ESH Gruppa создала айдентику для архитектурного бюро FORM
Вариативный шрифт, трёхчастная структура и облачный логотип.


: FORM / дизайн студии ESH Gruppa
Московское архитектурное бюро FORM занимается созданием уникальных общественных и частных объектов. Студия ESH Gruppa разработала для него новый логотип и создала сайт.



Филипп Третьяков
арт-директор
«Сама концепция трёхчастности, которая используется в логотипе и во всей айдентике, как раз рождена в коллаборации с бюро. Основатели бюро хотели, чтобы в новой айдентике транслировались принципы, определяющие их подход к работе. Мы их сформулировали.
Первый пункт — сообщество. FORM важны и студенты-стажёры, и друзья-художники, которые их окружают. Это люди, которые помогают им находить идеи. Для них очень важно было работать не только с архитекторами, но и с людьми из других сфер. Поэтому логотип в первой стадии получился облачный и как бы раздробленный.
Второй пункт — это метод. Это те тексты, которые они пишут под каждый проект. У бюро очень много вербализации в работе, не только формы. Поэтому второй пункт очень строгий, почти гротескный. При этом он нейтральный. История больше про текст, поэтому получился такой значок.
Третий пункт — архитектура. Это реализация проекта, здесь идеи обретают материальную форму. Поэтому финальную стадию логотипа мы сделали акцидентной, с жирными и выразительными буквами.
Синий цвет, которым был выполнен прошлый логотип, менять не стали. Дизайнеры оставили его, чтобы связать старый стиль компании с новым. Единственное — немного изменили оттенок.
Три версии логотипа соответствуют трём разделам нового сайта бюро. Страница „Сообщество“ — мудборд, который наполняет команда. Там собраны ссылки на статьи, проекты, события. В „Методе“ можно найти собственные исследования и тексты компании. А „Проекты“ — портфолио, основной акцент здесь на фотографиях.
При переходе от одной страницы сайта к другой логотип плавно меняется. Для этого дизайнеры применили технологию вариативных шрифтов и сделали логотип анимированным».


Анастасия Черепанова
дизайнер
«Мы подумали, что было бы здорово использовать только типографическое решение, и для этой концепции подходила технология вариативных шрифтов, чтобы логотип плавно анимировался при переходе на соответствующие разделы сайта. Тогда как раз стали появляться вариативные шрифты, и эти технологии активно развивались в шрифтовых программах. Было интересно попробовать.
Мне нужно было создать три стадии логотипа, которые визуально отображали бы содержание трёх тем. Изначально первая стадия была не про сообщество, а про эскизы. Мы решили, что первый шрифт должен напоминать черновик — быть непроявленным, только намекающим на формы букв.
Вторая стадия — про текст и концепцию, поэтому там должен был быть хорошо читаемый гротеск. И третья стадия — про реализацию архитектурных проектов, когда он приобретает материальность: должна была получиться активная акциденция с жирными графемами. Я делала эскизы, искала форму, мы много обсуждали её на общих встречах и наконец выбрали те стадии, которые нас устраивают. И я перешла к созданию шрифта в программе Glyphs.
Никто из нас не делал до этого вариативные шрифты, и оказалось, что мы выбрали довольно непростую задачу, поскольку не учитывали технические особенности при придумывании форм. Обычно создание вариативного шрифта подразумевает, что ты отрисовываешь крайние стадии, а все промежуточные программа создает сама.
Из-за того, что у нас переходы от одного состояния в другое получились сложными, автоматические решения не действовали — буквы сильно искажались или точки приходили не туда. Поэтому пришлось нарисовать не три, а восемь стадий, чтобы буквы анимировались плавно».



Студия разрабатывала айдентику в течение четырёх месяцев. Большую часть из этого времени команда отрисовывала буквы и создавала логотип. Работа над сайтом заняла тоже около четырёх месяцев.
Сейчас FORM использует обновлённую айдентику на физических носителях и в соцсетях, но новый сайт не работает, потому что в период, когда его создавали, у архитектурного бюро сменилось руководство.