5 проектов Антонио Гауди
Саграда Фамилия и другие работы мастера каталонского модерна.
Иллюстрация: Pau Audouard Deglaire / Полина Честнова для Skillbox Media
Архитектор Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в Каталонии. Ещё в детстве у него диагностировали ревматизм, поэтому он не играл в активные игры с друзьями, а много гулял в одиночестве или часами лежал на траве, наблюдая за природой. У отца Гауди была своя котельная мастерская, где будущий мастер иногда помогал, постигая основы работы с материалами и объёмом.
В 1878 году Антонио Гауди окончил Провинциальную школу архитектуры в Барселоне. Первое время он разрабатывал мебель, атрибуты городского благоустройства, эскизы декора. К Парижской всемирной выставке 1878 года создал для производителя перчаток витрину-стенд из кованого железа, дерева и стекла. Этот изящный проект впечатлил крупного промышленника Эусеби Гуэля, который стал покровителем, другом и одним из главных заказчиков Гауди.
Проекты, созданные в результате сотрудничества мастера и мецената, подарили Барселоне архитектуру, которая сегодня входит в наследие ЮНЕСКО. Вскоре Гауди привлёк внимание и других крупных заказчиков и стал одним из главных испанских архитекторов.
В проектах Антонио Гауди детально отражал наблюдения за миром растений: гибкие природные линии, отсутствие резких углов, разнообразная естественная палитра. Он не готовил чертежей — пользовался моделями или эскизами, которые делал карандашом и тушью.
Гауди стал главным представителем каталонского модерна (в годовщину его смерти, 10 июня, теперь отмечается Всемирный день модерна). Однако каталонец сочетал в своих работах элементы разных стилей: неоготики, неоромантизма, восточного. Проекты были настолько неординарными, непостижимыми с точки зрения и технологии, и внешнего оформления, что современники задавались вопросом: гений Гауди или безумец. Расскажем о пяти проектах этого мастера.
Бельесгуард
1900
Башня Бельесгуард в Барселоне построена на руинах королевского замка XV века. Отголоски прошлого нашли отражение в новом проекте: у здания массивные стены, узкие готические окна, галерея с зубцами на верхнем этаже — элементы, напоминающие о средневековой крепости. Венчает постройку узкая башня с крестом на вершине. Фасад выглядит более сдержанным, чем в других проектах Гауди.
Внутри здания — арочные своды и круглые опоры-капители. Колонны, оконные и дверные проёмы украшает каменная мозаика, также в качестве декора мастер добавил кованые детали.
Парк Гуэля
1900
С 1900 по 1914 год Гауди работал над проектом и строительством парка Гуэля — общественного сада в Барселоне.
На входе посетителей встречают два павильона, похожие на огромные пряничные домики с глазированной крышей. Парадная лестница с фонтанами ведёт к Залу ста колонн — открытому пространству с асимметричными колоннами, поддерживающими крышу.
Архитектор создал пространство для прогулок и отдыха со сложной системой тропинок, дорожек и необычными архитектурными элементами. С широкой скамейки-парапета открывается вид на город. Мозаичные коллажи придают парку сюрреалистичный, сказочный вид.
Дом Бальо (Каса-Батльо)
1904
В начале XX века Антонио Гауди провёл реконструкцию бывшего доходного дома для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Сохранив исходную структуру дома, Гауди разработал для него фасад, заново спроектировал нижний этаж и бельэтаж, добавил подвал, мансарду, террасу и открытую площадку на крыше.
Архитектор сделал асимметричную крышу, изогнутые стены, окна и дверные проёмы органических форм, параболические арки-опоры, а также внутренние дворы, которые обеспечивают естественное освещение и вентиляцию. Фасад украшен мозаикой из разноцветного стекла и керамики, напоминающей поверхность воды. У балюстрад балконов и купола башни — форма костей.
Дом Мила (La Pedrera)
1906
Это последний законченный проект Антонио Гауди перед Саграда Фамилия. Особняк выполнен почти без прямых линий, корпус «очерчен» гибкими стенами, плавной линией балконов с витыми металлическими балюстрадами. Здание напоминает скалу с высеченными в ней пещерами — каменный фасад испещрён окнами разного размера и формы. Наверное, из-за этой ассоциации Дом Мила получил народное название La Pedrera — с испанского переводится как «каменоломня».
Гауди спроектировал три внутренних дворика, которые обеспечивают естественную вентиляцию всех этажей дома. Вместо стен внутри дома установлены перегородки, которые владельцы могли размещать так, как им удобно.
Саграда Фамилия
1884
Пожалуй, главная работа Антонио Гауди и один из основных символов Барселоны — даже несмотря на то, что проект, которому архитектор посвятил несколько десятков лет, так и не был завершён.
У здания три фасада, каждый из которых посвящён разным этапам жизни Иисуса Христа: рождению, страданиям и воскресению. Храм украшен скульптурами, разноцветными витражами, библейскими сюжетами. Самая высокая башня будет достигать (строительство ещё продолжается) 172 метров.
Внутри храма — параболические и гиперболические своды, круглые и эллипсоидные окна. Роль несущих конструкций в здании выполняют колонны, разветвляющиеся под потолком.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!