Это и есть путь к успеху — вставать и пробовать снова
Глава UX-направления студии ONY Катя Лемма о детстве с книжкой про доктора Фортрана, опросах пользователей на полях для гольфа и целеустремлённости.
Иллюстрация: vlada_maestro / Shutterstock
Катя Лемма
Россия, Москва
ПРОЙДЕНнЫЙ КУРС
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Дизайн-концепт приложения «Private Banking Gazprombank»
Достижения
Работа в качестве эксперта со стартапами и крупными брендами, крутые и интересные зарубежные проекты. Начало личного проекта.
В интервью Катя рассказывает:
- как её знакомство с дизайном и программированием произошло ещё в детстве;
- про то, как театр, спортивные состязания и обучение архитектуре помогали ей развить целеустремлённость;
- про обучение в Skillbox и дипломный проект для банковской сферы;
- про главные книги на тему UX;
- про первое трудоустройство и карьерный путь;
- про важность развития междисциплинарных умений;
- про то, на что обратить внимание, если вы хотите стать дизайнером.
— Меня зовут Катя Лемма, я дизайнер и UX-консультант. Работаю в ONY на должности Head of UX. По сути, я отвечаю в компании за весь user experience: исследования, персоны, сценарии, интерфейсы, их тестирование на пользователях и контроль внедрения на этапе разработки.
— Как ты познакомилась с дизайном и UX?
— С мировым дизайном я познакомилась через стулья и дома великих архитекторов — Фрэнка Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Миса Ван дер Роэ, Фрэнка Гери и многих других. UX, можно сказать, впитала с молоком матери. Мама у меня программист, и с самого детства я была «на ты» с компьютером, а вместо обычных книжек мы читали «Энциклопедию профессора Фортрана».
Мама учила меня программировать на Бейсике и Паскале. Я помню этот первый опыт: ты пишешь какой-то код, нажимаешь Enter, и на экране рисуется график. О, это было обворожительно, особенно для малышки дошкольного возраста!
Мама-программист, экспериментальный класс на развитие логики, олимпиады по математике — все эти факторы задолго до поступления в вуз определили то, чем я буду заниматься.
Я занималась архитектурой, ландшафтным и графическим дизайном, созданием одежды. В какой-то момент технологии стали развиваться настолько стремительно, что стало очевидно: будущее за цифровой индустрией. Так я ушла в диджитал. Причём я пришла в эту сферу с уже сформировавшимися представлениями — ведь увлекалась дизайном с детства и имела хорошую насмотренность, поэтому после университета мне хотелось больше работать над удобством цифровых продуктов, нежели над их визуальной и эстетической составляющей.
Эстетика очень важна, но функциональность для меня важнее, и я всегда хотела делать удобные вещи.
Кто-то скажет, что я не права, так чётко разделяя UX и визуальную культуру. Но серьёзно, мне не интересно рисовать концепции. Мне проще взять мощного визуального дизайнера, который нарисует основу, а я буду развивать её.
— Чем ты занималась до UX-дизайна?
— Начну с самых ранних лет, потому что это многое объясняет про меня. В детстве, как и многие, я мечтала стать актрисой, но уже тогда не ограничивалась желаниями. И вот, в семь лет я сказала маме, что твёрдо намерена исполнить свою мечту, — она ответила: «Давай». И я, маленькая первоклашка, пошла в городской театр, прямо к директору. Зашла в кабинет, поздоровалась и сказала, что хочу играть на театральных подмостках. Помню обалдевший взгляд этой взрослой женщины и минутное молчание всех, кто находился там. После прочтения пары стихотворений меня торжественно приняли в ряды актёрской труппы. Так начался мой путь к дизайну, немного необычным образом.
В театре я играла десять лет, в школе училась в классе с экспериментальной программой на развитие логики, а ещё выступала за сборную Краснодарского края по лёгкой атлетике. Тренер, Александр Гуков, воспитывал в нас самые сильные качества: ответственность и упорство. Он учил всегда вставать после каждого неудачного прыжка — и в сотый, и в тысячный раз.
Сейчас я понимаю, что это и есть путь к успеху — вставать и пробовать снова.
Параллельно старшим классам школы я училась в колледже ландшафтному дизайну и архитектуре малых форм. Написала дипломный проект на тему реконструкции парка, который занял второе место на общероссийском конкурсе. Для девчонки из провинциального городка это было очень серьёзным достижением.
В свободное время я придумывала и шила себе одежду, так что весь мой гардероб всегда был эксклюзивным. А ещё сочиняла стихи и песни — их мы исполняли с подружкой на школьных праздниках и выпускных. Забавно, что это всегда был рэпчик: представляете меня в широких штанах и бейсболке?
Сейчас я не понимаю, как же я всё успевала, каким образом удавалось совмещать столько занятий. Но могу сказать: чтобы делать всё качественно, нужно безумно любить своё дело. Я всегда очень глубоко погружалась в то, чем занималась, и никогда не делала того, что мне не нравилось.
В старшей школе за успехи во всех этих увлечениях меня наградили государственной премией для поддержки талантливой молодёжи. Это стало чем-то невероятным! 30 тысяч рублей для 2005 года были очень большой суммой, особенно в провинции. Я потратила их на компьютер: это была самостоятельно собранная мной машина с самыми топовыми характеристиками железа, которые вообще были на тот момент в магазинах.
В выпускном классе встал выбор университета. В театральный меня не пустили родители. Поступила на архитектурный в Краснодаре, но мне не понравилось отношение тамошних преподавателей к студентам, и я забрала документы и уехала в Таганрог. Мне потом звонили из архитектурного, спрашивали, куда я пропала.
В Таганроге я поступила в радиотехнический, на дизайн. Плюс продолжала заниматься архитектурой. Мне очень повезло, потому что один из преподавателей был как раз архитектором — Василий Марков. Мы с ним делали 3D-модели старых петровских зданий Таганрога.
Ещё был проект гостиницы на месте первого в мире искусственного форта, там же, в Таганроге. Этот проект публиковался в массе журналов, выставлялся и получал награды на архитектурных конкурсах-выставках «СТИМэкспо», «Золотая капитель» и «Зодчество». В то же время я ещё и работала: делала афиши для мероприятий, грамоты и всякую сувенирку.
Также принимала участие в массе конкурсов и выставок с другими проектами и накопила целую стопку грамот и благодарственных писем. Дипломный проект был тоже отмечен на российских и международных конкурсах, что дало мне ещё больше уверенности в своих силах.
После окончания университета я переехала в Ростов и устроилась на работу в студию Олега Чулакова. Здесь и начался мой путь в UX.
— Как ты выбирала, где учиться?
— Университет — исключительно по рейтингу и успешности выпускников. Если вуз ценится на рынке и его выпускники добиваются успехов, значит, можно идти учиться. А вот на курсы шла целенаправленно, решая определённую задачу.
До Skillbox я успела поработать в одной из топовых компании страны — в студии Олега Чулакова. Так что на курс в Skillbox я отправилась уже сложившимся и опытным дизайнером. А пошла, потому что хотелось поработать с финансовым сектором и очень не хватало знаний именно в этой области. AIC, партнёр курса, как раз мог помочь с нужным пулом компетенций. Так что курс полностью отвечал моим потребностям. Я могла продолжать жить далеко от столицы и получать знания и опыт лучших игроков рынка, а в UX-дизайне для банковской сферы это как раз AIC.
— Как шла учёба на курсе Skillbox?
— В онлайн-образовании все мои интересные истории связаны с принципом «наглость — второе счастье». Я училась в первом потоке Skillbox, и ребята сами не очень хорошо знали, насколько подробно нужно подавать материал и кто будет их целевой аудиторией. Где-то было суперпонятно, где-то хотелось углубиться. В итоге я писала преподам в личку в Facebook*, мы договаривались встретиться в офисе, и они мне что-то объясняли более подробно.
Верхом моей наглости было приходить и просить помощи по текущим рабочим проектам.
А ещё я не боялась попросить помочь научить меня продавать. Это тоже важно для дизайнера, чтобы уметь обосновывать план работ. Женя Ефанов мне очень помог с этими знаниями. Ребята, конечно, оказались очень крутыми. Я в итоге довольна тем объёмом знаний, которые получила на курсе.
— А что делала в качестве диплома?
— Поскольку я пошла за знаниями для финтеха, то и темой диплома выбрала систему дистанционного банковского обслуживания для клиентов категории HNWI для «Газпромбанка». Свою концепцию я построила на основе изучения персон.
Целевая аудитория была очень непростой, и найти её было трудно. Людей для интервью искала через друзей и знакомых. Ещё очень помогло то, что я играю в гольф. В гольф-клубе все присутствующие с вероятностью 99% были моей целевой аудиторией. В итоге я нашла 11 человек для интервью, и этого хватило для построения и отработки основных гипотез.
Дальше я разрабатывала приложение, с помощью которого пользователь мог распоряжаться как карманными деньгами, так и инвестиционными. Только уровень защиты у каждой категории был разный. Приложение решало многие важные проблемы этих людей.
С появлением приложения пользователям стало не нужно лично встречаться с менеджерами, подписывать бумажные документы при каждом поручении. Мой продукт даёт клиентам возможность совершать все операции с инвестиционным капиталом, находясь в любой точке мира.
Разработанные пользовательские сценарии превратились в интерфейсы. А потом мне, как человеку с глубоким знанием анимации, захотелось сделать проект красивым и создать видеокейс. Я написала сценарий, нашла через знакомых людей, которые подходили по внешности под моих персон, друзья помогли организовать студию для съёмок.
На съёмках оказалось, что один из пришедших мужчин — реально целевая аудитория продукта. Он рассказывал, как взаимодействует со своим персональным банковским менеджером, и я тут же тестировала на нём уже разработанный мною продукт. Это были шикарные съёмки, который длились целый день в краснодарской «Медиашколе». Огромное спасибо Паше Павленко и Диме Коломенскому, которые весь день снимали со мной всех актёров и помогали в этом непростом деле.
По возвращении в Москву оказалось, что звук ни у одного актёра нормально не записался. Это был фейл. Не могу забыть свой шок и растерянность. Но я быстро сообразила и заказала озвучку у профессионального диктора. Защита диплома несколько раз переносилась, это позволило мне закончить ролик в срок, потому что объёмы работы были очень большими. Помню, что я жутко устала делать этот проект одна. И была невероятно счастлива, когда он закончился.
— Что, кроме курсов, помогало учиться? Конференции, книжки, что-то ещё?
— Шило в известном месте (смеётся). Я никогда не могла сидеть без дела. Параллельно курсу в Skillbox я пошла на интенсив в Британку и очень много читала статей на Medium. А ещё мы решали дизайнерские задачки с Сашей Ковальским, дизайн-директором CreativePeople, одним из самых топовых людей российского диджитала. Я как раз пришла работать к ним в то время.
Поскольку перед нашей командой стояла задача создания отдела сервисного дизайна, то и саморазвитию нужно было уделять много времени. В общем, это был год колоссального профессионального роста, всё своё время я тратила на образование и все деньги инвестировала в свои знания.
Самые главные для меня книги по UX
- «Интерфейсы», Алан Купер
- «Интерфейс», Джеф Раскин
- «Как не ошибаться», Джордан Элленберг
- «Оргуправленческое мышление», Георгий Щедровицкий
- «Невидимый интерфейс», Голден Кришна
- Sprint, Jake Knapp
— Каким был первый проект и процесс работы над ним?
— Я расскажу про проект, за который я впервые получила деньги. Это был университетский конкурс на афишу к турниру по Counter Strike (про который я тогда едва ли не впервые услышала). Но ничего: победила и забрала свою призовую тысячу рублей. Афиша, на мой взгляд, выглядит ужасно (надеюсь, её никто никогда не увидит (смеётся)), но тем не менее она получила высшую оценку конкурсной комиссии.
В UX первым таким проектом был сайт по аренде квартир в Новочеркасске. Это была моя первая задача в студии у Чулакова. Там не было огромных CJM, он был всего с парой сценариев — посмотреть квартиры и забронировать понравившуюся. Я расспрашивала заказчика о целевой аудитории, оказалось, это были люди, приехавшие в командировку. В итоге, исходя из полученных данных, я добавила на сайте виджет с погодой, который в дружественной форме давал советы о том, что необходимо захватить зонт, тёплый шарф или панамку. Это был 2013 год.
— Как проходило твоё первое трудоустройство?
— Если отбросить университет, где я работала графическим дизайнером, то это история про настойчивость.
После университета я переехала в Ростов и устроилась в маленькую студию. Но я была там одним дизайнером и в первый день поняла, что вырасти там я не смогу. И вот через пару дней моей работы к нам с лекцией пришёл Олег Чулаков. Все восторженно носились по офису, а я, как человек новый в индустрии, не понимала, откуда этот ажиотаж. Пришёл молодой парнишка, чуть старше меня, в белой футболке и кедах и рассказывал про креативность. Где-то в середине его лекции я поняла, куда мне нужно идти работать.
Быстренько написала ему, что хочу в его компанию. Олег отказал, сказав, что это неэтично и непрофессионально: я работаю у его друга и он не может меня нанять. В итоге я его убедила, мы договорились на собеседование после того, как я уволюсь. Испытательный месяц я доработала и пошла работать к Чулакову. На самом деле в этом не было ничего сложного. Оказалось достаточно огромного желания развиваться и работать именно в его студии. А Олег это очень ценит.
— Как шёл карьерный путь?
— В студии Чулакова первое, чему меня начали учить, — это анимация во Flash и AfterEffects. Я делала какое-то фантастическое количество баннеров для Tele2, Yandex. В тот период компания очень много работала с Fantasy, поэтому удалось и для них немного поанимировать. Параллельно делала сервисы. Вообще в Студии всегда был упор на сервисные проекты.
Работали мы много, задерживались за полночь и в выходные, если требовалось. Олег даже шутил, что год, проведенный в Студии, можно считать за два. Этот объём работы дал свои результаты — за два года я научилась очень многому в цифровом дизайне. Это был очень сильный старт.
После Студии я на год уехала жить к морю. Иногда приезжала в Москву и знакомилась с разными компаниями. На фрилансе поработала с госзаказчиками (это оказалось очень неприятно, поскольку их бюрократия не пропускала ничего, кроме того, что они сами напроектировали). Были именитые бренды и агентства.
Хорошие клиенты на фрилансе были именно потому, что все знали студию Чулакова и ценили её, а я стала первым человеком на рынке, кто больше не работает в Студии и доступен для фриланса.
Через год я приехала в Москву и встретилась с Сашей Ковальским из CreativePeople. Я и до этого периодически так делала, и Саша рассказывал мне, как обстоят дела в московском диджитале (благо красивым девочкам никто не отказывает во встречах (смеётся)).
И вот в ходе разговора выяснилось, что он хочет развивать сервисный дизайн, а у меня как раз есть хороший опыт. К тому же в тот самый момент только начался курс по UX-дизайну и я рассказала, что начала его проходить. Хороших руководителей всегда подкупает желание сотрудника развиваться, особенно если он готов делать это за свой счёт. В итоге Саша предложил мне работу в четверг, а в понедельник я уже вышла на новое место. Так, быстро решив все дела и закрыв проекты, я переехала в Москву.
В CreativePeople было много интересных проектов, но самое главное — мы за полтора года с нуля построили отдел сервисного дизайна.
— Насколько важно не только изучать дизайн, но и получать знания об основах тех процессов, которые действуют в студиях, о принципах работы, взаимодействия с клиентами и внутри команды и прочего?
— Сейчас актуальны дизайнеры, которые прекрасно знают толк не только в визуальной культуре, но и в проектировании и в разработке механик. Очень важно разбираться в маркетинге, экономике, знать JS и основы бизнес-процессов. В этом случае в выигрыше оказываются те, кто когда-то пробовал запускать свои компании и стартапы.
Конечно, если вы фрилансер, то вам может и не пригодиться устройство процессов в агентствах. В таком случае важно научиться понимать процессы клиентов.
Помните, что процессы во всех агентствах строятся по-разному, а в продуктовых компаниях вообще всё иначе.
Для чего это может быть полезно — вы делаете проект, клиент спланировал, что вы отдадите дизайн в продакшен 11 октября, а 25 октября будет запуск, эта дата уже анонсирована в СМИ. Так вот, если вы задержите сдачу дизайна, то и остальные этапы сдвинутся. Иногда это может быть критично, и вы подведёте большую команду.
А вообще, задерживать сроки — это не профессионально. Сразу указывайте, сколько времени вам реально понадобится на задачу, закладывайте риски на непредвиденные обстоятельства.
Бизнесу не нужны красивые истории о том, как вы возили бабушку в больницу. Бизнесу нужно, чтобы дело было сделано и продукт работал.
Если просят интернет-магазин за выходные, — не соглашайтесь. Потому что в тот момент, когда вы не сдаёте в оговорённый срок, вы становитесь безответственным сотрудником. А с такими никто не хочет работать. Следите за репутацией.
— Чем ты занимаешься сейчас?
— Работаю в ONY, консультирую продуктовые компании по UX, временами преподаю. Начала понемногу делать свой личный проект. А ещё готовлю новый модуль по e-commerce в курс по UX. В свободное время продолжаю придумывать дизайн одежды для своего гардероба вместе с @Yuolex_madewithlove. Немного пишу маслом и делаю простую мебель (стулья и полки). Летом играю в гольф и немного катаю на скейте, а зимой на лыжах. И слежу за тем, как развивается каждый сделанный нами MVP.
Моя идеальная работа — это, наверное, консультант, который приходит в команду на время и помогает решить какие-то задачи.
Я поэтому и не ушла в продукт, мне скучно работать с одной тематикой. Помнишь ведь историю из детства: «Каждый день новая роль!» Сейчас так и работаю с ребятами на фрилансе. С «Альфа-Банком» вот недавно закончили проект.
Что дальше — не знаю, но мечтаю жить у моря и снова не прочь поработать с Fantasy и в целом с англоязычными проектами, потому что это интересная возможность посмотреть на другую культуру и другие правила. И хочется сделать совместный проект с несколькими великими дизайнерами, один из них — Илья Рудерман.
— Продолжаешь ли обучение (или собираешься)? Если да, то как?
— Развиваться нужно постоянно. В тот момент, когда вы чувствуете своё превосходство, вы начинаете проигрывать, потому что сдаёте в темпе.
Развитие должно быть как в глубину — это специализированные знания, так и в ширину — это смежные области. У вас должна быть узкая специализация, но широкий кругозор.
Пока в основном развиваюсь на практике, читаю книги и статьи на Medium, хочу больше новых проектов со спецификой, в которой я ещё не работала, — хочется необычных задачек для мозга. Сама немного преподаю — это помогает лучше разобраться в теме, потому что студенты порой такие вопросы задают — я бы до некоторых никогда не додумалась.
В мыслях — поехать подучиться дизайну в Европу, но это будет история исключительно при визуальную культуру.
— Что помогает развиваться?
— Самое важное — это открытый ум. Понимание того, что текущих знаний недостаточно для работы. Нужно изучать смежные сферы и не останавливаться, пока есть силы. Потому что в 40 лет вы устанете и захотите лежать на диване или путешествовать.
Общаюсь со старшими коллегами-дизайнерами. Они помогают советами и являются ориентиром, путеводной звездой. Напоминают о том, над чем нужно работать — например, над развитием сообщества. Нужно общаться с коллегами, слушать и слышать то, о чём они говорят. Плюс ты же не можешь всё держать в голове, и списки дел тут не помогают.
Не переводите всё в диджитал, не отдавайте все задачки машинам. Оставляйте больше людям, чтобы не исключать из жизни самое интересное — эмоциональное общение.
— Дашь напутствие тем, кто хочет всё бросить и пойти в дизайн?
— Не выбирайте дизайн. Выбирайте то, что любите, то, к чему лежит душа, то, чем вы занимаетесь со страстью и блеском в глазах. Выбирайте то, чем вы искренне хотите заниматься. А если выбрали и начали работать, вкладывайте в своё дело всю страсть и душу, делайте качественно. Если не можете сами, просите помощи у коллег, ищите ответы, учитесь.
Если вы живёте где-то далеко, для вас самый крутой способ получить новые знания — это онлайн-образование. Выбирайте курсы топовых компаний, которые зарекомендовали себя лучшими игроками на рынке.
Если у вас есть время сделать что-то интересное и показать себя — показывайте. Пока вы размышляете о принятии решений и боитесь рискнуть, кто-то делает и достигает успеха. Пока вы сёрфите в интернете, кто-то занимается полезными делами.
Каждый новый день совершая маленький шаг, вы придёте к тому, что принесёт вам успех. У меня никогда ничего не получалось с первого раза, за каждой победой стоят десятки и сотни неудачных попыток.
И учите английский! Вам же как-то нужно общаться с мировым сообществом.
P. S. Но самое главное — любите то, что делаете, и наслаждайтесь процессом. И вы просто будете счастливы.