необычным образом.

В образе императрицы Екатерины II

В театре я играла десять лет, в школе училась в классе с экспериментальной программой на развитие логики, а ещё выступала за сборную Краснодарского края по лёгкой атлетике. Тренер, Александр Гуков, воспитывал в нас самые сильные качества: ответственность и упорство. Он учил всегда вставать после каждого неудачного прыжка — и в сотый, и в тысячный раз.

На Чемпионате России. Татарстан, 2010 год

Сейчас я понимаю, что это и есть путь к успеху — вставать и пробовать снова.

Параллельно старшим классам школы я училась в колледже ландшафтному дизайну и архитектуре малых форм. Написала дипломный проект на тему реконструкции парка, который занял второе место на общероссийском конкурсе. Для девчонки из провинциального городка это было очень серьёзным достижением.

В свободное время я придумывала и шила себе одежду, так что весь мой гардероб всегда был эксклюзивным. А ещё сочиняла стихи и песни — их мы исполняли с подружкой на школьных праздниках и выпускных. Забавно, что это всегда был рэпчик: представляете меня в широких штанах и бейсболке?

Сейчас я не понимаю, как же я всё успевала, каким образом удавалось совмещать столько занятий. Но могу сказать: чтобы делать всё качественно, нужно безумно любить своё дело. Я всегда очень глубоко погружалась в то, чем занималась, и никогда не делала того, что мне не нравилось.

В старшей школе за успехи во всех этих увлечениях меня наградили государственной премией для поддержки талантливой молодёжи. Это стало чем-то невероятным! 30 тысяч рублей для 2005 года были очень большой суммой, особенно в провинции. Я потратила их на компьютер: это была самостоятельно собранная мной машина с самыми топовыми характеристиками железа, которые вообще были на тот момент в магазинах.

В выпускном классе встал выбор университета. В театральный меня не пустили родители. Поступила на архитектурный в Краснодаре, но мне не понравилось отношение тамошних преподавателей к студентам, и я забрала документы и уехала в Таганрог. Мне потом звонили из архитектурного, спрашивали, куда я пропала.

В Таганроге я поступила в радиотехнический, на дизайн. Плюс продолжала заниматься архитектурой. Мне очень повезло, потому что один из преподавателей был как раз архитектором — Василий Марков. Мы с ним делали 3D-модели старых петровских зданий Таганрога.

Ещё был проект гостиницы на месте первого в мире искусственного форта, там же, в Таганроге. Этот проект публиковался в массе журналов, выставлялся и получал награды на архитектурных конкурсах-выставках «СТИМэкспо», «Золотая капитель» и «Зодчество». В то же время я ещё и работала: делала афиши для мероприятий, грамоты и всякую сувенирку.

Также принимала участие в массе конкурсов и выставок с другими проектами и накопила целую стопку грамот и благодарственных писем. Дипломный проект был тоже отмечен на российских и международных конкурсах, что дало мне ещё больше уверенности в своих силах.

После окончания университета я переехала в Ростов и устроилась на работу в студию Олега Чулакова. Здесь и начался мой путь в UX.

Диван в Студию Чулакова выбирала сама

— Как ты выбирала, где учиться?

 — Университет — исключительно по рейтингу и успешности выпускников. Если вуз ценится на рынке и его выпускники добиваются успехов, значит, можно идти учиться. А вот на курсы шла целенаправленно, решая определённую задачу.

До Skillbox я успела поработать в одной из топовых компании страны — в студии Олега Чулакова. Так что на курс в Skillbox я отправилась уже сложившимся и опытным дизайнером. А пошла, потому что хотелось поработать с финансовым сектором и очень не хватало знаний именно в этой области. AIC, партнёр курса, как раз мог помочь с нужным пулом компетенций. Так что курс полностью отвечал моим потребностям. Я могла продолжать жить далеко от столицы и получать знания и опыт лучших игроков рынка, а в UX-дизайне для банковской сферы это как раз AIC.

— Как шла учёба на курсе Skillbox?

 — В онлайн-образовании все мои интересные истории связаны с принципом «наглость — второе счастье». Я училась в первом потоке Skillbox, и ребята сами не очень хорошо знали, насколько подробно нужно подавать материал и кто будет их целевой аудиторией. Где-то было суперпонятно, где-то хотелось углубиться. В итоге я писала преподам в личку в Facebook*, мы договаривались встретиться в офисе, и они мне что-то объясняли более подробно.

Верхом моей наглости было приходить и просить помощи по текущим рабочим проектам.

А ещё я не боялась попросить помочь научить меня продавать. Это тоже важно для дизайнера, чтобы уметь обосновывать план работ. Женя Ефанов мне очень помог с этими знаниями. Ребята, конечно, оказались очень крутыми. Я в итоге довольна тем объёмом знаний, которые получила на курсе.

— А что делала в качестве диплома?

 — Поскольку я пошла за знаниями для финтеха, то и темой диплома выбрала систему дистанционного банковского обслуживания для клиентов категории HNWI для «Газпромбанка». Свою концепцию я построила на основе изучения персон.

Целевая аудитория была очень непростой, и найти её было трудно. Людей для интервью искала через друзей и знакомых. Ещё очень помогло то, что я играю в гольф. В гольф-клубе все присутствующие с вероятностью 99% были моей целевой аудиторией. В итоге я нашла 11 человек для интервью, и этого хватило для построения и отработки основных гипотез.

Дальше я разрабатывала приложение, с помощью которого пользователь мог распоряжаться как карманными деньгами, так и инвестиционными. Только уровень защиты у каждой категории был разный. Приложение решало многие важные проблемы этих людей.

Ролик-презентация дипломного проекта.

С появлением приложения пользователям стало не нужно лично встречаться с менеджерами, подписывать бумажные документы при каждом поручении. Мой продукт даёт клиентам возможность совершать все операции с инвестиционным капиталом, находясь в любой точке мира.

Разработанные пользовательские сценарии превратились в интерфейсы. А потом мне, как человеку с глубоким знанием анимации, захотелось сделать проект красивым и создать видеокейс. Я написала сценарий, нашла через знакомых людей, которые подходили по внешности под моих персон, друзья помогли организовать студию для съёмок.

Проработка гипотез на проекте

На съёмках оказалось, что один из пришедших мужчин — реально целевая аудитория продукта. Он рассказывал, как взаимодействует со своим персональным банковским менеджером, и я тут же тестировала на нём уже разработанный мною продукт. Это были шикарные съёмки, который длились целый день в краснодарской «Медиашколе». Огромное спасибо Паше Павленко и Диме Коломенскому, которые весь день снимали со мной всех актёров и помогали в этом непростом деле.

По возвращении в Москву оказалось, что звук ни у одного актёра нормально не записался. Это был фейл. Не могу забыть свой шок и растерянность. Но я быстро сообразила и заказала озвучку у профессионального диктора. Защита диплома несколько раз переносилась, это позволило мне закончить ролик в срок, потому что объёмы работы были очень большими. Помню, что я жутко устала делать этот проект одна. И была невероятно счастлива, когда он закончился.

— Что, кроме курсов, помогало учиться? Конференции, книжки, что-то ещё?

 — Шило в известном месте (смеётся). Я никогда не могла сидеть без дела. Параллельно курсу в Skillbox я пошла на интенсив в Британку и очень много читала статей на Medium. А ещё мы решали дизайнерские задачки с Сашей Ковальским, дизайн-директором CreativePeople, одним из самых топовых людей российского диджитала. Я как раз пришла работать к ним в то время.

Поскольку перед нашей командой стояла задача создания отдела сервисного дизайна, то и саморазвитию нужно было уделять много времени. В общем, это был год колоссального профессионального роста, всё своё время я тратила на образование и все деньги инвестировала в свои знания.

Книги на рабочем месте

Самые главные для меня книги по UX

— Каким был первый проект и процесс работы над ним?

 — Я расскажу про проект, за который я впервые получила деньги. Это был университетский конкурс на афишу к турниру по Counter Strike (про который я тогда едва ли не впервые услышала). Но ничего: победила и забрала свою призовую тысячу рублей. Афиша, на мой взгляд, выглядит ужасно (надеюсь, её никто никогда не увидит (смеётся)), но тем не менее она получила высшую оценку конкурсной комиссии.

В UX первым таким проектом был сайт по аренде квартир в Новочеркасске. Это была моя первая задача в студии у Чулакова. Там не было огромных CJM, он был всего с парой сценариев — посмотреть квартиры и забронировать понравившуюся. Я расспрашивала заказчика о целевой аудитории, оказалось, это были люди, приехавшие в командировку. В итоге, исходя из полученных данных, я добавила на сайте виджет с погодой, который в дружественной форме давал советы о том, что необходимо захватить зонт, тёплый шарф или панамку. Это был 2013 год.

— Как проходило твоё первое трудоустройство?

 — Если отбросить университет, где я работала графическим дизайнером, то это история про настойчивость.

После университета я переехала в Ростов и устроилась в маленькую студию. Но я была там одним дизайнером и в первый день поняла, что вырасти там я не смогу. И вот через пару дней моей работы к нам с лекцией пришёл Олег Чулаков. Все восторженно носились по офису, а я, как человек новый в индустрии, не понимала, откуда этот ажиотаж. Пришёл молодой парнишка, чуть старше меня, в белой футболке и кедах и рассказывал про креативность. Где-то в середине его лекции я поняла, куда мне нужно идти работать.

Быстренько написала ему, что хочу в его компанию. Олег отказал, сказав, что это неэтично и непрофессионально: я работаю у его друга и он не может меня нанять. В итоге я его убедила, мы договорились на собеседование после того, как я уволюсь. Испытательный месяц я доработала и пошла работать к Чулакову. На самом деле в этом не было ничего сложного. Оказалось достаточно огромного желания развиваться и работать именно в его студии. А Олег это очень ценит.

— Как шёл карьерный путь?

— В студии Чулакова первое, чему меня начали учить, — это анимация во Flash и AfterEffects. Я делала какое-то фантастическое количество баннеров для Tele2, Yandex. В тот период компания очень много работала с Fantasy, поэтому удалось и для них немного поанимировать. Параллельно делала сервисы. Вообще в Студии всегда был упор на сервисные проекты.

Работали мы много, задерживались за полночь и в выходные, если требовалось. Олег даже шутил, что год, проведенный в Студии, можно считать за два. Этот объём работы дал свои результаты — за два года я научилась очень многому в цифровом дизайне. Это был очень сильный старт.

После Студии я на год уехала жить к морю. Иногда приезжала в Москву и знакомилась с разными компаниями. На фрилансе поработала с госзаказчиками (это оказалось очень неприятно, поскольку их бюрократия не пропускала ничего, кроме того, что они сами напроектировали). Были именитые бренды и агентства.

Хорошие клиенты на фрилансе были именно потому, что все знали студию Чулакова и ценили её, а я стала первым человеком на рынке, кто больше не работает в Студии и доступен для фриланса.

Через год я приехала в Москву и встретилась с Сашей Ковальским из CreativePeople. Я и до этого периодически так делала, и Саша рассказывал мне, как обстоят дела в московском диджитале (благо красивым девочкам никто не отказывает во встречах (смеётся)).

И вот в ходе разговора выяснилось, что он хочет развивать сервисный дизайн, а у меня как раз есть хороший опыт. К тому же в тот самый момент только начался курс по UX-дизайну и я рассказала, что начала его проходить. Хороших руководителей всегда подкупает желание сотрудника развиваться, особенно если он готов делать это за свой счёт. В итоге Саша предложил мне работу в четверг, а в понедельник я уже вышла на новое место. Так, быстро решив все дела и закрыв проекты, я переехала в Москву.

В бейсболке CreativePeople

В CreativePeople было много интересных проектов, но самое главное — мы за полтора года с нуля построили отдел сервисного дизайна.

— Насколько важно не только изучать дизайн, но и получать знания об основах тех процессов, которые действуют в студиях, о принципах работы, взаимодействия с клиентами и внутри команды и прочего?

— Сейчас актуальны дизайнеры, которые прекрасно знают толк не только в визуальной культуре, но и в проектировании и в разработке механик. Очень важно разбираться в маркетинге, экономике, знать JS и основы бизнес-процессов. В этом случае в выигрыше оказываются те, кто когда-то пробовал запускать свои компании и стартапы.

Конечно, если вы фрилансер, то вам может и не пригодиться устройство процессов в агентствах. В таком случае важно научиться понимать процессы клиентов.

Помните, что процессы во всех агентствах строятся по-разному, а в продуктовых компаниях вообще всё иначе.

Для чего это может быть полезно — вы делаете проект, клиент спланировал, что вы отдадите дизайн в продакшен 11 октября, а 25 октября будет запуск, эта дата уже анонсирована в СМИ. Так вот, если вы задержите сдачу дизайна, то и остальные этапы сдвинутся. Иногда это может быть критично, и вы подведёте большую команду.

А вообще, задерживать сроки — это не профессионально. Сразу указывайте, сколько времени вам реально понадобится на задачу, закладывайте риски на непредвиденные обстоятельства.

Бизнесу не нужны красивые истории о том, как вы возили бабушку в больницу. Бизнесу нужно, чтобы дело было сделано и продукт работал.

Если просят интернет-магазин за выходные, — не соглашайтесь. Потому что в тот момент, когда вы не сдаёте в оговорённый срок, вы становитесь безответственным сотрудником. А с такими никто не хочет работать. Следите за репутацией.

— Чем ты занимаешься сейчас?

 — Работаю в ONY, консультирую продуктовые компании по UX, временами преподаю. Начала понемногу делать свой личный проект. А ещё готовлю новый модуль по e-commerce в курс по UX. В свободное время продолжаю придумывать дизайн одежды для своего гардероба вместе с @Yuolex_madewithlove. Немного пишу маслом и делаю простую мебель (стулья и полки). Летом играю в гольф и немного катаю на скейте, а зимой на лыжах. И слежу за тем, как развивается каждый сделанный нами MVP.

Моя идеальная работа — это, наверное, консультант, который приходит в команду на время и помогает решить какие-то задачи.

Я поэтому и не ушла в продукт, мне скучно работать с одной тематикой. Помнишь ведь историю из детства: «Каждый день новая роль!» Сейчас так и работаю с ребятами на фрилансе. С «Альфа-Банком» вот недавно закончили проект.

Что дальше — не знаю, но мечтаю жить у моря и снова не прочь поработать с Fantasy и в целом с англоязычными проектами, потому что это интересная возможность посмотреть на другую культуру и другие правила. И хочется сделать совместный проект с несколькими великими дизайнерами, один из них — Илья Рудерман.

— Продолжаешь ли обучение (или собираешься)? Если да, то как?

— Развиваться нужно постоянно. В тот момент, когда вы чувствуете своё превосходство, вы начинаете проигрывать, потому что сдаёте в темпе.

Развитие должно быть как в глубину — это специализированные знания, так и в ширину — это смежные области. У вас должна быть узкая специализация, но широкий кругозор.

Пока в основном развиваюсь на практике, читаю книги и статьи на Medium, хочу больше новых проектов со спецификой, в которой я ещё не работала, — хочется необычных задачек для мозга. Сама немного преподаю — это помогает лучше разобраться в теме, потому что студенты порой такие вопросы задают — я бы до некоторых никогда не додумалась.

В мыслях — поехать подучиться дизайну в Европу, но это будет история исключительно при визуальную культуру.

— Что помогает развиваться?

— Самое важное — это открытый ум. Понимание того, что текущих знаний недостаточно для работы. Нужно изучать смежные сферы и не останавливаться, пока есть силы. Потому что в 40 лет вы устанете и захотите лежать на диване или путешествовать.

Очень помогает развиваться общение с коллегами. Частенько я пишу ребятам из разных компаний и встречаюсь с ними за чашечкой кофе или чего покрепче

Общаюсь со старшими коллегами-дизайнерами. Они помогают советами и являются ориентиром, путеводной звездой. Напоминают о том, над чем нужно работать — например, над развитием сообщества. Нужно общаться с коллегами, слушать и слышать то, о чём они говорят. Плюс ты же не можешь всё держать в голове, и списки дел тут не помогают.

Не переводите всё в диджитал, не отдавайте все задачки машинам. Оставляйте больше людям, чтобы не исключать из жизни самое интересное — эмоциональное общение.

— Дашь напутствие тем, кто хочет всё бросить и пойти в дизайн?

— Не выбирайте дизайн. Выбирайте то, что любите, то, к чему лежит душа, то, чем вы занимаетесь со страстью и блеском в глазах. Выбирайте то, чем вы искренне хотите заниматься. А если выбрали и начали работать, вкладывайте в своё дело всю страсть и душу, делайте качественно. Если не можете сами, просите помощи у коллег, ищите ответы, учитесь.

Если вы живёте где-то далеко, для вас самый крутой способ получить новые знания — это онлайн-образование. Выбирайте курсы топовых компаний, которые зарекомендовали себя лучшими игроками на рынке.

Если у вас есть время сделать что-то интересное и показать себя — показывайте. Пока вы размышляете о принятии решений и боитесь рискнуть, кто-то делает и достигает успеха. Пока вы сёрфите в интернете, кто-то занимается полезными делами.

Каждый новый день совершая маленький шаг, вы придёте к тому, что принесёт вам успех. У меня никогда ничего не получалось с первого раза, за каждой победой стоят десятки и сотни неудачных попыток.

И учите английский! Вам же как-то нужно общаться с мировым сообществом.

P. S. Но самое главное — любите то, что делаете, и наслаждайтесь процессом. И вы просто будете счастливы.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована