Тренды в дизайне: откуда они возникают и как с ними работать
Дизайнеры-эксперты объясняют, что будет модным в 2024 году и почему.
 
 
Арт-директор и сооснователь ESH Gruppa Филипп Третьяков и Нина Захарова, глава контента приложения W1D1, автор канала и рассылки curiosity archives, проанализировали глобальные социоэкономические факторы и дали прогноз трендов будущего.
Откуда берутся тренды
Стили в визуальном языке, эстетические направления и вообще красивые картинки не появляются сами по себе. Всё, что делают дизайнеры, — это отражение глобальных процессов и явлений.
Дизайн всегда находится в мировом политическом и экономическом контексте, и на тренды дизайна тоже влияют глобальные предпосылки.
На экономику и дизайн в 2023 году влияли большие факторы, которые останутся в силе на ближайшие пару лет:
Рецессия
Глобальный кризис в экономике сказывается и на дизайне. Рецессия влияет на изменение условий труда; на инструменты, которые мы используем в работе; на уровень ожиданий от нанимаемых специалистов; на перераспределение сокращающихся ресурсов внутри компаний и студий. Так, бизнес больше денег вкладывает в маркетинг и инфлюенсеров и меньше — в креатив.
Эскапизм и ностальгия
Из-за инфляции и неспособности планировать люди ощущают неуверенность в завтрашнем дне — как следствие, обращаются к прошлому, ищут в воспоминаниях покой. Им становится важно найти что-то приятное сердцу в знакомых вещах.
В кино и в поп-культуре мы возвращаемся к визуальным атрибутам прошлого, потому что нам приятно там находиться. Там нет ничего нового, и ничего страшного с нами не произойдёт.

Кадр: фильм «Air: Большой прыжок» / Amazon Studios
Распространение AI
Новые технологии «взрывают» разные сферы, и это будет продолжаться во всех индустриях, в том числе в дизайне.

Изображение: Deeplocal
Децентрализация
Этот фактор связан в том числе и с новыми технологиями — например, криптовалютами и прочими негосударственными цифровыми ценностями.
Web3 появился как реакция на то, что современный интернет оказался под властью капитализма, государственной и корпоративной цензуры, и из него практически исчезли свободные и бесплатные пространства для единомышленников. Из этой Web3-философии и запроса на независимость от больших контролирующих институций выросли NFT, блокчейн и криптовалюты: с помощью этих инструментов энтузиасты пытаются снова сделать веб-пространство «своим».
Тренд на децентрализацию вошёл и в дизайн-работу — и с точки зрения проектов, над которыми мы можем работать, и с точки зрения инструментов, которыми мы пользуемся.
Климатический кризис
Из нишевой темы для энтузиастов экология окончательно стала повесткой мейнстримной и обязательной. Теперь о климатических проблемах говорят и думают не только политики и учёные: пока режиссёры снимают об этом кино, а музыканты посвящают природе целые альбомы, дизайнеры и креаторы вынуждены познавать азы устойчивого производства.

Фото: Stella McCartney
Человеку нужен человек
В достаточно сложных ситуациях всё более ценными и нужными становятся искренние человеческие отношения, нежность, гуманистичность.

Что будет в моде в 2024-м
New age, магия и эзотерика
Чем больше в мире происходит проблем, на которые обычные люди никак не могут повлиять, тем чаще они начинают обращаться к потустороннему — и на это реагирует бизнес.
Бренды всё чаще делают отсылки к эстетике new age, вдохновляются магией и эзотерикой: у Нью-Йорка появляется собственная колода Таро, Spotify выступает в жанре гороскопа во Wrapped, а дизайнеры делают отсылки в айдентике к журналу Whole Earth Сatalogue.

Изображение: Stora Skuggan / Spotify / Herbar / Elise Rigollet
Тренд на магическое отражает глобальные факторы: ностальгию, стремление к природе и локальным сообществам, эскапизм.

Читайте также:
Throwback-культура
Ностальгия определяет тренды последние несколько лет — меняются лишь периоды прошлого, которыми мы будем вдохновляться завтра. Если в 2023 году это был Y2K и ретрофутуризм, то в 2024-м дизайн движется к midcentury design и ревущим двадцатым.

Читайте также:
Тренд на визуальные стили прошлого отражает глобальные факторы: ностальгию, стремление к сообществу, интерес к DIY.
Середина XX века
Эпоха смелой работы с цветами, болдовой типографикой и простой, но выразительной иллюстрацией. Референсы — работы Сола Басса, Херба Любалина и Элейн Люстиг Коэн.

Изображение: Netflix is a joke / Porto Rocha

Изображение: Foxtrot / Perky Bros
Ревущие двадцатые
Ар-деко — классический спутник экономических кризисов и турбулентных исторических периодов. Это визуальный пир во время чумы, символ богатства тех, кто даже в экономические кризисы становится только богаче. Чем роскошнее дизайн, тем проще людям объяснить, за что и почему они должны платить дорого.
А значит, ждём позолоту, вычурную типографику, паттерны и гранёное стекло.

Изображение: Les paradis artificiels / Horror vacui studio

Изображение: ARCHIVEAT / Plus X Creative Partner / Behance
AI-революция
В 2024 году технологии искусственного интеллекта продолжат широко внедряться в дизайн-индустрию: эйфория от новой технологии спадает, она становится нормой. ИИ внедряют в самые популярные инструменты, а дизайнеры изучают пути утилитарного применения промпт-инжиниринга:
ИИ для абстракции
Нейросети «понимают» даже самые странные брифы. Некоторые визуализации уже сейчас легче, быстрее и качественнее сделать с помощью AI, чем заказывать у специалиста. Например, абстрактные изображения, существующие на границе между фотографией и иллюстрацией.

Скриншот: W1D1
ИИ для артефактов
Так как AI обучается на огромных массивах данных, он не очень хорошо справляется с детализацией и неизбежно повторяет клише. Чтобы избежать узнаваемой AI-эстетики, нужно активно вмешиваться в рабочий процесс.
Однако дизайнеры могут не скрывать использование AI, а делать эффект зловещей долины главным визуальным решением айдентики и кампаний или вообще инструментом исследования.

Изображение: La Monnaie / Base Design
IKEA и студия Space10 с помощью AI изучали, как могут выглядеть тарелки из локальных материалов по всему миру. Это пример, как ИИ можно использовать в рамках некоторого социологического проекта, где исследуются обобщения и паттерны мышления

Анимация всего
Статичное изображение стремительно теряет актуальность из-за тысячи экранов и сообщений, конкурирующих за внимание зрителей. Всё больше брендов будут использовать моушн-дизайн, чтобы создавать выразительные истории.
Аксиомой становится подход: дизайн должен быть заточен под динамику.
Тренд на динамику без остановки — это глобальное стремление следовать авангарду технологий.
Типографика как инструмент интонации
Шрифт — минималистичный способ настроить интонацию бренда, и компании с помощью типографики стремятся найти новые способы заявить о собственной аутентичности и уникальности.
Нейтральные гротески уходят: усталость от унификации и обезличенности возвращает в дизайн выразительные антиквы и харáктерные акцидентные шрифты.


Фото: 4creative / Studio Kiln
Тренд на особенные типографические решения отражает ностальгию и стремление за технологиями.
Ugly-дизайн
Прошлогодний тренд на радостный сюрреализм трансформируется в сюрреализм дистопический. На новую эстетику «некрасивого» влияют и распространение сгенерированных ИИ-картинок, и экономическая рецессия:
- Нейросети пока не способны воспроизводить творческое и не подходящее под алгоритмы, поэтому некрасивость и странность дизайнеры и художники используют в попытке уберечь «человеческую» работу от копирования.
- Бренды и корпорации зачастую работают с небольшими креаторами не только потому, что хотят быть «аутентичнее» и ближе к своим потребителям, но и потому, что это банально дëшево.
Этот тренд распространяется и на брендинг, и на 3D, и на фотографию.

Изображение: Loewe / постер к фильму «Бедные-несчастные» / Searchlight Pictures / The Good Gut Drink / Good Shit Soda
Тренд на неэстетичную эстетику — это стремление к гуманизации, DYI-экспериментам, желание принадлежать к сообществам, ностальгия и эскапизм.
Экоматериалы
В упаковке продуктов всё чаще используют современные «устойчивые» материалы: от грибов и водорослей до переработанного пластика и систем рефиллов. Тактильные текстуры и формы материалов становятся важной частью айдентики.

Изображение: Notpla / Don’t touch my skin
Полная запись вебинара о трендах-2024
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    

 
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    