ИКСИД-75: как проходил главный дизайнерский конгресс в СССР
Поп-ап, поп-арт, динамическая айдентика и полиэкраны.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
С 13 по 17 октября 1975 года в СССР прошёл Международный конгресс ИКСИД. В Москву приехали 753 зарубежных специалиста в области дизайна из 32 стран мира. Они встретились с 700 коллегами со всех концов СССР.
Это беспрецедентное по своему масштабу и содержанию мероприятие стало вехой в истории советского дизайна (или «технической эстетики и художественного конструирования», как тогда было принято говорить). В условиях холодной войны дизайн был значимой частью культурной политики, сохраняющей пространство для творческого диалога.
Конгресс был организован международным советом обществ промышленного дизайна ИКСИД (ICSID, более известный сегодня как WDO). Организатором со стороны СССР выступил Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ).
Конгресс ИКСИД проходил раз в два года, на нём обсуждались ключевые проблемы промышленного дизайна. Московский конгресс — первый, который провели на территории социалистической страны. Этот факт говорил о новом уровне признания советского дизайна за рубежом.
Общая тема московского конгресса — «Дизайн для человека и общества» — должна была демонстрировать ценности социалистического дизайна. Подтем было пять: «Дизайн и государственная политика», «Дизайн для детей», «Дизайн и труд», «Дизайн и отдых», «Дизайн и наука». Конгресс впервые объединил специалистов из разных областей науки, техники, искусства и дизайна.
В этом материале Алёна Сокольникова и Сергей Петров расскажут о конгрессе ИКСИД-75 и необычных дизайн-решениях, созданных для него советскими проектировщиками.
Место
Конгресс проходил недалеко от Кремля в стенах гостиницы «Россия», которая на момент постройки (1964–1967) была признана самой большой в мире. В начале 1970-х её даже внесли в Книгу рекордов Гиннесса. Дизайнеры ВНИИТЭ должны были с помощью доступных средств преобразить торжественные залы гостиницы.
Многие сотрудники ВНИИТЭ занимались организационной и научной подготовкой конгресса. В основе рабочей группы, ответственной за дизайн мероприятия, были главный художник — Виктор Зенков, руководитель группы графических работ — теоретик и историк дизайна Елена Черневич, ответственный исполнитель — художник и графический дизайнер Игорь Березовский, руководитель группы архитектурного проектирования — архитектор, художник и педагог Александр Ермолаев, ответственный исполнитель — дизайнер и художник-экспозиционер Евгений Богданов (слева направо на фото ниже).
Дизайнеры решили подчеркнуть краткосрочный характер конгресса и одновременно отгородиться от монументальных мраморных интерьеров гостиницы. Они предложили модный сегодня формат поп-ап-мероприятия. Это яркие и непродолжительные по времени события, которые специально организуют в неожиданных и чужеродных пространствах.
Мебель
Холл первого этажа во время конгресса изменился: появились информационные стенды, кресла, табуреты, письменные и журнальные столы. Все они были сделаны из картона. Проектировщиком мебели был Евгений Богданов под руководством Александра Ермолаева.
Выбор картона в качестве основного материала был удачным решением сразу по нескольким причинам:
- Доступный материал и простые в изготовлении конструкции. В советской культуре было популярно делать вещи самостоятельно, это близко актуальному направлению дизайна DIY (Do it yourself, или «сделай сам»). Особенно ценились простые и недорогие решения. Хотя у всей мебели для ИКСИД-75 были авторские свидетельства на промышленный образец, некоторые российские производители продолжают и сегодня копировать эти модели.
- Мебель из картона легко перемещать. По задумке организаторов, участники могли самостоятельно группировать мебель для свободного формата общения. В теории на картонные стенды любой участник мог прикрепить листки с информацией.
- Оборудование из картона можно утилизировать. С помощью такого проекта обозначалась забота организаторов об экологии, это была отсылка к популярной практике сбора макулатуры.
- Мебель из картона достаточно долговечна. Некоторые предметы, изготовленные для конгресса, сохранились до наших дней.
Мебель для конгресса продолжает идеи известных авторов 1960-х — начала 1970-х годов: от дешёвой детской мебели британского дизайнера Питера Мёрдока до прочного и практичного стула «Отто» из неокрашенного гофрокартона немецкого дизайнера Петера Рааке, а также эксцентричных мебельных экспериментов канадского архитектора-постмодерниста Фрэнка Гери.
Кроме того, картонное оборудование для конгресса ИКСИД попадёт в современный тренд рабочих мест из картона — например, компактный письменный стол, использовавшийся на стойках регистрации. Современные проекты: картонный офис голландского рекламного агентства Nothing (2009) или картонный стол из трёх деталей от датского стартапа Stykka (2020).
Сувениры и аксессуары
Для конгресса дизайнеры создали также аксессуары и подарки. Это были холщовые сумки и предметы интерьера из керамики. Однако не все эскизы и прототипы были реализованы. Например, в архиве Евгения Богданова сохранился проект картонной кепки-козырька, эскиз квадратной пепельницы, вдохновлённой образом «Бесконечного города» итальянских архитекторов Superstudio, прототип керамической пепельницы в виде скомканного листа белой бумаги.
В итоге из керамических аксессуаров для конгресса были сделаны пепельницы-«мишени» в виде рельефных концентрических кругов. Такой дизайн показывал: это не просто функциональные предметы, а своеобразные «центры общения», собирающие людей вокруг стола. Также были созданы лаконичные цилиндрические вазы для сухих и свежих цветов.
Айдентика
Графику для конгресса создал Игорь Березовский. Двуязычный логотип ИКСИД 75 / ICSID 75, основные надписи на навигации и документах были набраны неофициальной кириллической версией достаточно нейтрального и ещё модного тогда шрифта Univers Адриана Фрутигера.
Эмблемы или графического знака, который бы символизировал мероприятие, как это было принято в те годы, не было. Изобразительная и смысловая нагрузка смещалась на расположенный рядом с логотипом графический силуэт толпы. Его получили на основе фотографий людей, снятых на улицах Москвы. Исходные снимки обработали с увеличением контрастности и превратили в двухцветные силуэты или контуры. Люди свободно «гуляли» по деловой документации: так раскрывалась тема конгресса — «Дизайн для человека и общества».
Раскрашенные образы людей были на всех носителях: бюллетенях, бланках, пригласительных билетах, конвертах, указателях, информационных стендах.
Настоящим произведением искусства стала серия плакатов, каждый из которых содержал стилизованный фотопортрет человека на одну из подтем конгресса. Яркие двухцветные работы были выполнены в технике шелкографии и отчасти вдохновлены одним из любимых художников Березовского — Энди Уорхолом.
Ещё одно свежее решение — использовать разноцветные бумажные бирки. Как вспоминала Елена Черневич: «Бирки (слово „бейджик“ тогда было неведомо), идентифицирующие представителей различных служб, открыто болтающиеся на шнурке, — дизайнеры ВНИИТЭ ввели у нас впервые».
«Полиэкраны и цензура»
Необычно и инновационно было то, что на конгрессе была заявлена мультимедийная программа. В неё входили полиэкранный фильм, информационные и биографические блоки, а также стены, на которой демонстрировались достижения в художественном конструировании.
Стоит отметить, что полиэкраны уже применялись и в западных, и в социалистических странах. Пионерами в этой области были Йозеф Свобода и Адольф Родак, которые впервые показали полиэкраны на всемирной выставке в Брюсселе на Экспо-58, в павильоне Чехословакии.
Авторами фильма для ИКСИД в Москве были режиссёр Юрий Решетников и художник Юрий Соболев. За информационные экраны отвечал Александр Фарберман.
Изначальный вариант фильма был грандиозен, как в техническом плане, так и в смысловом. Чего стоил только составной экран размером 10×10 метров. В своей основе картина предполагала критически посмотреть на общество потребления через демонстрацию товарного изобилия «западного образа жизни», отсылая своим визуальным рядом к «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха. Однако, как вспоминали авторы, от первоначальной затеи пришлось отказаться, и вся программа открытия была сильно сокращена.
В итоге за три недели до начала конгресса режиссёр Юрий Решетников с командой сделали пятиминутный дивертисмент на песню «Подмосковные вечера», который был принят комиссией. Кстати, аудиосопровождение к первоначальному фильму составил теоретик дизайна и музыковед Леонид Переверзев. По этому случаю на «Мелодии» в качестве сувенира выпустили пластинку в белом конверте с логотипом ИКСИД-75.
* * *
История подготовки и проведения IХ Международного конгресса ИКСИД в Москве 1975 года по-прежнему недостаточно изучена. Недооценённой остаётся и роль этого события для советского и мирового дизайна.
С одной стороны, это был единственный подобный конгресс на территории СССР. По его итогам директор ВНИИТЭ Юрий Борисович Соловьёв был из вице-президента (1969–1976) избран на должность президента ИКСИД (1977–1980). Он стал первым президентом из социалистической страны, возглавившим эту крупнейшую международную организацию. Дизайн для конгресса был позитивно воспринят международным сообществом, интернациональные связи ВНИИТЭ усилились.
С другой стороны, многие контакты, сложившиеся на конгрессе, были искусственно прерваны советским руководством. Цензура на конгрессе и последующие изменения в работе института стали причиной увольнения или самостоятельного ухода ряда значимых сотрудников ВНИИТЭ.
Авторы статьи работают над книгой об этих событиях.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- История дизайна в 1970–1980-е годы. Часть вторая: графический дизайн
- История дизайна в 1970–1980-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура
- История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть вторая: графический дизайн
- История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура
- «Дизайн в деталях»: указующий перст