Дизайн
#статьи

Что такое доступность? Объясняем простыми словами

Заходят как-то в бар дизайнер и айтишник, а джун их спрашивает: «И как это понимать?»

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Доступность — это термин, который встречается и в дизайне, и в айти. Он означает одно и то же? Или в каждой области подразумевается своё значение?

Простыми словами объясняют, что значит «доступность», экспертка в дизайне Елена Бобина и эксперт в разработке Август Вилакия.

Елена Бобина

Основательница и арт-директор агентства «Е–Б», жюри Awwwards в 2022 и 2023 году. Ведёт телеграм-канал для дизайнеров.

Елена Бобина о доступности на дизайнерском

Что такое понятный дизайн

Обычно мы используем слово «доступность» не само по себе, а в составе фразы — например, «доступность дизайна», «доступность интерфейса».

Доступность — очень объёмный термин, который в рамках дизайна можно трактовать по-разному. Вместо него можно использовать синонимы: понятность, простота, очевидность, инклюзивность.

Когда я использую фразу «доступный дизайн», я имею в виду дизайн, который будет понятен нашему пользователю. А дальше всё зависит от того, кто это.

  • Если мы делаем баннер с рекламой для бабушек, то «доступным» будет дизайн с минимумом эффектов, простыми решениями и крупными шрифтами.
  • Делаем дизайн для подростков — «доступным» станет дизайн с мемами и сленгом.
  • Делаем дизайн для носителей разных языков — «доступным» станет дизайн, переведённый на максимальное количество языков или понятный без знания языка вообще.

Что такое инклюзивный дизайн

Ещё одно важное значение слова «доступность» — инклюзивность. Это случай, когда мы адаптируем дизайн под пользователей с особенностями восприятия: нарушениями слуха, зрения или цветовосприятия.

Например, нарушением восприятия цвета страдает до 10% людей. Только подумайте: потенциально каждый 10-й посетитель вашего сайта может видеть цвета иначе, чем их видите вы. Из-за неправильно выбранных цветов он может не прочесть важный текст или пропустить кнопку. Получается, что ваш дизайн для него недоступен.

Ещё из банального — для заботы о пользователях с нарушениями зрения мы должны:

предусмотреть гибкий дизайн, который легко подстраивается под изменение размера шрифта;

заложить достаточно читабельные размеры;

учесть контраст текста относительно фона.

Даже пользователю без значительных нарушений зрения будет трудно читать супермелкий текст на ярком фоне — получается, ваш дизайн снова для кого-то недоступен.

Про доступность с точки зрения инклюзивности можно написать отдельную статью, здесь ограничусь одной фразой: помните, что не все пользователи могут взаимодействовать с интерфейсом так же, как вы.

Доступный дизайн и эстетика. С картинками

Важная особенность доступного дизайна в том, что доступность почти всегда не связана с красотой.

Дизайн может не соответствовать трендам, быть морально устаревшим и совершенно ужасным — но оставаться доступным.

У меня есть много примеров доступного дизайна из путешествий.

Идеально доступный дизайн из парка Игуасу, Аргентина. Текста нет вообще, но всё абсолютно понятно: по дорожке прямо нас ждёт водопад, причал и кафе, а налево — туалет
Фото: предоставлено Еленой Бобиной
Улан-Удэ. Тут доступный скорее не дизайн, а нейминг
Фото: предоставлено Еленой Бобиной
Монголия, город Ховд. Вы вряд ли знаете монгольский, но поймёте, что этот баннер говорит нам: алкоголь — плохо. Это доступный дизайн
Фото: предоставлено Еленой Бобиной
Чтобы этот дизайн был нам доступен, мы должны посмотреть «Игру престолов». Но если мы её смотрели и хотим королевский шашлык — вопросов, куда пойти, не останется
Фото: предоставлено Еленой Бобиной
Эта штука в самолёте выглядит странно, но мы видим иконку с вешалкой и понимаем, что сюда можно что-то повесить. Довольно доступно
Фото: предоставлено Еленой Бобиной
Чтобы использовать интернет в Аргентине, мне нужно приложение местного оператора. Оно полностью на испанском, там нет ни одной фразы на русском, но даже без знания языка легко понять, как подключить дополнительный интернет: рядом с доступными гигабайтами большая круглая кнопка со знаком +. Я провела опрос у себя в соцсети: показала этот экран с замазанным текстом, и 90% людей поняли, что с этим делать. Это не очень красивый, но доступный дизайн
Скриншот: Елена Бобина
Для сравнения — главный экран нашего «МегаФона». Это очень красивый, но недоступный дизайн, если мы представим, что его целевая аудитория — люди, которые не знают русского языка
Скриншот: Елена Бобина

Август Вилакия

Ведущий бэкенд-разработчик мобильного приложения «Альфа-Банка».

Август Вилакия о доступности на айтишном

Недоступность — это проблема

Бывает такое, что заходишь во «ВКонтакте» и не обновляется лента, не отправляются сообщения. В такой ситуации пользователи идут в телеграм-чаты, чтобы проверить, работает ли социальная сеть у других.

Недавно Илон Маск породил тысячи мемов после того, как приобрёл Twitter и уволил больше половины разработчиков: это стало причиной аварий и в результате вызвало недоступность некоторой функциональности, а в какие-то моменты — и всего приложения.

Изображение: Public Domain

Что такое доступность в разработке

В разработке термин «доступность», или availability, используют как показатель того, насколько последовательно и надёжно приложение или сервис может давать пользователям ответ на их действия.

Когда мобильное приложение или сайт перестаёт отвечать на действия пользователей, то это говорит о недоступности его серверов. За пользовательским интерфейсом мобильного приложения или сайта на них скрывается бэкенд — то место, где исполняется логика приложения, хранятся данные, обрабатываются запросы пользователей.

Например, когда пользователь пытается отправить деньги через приложение банка и жмёт кнопку «Отправить», вся работа переходит в бэкенд. Именно там происходит поиск получателя, просчитывается комиссия за перевод и отправляется информация в другой банк.

А вот результат перевода, который обычно сопровождается фразой «Успешно выполнен» на экране пользователя, — это фронтенд (или пользовательский интерфейс).

Однако бывает ситуация, когда пользователь нажимает кнопку «Отправить», но в ответ получает ошибку или на экране совсем ничего не происходит. Причина — бэкенд приложения не передаёт вообще или передаёт некорректную информацию фронтенду приложения.

Соответственно, это недоступность.

Если говорить точнее, то доступность — это промежуток времени, в течение которого приложение доступно и корректно отвечает, а также времени, необходимого системе для ответа на запрос пользователя.

Как оценивать доступность: главные метрики

Когда нужно оценить доступность приложения или сервиса, обращаются к специальным метрикам.

Изображение: Август Вилакия / Skillbox Media
  • Среднее время между недоступностью, или средняя наработка на отказ (mean time between failures, MTBF), — это метрика, которую стремятся повысить все разработчики.

Чем больше времени проходит между возникающими в приложении проблемами, тем более доступным оно становится. Поэтому цель для компаний — достичь как можно более высокого показателя этой метрики.

Для наглядности — простой пример. Допустим, мы оцениваем 24-часовой период и за это время потеряли три часа из-за трёх отдельных инцидентов недоступности.

Значит, общее время безотказной работы составило 21 час. Разделим этот показатель на количество недоступностей и получим семь часов — это и есть средняя наработка на отказ.

Изображение: Август Вилакия / Skillbox Media
  • Среднее время восстановительных работ (mean time to repair, MTTR) — эта метрика показывает, сколько в среднем разработчикам необходимо времени, чтобы восстановить нормальную работоспособность приложения или сервиса.

Предположим, что наше приложение не отвечало на запросы клиентов и было отключено суммарно на 40 минут в течение двух серий восстановительных работ за 24-часовой период. 40 делим на 2, получаем 20, так что наш показатель среднего времени восстановительных работ — 20 минут. Логично предположить, что чем меньше эта метрика, тем лучше.

  • В более широком смысле доступность выражается в процентах аптайма в год, то есть количестве времени, когда приложение отвечает пользователям корректно. Уровни доступности в таком случае выражаются в «девятках».

Если доступность приложения оценена в две девятки, это означает, что приложение доступно пользователям 99% времени. Как думаете, это много или мало?

Уровень доступностиДоступность в процентах или в «девятках»Время простоя в годВремя простоя в день
1–990%36,5 дня2,4 часа
2–999%3,65 дня14 минут
3–999,9%8,76 часа86 секунд
4–999,99%56,2 минуты8,6 секунды
5–999,999%5,25 минуты0,86 секунды
6–999,999%31,56 секунды8,6 микросекунды

Таблица девяток в IT

На самом деле это критически низкий уровень доступности приложения.

Представьте себе ситуацию, в которой каждую неделю Twitter или «ВКонтакте» падали бы на полтора часа. Даже минутная недоступность приложения, которым пользуются миллионы юзеров в день, способна вызвать негативную реакцию и повлечь за собой не только репутационные, но и большие денежные потери для компании.

Как улучшить доступность приложений

Есть разные стратегии.

  • Балансировка нагрузки (load balancing) ― это способ оптимального распределения запросов пользователей.

Для работы современных сервисов используется большое количество одинаковых серверов с дублирующимися данными. Соответственно, для улучшения доступности приложения или сервиса мы можем отправлять часть запросов пользователей на менее нагруженные серверы.

  • Масштабируемость (scalability) ― это возможность автоматического увеличения количества серверов, когда повышается нагрузка на приложение.

Представьте себе, как заметно увеличивается нагрузка на сервис Ozon в период больших распродаж. Значит, в такое время для поддержания работы сервиса нужно больше серверов, чем в обычные дни.

  • Отказоустойчивость (fault tolerance) ― это способность системы нормально функционировать даже при отказах.

Происходит это так: неработающая часть сервиса временно отключается и влечёт недоступность только одной функции приложения (к примеру, отправки сообщений), но сохраняет доступность других (чтение ленты, просмотр сообщества и так далее).

В итоге: почему доступность так важна?

Доступность приложений и сервисов напрямую влияет на надёжность и оперативность предоставления услуг. Системы должны быть надёжными и работать постоянно. Если приоритет компании — повышать доступность своих сервисов, то с большей вероятностью она будет предоставлять высококачественные услуги своим пользователям и успешнее конкурировать за место на рынке.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия UX/UI-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована