Дизайн Маркетинг
#статьи

Тренды в дизайне: откуда они возникают и как с ними работать

Дизайнеры-эксперты объясняют, что будет модным в 2024 году и почему.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Арт-директор и сооснователь ESH Gruppa Филипп Третьяков и Нина Захарова, глава контента приложения W1D1, автор канала и рассылки curiosity archives, проанализировали глобальные социоэкономические факторы и дали прогноз трендов будущего.

Нина Захарова

Глава контента в W1D1 app, автор канала и рассылки curiosity archives.

Филипп Третьяков

Графический дизайнер, арт-директор, сооснователь студии ESH Gruppa.

Откуда берутся тренды

Стили в визуальном языке, эстетические направления и вообще красивые картинки не появляются сами по себе. Всё, что делают дизайнеры, — это отражение глобальных процессов и явлений.

Дизайн всегда находится в мировом политическом и экономическом контексте, и на тренды дизайна тоже влияют глобальные предпосылки.

На экономику и дизайн в 2023 году влияли большие факторы, которые останутся в силе на ближайшие пару лет:

Рецессия

Глобальный кризис в экономике сказывается и на дизайне. Рецессия влияет на изменение условий труда; на инструменты, которые мы используем в работе; на уровень ожиданий от нанимаемых специалистов; на перераспределение сокращающихся ресурсов внутри компаний и студий. Так, бизнес больше денег вкладывает в маркетинг и инфлюенсеров и меньше — в креатив.

Эскапизм и ностальгия

Из-за инфляции и неспособности планировать люди ощущают неуверенность в завтрашнем дне — как следствие, обращаются к прошлому, ищут в воспоминаниях покой. Им становится важно найти что-то приятное сердцу в знакомых вещах.

В кино и в поп-культуре мы возвращаемся к визуальным атрибутам прошлого, потому что нам приятно там находиться. Там нет ничего нового, и ничего страшного с нами не произойдёт.

В 2023 году вышел фильм Air о событиях 1984 года. В его сюжете нет ничего пугающего и неожиданного: зрители знают, что Майкл Джордан станет величайшим игроком в баскетбол, что кроссовки Air Jordan будут крупным бизнес-успехом, а создатели этого продукта будут собой гордиться
Кадр: фильм «Air: Большой прыжок» / Amazon Studios

Распространение AI

Новые технологии «взрывают» разные сферы, и это будет продолжаться во всех индустриях, в том числе в дизайне.

Рекламная кампания Virgin Voyages с дипфейк Дженнифер Лопез — Jen AI. Она «лично» приглашает клиентов в путешествие
Изображение: Deeplocal

Децентрализация

Этот фактор связан в том числе и с новыми технологиями — например, криптовалютами и прочими негосударственными цифровыми ценностями.

Web3 появился как реакция на то, что современный интернет оказался под властью капитализма, государственной и корпоративной цензуры, и из него практически исчезли свободные и бесплатные пространства для единомышленников. Из этой Web3-философии и запроса на независимость от больших контролирующих институций выросли NFT, блокчейн и криптовалюты: с помощью этих инструментов энтузиасты пытаются снова сделать веб-пространство «своим».

Тренд на децентрализацию вошёл и в дизайн-работу — и с точки зрения проектов, над которыми мы можем работать, и с точки зрения инструментов, которыми мы пользуемся.

Климатический кризис

Из нишевой темы для энтузиастов экология окончательно стала повесткой мейнстримной и обязательной. Теперь о климатических проблемах говорят и думают не только политики и учёные: пока режиссёры снимают об этом кино, а музыканты посвящают природе целые альбомы, дизайнеры и креаторы вынуждены познавать азы устойчивого производства.

Материал Savian от компании BioFluff — это искусственный мех, который делают из растительных отходов. Его уже используют fashion-бренды Ganni и Stella McCartney
Фото: Stella McCartney

Человеку нужен человек

В достаточно сложных ситуациях всё более ценными и нужными становятся искренние человеческие отношения, нежность, гуманистичность.

Изображение: Филипп Третьяков / Нина Захарова

Что будет в моде в 2024-м

New age, магия и эзотерика

Чем больше в мире происходит проблем, на которые обычные люди никак не могут повлиять, тем чаще они начинают обращаться к потустороннему — и на это реагирует бизнес.

Бренды всё чаще делают отсылки к эстетике new age, вдохновляются магией и эзотерикой: у Нью-Йорка появляется собственная колода Таро, Spotify выступает в жанре гороскопа во Wrapped, а дизайнеры делают отсылки в айдентике к журналу Whole Earth Сatalogue.

Парфюм, интерфейс Spotify Wrapped, вижуал для бренда косметики
Изображение: Stora Skuggan / Spotify / Herbar / Elise Rigollet

Тренд на магическое отражает глобальные факторы: ностальгию, стремление к природе и локальным сообществам, эскапизм.

Throwback-культура

Ностальгия определяет тренды последние несколько лет — меняются лишь периоды прошлого, которыми мы будем вдохновляться завтра. Если в 2023 году это был Y2K и ретрофутуризм, то в 2024-м дизайн движется к midcentury design и ревущим двадцатым.

Тренд на визуальные стили прошлого отражает глобальные факторы: ностальгию, стремление к сообществу, интерес к DIY.

Середина XX века

Эпоха смелой работы с цветами, болдовой типографикой и простой, но выразительной иллюстрацией. Референсы — работы Сола Басса, Херба Любалина и Элейн Люстиг Коэн.

Айдентика стендап-фестиваля
Изображение: Netflix is a joke / Porto Rocha
Айдентика для бренда хот-догов
Изображение: Foxtrot / Perky Bros

Ревущие двадцатые

Ар-деко — классический спутник экономических кризисов и турбулентных исторических периодов. Это визуальный пир во время чумы, символ богатства тех, кто даже в экономические кризисы становится только богаче. Чем роскошнее дизайн, тем проще людям объяснить, за что и почему они должны платить дорого.

А значит, ждём позолоту, вычурную типографику, паттерны и гранёное стекло.

Editorial о парфюме Byredo
Изображение: Les paradis artificiels / Horror vacui studio
Айдентика доставки продуктов
Изображение: ARCHIVEAT / Plus X Creative Partner / Behance

AI-революция

В 2024 году технологии искусственного интеллекта продолжат широко внедряться в дизайн-индустрию: эйфория от новой технологии спадает, она становится нормой. ИИ внедряют в самые популярные инструменты, а дизайнеры изучают пути утилитарного применения промпт-инжиниринга:

ИИ для абстракции

Нейросети «понимают» даже самые странные брифы. Некоторые визуализации уже сейчас легче, быстрее и качественнее сделать с помощью AI, чем заказывать у специалиста. Например, абстрактные изображения, существующие на границе между фотографией и иллюстрацией.

Экраны приложения W1D1
Скриншот: W1D1

ИИ для артефактов

Так как AI обучается на огромных массивах данных, он не очень хорошо справляется с детализацией и неизбежно повторяет клише. Чтобы избежать узнаваемой AI-эстетики, нужно активно вмешиваться в рабочий процесс.

Однако дизайнеры могут не скрывать использование AI, а делать эффект зловещей долины главным визуальным решением айдентики и кампаний или вообще инструментом исследования.

Бренд-кампания для Брюссельской оперы
Изображение: La Monnaie / Base Design

IKEA и студия Space10 с помощью AI изучали, как могут выглядеть тарелки из локальных материалов по всему миру. Это пример, как ИИ можно использовать в рамках некоторого социологического проекта, где исследуются обобщения и паттерны мышления

Изображение: Space10

Анимация всего

Статичное изображение стремительно теряет актуальность из-за тысячи экранов и сообщений, конкурирующих за внимание зрителей. Всё больше брендов будут использовать моушн-дизайн, чтобы создавать выразительные истории.

Аксиомой становится подход: дизайн должен быть заточен под динамику.

Тренд на динамику без остановки — это глобальное стремление следовать авангарду технологий.

Типографика как инструмент интонации

Шрифт — минималистичный способ настроить интонацию бренда, и компании с помощью типографики стремятся найти новые способы заявить о собственной аутентичности и уникальности.

Нейтральные гротески уходят: усталость от унификации и обезличенности возвращает в дизайн выразительные антиквы и харáктерные акцидентные шрифты.

Скриншот: сайт Interview Magazine / Skillbox Media
Айдентика конференции Too Much To Watch
Фото: 4creative / Studio Kiln

Тренд на особенные типографические решения отражает ностальгию и стремление за технологиями.

Ugly-дизайн

Прошлогодний тренд на радостный сюрреализм трансформируется в сюрреализм дистопический. На новую эстетику «некрасивого» влияют и распространение сгенерированных ИИ-картинок, и экономическая рецессия:

  • Нейросети пока не способны воспроизводить творческое и не подходящее под алгоритмы, поэтому некрасивость и странность дизайнеры и художники используют в попытке уберечь «человеческую» работу от копирования.
  • Бренды и корпорации зачастую работают с небольшими креаторами не только потому, что хотят быть «аутентичнее» и ближе к своим потребителям, но и потому, что это банально дëшево.

Этот тренд распространяется и на брендинг, и на 3D, и на фотографию.

Имидж рекламной кампании Loewe. Постер к фильму «Бедные-несчастные». Банка газировки Good Sh*t Soda
Изображение: Loewe / постер к фильму «Бедные-несчастные» / Searchlight Pictures / The Good Gut Drink / Good Shit Soda

Тренд на неэстетичную эстетику — это стремление к гуманизации, DYI-экспериментам, желание принадлежать к сообществам, ностальгия и эскапизм.

Экоматериалы

В упаковке продуктов всё чаще используют современные «устойчивые» материалы: от грибов и водорослей до переработанного пластика и систем рефиллов. Тактильные текстуры и формы материалов становятся важной частью айдентики.

Исчезающая упаковка из водорослей. Универсальный флакон и баночка-рефилл с сывороткой
Изображение: Notpla / Don’t touch my skin

Полная запись вебинара о трендах-2024

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована